Десятой доли таких красот и чудес»

В. Высоцкий

07 августа 2008 года

Утром проснулись не рано. Мимо нас на всех парах пролетела группа из Перми. Девушки шли и жаловались на то, что хотят спать и есть. Их тащат вверх. Мы вышли поздно, около 10 часов утра, Поднялись на седловину у подножья вулкана. Бросили внизу рюкзаки, пошли вверх по склону вулкана. Наклон большой, тяжело идти, но с каждым шагом открывается все лучший и лучший вид. Поднялись на вулкан. Вид, конечно, охрененный!!! Все горы в снегах, освещены Солнцем. Класс!!!

Мы прошли по кратеру вулкана, по его радиусу и сверху сфотографировали вулкан Кропоткина. Идти до него нам не хотелось - устали за эти дни и время поджимало, тем более, побывавшие на нем люди говорят, что он менее интересен и показателен. Потом мы с Леной спустились в жерло вулкана, взяли на память несколько туфов с жерла себе и друзьям в подарок, попили воду и умылись из озерца, расположенного в жерле. Погуляли по периметру вулкана и спустились вниз. В 12 часов мы вышли на маршрут на Хойто-Гол. (В начале нашей пешки Хойто-Гол не был основным объектом, хотя информацией о нем мы владели. Просто решили дойти до вулканов, а далее посмотреть по силам: идти или не идти. Когда дошли до вулканов, то вся группа единогласно высказалась в пользу Хойто-Гола, поскольку идти уже по известному маршруту обратно никого не прикалывало). Несколько вначале сбились с пути, чуть не уйдя по ошибке в долину ручья (реки???) Барун-Хадаруса. В итоге, изменив путь, и взяв немного вправо, вышли на нужную нам тропу на перевал Хойто-Гола. Тропа также набита – не потеряешься. За два ходовых перекура вышли к верхнему течению Барун-Хадаруса. Перешли его (опять мокрые ноги!!!), протопали метров 100-150 по болоту и выскочили на склон, где уже стояла группа пешеходников из Иркутска. Это лоси. Мы на их стоянке долго сидели, минут 20-25, ждали, когда Коля отожмет свои носки, чтобы потом долго обходить топкие места болотистого участка реки Барун-Хадарус.

Пошли вверх на перевал. Думали, что перевал рядом, но за каждым подъёмчиком открывается новый подъем и уже нет мочи их преодолевать и считать. Запарились. Прошли два красивейших высокогорных перевальных озера, из которых не вытекают реки. Правда, проходя вдоль этих озер, замучились перепрыгивать сквозь болотца, ручьи, мочажины и водные потоки, стекающие в озера. Величавые горы, гольцы. Снежники около гор довершают сногсшибательную картину красоты Природы. Опять перли вверх. Как сказал Бояркин: «Пе..дячили вверх». Опять запарились. В итоге практически на самом перевале пошел дождь со снегом. Стало сразу холодно и неуютно. Коле повезло – его коврик был приторочен снаружи, поэтому обернувшись ковриком он сидел в относительном затишье. Высота перевала по GPS Иркутян составляла 2441 метр над у.м. С перевала открывается красивейший вид на пики Триангуляторов и Топографов. Смотрятся эти горы очень сильно!!! Иркутяне-лоси сказали, что поднимались на Топографов. Там нужны кошки, ледорубы и другая горная «шняга». Пофоткались на перевале и – вниз….

Опять пошел мелкий моросящий дождь. Поначалу спуск с перевала был даже интересен. Но потом сразу почувствовал, что ноги просто трясутся мелкой дрожью от перенапряжения. Кому – как…. Саня сказал после спуска, что подъем ему дается тяжелее, чем спуск. Спуск занял часа 2,5…. К вечеру (часам к 19) мы свалились к термальным источникам Хойто-Гол. Решено в этот день больше не идти пешку – устали у всех ноги, да и общая усталость сказывалась. Это первое. Второе: можно было еще пройти час-полтора, но не было смысла идти 3-4 км, лучше сейчас отдохнуть, тем более что можно не ставить палатки, а переночевать в домике.

Встретили в Хойто-Голе чистых пермяков – они уже уходят дальше, чтоб пройти час-другой по Сенце в сторону Хутэла. Они пришли в Хойто-Гол раньше, помылись, отдохнули, и в их ситуации это было даже грамотно – пройтись немного. В нашей ситуации мы будем готовы выдвинуться вперед только часа через два, а там уж нет смысла топать. После очень трудного (для меня) спуска вниз на прямых коленях, ноги несколько дрожат, даже когда просто стоишь. Ничего не хочется, кроме отдыха. Все устали, да еще и накопилась усталость предыдущих дней. Приняли разумное решение вставать на ночь. Зашли в построенный там домик. В доме 3 комнаты. Зашли в среднюю. Там сидит мужик. Разговорились. Очень приятный в общении человек лет 55-ти. Он нас пригласил остаться переночевать в этой комнате – места хватит. В довершение принятого нами решения была затопленная печка и чистая комната с нарами.

Мы дружно разместились в комнатке у Михалыча. Он ходит-бродит один по источникам. Путешествует один, никого не напрягая, даже себя. В свое удовольствие. Очень приятный человек. Переоделись, пошли купаться с Леной в источники. Хойто-Гол ранее, до 2007 года был курортом с региональным финансированием. С прошлого года финансирование прекратили, и деньги перестали поступать. Источники забросили. Но местные предприимчивые буряты до сих пор сдают удобные домики за деньги, а более простенькие домики стоят себе на радость бедному турью.

Из земли бьет горячий ключ с температурой около 300 С, т.е. вода слегка теплая. Не понежишься, не погреешься, но можно помыться в тепленькой сероводородной воде. На источнике 2 купели = 2 домика. Внутри – ванная из дерева размерами 2х1 метр, т.е. 1 человек может лежать и нежиться спокойно. Протекает вода через всю ванну и вытекает в слив, расположенный по диагонали ванны, т.е. с другого края. Потом вся вода по деревянным лоткам с 2-х ванн собирается в бассейн, расположенный ниже по склону метрах в 15. Бассейн примерно 10х15 метров, глубину не знаю. В бассейне можно нырять и плавать, но вода там, естественно, еще холоднее.

Выше (по склону) нашего домика (географически-это севернее и чуть восточнее) есть «баня», где вода, говорят самая горячая. Михалыч там купался и говорит, что разницы особо не почувствовал. Может вода и горячее, но не более чем на 1-20 С. По деревянному лотку вода из бани стекает прямо в приток Аршан. Вообще, буряты много разных источников называют словом Аршан. Точного перевода я не знаю (плохо владею бурятским), но что-то типа «горячий источник из земли».

Поскольку мы с Леной были дежурными, то решили первыми идти мыться и стираться, а потом, когда мужики оставшиеся пойдут мыться, мы будем готовить еду. Зашли в домик-ванну. Не сильно пахнет сероводородом. Неприятно, но к запаху быстро привыкаешь. Мы с Леной там постирались, помылись, используя вместо мочалок Ленкино бельё. Очень хорошо отмывает. Вышли оттуда чистые, посвежевшие и отдохнувшие.

Когда пришли в домик, то увидели, что многие парни помылись в бассейне – не стали ждать нашей помывки. А Тосик и еще кто-то пошли, по-моему, помыться в ванную. После помывки все расслабились и никто не хотел ничего делать. Диманыч лег на нары и как его Сапрыкин не уговаривал сходить вместе за водой – ни в какую, решил немного понежиться. За дровами ходили с Саней, за водой – Тосик, Ленка ковырялась с продуктами, остальные члены нашей группы занимались своим привычным делом – расслаблялись. Потом, наковырявшись в продуктах, разомлев от чистоты и воды, Лена плашкой упала на нары. Тактичный Саня предлагал мне подежурить с ним за Лену. Как будто я буду против...? Саня предложил свои услуги дежурившего Лене. Она без ломанья быстро согласилась и вечером сказала мне, что так благодарна за этот рыцарский шаг со стороны Сани!!! Да, действительно, огромное ему спасибо за эту помощь в минуту усталости моей Ленки.

Быстро приготовили еду и сели за стол на веранде, пригласив Михалыча на щи. Он сказал, что вкусно, правда, покритиковал кое-что. Вечером пришел одинокий парень в куртке МЧС и спросил: «где можно ставить палатки?». На что получил ответ, что палатки можно ставить где угодно, но в нашем доме есть еще пустые комнаты. При желании можно ночевать в них. Через 20 мин он приехал на СуперДжипе повышенной проходимости с кучей женщин, мужиков, детей и прочего-прочего…. У нас теперь очень шумные соседи!!! С маленькими детьми и бензопилой!

После ужина мы легли спать. Я лег между Диманычем и Ленкой. Михалыч на своей полке сразу же уснул, а мы долго в тепле болтали и смеялись друг с другом, друг над другом, над Михалычем, соседями и просто так, поскольку было хорошо! Отпуск продолжался. В разговоре мы захотели забрать печку, предложили тогда взять и стены, и крышу, и нары со спящим Михалычем. Проснется – а он уже на Жом-Болоке. Вот впендюрился! Лена сказала, что чувствует себя как пионер в пионерском лагере после отбоя, а Диманыч тогда сказал, что проснемся, а соседи нас измазали зубной пастой. К ночи, насмеявшись, уснули.

За этот день был пройден 21 км (от стоянки у подножия вулкана Перетолчина до брода реки Барун-Хадарус – 6 км, от брода Барун-Хадаруса до окончания листа карты – 4 км, с начала следующего листа карты до минеральных источников Хойто-Гола – 11 км).

P/S. На Хойто-Голе, кстати, действует какая-то сотовая связь. Какая – не знаю, но видел, как вечером Михалыч с веранды болтал со своими детьми по сотовому.

Глава 16

«Знакомство с пермяками» или «Последний день пешки»

08 августа 2008 года

Подъем был назначен на 7 утра, т.к. Михалыч сказал, что если вставать рано, как мы хотели в 6.00, то все равно в домике ничего не видно. Света то нет. Поэтому решено было вставать в 7.00 утра. Михалыч поставил будильник и нас утром разбудил. За ночь мокрая постиранная одежда не просохла. Обидно, но хоть стала влажной. Хотя б. Печка за ночь остыла. Да еще вдобавок всю ночь, да еще и часть утра лил дождь. Мы с Леной вновь дежурили. Теперь уже действительно с Леной. Утром она, проявив смекалку завхоза, поменяла подсолнечное масло на рис с Михалычем. Этот рис тут же приготовили и сделали нам завтрак. Зато так удобно было мыть посуду: всю грязную посуду помыли в воде, стекавшей по лотку в ручей Аршан из «бани». Даже воду кипятить не нужно было!!! А по продуктам что-то у Лены не срослось…. Все продукты стали стремительно заканчиваться. По ее расчетам мы должны были прийти в лагерь пустыми. Еды до лагеря хватало «в натяг», но они все были разномастные.

Вышли на маршрут около 09.30 и быстрым темпом пошли вдоль реки Хойто-Гол, которая с рекой Дунда-Гол образует речку Сенца. Через час-полтора заметили с Диманычем, что росы и дождевой воды с деревьев вдоль тропы стало меньше – значит прошли перед нами пермяки. Шли долго и неинтересно, большей частью ломили. При броде речки-ручья Буштыг группа разделилась, и каждый стал искать свою линию брода. Бояркин первым ломанул по реке, замочив ноги, за ним Саня. А остальная группа стала искать сухую переправу. В итоге Диманыч первым перешел реку и ломанул далее по тропе, а Лена и Коля долго переходили реку разуваясь. Я побежал тормозить Бояркина, т.к. этот лось никогда не тормозит. Его надо останавливать. Еле догнал его, подтянулся Саня. Бросили рюки и пошли обратно за Леной, Тосиком и Колей. Пришла злая и обиженная Ленка и давай рвать отношения со мной!!! Боже мой! Мне еще и этих проблем не хватало. Я тут и так как пастушья собака всю отару в кучу собираю, да когда еще и с норовом….

Через 2 мин. разборок подъехала попутка - «Урал». Мы его тормознули. Там сидело(и) несколько бурят. Мы попросили нас добросить до Хутэла за цену: «сколько дадите». Загрузились. Едем. Решили им дать сначала за подвозку 2,5 тысячи рублей. Едем далее. Думаю, что решили много дать денег. Показываю Диманычу 1,5 тысячи. Он согласно кивнул. Около горячих источников остановился наш «Урал» и в него полезла толпа пермяков из 11 человек. Прикиньте! Нас набилось в машине как рыбы в бочке. Хорошо!!! Это уже наша 5 встреча с ними. Загрузили ровным слоем рюкзаков весь кузов «Урала», расселись в кузове и пили пермский чай. Стали с ними общаться и именно тогда познакомились с ними ближе. Интересные ребята. Провезли нас на «Урале» около 20 км (пермяков по километражу везли меньше). Часа через 1,5 нас высадили в 1 км не доезжая Хутэла. Мы отдали, как и пермяки с группы 1 тысячу рублей, т.к. нас меньше, но ехали мы на машине дольше. Мы сразу же пошли вперед. Несколько сбились с пути, выбрав не ту тропу. Тропа закончилась завалом. Гм-м-м. Пошли обратно. Навстречу нам попался наш Коля, который не захотел идти с нами, пока не попьет водички…. Гм-м-м. Вернулись опять на тропу в Хутэл и истинную тропу нашли (Бояркин) одновременно с пермяками (6 встреча). Пошли вверх на н/к перевал Дэдэ-Хутэл-Дабан. Пока шли на перевал (он не сложный и бездарный), наелись голубики. Ее там было просто море. На подходах к Олон-Нуру нас вновь догнали пермяки (7 встреча). Красивые озера Олон-Нур, на которых построены мосты из деревянных жердей через протоки. Мы пофотографировались на разных фонах – так классно!!! – и пошли дальше, к дому. Коля остался купаться в озерах, а мы своей группой пошли к дому. Два перехода по бревнам ручьев, 3 км пешки – и мы уже у своей стоянки.

Устав и намотавшись за эти дни, мы зачем-то накинулись на Димку и Андрюху, незаслуженно их обидев. Немного. (Извините нас). Выпили спирта с водой, поставили лагерь и легли спать. Блаженство!!! Пешка закончена! Мы – дома! И все вместе!!!

За этот день было пройдено 27 км (от минеральных источников Хойто-Гол до реки Буштыг – 11 км (пешком), от реки Буштыг до зимника Хутэл – 20 км (машина), от зимника Хутэл через перевал Дэдэ-Хутэл-Дабан до Хадаруса – 16 км).

Итого весь радиальный выход – 111 км (пешком – 91 км, на машине – 20 км).

Часть III

Сплав

Глава 17

«Мне этот старт не забыть нипочем...»

09 августа 2008 года

С утра продолжали дежурить Редеша и Александров. Проснулись поздно. Сказалась усталость от пешки. Долго собирали лагерь, подготавливали водное снаряжение. Димка и Андрюха за эти 3 дня практически полностью собрали все суда. (Какие они все-таки молодцы!!!). Мы доделывали, дотягивали рамы, чалки, укосины, надували спасы, разбирали продукты по рюкзакам. Димка сказал, что по ночам на нашу еду нападали бурундуки и ее хомячили (или, вернее, бурундучили). Еще он рассказал, что всю вкусную закуску съели бурундуки (даже консервы. И эти же, видимо, бурундуки выпили несколько литров спирта!!!). Ребята, говорят, измучились. Днем – каты собирать, а ночью – бурундуков гонять от еды. У Бармалея (г. Пермь) бурундуки сожрали часть риса и сыр. У нас, вроде, обошлось. А если Что и съели наши два бурундука, то на них не жалко.

После обеда (благо выглянуло Солнце) пермяки устроили репетицию самосплава, ныряя выше по течению и сплавляясь до поляны стапеля. Им кидали «морковки». Поддавшись азарту, мы с Димкой тоже прыгнули по разу в воду. В меня полетело 3 «морквы»... и не долетели. Зашибись!!! Вот и доверяй свою жизнь…. А Александрова поймал на мою шестерку-«моркву» Тосик. Александров ему пообещал вечером дополнительный стакан водки!!! (Вот повезло мужику!). Днем тренировались в бросках «морковок» Саша и Коля. Говорят, что у них получается. Посмотрим (тьфу-тьфу-тьфу).

После 3-х дня пришли к нам в лагерь пермяки (Женя) и сказали, что ниже по течению реки завалы и их «двойка» ушла с рацией чистить завалы. От них пока нет никакой информации. Их не было уже 5 часов. По мне, так лучше обнести эти завалы, тем более, что каты не увязаны (обносить всего 1 км), чем 5 часов их прочищать зачем-то. Позже опять подходил Женя и намекал на наш поздний выход – поздновато плыть-то. Я сказал, что выйдем даже ради 0,5 часа ходки: просто надо выйти на воду и сегодня подогнать снаряж, чтоб завтра выходить побыстрее.

Около 18.00 вечера стартанули. Вначале Редеша заволновался и попросил первые км плыть вместе с Александровым на 4-ке. Димка согласился. Я иду пока с Леной. Эти первые километры и решили в дальнейшем расположение участников по судам: Александров так и остался большей своей частью на 4-ке, а я шел с Леной на «двойке».

Итак, старт!!! Далее – картина маслом!!! Атас!!! Через 5 мин сплава (скорость течения 15-20 км/час) без разведки (ведь бесполезно разведывать в разбоях?) мы с Леной первыми влетаем в завал. Вся вода идет в завале вправо, часть под завал, меньшая часть – влево. Мы не успеваем зайти в поворот и летим прямо на завал. Чтоб не встать к бревнам боком, поворачиваем носы и тычемся ими на скорости в завал. Корма на потоке, носы – у завала. Естественно, нас разворачивает против течения и прижимает Лениным бортом к завалу. П..дец! Приплыли!!! Освобождаюсь быстро из упоров, поскольку понимаю, что быть привязанным к кату в таком месте – плохо. Через 5 сек замечаю, что по уже нами заданной траектории, на нас летит «четвёра». И что она в нас впилится по-любому. Единственно правильное решение – перепрыгиваю на Ленкин баллон, облегчая свою гондолу, на которую налетит скоро «четвёра». Со всего хода «четвёра» врезается в 2-ку, подминая пустую мою гондолу под себя и забивая переутяжеленную Ленкину гондолу под завал. Чтоб предотвратить забивку «двойки» под бревна, перескакиваю на них, но теряю в их виде точку опоры, соскальзываю на мокрых бревнах и позорно шлепаюсь в воду. Постепенно ноги затягивает под завал…. Лена замечает мой уход под завал, хватает меня за руку и вытягивает обратно наверх. Спасает! Тут под ногами нащупываю твердь. Дно. Не глубоко. Встаю на ноги и оказываюсь между носовых гондол своей «двойки». Отличненько! Бросаю весло своей «двойки» – потом подберу – проталкиваю далее вдоль завала на поток оба ката (толкал-то я только один – «двойку», но на ней сверху располагалась «четвёра»). Они начинают медленно идти вниз по течению реки. Ситуация спасена, но весло упущено. Обидно, если уйдет совсем. Подарок Александрова. Надеюсь, мое весло прибьет к левому берегу или какому-нибудь завалу. Пытаюсь догнать уходящие вниз по реке каты, но не успеваю на них запрыгнуть и просто догоняю их вплавь. «Четвёра» верхом на «двойке» заходит в улово. Тут я их догоняю самосплавом. А моя замечательная Ленка спасла мое весло. Вот, что значит «жена водника»!!! Она, видно решила, что уж если меня не получается вытащить из завала, то весло-то подцепит. Правда Ленка утопила роскошный рог (утонул), который я вознамеривался отчистить, отполировать и подарить «главному виночерпию страны» на д./рождения. По поводу рогов Лена меня успокоила, что, мол, не расстраивайся, какие мои годы, будут еще у тебя рога…. И какие!!! (Видимо ветвистые и роскошные).

Итак, у всех шок! Если такое начало, сплав первых 5-7 мин, то, что будет далее. Зачалились рядом «Матроскины». У них – без проблем. Вся река вновь поворачивает вправо, но какой там путь – не известно, да и известий от пермяков нет. Может там непроход…? Принимаю решение разгружать и выносить с реки каты, сделать обнос завалов (~ 0,5 км).

Разведка и вынос вещей и катов занял около 1 часа. Когда вышли на берег, то было около 19.30, и Димка Александров выразил настойчивую мысль идти дальше до «42-го» порога. Его пришлось разубеждать (быстро), что тогда мы выйдем на воду около 22.00 часов, а потом еще плыть…. Поставили на бережку лагерь, выпили за первый ходовой день, за то чтоб он не был таким дальше. Мимо за молоком прошли в Хадарус Андрюха и Игорь из Перми (опять встреча). Постояли немного, поговорили и после их ухода разбрелись по палаткам. 1 ходовой день закончен.

За этот день было пройдено 1,5 км (вообще-то, если быть точнее, то 1 км, но как-то хочется считать, что 1,5 км, поскольку эта цифра больше).

Глава 18

«Любимое занятие водника: переодеться из сильно мокрого в слегка влажное»

10 августа 2008 года

Замечательный день! Насыщенный. Погода отличная – Солнце. Мы на воде – Слава Богу!!! Прошли все пороги от «40-го» до «Катапульты». Прошли хорошо. Более-менее привыкли к воде Жом-Болока и особенностям реки: высокая скорость течения, острая каменистая лава, сливы водопадного типа и, в общем-то, проносные «бочары». Река интересная, бурная, вода очень чистая, в спокойных участках реки дно видно на глубине 2-2,5 метра, но рыбы нет!!! Что рыбы не будет – это говорили еще в Ульяновске, так, что это для нас не новость. Сероводородные кислые почвы растворяются водой Жом-Болока и закисляют воду. Она становится или не пригодной, или малопригодной для фауны.

Наиболее интересные препятствия этого участка: препятствия №42, 43 «Бильярд» и № 45. Все препятствия просматривались (даже №40 и 41) хотя бы на предмет оценки расположения лавовых зубьев. Это не тот вариант, где надо торопиться. «Тише едешь, меньше дырок в днище будет». Наиболее, конечно, запомнились пороги №42, «Бильярд» и 45.

«№42» (IV+ к. сл). Прошли все экипажи благополучно, единственное, что экипаж «двойки «Красное Солнышко» Гаврилов-Трофимова, не успев перечалиться на левый берег, прошли порог не по задуманной траектории у правого берега. Мы шли за пермяками вторыми (за катамараном Сергея-Ирины), а они, соответственно впереди нас. На каких-то разбоях, которые я не заметил или не предал значения, мы их обогнали, причем они прошли по левой стороне острова, а мы по правой. Таким образом, я и не подразумевал, что уже стал лидирующим катом. Плывем. Я, естественно, уверен, что в №42 не влетим, увидим кат Сергея. В лоции написано - «чалка и осмотр порога с левого берега». Уже видим уклон реки и взбрызги воды – вероятно, какая-то шивера. Пристаем на правый (ближний к нам) берег и идем смотреть. А, мамочки, - «№42» по описанию. В левой 1/3 ширины реки хороший язык и слабая бочка, где лучше всего и идти. У самого правого берега узкий маленький язычок (вмещается только правая гондола и то, если скрестись по правому берегу), а левая гондола идет по бочечкам и в конце слива вваливается в правый край огромной центрально расположенной «бочки». Там можно попробовать пройти, но может и кильнуть – зависит от работы экипажа и удачи. А ката Сергея я не вижу. Видимо, уже прошел и для пермяков это настолько легкий порог, что даже не ждут др./друга. Постояли мин. 10, подходят к порогу по левому берегу пермяки…. Неожиданно…. Тогда мы с Леной решили завести чуть выше против течения кат и перечалиться на левый берег. Только прыгнул на катамаран, и нас понесло прямо в порог. Тут уж не до перечалки – принимаю решение проходить под крайним правым берегом впритирку. Настолько к нему прижались, что чуть правым носом ката не стукнули брег. Правой гондолой прошлись по узкому язычку, левая – влетела в бочку, закусила ее. Сделали хороший зацеп, «бочка» подержала нас с пяток секунд и выплюнула далее. Порог прошли. После зачаливания мы с Леной еще мин 15 поругались на повышенных тонах - она начинает работать не по приказам капитана, а по зову сердца. Я уже понял, что самый дисциплинированный матрос-это капитан, пришедший с другого судна.

Все остальные экипажи, включая пермские, прошли порог по более логично-простому пути – по центру (1/3 от левого берега) без приключений, оверкилей, поломок и т.д.

Следующий порог «№43 Бильярд» - V к.сл. Порог интересный, слаломный. К моменту нашего подхода к реке там уже стояло несколько человек с других групп (например, группа «Московского мясника»), но прохождения пока ни у кого не было. Решили сначала пройти с Александровым на «двойке». Поскольку мы шли первыми, то мы и должны были первыми почувствовать воду и при прохождении максимально перестраховаться, чтоб не было эксцессов. Прохождение первыми всегда самое рисковое и самое некрасивое – еще никто не знает воду, ее бочки и силу струи…. Так было и у нас. Зашли хорошо. Я видел, как махнули веслом сигнальщики видео операторам. Взяли хорошо ориентиры с воды. Прошли, как и хотели - правой гондолой впритирку лавового зуба и стали резко отрабатывать вправо, от основного навала воды влево, чтоб не попасть на торчащую из левого берега лавовую плиту, об которую все распускают на ленточки свои катамараны. Так ушли вправо, что ткнулись носами в правый берег, нас развернуло, и мы задом ввалились в ключевую выходную бочку. С Димкой почти одновременно сделали кормовой «зацеп» и вылетели из порога. Прошли.

Следующей шла «четвёра» усиленным экипажем: Александров, Редеша, я и Ленка Трофимова. Капитанил Димка, прошли четко, слаженно, показательно. Даже на душе стало приятно, какой у нас получился экипаж–все друг друга понимают с полуслова на воде. Правда, запомнился момент, когда я ошибочно посчитал, что мне надо сделать боковой зацеп (а его не надо было делать) и, сделав его, я очень низко нагнулся к поверхности воды и зацепился. Андрюха Редеша сидел впереди и, естественно, не видел мою позу. Сделал хороший гребок и всю лопасть воды со своего весла очень метко послал в мою физиономию. Весло у него, кстати, не стандартно-катамаранное, а увеличенное «Рафтовое»….

«Матроскины» пролетели порог красиво, грамотно и без каких-либо эксцессов. Где надо – подтянули, где не надо – ушли, в конце – зацепились за вал и вышли с порога. Показательное прохождение! Super!!!

«№45» писался как «III+». Выглядел он внушительно, В центре перед мощным сливом стоял какой-то вал, то ли от зуба, то ли просто от перепада высоты? Ходили, смотрели, думали. Решил я идти первым с Леной, прижимаясь к левому берегу, максимально уходя от зуба-вала. Лена забеспокоились и надолго в нерешимости задумалась. Сзади стали подходить прошедшие уже «Бильярд» «мясники». А стоянок впереди на «Катапульте» мало – надо торопиться, чтоб они не заняли нашу стоянку (правда, мы её тоже пока не заняли, но зато мы знали, что она наша!). Короче, я торопился пройти «№45» побыстрее. Лена боялась кильнуться на нем, т.е. была не готова морально. В итоге она отказалась от прохождения этого порога, и мы пошли его с Димкой. Прошли хорошо, только реально ощутили, как нас остановила и подкусила наши гондолы выходная бочка. «Кильнуть» наверное, вряд ли, хотя….

Ходовой день получился интересным, насыщенным. По реке шли параллельно с Пермской группой.

К вечеру нашли отличную стоянку, бросили свои вещи и пошли смотреть порог №46 «Катапульта». Порог впечатлил. Здесь же опять увидели «Мясника» с его детишками, которые очень поспешно, без особой страховки и практически без просмотра, с лёту прошли этот порог. Мы были шокированы этой детской непосредственностью, но с другой стороны – у нас была прекрасная возможность разглядеть особенности воды на «Катапульте» и траекторию движения. «Мясники» шли гружеными.

Вообще, о группе «мясника» - отдельно. У ребят, которым в среднем по 17-18 лет, всего за плечами две тройки-четверки («Красненькая» - приток Кутсайоки, гордо называемой в отчетах «Карельский Башкаус», хотя я считаю, что словосочетание «Карельский Башкаус» звучит особенно нелепо). А также у них за плечами майская, этого года, Колвица – речка короткая, без порогов, но зато с одним ха-а-арошим водопадом. Т.е. воду им показали, а почувствовать ее они не успели, я уж не говорю об отработанном автомате. Пока в их жизнях были только проработанные на берегу препятствия, которые как они наметили с берега, так и проходятся. А если ситуация станет нестандартной для них? Все на совести их 27-летнего амбициозного руковода, поскольку дети еще «сами не ведают, куда хотят». Но руковод же отвечает за их жизни!!! Тем более в группе 17 летние, а это еще по законодательству - «дети».

В общем, «мясник» поставил всего одну и удивительно бестолковую «морковку», сразу же после водопада. Зачем она там? Все равно, если кильнёт, то расстояние, покрываемое морковкой, участники будут проходить, разглядывая дно реки, т.е. попросту – еще под судном. Я ему порекомендовал поставить «моркву» пониже по течению реки, а ниже первой поставить еще и второй спасконец. Он ответил, что ничего не случится, одной «за глаза» хватит. Причем – на этом месте! Они проходили гружеными.

Слушая того же «мясника» и других участников похода, что-де «гружеными катами легче проходить этот порог» - инерция выше, груз проталкивает по бочке кат (есть такая гипотеза), мы тоже решили проходить завтра с грузом. Они прошли хорошо, детишки – молодцы, прыгали, как кузнечики с водопада, а потом прибегали с большущими мокрыми глазами к нам, к порогу, и взахлеб рассказывали, что «как так здорово!!!». Единственное: никто, как это ни старались, не попал в центр «унитаза» - слив с тремя потоками, всех прижимало к скальной полу-обливной плите левого берега с риском дальнейшего переворота. Прохождение у плиты грамотное, но не совсем красивое.

Видя, что у одной девушки лет 16-17 очень слабо затянуты «стремена» я, стоящей рядом руководительнице «группы мясника», сказал и обратил ее внимание на это. На что руководительница «группы мясника» (они же отвечают за жизнь и здоровье своих ребят) сказала, что мы их учили правильно подгонять «стремена», «они умеют», а раз не хотят подгонять снаряж, как мы учим, то пусть сами набивают свои шишки. Атас! Сливай масло! Эдак она решила обучать детей Таким Способом в порогах V к.сл., на реке V к.сл.!!! А если дело обернется не только шишками, но и пожизненным увечьем? Не хотел бы я пускать своих детей с такими «руководителями»....

За этот прекрасный, солнечный и эмоциональный день решили выпить празднично! По особому. Москвичи и Подмосковье, а именно Димка Александров и Андрюха Редеша подарили всей группе бутылку «Текилы». Мы, конечно, обалдели – в тайге, на стоянке, вечером у костра - «Текила»! Отлично пошла!

Ребята, спасибо!!! Правда удивили! Все!!!

Глава 19

«Порог «Катапульта» или «Пристегните ремни»

11 августа 2008 года

Не самое раннее утро! Самое хорошее, что с погодой нам везет.

Новокузнечане приготовили замечательный завтрак – макароны с тушенкой. Решили пороги пройти гружеными, поглядев на вчерашних ребятишек. Да и вещи обносить лень.

К обеду вышли на воду. Первыми проходили «Катапульту» «Красное Солнышко» «двойка» (Гаврилов-Александров), затем «четвёра» - усиленный «Адамыч» (Александров-Гаврилов-Редеша-Трофимова) и «двойка» «Матроскин» (Сапрыкин-Бояркин).

Первое прохождение на груженом кате было неплохим, но нас навалило (как и все предыдущие экипажи) на камень-плиту левого берега. Там не заметный глазу, но реально сильный навал на плиту. Прохождение получилось на «четверку», было не самым лучшим.

Лично у меня, Трофимовой, осталось чувство обиды и неудовлетворенности после прохождения порога «четвёркой». Прошли нехорошо, некрасиво: цепляли бортами лаву, стукались об нее и, в конце концов, после мощного слива ввалились в следующую «бочку» лагом, а еще в следующую - «попой»! В общем-то, на «четвёре» все были не довольны своим прохождением. Для поднятия настроения я решила пройти этот порог еще раз!!! Стала уговаривать Андрюху Гаврилова пройти «Катапульту» на «двойке». Андрюха согласился – сказал: «что не сделаешь ради того, чтобы женщина была довольна!»

Разгрузили «Красное Солнышко», занесли. Прошли просто отлично. Оказывается, на разгруженной «двойке» легче было проходить «Катапульту». Когда она разгружена, то ее легче завести на порог и можно без усилий завести ее даже в «унитаз». Мы с Ленкой смогли хорошо зайти и она, сделав хороший мощный боковой правый «зацеп» завела катамаран точно в водопадный слив. Какая она молодец!!! У меня настроение просто шикарное! Я счастлива!!!

А Андрюха Гаврилов прошел этот порог еще раз с Сашей (тоже хорошо!), и еще раз с Александровым! Он прошел «Катапульту» 5 раз!!! Честно сказать Саша меня поднапряг вопросом: «чем отличается работа матроса «двойки» от работы матроса «четверки»??? Да всем!!! И этот вопрос перед стартом на порог!!! Но решение уже принято, да и Саня рвется на порог. Пройдем!!! Я рассказал ему, что нужно и когда делать и главное, – с каким усилием, а то на катамаране, он работает не всегда полностью выкладываясь. На «четвёре» это может проскочить, а вот на «двойке» - нет. Прошли отлично, попали куда надо – прямо показательное прохождение.

Александров попросил меня рассказать, Что ему делать. После предыдущих проходов я уже более-менее ориентировался в этом пороге и знал, что от порога ожидать. Поэтому: «расслабься и постарайся получить удовольствие. Я все сделаю сам!» С Димкой порог прошли на удивление хорошо. Не как всегда. Странно.

Параллельно с нами на порогах катались и «мясники» - у них сегодня дневка на покатушки. Ходили хорошо, но не отлично. Видел несколько раз не довольные своим прохождением лица ребят с их группы. Бывает. На одном из прохождении из стремян выбило вчерашнюю руководительницу и она самосплавом вышла на правый берег. Мы как раз проходили «Катапульту» с Димкой А., смотрю, а она с правого берега машет нам рукой. Ищу глазами кат у правого берега – нет катамарана. Значит, киль. Рассказывают, что ее, как девочку (и это руководитель!!!) выбило из слабых не затянутых стремян. Её напарник-мальчик из группы пошел ниже по течению. О спасении своей напарницы и не могло быть никакой речи, поскольку юнга и не знал Что ему делать. Итак, она в самосплаве, юноша-новичок на кате идет вниз по реке на неравномерно нагруженном катамаране (одна гондола легкая, его – тяжелая). Андрюха Баженов попадает точно в цель своей «морквой», юноша её отбрасывает в сторону (Андрюха потом сокрушался: «никогда не попадал, а тут попал. А он ее – раз – и в сторону швырнул….») на следующей бочке катамаран киляет через перегруженную гондолу и мальчик далее идет тоже самосплавом. Хорошо – ниже река делилась на 2 протоки островом. Вот он и попал на этот остров. Чудак!!!

Пока мы устраивали покатушки на «Катапульте» на «двойке», Редеша поспал и команда «Матроскина» тоже выспалась (они прошли порог сразу же отлично).

Порог «Недотрога». Первыми пошли «Красное Солнышко» (Гаврилов-Александров). Потом «четверка» усиленным экипажем и «Матроскины». Все прошли отлично, правда «Матроскин» во время чалки немного порвал дно об острую лаву. Вечером Тосик с Диманычем зашивали и заклеивали ~ 40 см дыру в днище своего «Матроскина». Зашили-то хорошо, а вот заклеили «не очень». За время сплава она немного отстала. Андрюха говорит, что шрамы украшают лицо настоящего мужчины!!!

За «Недотрогой» стоянка. Мы с Андрюшкой дежурные, варим супчик гороховый. Вечером с «Катапульты» погулять и мимо нас пройти решили «мясник» и его подруга. Увидели нижний, основной слив «Недотроги» и громко сказали: «не впечатляет». Крутые….

За этот день решили выпить по-особому. В карте вин присутствовало: «Текила» простая и «Текила» Жом-Болокская, разведенная заботливой рукой виночерпия. Все пили большей частью простую мексиканскую «Текилу».

Вечером к нашему костру пришел Андрюха Баженов и Женя из нижегородской группы. Посидели, выпили. Мы им пожаловались, но то, что у нас кончается чай. После того, как «главный виночерпий страны» перестал наливать, Женя по-тихому смылся.

Хороший день и плохо то, что «Катапульта» и «Недотрога», два самых сложных порога на Жом-Болоке, которым уделяется особое внимание в описаниях, нами были уже пройдены. И отличная стоянка сразу же за порогом «Недотрога»! Решили, что утром будем смотреть, как другие группы будут проходить порог: «мясники», пермяки, нижегородцы....

Глава 20

«Кофейня «Недотрога» или «Хочу чаю, хочу ча-а-аю!!!»

12 августа 2008 года

Когда я проснулся, то заметил лежащие на столе 3 пачки чая грамм по 250 (по-моему, у нас его теперь «завались»). Оказывается, утром приходил Андрюха и принес подаренный нам пермской группой чай. Спасибо им.

Утром позавтракали, заварили кофе и уселись смотреть кино, т.е. реалити-шоу, т.е. прохождение «Недотроги» другими группами. Конечно мы уже здесь бывалые люди, старожилы. Прошли порог вчера, переночевали, зашили «Матроскина» и уже на правах хозяев смотрели на других.