Цель, гипотеза и задачи исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, гипотеза и задачи исследования



Цель исследования.

Цель работы отражает основную задачу разработки научного исследования. Формулирование цели должно выражать направление, глубину и широту изысканий, определять, что конкретно предполагается исследовать, решить, разработать. Поставив цели, автор должен придерживаться ее до завершения работы, что должно найти отражение в соответствующей формулировке глав, разделов, в выводах.

Количество тем, требующих разработки, теоретически и практически неисчерпаемо. Перед этим обилием тем молодой научный работник часто становится в тупик. Однако знание некоторых общих положений поможет малоопытному исследователю успешно решить «первую трудность в науке».

Прежде всего нельзя забывать, что тему научной работы не следует искать где-то на стороне, вне своей практической деятельности. Глубокий интерес к исследованию какого-либо вопроса зарождается, как правило, в процессе педагогической деятельности или участия в роли помощника в исследовательской работе старших товарищей. В этих случаях почти любое положение теории и методики физического воспитания, даже самое старое, может вызвать сомнение как устаревшее, а, следовательно, и быть подвергнуто рассмотрению с современных позиций.

Второе положение. Избранная тема должна быть актуальной для настоящего и будущего практики физического воспитания. Судить об актуальности темы возможно только в каждом конкретном случае по тому приложению, какое может найти в практике ее разработка сегодня и завтра. Именно поэтому ведущим направлением в научной работе считается изучение обусловленности цели, задач, средств и методов применительно к объективно существующим потребностям общества на каждой стадии его развития.

Одним из внешних признаков актуальности той или иной темы является ее отношение к проблемам, над которыми в данное время усиленно работает мысль ученых. Примером подобного сосредоточения сил ученых на решении важнейших проблем современности в области физического воспитания служит разработка системы физического воспитания детей. Тема, оторванная от общего направления научных интересов, часто может быть неплодотворной. Указанное обстоятельство не случайно и объясняется определенными причинами. Во-первых, проблемы, встающие перед наукой, порождаются потребностями общества. Во-вторых, вся научная работа планируется, что позволяет сосредоточить крупные исследовательские силы на ведущих участках.

Актуальность темы определяется не ее названием, а «выходом» в практику. Глубокое знание практики, разностороннее знакомство с литературой – верный залог ценности темы.

Третье положение. Тема научной работы не должна быть навязана исполнителю. Она выбирается по собственному желанию после длительного обдумывания.

Человек должен искренне увлечься предстоящей работой. Увлеченность позволит без всякого нажима систематически и упорно осмысливать избранный предмет исследования.

Четвертое положение. Для правильно избранной темы характерно не обширность поставленных вопросов, а тщательность, глубина их разработки. Тема должна иметь четко очерченные границы. Чрезмерно обширная тема не позволяет изучать явление во всех его связях, приводит к такому обильному накапливанию материала, что проработать его всесторонне одному человеку окажется невозможным.

Наконец, пятое положение. При выборе темы полезно учитывать направленность своей педагогической деятельности.

Одновременно следует учитывать и свои личные склонности, способности, а также уровень теоретических знаний. Причем, на выбор темы влияет не только индивидуальный уровень теоретической подготовки исследователя, но и уровень знаний, достигнутый в познании данного явления обществом в целом. Более того, важны те теоретические позиции, с которых современная наука решает данную проблему. Все это позволит, во-первых, правильно выбрать частную тему для индивидуального решения в условиях коллективного исследования проблемы в целом и, во-вторых, избрать такую по сложности тему, которую под силу будет решить одному человеку при имеющихся материальных возможностях.

Перечисленные положения ни в коей мере не снижают роль научного руководителя, консультаций старших товарищей, советы которых могут предупредить ошибки лучше, чем самые хорошие инструкции.

Гипотеза исследования:

Разностороннее знание предмета исследования позволяет уже на подготовительном этапе разработать гипотезу (применительно к конкретному исследованию ее иногда называют рабочей гипотезой), то есть предположение о возможных причинах явления, которое будет изучаться, о его связях с другими явлениями, о возможных путях доказательства выдвигаемого положения. Применительно к педагогическому исследованию гипотезой можно назвать такое предположение, которое логически обоснованно трактует структуру какого-либо педагогического явления, его сущность и связи с другими явлениями, а также причины их обуславливающие.

Гипотеза о возможных связях изучаемого явления – это описательная гипотеза, гипотеза не только о связях, но и о причинах, их порождающих – объяснительная гипотеза (А.Баженов). Было бы неверным оценивать гипотезу по этим видовым признакам. Нельзя, предположим, считать, что описательная гипотеза имеет меньшее значение и легче поддается формулированию. Иногда не составляет трудности найти причины связей, но требуется много усилий для разработки их структуры.

Значение гипотезы для любого исследования трудно переоценить: во-первых, она позволяет найти выход теории в практику, так как именно на ее основе организуются исследования и рождаются новые научные факты; во-вторых, разработка гипотезы – это рождение новых идей, это расширение границ наших сегодняшних знаний; в-третьих, гипотеза формирует предмет конкретного исследования /например, при изучении вариантов соотношения нагрузки и отдыха только теоретическое предположение позволит отобрать из нескончаемого количества возможных вариантов те, которые в большей мере соответствуют задачам исследования, и отбросить, заведомо не укладывающиеся в рамки конкретного исследования; в-четвертых, гипотеза позволяет «не утонуть» в обилии получаемых фактов, не увлекаться неизбежно появляющимися побочными фактами; наконец, в-пятых, удачно сформулированная гипотеза – это та «научная тропинка», по которой могут пойти многие исследователи /например, знания закономерностей образования временных связей приемами грубого и тонкого дифференцирования, изученных в лаборатории И.П.Павлова, могут быть положены в основу разработки методики обучения разнообразным двигательным действия людей разного возраста и физической подготовленности, более того, эта гипотеза может помочь в понимании природы подводящих упражнений, а, следовательно, в разработке их систем/.

Источники разработки гипотезы: 1) обобщение педагогического опыта, 2) анализ уже существующих научных фактов, 3) дальнейшее развитие научных теорий. Кроме того, гипотеза может сформироваться на основе здравого смысла и интуиции. Не случайно существует убеждение, что гипотезы «возникают у людей, которые думают» (Н.Р.Коэн).

Сказанное делает очевидной истину: нельзя научить формировать гипотезу, немыслимо весь этот сложнейший процесс творчества облечь в какие-то принципы и формулы. Можно говорить лишь о самых общих рекомендациях, предупреждающих явные заблуждения.

Раз формирование гипотезы – дело чрезвычайно сложное, то допустимы ли исследования, которые не имеют оригинальной гипотезы, то есть той гипотезы, которая создает современное направление в науке, которая отражает новый подход к решению той или иной педагогической задачи? Создание именно такой гипотезы является мечтой любого исследователя, но далеко не каждый ее способен осуществить. Не случайно у социологов существует убеждение, что если исследователю «за всю его жизнь удается сформулировать одну хорошую гипотезу, он должен быть доволен этим» (Г.М.Андреева).

И тем не менее для любого конкретного исследования наличие гипотезы остается «золотым правилом». И противоречия тут нет. Дело в том, что в теории и методике физического воспитания (как и во многих других отраслях знания) допустимы, а иногда просто необходимы исследования, в которых доказывается, казалось бы, всем известное. Объясняется это многими причинами. Во-первых, многолетним существованием в педагогической практике положений, которые себя оправдывают, но не имеют экспериментального обоснования, что ограничивает сферу применения этих положений. Во-вторых, отсутствием количественных характеристик подобных общеизвестных положений (например, всем известно, что объем информации, выдаваемой ученикам на уроке должен быть оптимальным, но каково количественное выражение этого оптимума – остается задачей исследования). В-третьих, большим разнообразием контингента исследуемых и двигательных действий как предмета обучения, что требует уточнения тех или иных педагогических положений при обучении людей конкретным двигательным действиям (например, общее положение о необходимости создания систем подводящих упражнений на основе физиологических, биомеханических и педагогических характеристик «основных» двигательных действий требует конкретизации в соответствии с задачами обучения: количество подводящих упражнений, их очередность, длительность применения и т.п.). В-четвертых, возможностью существования в педагогической теории и практике таких положений, которые, не имея научного обоснования, являлись результатом заблуждений.

Все это порождает гипотезы, которые повторяют известные теоретические положения, но от этого не теряют своей научной и практической значимости. Наличие в исследовании подобных гипотез очень часто расценивается как вообще отсутствие гипотезы и ставится в виду научному работнику. Однако подобные обвинения, как было показано, являются беспочвенными.

Задачи исследования.

Почти каждая тема исследования, как бы конкретно она ни была определена, может иметь несколько аспектов своего решения. Все эти аспекты, как правило, не могут быть разработаны одновременно, тем более одним человеком. Приходится устанавливать тот круг задач, который явится предметом только данного исследования. Именно это послужит способом конкретизации исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них в четкой формулировке отражает идею научной работы, раскрывает ту сторону темы, которая подвергнется изучению.

Количество задач зависит от исполнителей темы, от предполагаемой деятельности исследования и, наконец, от сложности поставленных задач (чем они сложнее, тем может быть меньшим их количество). Определяя оптимальное количество задач, следует учитывать их взаимную связь. Иногда бывает невозможным решить одну задачу, предварительно не решив другую. Например, невозможно определить влияние на юных пловцов различных методов тренировки, не изучив особенности развития аппарата дыхания в зависимости от возраста и стажа плавания (И.П.Волков). В некоторых случаях решение какой-либо одной задачи без решения другой приводит к незавершенности всего исследования, и невозможности применения его результатов в педагогической деятельности, хотя и будут сделаны вполне обоснованные выводы. Например, если окажется доказанной необходимость развития какой-либо функции для повышения результативности в тех или иных действиях, но одновременно не будут разработаны примерный перечень средств, их объем и место в системе тренировки, то такое исследование не может считаться завершенным.

Количество задач, как правило, бывает небольшим даже в диссертационных работах. Например, при разработке темы «Формирование студентов педагогического института к работе в сельской школе» было выделено всего три задачи: 1) выявить структуру профессиональных знаний, педагогических умений и качеств личности учителей физической культуры сельской школы; 2) определить условия успешной социально-профессиональной адаптации учителей физической культуры на селе; 3) разработать методику формирования готовности студентов к работе в сельской школе (В.К.Федулов, 1987).

Четко поставленные задачи позволяют читателю определить круг вопросов, с которыми он может познакомиться, и одновременно избавляют автора от претензий оппонентов к тем вопросам, которые не ставились для разработки в данном исследовании.

Каждая задача, поставленная автором, должна иметь решение, отраженное в виде одного или нескольких выводов.

Одним из основных и наиболее важных критериев научного исследования является его новизна. Укажем это на примере «Требований к диссертациям и соискателям правил присуждения ученых степеней»:

«8. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть квалификационной научной работой, самостоятельно (в том числе при наличии научного консультанта) подготовленной соискателем по конкретной специальности соответствующей отрасли науки в виде рукописи, и соответствовать одному из следующих требований:

содержать новые научно обоснованные результаты, которые решают крупную научную проблему;

содержать новые научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение крупной прикладной проблемы;

содержать новые научно обоснованные теоретические и (или) экспериментальные результаты, совокупность которых является крупным достижением в развитии конкретных научных направлений.

9. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть квалификационной научной работой по конкретной специальности соответствующей отрасли науки, подготовленной соискателем самостоятельно или под научным руководством доктора наук (кандидата наук) в виде рукописи, и соответствовать одному из следующих требований:

содержать новые научно обоснованные результаты, которые решают важную научную задачу;

содержать новые научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение важной прикладной проблемы;

содержать новые научно обоснованные теоретические и (или) экспериментальные результаты, совокупность которых имеет важное значение для развития конкретных научных направлений.

Рекомендуемая литература:

1.Ашмарин Б.А., Альмуханов Б.О. Педагогические исследования в физическом воспитании. Учеб. для студентов фак. физической культуры педагогических институтов и университетов. Рукопись. –Уральск, 2010. -107с.

2.Шкутина Л.А., Плотников В.М., Егоров В.В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. –Алматы: Гылым, 2000.

Вопросы для самоконтроля

1.Взаимоотношения цели исследования и актуальности выбранной темы?

2.Какова гипотеза вашего исследования?

3.В чем закономерности ее развития?

Лекция №5

Тема: Теоретические и эмпирические методы исследования

Содержание лекции:

1. Методы работы с литературой: конспектирование, аннотирование, рецензирование, цитирование

3. Логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование исследования

Цель лекции:

1. Дать понятия по работе с литературой

2. Научить логически мыслить над литературой

Ключевые слова: научное исследование, логика исследования, научная теория.

Основные вопросы и краткое содержание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.019 с.)