Логика и структура педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика и структура педагогического исследования



 
 


Рекомендуемая литература:

1.Ашмарин Б.А., Альмуханов Б.О. Педагогические исследования в физическом воспитании. Учеб. для студентов фак. физической культуры педагогических институтов и университетов. Рукопись. –Уральск, 2010. -107с.

2.Шкутина Л.А., Плотников В.М., Егоров В.В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. –Алматы: Гылым, 2000

Лекция №4

Тема: Методологические характеристики научного исследования

Содержание лекций

1. Требования, предъявляемые к научной работе

2.Выбор и обоснование проблемы, объекта и предмета исследования

3. Цель, гипотеза и задачи исследования

Цель лекции:

1. Научить слушателей выбору и обоснованию проблем, объекта и предмета исследования

Ключевые слова: методология, методологическое знание, методология науки, методологические принципы и подходы

Основные вопросы и краткое содержание:

Требования, предъявляемые к научной работе

Процесс разработки научного исследования представляет собой сложный путь творческих изысканий автора (авторского коллектива). Начинается он с выбора темы. Правильный выбор темы – важнейший этап в работе изыскателя, ибо именно он в значительной степени предопределяет конечный результат работы (основные этапы подготовки и выпуска на примере учебного пособия показаны в приложении 1).

Темы исследования принято классифицировать по двум основным показателям. Рассмотрим на примере военных исследований.

Во-первых, они могут носить как теоретический, так и практический характер. Деление это весьма условно. Историко-теоретические темы призваны выявлять тенденции и закономерности общих и частных проблем военной истории, военного дела. Прикладные темы разрабатывают вопросы, которые обогащают военную историю, создают базу для последующего анализа определенных проблем. К теоретическим, точнее историко-теоретическим, относятся, например, такие темы, как "Тенденции в развитии способов и форм ведения наступательного боя в годы Великой Отечественной войны", "Военно-теоретические взгляды М. И. Драгомирова". К прикладным темам можно отнести: "Прорыв обороны противника с ходу в контрнаступлении под Москвой", "Восстановление боеспособности войск Юго-Западного фронта в зимней кампании 1942-1943 гг." и т. д. Не следует, однако, думать, что темы прикладного характера не содержат теории, а теоретические – практических рекомендаций. Разница лишь в соотношении этих вопросов. Теоретические труды должны исследовать закономерности, тенденции развития тех или иных вопросов и принципов военного искусства, содержащие практические рекомендации. Труды прикладного характера в большей степени, чем теоретические, обобщают конкретный опыт решения какой-либо проблемы военного искусства.

Во-вторых, темы исследования могут (весьма условно) подразделяться на широкие и узкие. В широкой теме, такой, например, как "Совершенствование управления войсками в наступательных операциях Великой Отечественной войны", обычно рассматривается целый комплекс вопросов. В узкой теме, такой, как "Совершенствование пунктов управления в наступлении по опыту третьего периода Великой Отечественной войны" – лишь 1-2 вопроса. Следует помнить, однако, что ценность работы определяется в первую очередь глубиной исследования. Поэтому узкая, но всесторонне разработанная тема нередко представляет больший интерес, чем тема широкая, но поверхностная.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют большое значение. Они, если не целиком, то в очень большой степени, определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Таким образом, если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть.

Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких диссертаций могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Таким образом, актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается диссертант, или того научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции.

Между тем исследователи часто избегают брать узкие темы. Это неверно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что тема настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Основным критерием выбора темы научной работы, то есть темы исследования правомерно считать ее актуальность, которая в свою очередь определяется теоретической и практической значимостью, а также степенью разработанности общей или частной проблемы. Главное при этом требование – соответствие темы потребностям развития военной теории или задачам обеспечения практики сегодняшнего дня.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. В применении к научной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Научная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности, социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения.

При выборе темы необходимо учитывать также факторы объективного и субъективного характера. Важнейшие из них: уровень личной специальной подготовки исследователя, опыт военно-научной работы, условия и характер службы, возможности работы с источниками и их наличие, временные возможности.

Если пишется небольшая статья для военного журнала, то целесообразно разрабатывать узкую тему, осветив в ней один-два вопроса. Иным должен быть подход к выбору темы диссертации, учебного пособия, книги, монографии.

Тема может быть предложена старшим начальником или же задана планом научно-исследовательской работы академии.

Общими требованиями должно быть краткость и четкость формулирования, исключающая двусмысленное толкование.

Выбор темы во многом зависит от цели работы.

Цель работы отражает основную задачу разработки научного исследования. Формулирование цели должно выражать направление, глубину и широту изысканий, определять, что конкретно предполагается исследовать, решить, разработать. Поставив цели, автор должен придерживаться ее до завершения работы, что должно найти отражение в соответствующей формулировке глав, разделов, в выводах.

Задачи определяются обычно в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу и т. п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого характера.

Успех военно-научной работы в значительной степени зависит от правильной ее организации. Как показывает опыт, существенную помощь в решении этой важной проблемы может оказать план исследования (написания книги).

План упорядочивает работу исследователя, обеспечивает ее четкость и последовательность, а в итоге, высокую продуктивность. В зависимости от характера работы, устанавливаются сроки в календарном плане. Вариант плана учебного пособия, диссертации предложен в приложении 2, вариант плана статьи – в приложении 3.

Рабочий план начинается с разработки, то есть замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена лишь гипотеза, то есть предположение, изложенное как на основе интуиции (предчувствия), так и на предварительно разработанной версии (т. е. на сообщении чего-либо в целяхпредварительного объяснения). Но даже и такая постановка дела позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, однако основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя «эскизно» представить исследуемую проблему в различных вариантах. Отдельные рубрики плана желательно писать на отдельных карточках (или полосках бумаги). Это позволит в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.

Для адъюнктов на наиболее поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы исследовательской работы.

Таким образом, на следующем этапе планирования исследовательской работы составляется уточненный рабочий план со всеми подробностями и наибольшей конкретизацией заданий.

Соискателю необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. При организации очередности, задания выполняются в зависимости от наличия возможности, и порядок исполнения их может измениться, однако, с условием, что за определенный период работы они все были выполнены.

Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

С учетом специфики творческого процесса план исследования должен предусматривать все, что можно заранее предвидеть. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности.

Прочные знания и трезвый, всесторонний учет возможных обстоятельств при решении сложной научной задачи открывают дорогу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.015 с.)