В зависимости от интенсивности отраслевой конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от интенсивности отраслевой конкуренции



 

Наиболее интенсивная конкуренция проявляется на этапе зрелости отрасли. Как правило, борьба идет за величину рыночной доли, так как в большинстве случаев именно этот параметр в долгосрочном периоде определяет прочие. Чем больше количество отраслевых организаций и чем ближе их рыночные доли, тем интенсивнее конкуренция. Исходя из этих эмпирических и логически непротиворечивых зависимостей, применяются формализованные выражения для оценки интенсивности конкуренции отраслевых фирм (например, индексы Херфиндаля, Розенблюта, коэффициент Джини). Для оценки интенсивности конкуренции, как функции распределения рыночных долей, используется величина, прямо пропорциональная частному от деления среднеквартального отклонения рыночных долей конкурентов на среднеотраслевую рыночную долю отраслевой организации. Чем выше значение этой функции, тем менее интенсивна конкуренция, и наоборот. Интенсивность конкуренции зависит от темпа развития рынка: интенсивность конкуренции тем выше, чем медленнее развивается рынок. С интенсивностью конкуренции связана степень дифференциации товарана рынке: чем менее подвержен товар возможности дифференциации, тем выше интенсивность конкуренции. Это влияние объясняется, прежде всего, тем, что ценовой компонент конкурентной борьбы формируется под влиянием низкой стоимости переключения потребителей с товара одной организации на товар другой. Сложность (соответственно, стоимость) выхода из бизнесатакже влияет на интенсивность конкуренции: чем выше стоимость выхода из рынка, тем интенсивнее конкуренция. Вхождение сильных компаний из других отраслейувеличивает интенсивность конкуренции. Это обстоятельство связано, прежде всего, с тем, что сильные компании, вошедшие в новые для них сферы бизнеса, настроены и в этих отраслях на завоевание лидирующих позиций. При этом их намерения, как правило, подкреплены мощными финансовыми возможностями.

Поэтому оценка конкурентных позиций отраслевых компаний различается в зависимости от интенсивности конкуренции, с использованием преобладающего типа отраслевой конкуренции (свободная, олигополистическая, монополистическая конкуренция). В случае олигополистического рынка (см. табл. 20.1) целесообразно обосновать параметры оценки, охарактеризовать по ним основные отраслевые организации, после чего провести необходимый экономический анализ и выбор стратегии конкурентного поведения. Это можно сделать, так как их число по определению невелико (обычно от 2 до 7).

Таблица 20.1

Стратегии конкурентного поведения коммерческой организации

в условиях олигополии

 

Стратегии Характеристика
Независимое поведение Действия фирмы совершаются без учета действий и/или противодействий конкурентов. Эта стратегия характерна для принятия второстепенных решений или в случае доминирования компании на рынке.
Кооперативное поведение Соответствует благожелательной позиции конкурентов, стремящихся скорее к мирному сосуществованию, чем к открытой конфронтации. Эта стратегия характерна для средних фирм (в виде молчаливого согласия), для крупных компаний на нерегулируемых государством рынках (в виде явных соглашений).
Адаптивное поведение Основано на учете действий конкурентов и приспособлении к ним. Если все конкуренты принимают такой тип поведения, то рынок в итоге приходит к ситуации стабилизации.
Опережающее поведение Заключается в стремлении предвидеть реакцию конкурентов на действие фирмы при условии, что они сохранят свою линию поведения. Является наиболее сложным типом конкурентного поведения, требующим от компании постоянного наблюдения за своими конкурентами и определения реакции конкурентов на различные действия фирмы. По мере развития маркетинга становится наиболее применяемым на олигопольном рынке.
Агрессивное поведение Предвидение неблагоприятной позиции и реакции конкурентов. Чаще всего такая ситуация встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом спросе, когда компания может увеличить свои объемы продаж только за счет конкурентов.
     

Чтобы ориентироваться в пространстве классификационных решений, необходимо адекватно оценивать в нем положение анализируемой коммерческой организации. Для этого необходимо обосновать соответствие внутрифирменных научно-производственных, технологических, кадровых и организационных ресурсов текущим рыночным потребностям и обосновать возможность обеспечения такого соответствия в будущем с минимальными затратами.

В случае монополистической конкуренции целесообразнее применить так называемую «методику картирования стратегических групп». Данная методика позволяет представить общую картину конкуренции, оценить место каждой коммерческой организации в ней. Методика наиболее эффективна тогда, когда количество конкурентов велико, и невозможно детально проанализировать каждую коммерческую организацию отдельно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.024 с.)