Конкуренция хозяйствующих субъектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция хозяйствующих субъектов



 

Экономическую конкуренциюхозяйствующих субъектовопределяют как взаимодействие и соперничество между субъектами экономической деятельности (коммерческими организациями или физическими лицами ), которые вызваны сходными потребностями в ограниченных ресурсах, заинтересованностью в достижении одной и той же цели и, которые приводят к снижению их прибыльности и, вследствие этого – финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. С точки зрения тактики функционирования коммерческой организации такой целью является максимизация прибыли за счет создания потребителей и завоевания их предпочтений. В частности, коммерческие организации соперничают за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения, за денежные средства, которые готовы отдать потребители за их продукцию (услуги). Соответственно этом концептуальным положениям, конкуренция в экономических системах представляется как рыночная конкуренция, под которой понимается именно соперничество субъектов экономической деятельности (коммерческих организаций или физических лиц ) на доступных им сегментах рынка за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей. Несмотря на то, что понятие «конкуренция» несколько столетий используется в экономической науке, и целеобусловленное конкурентное поведение хозяйствующих субъектов является фактором развития экономических отношений с момента их появления, оно стало привлекать внимание ученых-экономистов как самостоятельное явление только со второй половины XIX века.

Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы принадлежат представителям классической политической экономии. Основное внимание в трудах ученых классической школы уделялось ценовой конкуренции. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. А. Смит характеризовал конкуренцию как «невидимую руку» рынка, обеспечивающую равновесие на рынке и экономический рост. Он связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. В дальнейшем с развитием рынка и теоретических положений о конкуренции уточнялись ее цели и способы успешного конкурентного поведения. Так, марксистская теория трактовала конкуренцию как свойственную товарному производству антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Неоклассический вариант толкования конкуренции основан на поздних представлениях классической школы и связывает ее с борьбой за редкие экономические блага, за деньги потребителя. Логика этих концептуальных положений состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими, то есть их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность формировать свои условия или критерии распределения их, руководствуясь своей экономической выгодой, и в зависимости от исполнения этих условий решать, кому предоставить эти блага, а кому нет. В конце XIX и начале XX века получили дальнейшее развитие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Критика оппонентов теоретической модели совершенной конкуренции была вызвана чрезмерной концентрацией внимания, ее авторов к ценовой конкуренции. Говоря о совершенной конкуренции, И. Шумпетер отмечал, что этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации и не может быть отнесен на счет существующих товаров. Более определенно высказывался Ф. Хайек, указывая, что необходимо принимать во внимание государственное устройство экономических отношений и наличие в нем конкурентной системы, уже сформированной на момент вступления в рынок конкретного производителя или потребителя. Если бы модель совершенной конкуренции когда-нибудь существовала в реальном государстве, то не было бы никаких ограничений во всех сферах предпринимательской деятельности. Но это положение фактически невозможно, так как ограничения правил предпринимательского поведения хозяйствующих субъектов со стороны государства практически необходимы. Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии в экономике. В их числе, работы Дж. Робинсон и Э. Чемберлина подытожили дискуссию о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели конкуренции (прежде всего олигополистической и монополистической) позднее внесли Ф. Эджуорт (математическое описание), А. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация) и др. За следующие 100 с небольшим лет сформировались 3 основных подхода (парадигмы) к исследованию рыночной конкуренции. Первый подход - поведенческий, реализация которого акцентирует внимание на соперничество коммерческих организаций друг с другом. Второй подход – структурный, в соответствии, с применением которого требуется анализ структуры рынка, и условий предпринимательской деятельности, господствующих на нем. Применение структурного подхода концентрирует внимание аналитиков не на соперничестве фирм в установлении цены, не на выяснении того, кто из хозяйствующих субъектов победил в конкурентном взаимодействии, а на использовании изменений структуры их экономических отношений для создания принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае − об одной из разновидностей несовершенной конкуренции. Широкое распространение к определению сущности конкуренции получил также третий − функциональный подход, в соответствии, с применением которого раскрывается роль, которую конкуренция играет в экономике. И. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старых и новых схем организации бизнеса с Нововведения с недоверием принимаются субъектами рыночных отношений. Но, если новатору удается их успешно осуществить, то именно механизм конкуренции вытесняет с рынка коммерческие организации, использующие устаревшие технологии организации бизнеса. Таким образом, к середине XX века сформировались концептуальные представления о сущности конкуренции, и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей конкуренции: совершенной (чистой), монополистической, олигополистической конкуренции, чистой монополии. Предметом конкуренциив широком смысле является удовлетворение определенной потребности. Широкое понимание предмета конкуренции приводит к увеличению числа конкурентов в процессе их анализа. Речь идет о тех конкурентах, которые могут удовлетворить данную потребность то ли товаром, то ли услугой, то ли «перевести» ее в какую-то иную потребность, то ли вообще исключить ее из жизнедеятельности потребителя. Объектом конкуренцииденежные средства, которые готовы отдать потребители (покупатели) за продукцию (услуги) хозяйствующих субъектов. Такое разделение «предмета» и «объекта» конкурентных отношений показывает, что в конкурентной борьбе имеется не одна, а две сферы воздействия: товар, услуга, корневые компетенции (предмет) с одной стороны и денежные средства потребителей (объект) − с другой, а значит, существуют различные методы конкурентного поведения хозяйствующих субъектов и различные приемы сохранения их рыночной силы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.007 с.)