Социальное неравенство и понятийный аппарат стратификации общества. Социальная стратификация российского общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное неравенство и понятийный аппарат стратификации общества. Социальная стратификация российского общества.



Под социальным неравенством понимается неравное распределение важнейших жизненных ресурсов и возможностей (классические критерии неравества):

• Собственности и дохода,

• власти,

• престижа профессии

• образования,

то есть ресурсов, необходимых для достижения общепризнанных жизненных целей и качества жизни. (дополнительными критериями неравенства могут быть раса, гендер, регион и т.д.)

Предметом социологического изучения неравенства являются следующие вопросы:

• общественные условия, которые способствуют воспроизводству неравенства

• критерии неравенства в разных обществах

• социальные группы, которые возникают на основе социального неравенства и их политическое поведение.

Социальная стратификация

Социальная стратификация — это система социального неравенства в данном обществе, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и иерархически организованных социальных групп, выделенных на основе вышеназванных критериев (собственность и доход, власть, престиж профессии и образование).

Теоретические основы теории социальной стратификации разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, М. Вебер, представители американской социологии.

Исторические типы стратификации

• Рабовладение и рабовладельческое общество

• Каста и кастовое общество

• Сословие и сословное общество (сословия в России: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, казачество)

Стратификация современного общества

Проблема моделирования социального неравенства состоит в том, чтобы модель, разработанная на основе таких критериев как собственность и доход, власть. Престиж профессии и образование с одной стороны была адекватной социальному расслоению, а с другой — достаточной простой для исследования и использования в социальной политике.

Модели социальной стратификации:

• одномерные и многомерные

• иерархические и неиерархические (на основе понятия социального положения, напр., Т. Гайгера)

Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Существует три классических направления стратификационных теорий - марксизм, функционализм и веберианство.

Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям м.классами. Главный тип стратификации, согласно марксизму, это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, пр.всего отношения собственности.

Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе, причём подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение социальной стратификации для общества. Вся функционалистская стратификационная схема выглядит как длинная непрерывная статусная шкала, которая складывается из множества профессиональныхтрупп.

веберианской, поскольку основывается на идеях Вебера М. Вебер М. предложил плюралистический подход к анализу социальной стратификации. По Веберу М., возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер М. выделяет три таких структуры - экономическую, социокультурную и политическую; соответственно, социальные группы, выделяющиеся в этих иерархических структурах, он определяет понятиями "класс", "статус" и "партия". Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции.

Концепции стратификация российского общества

Официальная модель социальной структуры советского общества (“2 + 1”).

Исследование новых тенденций социальной стратификации

Книга Восленского М. С. "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза" (М.,1991), в которой доказывается, что в СССР сложился новый правящий класс. Теоретическое значение книги в том, что было показано, что процессы классовой дифференциации относятся не только к далекому прошлому, как то утверждалось в советской идеологии, но и идут в советском обществе.

В настоящее время активно ведется исследование новых социальных слоев, прежде всего предпринимателей и бедных.

Многомерная модель стратификации советского и российского общества В. И. Ильина

 

Основная идея Ильина состоит в том, что понятие класса недостаточно для анализа стратификации российского общества. Однако для выделения социальных слоев российского общества большое значение имеют другие критерии социального неравенства, нежели классические.

Идейные источники теоретической модели Ильина:

• конструктивистский структурализм П. Бурдье и его понятие социального пространства

• идеи П. Сорокина о многомерности положения человека в обществе

• теория классов К. Маркса

• теория социальной стратификации М. Вебера

• анализ средних слоев американским социологом-неомарксистом Э. Райтом.

Основные теоретические положения:

• советское и постсоветское общество адекватно описывается моделью социальных слоев, а не классов;

• элементами социальной структуры выступают не люди, а позиции в социальном пространстве;

• социальные позиции не объективны, а представляют собой результат социального конструирования;

Если обобщить основные идеи работы, то можно утверждать, что социальная структура российского общества представляет собой процесс социального конструирования и воспроизводства людьми социальных слоев в нескольких аспектах одновременно.

 

8. Поведение, социальное действие, социальное взаимодействие. Теоретическое содержание работы Вебера «Основные социологические понятия». Диспозиционная концепция личности.

Поведение и социальное действие

Поведением называется присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к окружающей среде.

Понятия поведения и действия в социологии

Изучение социального поведения является одной из важнейших предметных областей социологии. В социологии Макса Вебера проводится различие между поведением и социальным действием:

• Понятие социального действия охватывает только часть поведения, а именно: только ту часть поведения, которая является осмысленным и направлено на другого человека.

• Поведение носит реактивный характер, является ответом на раздражители окружающей среды, в то время как социальное действие является человеческим феноменом, основанным на активности личности в социальной ситуации. Понятие поведения применяется как к человеку, так к живым и неживым системам.

Темпоральная структура поведения в общем виде связана с последовательностью «стимул — поведенческий организм — реакция», в которой будущее состояние детерминировано прошлым.

Темпоральная структура социального действия включает проект (по А. Шюцу), т. е. представление о свершившемся поступке (модель осуществившегося будущего), которая управляет действующим лицом как бы из будущего.

Понятийный аппарат теории социального действия и теоретико-поведенческой социологии

Теория социального действия: социальное действие, ситуация, ориентация, цель, смысл и символ, мотив, выбор альтернатив.

Типы социальных действий (по м. Веберу): целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Лучше всего мы понимаем целерациональное действие, аффективное действие почти не поддается пониманию.

Теоретико-поведенческая социология: поведение, индивид, социальная среда и ее условия, социальное научение, стимул и реакция, адаптация.

Действие – осмысленно. Поведение – пассивно, может быть и не осмысленным. Для того чтобы предсказывать действия создал теорию идеальных типов (конструкция целерационального действия. По Веберу это не обобщение увиденного, это то, что в принципе должно быть в данном явлении) – 1 особенность гипертрофируем и смотрим на поведение, сравнивая с тем, что имеем на самом деле перед собой. Считал что в ходе истории действие человека всё больше рационально.

Диспозиционная регуляция поведения. Модель В. А. Ядова

Диспозиции личности — закрепившиеся предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности и действовать в условиях ситуации определенным образом. Диспозиции складываются в результате накопления социального опыта.

Структура диспозиционной системы

Структура отношений личности и условий деятельности

• потребности,

• условия деятельности и

• собственно диспозиционные образования, формирующиеся на стыке потребностей и условий их реализации.

Структура отношений личности и социальной среды представляет собой иерархию.

Иерархия потребностей

• На низшем уровне — витальные потребности;

• далее — потребность включения в ближайшее социальное (напр., в семью) окружение;

• затем — включенность в различные социальные группы;

• наконец — включенность в социальную систему (общество).

Структура условий ситуации

Условия ситуации, в которых реализуются потребности личности, образуют иерархию по степени стабильности.

• Низший уровень — наименее устойчивые, постоянно меняющиеся предметные ситуации.

• Средний уровень — условия группового общения, которые длительное время не меняются (семья, студенческая группа, трудовой коллектив)

• Общие условия общественной жизни — экономические, политические, культурные являются наиболее стабильными (в стабильном обществе)

Иерархия диспозиций

• Низший уровень — элементарные, фиксированные социальные установки. Складываются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Часто не осознаются. Поведение носит практический (прагматический) характер.

• Средний уровень — система социальных установок (аттитюды). Обладают сложной трехкомпонентной структурой, включающей:

• эмоциональный (оценочный),

• когнитивный (рассудочный) и

• собственно поведенческий (поведенческая готовность) аспекты.

Этот уровень формируется, как материальными потребностями, связанными с принадлежностью к первичным и другим группам, так и социальными ситуациями.

• Высший уровень образует общая направленность личности, которая находит выражение в системе ценностных ориентаций, что проявляется в определенных сферах социальной деятельности (напр. труд, досуг, политика). Этот уровень обеспечивает удовлетворения высших социальные потребностей человека, его самореализацию. Общая направленность личности, связанная с общими социальными условиями жизни человека, его понимаем смысла жизни обеспечивает координирующую роль для всех регуляторов поведения.

Функционирование диспозиционной системы

Поведение человека зависит от потребностей, условий ситуации и диспозиций. В нем можно различать несколько иерархических уровней.

1. Первый уровень — поведенческие акты, то есть реакции на актуальную предметную ситуацию, меняющиеся стимулы окружающей среды. Они адекватны с точки зрения психофизических потребностей в данный момент.

2. Второй уровень — поступки. Это привычные действия, складывающиеся из ряда поведенческих актов. Поступок обеспечивает соответствие между ситуацией и социальной потребностью человека. Ряд поступков образует стиль поведения в определенной сфере деятельности человека.

3. Третий уровень — целостное поведение человека в различных сферах деятельности, которое соответствует жизненному плану, направленному на достижение жизненных целей.

Диспозиционная система регулирует поведение личности на всех уровнях. В каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций.

• Высшие диспозиции личности задают общую направленность социального поведения

• Средний уровень (социально фиксированные установки — аттитюды) регулируют поведение в социальных группах. На этом уровне формируются поведенческие планы и программы.

• Низший уровень обеспечивают регуляцию поведения в простейших ситуациях.

• Высшие диспозиционные образования зависят скорее от общих социальных условий, низшие — от конкретных условий ситуации.

Перед поведенческим актом вся диспозиционная структура приходит в состояние готовности, образует актуальную диспозицию. Ведущую роль в ней играют те уровни иерархии и конкретные диспозиции, которые соответствуют определенным потребностям и условиям ситуации. Здесь большую роль играют накопленные человеком знания, его социальный опыт

В нормальных условиях поведение является рациональным и формируется во взаимодействии всех компонентов диспозиционной структуры. В ситуациях паники, депрессии, стресса, гнева установочная регуляция разрушается, теряет целесообразность, поведение носит аффективный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.048 с.)