Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура аккредитационных педагогических измерительных материалов



(дидактические единицы) по курсу «Статистика»

№ ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС № задания Тема задания
  Теория статистики   Предмет, метод и основные категории статистики как науки
  Статистическое наблюдение
  Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения
  Абсолютные и относительные статистические показатели
  Метод средних величин и вариационный анализ
  Индексы и индексный метод в статистике
  Индексы и индексный метод в статистике
  Выборочный метод в статистике

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Дисциплина «Статистика» является обязательной составляющей федерального компонента блока ОПД государственного стандарта для специальности «Государственное и муниципальное управление» - «Бакалавриат». В соответствие со стандартом она ориентирована на получение знаний и представлений студентов-бакалавров о важной роли статистики в механизме управления различными подсистемами современного общества (экономикой, социальной сферой и т.д.). Статистическая «грамотность», умение пользоваться статистическими методами исследования, позволяющими обнаружить различные статистические закономерности, становится неотъемлемой частью современного образования, обучения специалистов в разных отраслях знаний. Эти знания являются составным элементом общей управленческой культуры будущих специалистов и будут необходимы им для дальнейшей работы по специальности в различных областях государственного управления

 

Основная цель курса «Статистика» - дать студентам теоретические знания о принципах, правилах и методах статистического анализа, и на их основе сформировать целостное научно-обоснованное представление о возможностях изучаемой науки и ее практическом применении; привить студентам умения и навыки работы со статистическими данными/

Основными задачами учебного курса «Статистика» являются:

- формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете, методологии сбора и анализа статистической информации и системе статистических показателей, используемых в различных отраслях жизни общества;

- системное изучение основных методов статистического исследования, их комплексного применения в анализе элементов рыночной экономики и общественной жизни;

- выработка навыков самостоятельного статистического анализа социально-экономических фактов, событий, явлений, процессов;

- освоение студентами современных методов прикладного статистического анализа складывающихся в общественной жизни закономерностей, обобщения тенденций развития социальных и экономических процессов и их взаимосвязей при решении конкретных актуальных социально-экономических проблем.

 

Изучение дисциплины «Статистика» предусматривает, что студенты знакомятся с приемами и методами сбора, обработки и анализа статистических данных с целью их обобщения и выявления статистических закономерностей, особенностей распределения, вариации, динамики и взаимосвязей. В ходе практических занятий отрабатывается умение рассчитывать различные показатели, решать задачи, проводить теоретический и графический анализ. Вырабатывается умение пользоваться статистическими методами при работе с реальной экономической и социальной информацией по России и Волгоградской области.

 

1.3 Требования к уровню освоения дисциплины.

 

Студент, успешно прошедший курс обучения, должен знать:

- Сущность статистики как науки, ее предмет, объект, метод, основные теоретические подходы к статистическому изучению общества и его различных подсистем;

- Источники, методы и проблемы организации получения статистической информации, создания единой системы ее классификации и кодирования (на примере ЕГРПО);

- Методику расчетов и содержание основных групп показателей общей теории статистики.

 

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

- рассчитывать основные показатели и системы показателей в различных разделах статистики;

- применять различные методы статистики (ряды распределения и динамики, индексы, относительные и средние величины) для анализа и характеристики процессов, происходящих в обществе;

- определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и пространстве на основы анализа системы числовых показателей.

 

Студент, успешно прошедший курс обучения должен овладеть следующими практическими навыками:

ò сбор и анализ статистической информации по проблемам экономического и социального развития страны;

ò умение разобраться в сущности полученной информации, оценить ее теоретическую и практическую значимость, сделать самостоятельные выводы;

ò навыки расчетов статистических показателей, составления таблиц и графиков.

 

Студент должен обладать такими общекультурными компетенциями (ОК), как:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК – 10);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК – 13);

 

Он также должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

- умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);

- способностью адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-23);

- умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24);

Принадлежность дисциплины «Статистика» к учебному циклу.

 

В учебном курсе нашло отражение расширение задач отечественной статистики в связи с выполнением «Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики». При разработке программы курса использовался междисциплинарный подход с опорой на знания, полученные студентами при изучении других учебных курсов – математики, социологии, основ экономической теории и т.д. Особое внимание уделяется прикладным аспектам курса, развитию навыков решения задач и графического и табличного представления их результатов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СТАТИСТИКА»

на 2012–2013 учебный год для студентов потока БкУ-200

 

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Всего часов по теме
1. Введение в статистику. Предмет, метод и основные категории статистики как науки.        
2. Статистическое наблюдение        
3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Ряды распределения и их анализ.        
4. Абсолютные и относительные статистические показатели        
5.. Метод средних величин и вариационный анализ        
6. Статистическое изучение динамики        
7. Индексный метод и его использование в статистике        
8. Выборочный метод в статистике.        
  ИТОГО:        

 

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Теоретический курс представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам получения, анализа, обработки и сопоставления статистической информации, возможности применения систем показателей статистики для описания ситуации и принятия грамотных управленческих решений, направлений развития отечественной экономики и социальной сферы в рыночных условиях.

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Лекция обеспечивает:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.

Цель курса лекций по статистике: овладение студентами систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам статистического анализа и описания процессов развития современного российского общества, методикой сбора и обработки статистической информации, а также приемами научно-исследовательской работы будущего специалиста в области управления социальными и экономическими процессами, разработки и реализации мер государственной политики.

 

ПРОГРАММА КУРСА

ЛЕКЦИИ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ (2 ЧАСА)

История становления и развития статистики как науки. Вклад зарубежных и отечественных ученых в развитие науки, современное состояние и проблемы статистики и ее отраслевых дисциплин в России.

Статистика как наука, как область практической деятельности, как совокупность цифровых сведений, характеризующих массовые явления и процессы в различных сферах общественной жизни. Объект и предмет статистики. Структура учебного курса. Задачи статистики в государственном и муниципальном управлении.

Понятие о статистическом исследовании. Роль закона больших чисел в изучении статистических закономерностей. Специфические приемы и методы статистического изучения явлений. Понятие статистической совокупности, ее характерные особенности. Единицы совокупности и их признаки. Система признаков и их измерение. Вариация признаков в статистической совокупности. Статистические показатели и их виды. Понятие системы статистических показателей.

Понятие статистической информации, требования к ней и основные источники. Статистика и ее информационная база. Организация получения статистической информации на современном этапе (ЕГРПО, комбинированные методы статистического наблюдения, переписи, мониторинги, бюджетные и бизнес - обследования).

Задачи статистики и основные направления ее реформирования. Организация государственной статистики в Российской Федерации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: «Школа политических арифметиков»; «государствоведение, или описательная статистика»; основные этапы статистического наблюдения; статистическая совокупность; единицы совокупности; признак единицы совокупности; вариация, варьирующие признаки; количественные и атрибутивные варьирующие признаки; факторные и результативные признаки; статистический показатель, его величина и значение; система статистических показателей; статистическая закономерность; статистическая информация; информационная инфраструктура.

ТЕМА 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (2 ЧАСА).

Основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение как начальный этап статистического исследования. Понятие о статистическом наблюдении.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Объект и единица наблюдения. Программа наблюдения.

Формы, виды и способы статистического наблюдения. Оценка точности статистического наблюдения. Ошибки наблюдения и способы их недопущения.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: статистическое наблюдение; объект статистического наблюдения; программа и формуляр статистического наблюдения; срок наблюдения; критический момент статистического наблюдения; государственная и ведомственная отчетность; точность наблюдения; ошибки регистрации; ошибки репрезентативности; виды контроля – синтаксический, логический, арифметический (счетный).

 

ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ (4 ЧАСА).

Статистическая сводка: понятие, основное содержание и задачи. Простая и сложная сводки, ручная и механизированная сводки. Программа и план статистической сводки.

Понятие о группировке и группировочных признаках. Значение и задачи метода группировок в статистике. Виды группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные) группировки. Понятие вторичной группировки.

Принципы построения группировок. Выбор группировочного признака (количественного или атрибутивного). Определение количества групп и величины интервала. Формула Стерджесса для расчета количества групп. Факторы, влияющие на количество групп, выделяемых в совокупности. Определение границ интервала.

Статистические таблицы, их структурные элементы, правила построения, виды. Групповые и комбинационные таблицы. Сущность и назначение графиков. Основные виды графиков. Достоинства табличного и графического методов представления статистических материалов.

Понятие о статистических рядах распределения. Атрибутивные и вариационные (построенные по количественному признаку) ряды распределения. Основные элементы вариационных рядов распределения: варианты и частоты. Дискретные и интервальные ряды распределения.

Сущность и возможности графического анализа рядов распределения. Виды их графического изображения: огива, полигон, гистограмма и кумулята.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: статистическая сводка; децентрализованная и централизованная сводки; статистическая группировка; комбинационная группировка; группировочный признак; интервал группировки; нижняя и верхняя границы интервала; ширина интервала (размах вариации); закрытые и открытые интервалы; подлежащее и сказуемое статистической таблицы; графики, диаграммы, статистические карты: ряд распределения; атрибутивный и вариационный ряды распределения; дискретные и интервальные ряды; вариант; частота; частость; полигон; гистограмма; огива; кумулята.

ТЕМА 4. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ (2 ЧАСА)

Абсолютные величины в статистике. Виды абсолютных величин: индивидуальные и суммарные. Единицы измерения абсолютных величин: натуральные, стоимостные и трудовые.

Относительные статистические величины. Виды относительных величин: динамики, плана, планового задания, структуры, интенсивности, координации и сравнения. Правила и способы расчета относительных величин.

Необходимость комплексного применения абсолютных и относительных величин.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: абсолютные величины; единицы измерения абсолютных величин; относительные величины; виды относительных величин; способы расчета относительных величин.

 

ТЕМА 5. МЕТОД СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН И ВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (4 ЧАСА).

Понятие о средних величинах. Виды средних и способы их вычисления: средняя арифметическая (простая и взвешенная); средняя гармоническая; средняя геометрическая; степенные средние. Расчет средней арифметической и средней гармонической в рядах распределения.

Структурные средние – мода и медиана, их расчет и графическое изображение. Порядковые статистики: квартели, квинтели, децели.

Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации. Правило сложения дисперсий. Расчет общей, межгрупповой и внутригрупповой дисперсий. Эмпирический коэффициент детерминации. Эмпирическое корреляционное отношение.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: средние величины; средняя арифметическая простая и взвешенная; средняя гармоническая; средняя геометрическая; степенные средние; мода; медиана; показатели вариации.

 

ТЕМА 6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ (2 ЧАСА).

Понятие о рядах динамики. Интервальные и моментные, полные и неполные ряды динамики. Правила построения рядов динамики. Расчет показателей анализа ряда динамики: абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста. Расчет средних показателей ряда динамики. Средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста. Графическое изображение рядов динамики.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ряд динамики; моментные и интервальные ряды динамики; абсолютные и относительные показатели ряда динамики; расчет средних ряда динамики.

 

ТЕМА 7. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СТАТИСТИКЕ (2 ЧАСА).

Понятие об индексах. Их роль в экономическом анализе. Классификация индексов. Индивидуальные и общие индексы. Различные способы построения общих индексов. Агрегатные индексы. Индексы средних величин. Индексы переменного и постоянного состава. Индекс структурных сдвигов. Значение индексов в анализе социальных и экономических явлений.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: индекс; индексируемая величина; индексы количественных и качественных показателей; индивидуальные и общие индексы; агрегатные индексы; индекс физического объема продукции; индекс товарооборота; индекс цен; агрегатные индексы цен Пааше и Ласпейреса; система взаимосвязанных индексов; индексы средних величин.

 

ТЕМА 8. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СТАТИСТИКЕ (2 ЧАСА).

 

Понятие о выборочном наблюдении, его задачи. Сплошное и выборочное статистическое наблюдение. Виды отбора (индивидуальный, групповой, комбинированный). Виды выборки (случайная, механическая, типическая, серийная (гнездовая). Схемы (методы) отбора: повторный, бесповторный, комбинированный. Определение объема выборки. Ошибки регистрации, ошибки репрезентативности, ошибки выборки. Методы расчета величины ошибки выборки.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: генеральная совокупность; выборочная совокупность; выборка; виды отбора; схемы отбора; объем выборки; ошибки регистрации; ошибка репрезентативности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.037 с.)