Тема 3. Основные направления и школы американской социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Основные направления и школы американской социологии.



Особенности социально-экономического и политического развития США. Характер влияния западноевропейской и русской социологической мысли на американскую социологию конца XIX- начала XX в. Академическое и эмпирическое направления социологии США. Чикагская социологическая школа.

Структурный функционализм Т. Парсонса и его «теория социального действия».

Эмпирическая социология (У. Томас, Ф. Знанецкий, Д. Морено). Прагматическая направленность американской прикладной социологии. Социальная инженерия и диагностическая социология как основные исследовательские методы американской прикладной социологии. Индустриальная социология. Социологическое понятие менеджмента. Социология и социальная психология. Социометрический метод Дж. Морено.

Литература: 1, 2, 4, 7, 31, 54, 62, 64, 66, 67.

 

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на те особенности социально-экономического и политического развития США, с которыми связано становление социологии: динамика развития, потребность практики в ее изучении и др.

Существенный вклад в развитии мировой социологической мысли на американской почве связан, прежде всего, с всесторонней разработкой прикладных направлений в социологии. Студенту предлагается уяснить один из наиболее распространенных эмпирических методов социологических исследований – социометрический метод Д. Морено. Суть метода – исследование межличностных отношений в малых группах. Также необходимо овладеть такими понятиями школы Д. Морено, как "психодрама", "социодрама", "социометрическая революция" и др.

Важное место в американской социологии занимает Т. Парсонс – основоположник школы структурно-функционального анализа. Она включает в себя такие понятия, как "теория социального действия", "структура", "функции", "адаптация", "целеполагание", "интеграция", "социальное равновесие" и др. Необходимо глубоко и содержательно усвоить интересную постановку вопроса Парсонсом об основной задаче теоретической социологии. По его мнению, она сводится к "интеграции социальных систем, включая в первую очередь препятствия к ее достижению и случаи безуспешной интеграции".

Развитие американской социологии в течение определенного периода было связано с нарастающим противоречием между общей теоретической социологией и ее прикладными направлениями. Каждое из них полагалось на собственную базу, демонстрируя откровенную ненадобность друг в друге. Это противоречие, зашедшее в определенный гносеологический тупик, было разрешено рождением "теории среднего уровня" Р. Мертона. Студенту следует усвоить роль и значение теории среднего уровня, ее влияние на развитие отраслевых направлений в современной социологии.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте в целом характеристику американской социологии.

2. Охарактеризуйте основные направления американской социологии

3. Раскрыть сущность теории социального действия Т.Парсонса и его структурно-функциональной школы.

4. Раскройте содержание и область применения социометрического метода Д.Морено.

Тема 4. Социологическая мысль в России. Особенности ее

Становления и развития.

Исторические корни, социально-экономические и политические условия возникновения и развития социологической мысли в России во второй половине XIX века. Влияние западноевропейской и русской национально-культурной традиций на формирование общественной мысли.

Проблема метода в русской социологии. Полемика В. Ленина и Н. Михайловского о роли субъективного и объективного факторов в социологии. Русская социология как идеология национального духа. Понятие «Русской идеи», ее истоки и социальный смысл.

Основные направления, школы и течения в русской социологии:

Академическое направление (П. Сорокин, Ковалевский М.М.);

Идеологическое направление:

• Христианский гуманизм (В Соловьев, И. Ильин, Н. Бердяев и др.);

• Анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин);

• Марксизм (Г. Плеханов, В. Ленин).

Русская (этико-субъективная) социологическая школа П. Лаврова и Н. Михайловского.

Литература: 1, 2, 11, 12, 14, 20, 27, 33, 37, 38, 40, 41, 43, 47, 64, 74.

 

Методические рекомендации

При изучении вопроса данного занятия необходимо опираться на знания, приобретенные на курсах обществоведения и отечественной истории. Уметь выделить в историческом пути России социально-исторические и идейные корни духовности, истоки и социальный смысл "Русской идеи". Важно понять, как эта идея стала идеологическим базисом образования Московского царства, становления и развития государства Российского.. Необходимо уяснить также и то, как характер развития духовности оказал в конечном итоге влияние на становление и развитие русской социологической мысли, ее мировоззренческой, гуманистической ориентации.

Среди многообразных социологических школ, возникших в России во второй половине XIX и начала XX веков, следует особо выделить «Русскую социологическую школу» П. Лаврова и Н. Михайловского, заложивших теоретические основы новейшего направления современной социологии – социологии исследования социальных нововведений (инновационной социологии), а также работы нашего соотечественника, первого русского профессора социологии Питирима Сорокина. Его теории социальной стратификации и социальной мобильности, взгляды на предмет социологии, ее структуру и функции не только не устарели, а напротив, более чем современны и корректны.

Важное место в русской социологии занимают христианско-гуманистическое направление (В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др.), социология анархизма, представленная М. Бакуниным и П. Кропоткиным, а также марксистская социология в лице ее наиболее ярких последователей (Г. Плеханова, В. Ленина).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные направления русской социологии.

2. Раскройте содержание понятия «Русская идея», ее истоки и социальный смысл.

3. Раскройте сущность субъективного метода Руссой социологической школы (Н.Михайловский, П.Лавров).

4. Назовите представителей христианско-гуманистического направления в русской социологии и охарактеризуйте их взгляды.

5. Дайте характеристику взглядам представителей анархистского и марксистского течений в русской социологии, подчеркнув их сходство и различие по вопросам государства, религии, собственности, путей развития общества в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.009 с.)