И производственной программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И производственной программы



В современной динамично меняющейся экономике первоочередной задачей на предприятии является построение такой стратегии управления производственными ресурсами, которая была бы направлена на формирование оптимальной и эффективной производственной программы.

Составление годовой производственной программы – это результат длительного многоуровневого процесса планирования, начиная с разработки стратегии развития организации и заканчивая планами текущей деятельности предприятия. Под стратегией развития предприятия понимается генеральная программа действий, совокупность главных целей и средств их достижения, определяющая направление его деятельности на долговременную перспективу. Разнообразные стратегии, применяемые на практике, можно рассматривать как модификации нескольких базовых, среди которых наибольшее значение имеют:

− стратегии ограниченного роста;

− стратегии роста;

− стратегии сокращения.

Стратегия ограниченного роста применяется в сложившихся отраслях промышленности со стабильной технологией. Эта стратегия предполагает улучшение или обновление продукции для ее реализации на уже освоенном предприятием рынке, улучшение положения на рынке за счет дополнительных маркетинговых усилий, поиск новых рынков.

Стратегия роста характеризуется высокими темпами развития предприятия, достигаемыми двумя путями: 1) приобретением или установлением контроля над поставщиками, посредниками и конечными потребителями ее продукции (вертикальная интеграция); 2) расширением номенклатуры (диверсификацией) выпускаемой продукции. При этом возможны различные варианты диверсификации. Новые изделия могут быть связаны с уже выпускаемой продукцией общностью технологий рынка сбыта, использованием отходов производства; могут сопутствовать основной продукции и предназначаться для тех же потребителей; могут быть не связаны с традиционной продукцией ни технологией, ни рынком сбыта. Стратегия роста чаще применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.

Для стратегии сокращения характерно установление целей производства и реализации продукции пониженных по сравнению с ранее достигнутыми. Эта стратегия включает сокращение объема производства и затрат, закрытие или продажу одного или нескольких подразделений предприятия и другие меры. Крайний вариант стратегии сокращения – ликвидация организации. К стратегии сокращения предприятий прибегают при устойчивой отрицательной динамике показателей их деятельности.

Предприятие может применять комбинированную стратегию, представляющую собой сочетание базовых стратегий. Крупная диверсифицированная компания, которая активно функционирует в нескольких отраслях, может продать или ликвидировать одно из своих производств, а взамен создать или приобрести одно или несколько других. При этом различные стратегии могут использоваться как параллельно, так и последовательно.

Принятая стратегия реализуется через систему планов предприятия, которая в общем случае включает основные направления развития, планы развития (перспективные планы), специальные планы (программы и проекты), планы текущей деятельности.

Задачи предприятия в области производства и реализации продукции находят отражение в перспективных и текущих планах; при этом они конкретизируются по мере сокращения горизонта планирования (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Система управления производственной программой предприятия

Уровни управления программой Перечень программ и заданий
Стратегическое планирование Изучение конъюнктуры рынков сбыта продукции в соответствии с профилированием предприятия (специализацией) Выявление неудовлетворенного спроса (новая продукция, услуга) Формирование перспективного плана выпуска продукции
Текущее управление производственной программой Формирование производственной программы предприятия Распределение программы выпуска продукции по плановым периодам года для сборочных цехов Расчеты календарно-плановых нормативов производства Формирование номенклатурно-календарных планов выпуска условных комплектов (УК) для обрабатывающих и заготовительных цехов Формирование производственных программ в цехах на квартал (месяц) и их распределение по участкам и бригадам
Оперативное управление производством Формирование оперативно-календарных планов (графиков) запуска-выпуска УК на короткие плановые периоды Формирование сменно-суточных заданий

 

Основные направления развития предприятия, разрабатываемые на максимально длительную перспективу, содержат качественные характеристики продуктово-рыночной стратегии (специализация, диверсификация, совершенствование продукции, завоевание новых рынков и т. п.) и ориентировочные значения важнейших целевых показателей (рост объема продаж, прибыль и др.).

В проведении анализа конъюнктуры рынка выработалась определенная практика в последовательности осуществления действий:

− определяется объект изучения (национальный, региональный и мировой рынки);

− устанавливается круг источников необходимой конъюнктурной информации;

− осуществляется сбор, хранение, проверка, корректировка, систематизация и обработка данных;

− проводится анализ данных с целью выявления закономерностей и тенденций формирования спроса и предложения;

− делается разработка конъюнктурного прогноза развития спроса и предложения на товар или услугу и возможное движение цен;

− отбираются основные показатели, характеризующие конъюнктуру рынка товара или услуги;

− принимаются решения о производстве товаров, их объеме и ценах.

Основной проблемой по выявлению существующего и перспективного спроса и предложения является умение правильно найти и обобщить многочисленные данные, порой противоречивые, и сделать из них выводы. Это привело к появлению целого ряда аналитических методов, позволяющих приходить к научно обоснованным результатам. Среди них можно отметить следующие.

Линейное программирование. Это математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного, связанного с минимальными расходами, максимальным уровнем прибыли, наименьшими затратами времени или затрат при наличии ограниченных ресурсов. Программирование означает планирование деятельности для достижения заданной цели путем оптимального использования или распределения имеющихся ресурсов. Оно является линейным при прямолинейной зависимости между переменными величинами. При этом методе имеет место большой объем вычислительных работ, и поэтому для проведения расчетов используется компьютерная техника. С помощью линейного программирования решаются такие задачи, как определение наиболее выгодного ассортимента продукции при ограниченных ресурсах, определение минимальных расходов при транспортировке грузов, расчет оптимального уровня запасов, необходимого для удовлетворения покупательского спроса при минимуме затрат.

Метод деловых игр. Они проводятся в целях определения наилучшей стратегии.

Теория массового обслуживания. Она изучает закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание и необходимостью соблюдения очередности в их выполнении. Она применяется в решении задач по очередности обслуживания заказчиков, обработке заказов, при составлении графиков поставок и управления запасами, техническому обслуживанию оборудования, подлежащему профилактическому осмотру или ремонту.

Моделирование. Модели описывают в математической форме систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями. Моделирование позволяет:

− определить оптимальные размеры и соотношения различного рода издержек маркетинга (расходы на рекламу и стимулирование сбыта, торговые издержки);

− дать анализ взаимосвязей экономических показателей в динамике (например, каким бы оказалось влияние снижения на 15% потребительского спроса на продукт на уровень складских запасов продукции и объем производства);

− оценить затраты на транспортировку и доставку;

− провести анализ коммуникационных и информационных потоков в хозяйственных организациях.

Решение этих задач позволяет улучшить качество планирования производства, сбыта, распределения и управления запасами.

Выявление потребностей покупателей предполагает определение вида и времени появления новых товаров и их влияния на характер складывающегося спроса. Как принято в международной практике, понятие «новое изделие» включает в себя изменения в форме, содержании или упаковке изделия, которые имеют значение для потребителя. Например, это совершенно новые виды товаров, которых ранее не было на рынке (мобильные телефоны, микроволновые печи, персональные компьютеры и т. д.); изделия с добавлением к ним новых компонентов (отбеливающие вещества в моющих средствах, фториды в зубной пасте, специальные присадки в бензине и т. д.); изменения в упаковке (аэрозоли, консервированное пиво и фруктовые соки, продовольственные товары, готовые для варки в фабричной упаковке, и т. д.).

Причин, вызывающих необходимость создания новых изделий, несколько:

1) конкуренция, которая постоянно вынуждает не только снижать издержки производства, но и создавать принципиально новые изделия, с новыми, более высокими потребительскими характеристиками;

2) необходимость учета стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы предприятия при выработке долгосрочной стратегии;

3) необходимость более рационального использования отходов производства (рециклинг), более полного использования производственных мощностей.

Каждый товар проходит четыре стадии жизненного цикла: начало, развитие, зрелость, старение.

Если предприятие выпускает один товар, оно проходит этапы улучшения, апогея и ухудшения финансового положения. Если предприятие выпускает несколько видов продукции, имеет разнообразные группы товаров, то пики неблагоприятных экономических ситуаций сглаживаются.

Учитывая экономические последствия последних фаз жизненного цикла товара, необходимо постоянно обеспечивать диверсификацию производства (обновление номенклатуры и ассортимента продукции).

В общем виде связь между стратегией развития организации и формированием производственной программы можно представить следующим образом:

− специализация предприятия на производстве определенных видов продукции и услуг, основные рынки сбыта и потребители определяются стратегией его развития;

− уточнение потребности в новых продукции и услугах, соответствующих профилю предприятия по принятой стратегии;

− формирование конкретной номенклатуры продукции и определение объема ее производства;

−определение прогнозных цен предложения в процессе стратегического планирования;

−уточнение производственной программы.

Содержание и показатели производственной программы

Производственная программа определяет номенклатуру и объем выпуска продукции заданного качества в натуральном и стоимостном выражении по заказам и договорам потребителей на очередной год с распределением по кварталам. Производственная программа является основным документом, на основании которого осуществляется производственная деятельность предприятия.

Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Процесс формирования производственной программы включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспорт, торговля, обучение, лечение и т.д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности выделяются автомобилестроение, ткацкое, швейное, обувное производство. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Так, например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Укрупненный перечень различных видов товаров и услуг называется номенклатурой производственной программы. Например, мебельная компания выпускает продукцию следующей номенклатуры: столы, стулья, шкафы и пр. Ассортимент – детализация этого перечня по видам, размерам, назначению. Например, столы – компьютерные, офисные, кухонные, бильярдные и т.д.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные измерители объема производства. Во всех случаях единица измерения продукции должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции. Установление в плане единицы измерения продукции обязательно для всех звеньев управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) необходимы для объективного измерения уровня производительности труда, для установления на единицу продукции технологических норм расхода сырья, энергии, рабочего времени, а также для расчета себестоимости единицы продукции (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и показатели ее использования. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по трудоемкости, материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель.

Трудовые измерители – затраты рабочего времени в часах – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы в целом. Наиболее распространенный показатель – это трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель – станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, станко-часы) в статичных условиях вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы несопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители используются часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должны выполнить предприятие, цехи.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг) в рублях. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран.

Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью можно определить общий объем производства фирмы. В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем товарной, валовой, реализованной продукции и др.

Пример.Выполнение плана по выпуску продукции предприятием за отчетный период:

Таблица 9.2

Исходные данные для расчета процента выполнения плана

по выпуску продукции

 

Изделия Выпуск, тыс. руб.
план факт
А 95,8 92,1
Б 84,3 86,8
В 45,7 45,7
Г - 21,3

Определите процент выполнения плана по объему и ассортименту продукции.

Решение.

Таблица 9.3

Расчет фактического выпуска продукции

в пределах запланированных цифр

 

  Изделия Выпуск, тыс. руб.
по плану фактически Фактически в пределах плана
А 95,8 92,1 92,1
Б 84,3 86,8 84,3
В 45,7 45,7 45,7
Г - 21,3 -
Итого 225,8 245,9 222,1

1. Процент выполнения плана по объему:

245,9 тыс. руб./225,8 тыс. руб. × 100 = 108,9%.

2. Процент выполнения плана по ассортименту:

222,1 тыс. руб./225,8 тыс. руб. × 100 =98,4%.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая продукция (см. п. 9.4), чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.

Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (стоимость сырья, материалов, энергии, топлива и амортизации).

Чистая продукция = объем продаж – материальные затраты – амортизация.

Условно-чистая продукция – это сумма вновь созданной стоимости и амортизационных отчислений.

Условно-чистая продукция = объем продаж – материальные затраты.

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), планирования фонда оплаты труда.

Пример расчета.Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. руб. Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. руб., из них 80% потреблено в своем производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 тыс. руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции.

В этом случае размер: товарной продукции будет равен:

ТП = 325,6 + 41,15 + 23,7 × 0,2 =371,49 тыс. руб., валовой: ВП = 371,45 + 5,0 = 376,49 тыс. руб.,

Реализованной: РП = ТП = 371,49 тыс. руб.,

Чистой продукции: ЧП = 0,6 × 371,49 =222,9 тыс. руб.

Нормативно-чистая продукция представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки включает зарплату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Валовой оборот характеризует продукцию всех промышленно-производственных подразделений предприятия за определенный период. В его состав входят все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, переработки или другого использования внутри предприятия, а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.

 

Планирование номенклатуры продукции и объема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.037 с.)