Основы теории социальной системы Лумана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории социальной системы Лумана



Системы оперируют:

· посредством различения себя и окружающего мира

· в результате аутопоэзиса

Метод теоретизирования:

· картотека (база данных теоретических конструкций) – аутопоэтическая системная парадигма + коммуникация + социальный конструктивизм

· наблюдение

o СМИ описывают общество – наблюдение первого порядка

o Исследователь наблюдает СМИ при их описании общества – наблюдение второго порядка

o Читатель работ исследователя наблюдает за тем, как тот наблюдает СМИ, описывающие общество – наблюдение третьего порядка

Общество:

· Подсистемы (религия, право, воспитание, политика, экономика, наука и т.д.

· Соц. системы особого рода (системы социального взаимодействия, организационные системы, интимные отношения и т.д.)

· Другие соц. системы (семья, соц. движения, искусство и т.д.)

Эволюция общества – смена типа коммуникации

Этапы эволюции:

1. Протообщество

· Люди живут вместе, но без языка – не социальны

· Наличие животной социальности

Переход к первому типу общества:

· коммуникация начинается с вербального взаимодействия

· соц. система существуют при обратной связи, которую обеспечивает язык

o функция языка – обеспечение обратной связи

o передает смысловые единицы символами трансляции

2. древние оральные общества

· основаны на вербальной коммуникации

· примитивная соц. система основанная на:

o родстве

o сигментарной дифференциации

o дифференциация «центр - периферия»

3. Письменное общество

· Изобретение письменности как причина смены типа общества

· Развитая культура

· Образование городов

· Возникновение соц. стратификации

· Различение информации (навязанное) и сообщения (необходимое)

4. Книгопечатное общество, мировое общество со средствами глобальной коммуникации

· Образование массовой единой сферы коммуникации

· Подсистемы общества выходят за пределы границ государств

· Коммуникация имеет массовый характер

· Пространство несущественно, децентрализация жизни

· Иерархию заменяет функциональная дифференциация

· Общество невозможно без средств массовой коммуникации

 

15. Теоретическое содержание работ Лумана «Невероятность коммуникации» и «Что такое коммуникация?»

"Что такое коммуникация?" + "Невероятность коммуникации"

Луман определяет общество как всеобъемлющую систему всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойэтически в совокупности всех коммуникаций.

Отвергает понятие коммуникации которое идёт от психологии. По его мнению К. производят не индивиды. К. производит К. К. – закрытая система, существующая сама по себе.

Луман отказывается рассматривать субъекта в рамках концепций социального действия. Отказались от субъекта – смотрим подробнее саму К.

3 компонента К. – информация, сообщение, понимание. Но К. не обязательно должна быть правильно понята, главное чтоб вообще поняли – тогда будет ответ. Информация – это то, что мне нужно в сообщении (книга – сообщения, информация – то, что я из неё возьму). Информация создаётся в самом процессе К., её не возможно записатьна носитель.

Можно ли рассматривать сообщение отдельно от информации? Нет. Только в единстве, т.к. информация в коммуникации в конкретный момент.

Сообщение – выражает объективные вещи? Нет! И информация, и сообщение – субъективны. Информация воспроизводит подающего, сообщение – принимающего. Системы закрыты и окружающий мир понимается опосредованно.

Зачем разделение на К. и восприятие? Восприятие – чисто механический процесс только в К. оно внутри человека, ни к чему ни обязывает. Может быть и без К.

У К. нет цели, либо «да», либо «нет», а сознание может мешать К., взять и прекратить. Психические состояния могут оказывать воздействия.

Сообщение имеет цель? Как составная часть К. – нет. Они есть просто потому что они есть.

Удвоение реальности:

Да и нет – К. пойдёт по двум путям. Получается 4 варианта для 2х путей... жесть.

О объективности ценностей речи нет, они эфемерны. Ценности свои не высказывают, т.к их надо обосновать, возможно получить неи, опять удвоение и ещё больше вариантов. А ещё ценности толкают партнёра в оборону, это тоже усложняет. О психическом аспекте – тоже.

Невероятность

Луман, в отличие от Парсонса, исходит из тезиса о невероятности социальной коммуникации самой по себе. В своей теории он описывает механизмы, с помощью которых общество превращает невероятность социально взаимодействия в его вероятность и даже надежность.

К. невероятна т.к по ходу решаются 3 проблемы – достижение, понимание, успех.

Эволюция в К. есть – становится больше посредников. А прогресса – нет. Как была К. – да/нет, так и осталась.

Критика

В социологической дискуссии высказываются следующие критические положения в адрес теории Н. Лумана:

• Она слишком абстрактна

• Гипертрофирует процессуальность социальной жизни

• Страдает недостатком саморефлексии и понятийной нестрогостью

• Невозможностью эмпирической проверки

• Слишком сложна, ее можно было бы изложить проще

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.009 с.)