Абстрагирование исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абстрагирование исследования



Методологической основой исследования являются научные принципы историзма, органически связанные с диалектическим методом, объективностью, предполагающей всесторонность изучения исторических источников во всей сложности, разносторонности, противоречивости (Схема 1).

 

Схема 1 - Методы научных исследований

 
 

 

 


Среди методов исследования, используемых в диссертационной работе, особое место занимают исторический и логические методы.

Использование исторического метода исследования позволило проследить конкретный ход событий Великой Отечественной войны с участием Баурджана Момыш-улы. Он вносил в тактику что-то свое новое, обладал высокоразвитым чувством предвидения и вдохновения, упорством, железной волей, решимостью до конца выполнить поставленную задачу.

Характерной чертой исторического метода является прослеживание временной последовательности, хронологии развития событий, группировка и систематизация их на основе общности признаков - объективно-исторической роли.

Разберем на опыте исследования диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук Муханбеткалиева Х.С.

Важнейшая роль в исследовании командирского таланта и наследия Момыш-улы принадлежит методам обобщения, аналогии, сравнения, анализа и синтеза. События 1941 года под Москвой - чрезвычайно сложные и противоречивые явления общественной жизни, обладающие множеством разнообразных признаков, свойств, сторон, связей и отношений.

На подготовительном этапе исследования автор осуществил сбор и отбор необходимых документов, исторических и архивных материалов. Здесь задача анализа установить время и место событий, служебное положение Баурджана Момыш-улы, где и на какой должности он находился, на данном промежутке времени.

Анализируя отдельные факты, в монографии показаны командирские качества Момышулы, его талант, героизм, умение принимать решение в любых тяжелых условиях обстановки.

С помощью методов анализа и синтеза автор устанавливает военно-исторические факты, определяет достоверности содержащейся в источниках информации, отсеивает второстепенные сведения. Единство анализа и синтеза порождает уверенность.

Одним из основных логических приемов исследования, примененных автором, является сравнение. Сравнение – это процесс выявления сходства и различия в исследуемом предмете путем сопоставления его с другими предметами. Момыш-улы, чтобы показать полководческий талант генерала Панфилова, сравнивает с другими генералами. «Ни один генерал в истории еще не участвовал в войнах с такой разношерстной массой» – пишет он, чтобы показать, какой стала его дивизия, показать заслугу генерала и его организаторские способности.

Методы анализа, синтеза и сравнения автор в своем исследовании связывает с методом абстрагирования, которым постоянно пользуются в военно-исторической науке. Автор не рассматривает ход всей кампании полностью, а берет только одно соединение, один период, где участвует исследуемый.

Вышеназванные методы исследования общеизвестные, поэтому автор постарался применить методологию системного подхода к исследованию. Применение всех методов военно-исторического исследования как одно целое подчиненное одной цели и одному замыслу исследования и есть системный подход.

Рекомендуемая литература:

1.Ашмарин Б.А., Альмуханов Б.О. Педагогические исследования в физическом воспитании. Учеб. для студентов фак. физической культуры педагогических институтов и университетов. Рукопись. –Уральск, 2010. –С.34-39.

2.Шкутина Л.А., Плотников В.М., Егоров В.В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. –Алматы: Гылым, 2000.

3. Муханбеткалиев Х.С. Боевой путь и военно-теоретическое наследие Баурджана Момыш-улы. –Дисс. докт. ист наук. –Уральск, 2009. -317с.

 

Лекция №6

Тема: Теоретические и эмпирические методы исследования

Содержание лекций

1. Метод наблюдения: характеристика,

2. Виды и основные этапы исследования

Цель лекции:

Ознакомить слушателей с методом наблюдения, видами и их характеристикой

Ключевые слова: метод исследования, теоретические методы исследования, методологическая основа исследования, идея исследования.

Основные вопросы и краткое содержание:

Метод наблюдения и ее виды

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода учебно-воспитательного процесса (то есть без вмешательства исследователя в ход этого процесса). Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации хода процесса и его результатов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

1) только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;

2) оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

3) наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

4) в результате наблюдения исследователь получает сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

5) наблюдатель независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Кроме того, наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, количество и направленность замечаний учителя в ходе урока).

К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:

а) задачи обучения и воспитания;

б) средства физического воспитания, например, комплексы физических упражнений;

в) методы обучения и воспитания, например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.;

г) поведение занимающихся и преподавателя;

д) характер и величина тренировочной нагрузки;

е) некоторые элементы техники выполнения движений;

ж) тактические действия;

з) продолжительность процесса: длительность выполнения комплекса упражнений, время пробегания дистанции и т.п.;

и) величины пространственных перемещений занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность броска гранаты и т.п.;

к) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.

Виды наблюдения:

В зависимости от позиции наблюдателя: открытое, скрытное

С точки зрения хронологической организации наблюдения: лонгитюдное, периодическое, одиночное

В зависимости от активности наблюдателя: пассивное, активное. Активное бывает в клинических, в естественных и лабораторных условиях.

В зависимости от регулярности: случайное, систематическое. Систематическое – включенное или невключенное.

По упорядоченности: случайное, сплошное, выборочное, систематическое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.008 с.)