Чирмышские князья из рода Бул-улугбека Кашанской губернии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чирмышские князья из рода Бул-улугбека Кашанской губернии



В 930 году чирмыш Бырак со своими людьми в счет налога державе строил г. Буляр. От невыносимых условий он воскликнул: «О, Юмо! Если покараешь кана, то покажешь мне, что исламская вера истинная, и я приму ее». Кан прослышал это и князю Быраку пришлось бежать за Каму и скрыться в Кашане вместе со своим молодым сыном Булом.

В 945 году сын Бырака Бул хвастался перед чирмышами своей смелостью, физической силой и прямотой. Вскоре он, захватив власть в Кашане, договаривается с каном Булгар Мохаммедом, чтобы тот официально, на законных основаниях назначил его губернатором провинции. И Бул стал им.

За это он сумел, как обещал, собрать от Кашанской провинции в казну налог в двукратном размере. Он говорил всем, что его отец чирмыш Бырак назвал г. Буляр в его честь. Правда это или нет, нам неведомо. Но, видно, этот парень был не промах. Во времена правления улугбека Талиба в Булгаре сын Була Кукчу (такой же как отец: физически сильный, но суровый и немногословный чирмыш) становиться улугбеком, то есть князем Кашанской провинции. Сам Талиб дал ему титул эмира на Кашан с условием, чтобы тот сформировал новую шеститысячную армию, воины которой служили бы постоянно. Чирмыш Кукчу начал создавать ее по образу хазарской армии, по тем временам самой передовой по структуре, мобильной и с жесткой дисциплиной. В нее пошли главным образом чирмыши, чьи хозяйства были разорены непомерными поборами и войной. Жалование воинам Талиб учредил высокое, и они надеялись скопить денег на возобновление

Лист 12

порушенного хозяйства или помочь своим родным. Кроме этого 2/3 добычи оставалось воинам, и это заставляло их рваться на войну. Впрочем, весной каждого года (в конце мая – начале июня) на праздник Агавайрем любой воин-бахадир мог покинуть службу, но мало кто решался на это: покинувшего армию ждала полная нищета. Отбор в армию был строгим: на одно место претендовали 100, а то и 200 человек, умирающих с голоду. Обучение было не менее суровым. Гибель воинов во время тренировочных схваток ни во что не ставилась. Каждый боец войска получал среднее рыцарское вооружение, то есть вооружение джуры, и приравнивался к среднему рыцарю. А командующий этой армией назывался сардар. К слову будет сказано: сар на марийском языке значит «война». Эту хорошо обученную, профессиональную армию чирмыши называли по-своему: «к`ршы вий», но впоследствии в Булгаре, официальным языком которой был тюрки, это название армии изменилось на тюркский – «курсыбай». Унбашы курсыбая приравнивался к юзбашы обычного войска, сотник – к мэнбашы, картаман – к сардару, а сардар – к эмиру. Позднее Талиб дал сардару курсыбая право входить к царю без предварительного представления. Таким образом, создателем и первым сардаромкурсыбая стал чирмыш, сын Була и внук Бырака – князь Кукчу. Булгарский кан Тимар-Мумин перевел его с губернаторского места из г. Кашан в седло сардара курсыбая этой новой армии. Так возникла легендарная армия из чирмышей. С этого времени чирмыши во главе со своим князем Кукчу стали ядром и главной силой новой армии Булгарского государства.

Летом 985 года на берегах Волги курсыбай под командованием чирмышского князя Сал-Сала, сына Кукчу, первый раз встретился с балынцами – войском руссов, ведомым на Волжскую Булгарию князем Владимиром, и остановил их.

Владимир, третий сын Киевского князя Святослава, рожденный от ключницы Ольги, был посажен отцом княжить в Новгороде. Советником в военных делах к нему был приставлен Добрыня – воевода Святослава. Владимир не знал, что Волжская Булгария к тому времени была государством «гражданским и торговым; имело сообщение, посредством судоходных рек, с севером Руси, а через Каспийское – с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая завладеть Камскою Булгарией, отправился на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные тюрки (половцы), союзники или наемники руссов», – так описывает этот поход Владимира Н.М. Карамзин.

Войска стали друг против друга. Воевода Добрыня, осмотрев курсыбай Волжской Булгарии, посоветовал Владимиру повернуть обратно: «Они не захотят быть нашими данниками: пойдем лучше искать лапотников, а войско этой страны обуто в сапоги, значит, жители сей земли богаты и имеют средства и силы обороняться».

Владимир, послушав своего воеводу, согласился с ним и заключил мир с сардаром курсыбая Сал-Салом: «Разве тогда нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде». Владимир по этому договору обязывался платить дань Булгарам за Шудскую землю вепсов и меря (мара), которую Новгород присоединил к себе и назвал Ростовским княжеством. Впоследствии в Булгарских летописях эта дань упоминалась как «Джирская дань», ибо раньше эту землю булгары называли Джирской провинцией Волжской Булгарии.

Позднее, когда Владимир перестал платить «джирскую дань», булгарский кан Тимар-Мумин отправил курсыбай на Русь. Курсыбай выступил в поход из Булгарии по старому караванному пути, проходящему через Хин (Саркел) на реке Шир (Дон). Пройдя через половецкое поле, которое простиралось между реками Итиль (Идель) и Шир, дошел до устья реки Сал – левого притока Шира. Здесь произошла кровопролитная сеча с союзниками Владимира – печенегами. Курсыбай разорвал и растоптал противника. Обрадованные успехом курсыбаевцы добавили к имени своего сардара Сали, по обычаю того времени, название реки Сал, на берегу которой одержали победу. С тех пор сардара Сали все чирмыши и прочие жители Булгарской державы стали называть Сал-Салом.

Курсыбай, переправившись через Шир, пошел вдоль реки Калитва по следам части печенегов, спасшихся после боя и бежавших в Бер. Сал-Сал со своими союзниками-печенегами обложил город Бер. На выручку Владимиру прибыл печенежский князь Асляб из рода Таук, но Сал-Сал ворвался в город. Прибывших печенегов курсыбай разгромил и вслед за этим город обратил в ничто. Перепуганный Владимир возобновил выплату «джирской дани». Владимир вскоре с помощью византийских мастеров восстановил город Бер и в память о своем союзнике Аслябе стал называть его Бер-Асляб (Переяславль). Так написал булгарский летописец.

Лист 13

Вскоре кан Тимар-Мумин послал Сал-Сала с курсыбаем еще раз на Русь. Киевский князь Владимир, позабыв слова своего воеводы Добрыни, опрометчиво выступил против Сал-Сала. Хорошо обученными чирмышами-курсыбаевцами у города Васыла (Василев) всё его войско было растоптано и разбито, а князь Владимир уцелел, лишь спрятавшись под мостом через реку Стугну. Сал-Сал видел, как князь сидел под мостом и молился о своем спасении, но, довольный победой и доброй вестью из Кашана о рождении сына, пощадил князя Владимира и сделал вид, будто не заметил его. Пощадил некровожадный чирмышский князь и жителей Василева, разрешил им свободно уйти, ибо они были анчийцами (первоначально это гуннские племена из иранцев, славян и прочих, охранявших границы Киевской Руси, не раз ходившие в походы с булгарами; также анчийцами называли киевских русичей – будущих украинцев). Но город после их ухода Сал-Сал сжег дотла, а сына назвал в память об этом Васылом. Так поступали победители в средние века.

Когда Сал-Сал увел булгарскую армию, то чудесным образом спасенный Владимир праздновал восемь дней, но с той поры этот русский князь никогда не решался выезжать на битву с булгарами.

В 990 году Сал-Сал снес все русские (построенные Владимиром) крепости к югу от Башту (официальное булгарское название г. Киева) по берегам рек Сулы, Трубеджа и Стугне. Причем всех находившихся там балынцев и переселенных туда новгородцев вырубил, а анчийиев и шудцев (чудь) отпустил... В том же году Сал-Сал осадил Чал-Кале (современный Белгород), поселение балынских русичей. Прослышав про это, анчийцы во главе с княжичем Ярославом пришли в Киев и потребовали от князя Владимира прекращения ненавистной им войны с булгарами и удаления из Киева и Чернигова всех балынцев, руссов-северян. Владимир обещал удовлетворить все требования анчийцев, но после этого сам тайком убежал в Галидж (Новгород Великий) за новым надежным войском. Но когда Сал-Сал приготовился покончить с Белгородом, во сне ему явился Айдар, воин-всадник, и сказал: «Ты не смеешь осквернять огнем и кровью священное это место, ибо здесь находятся могилы кара-булгар «Земли предков». Утром потрясенный виденным Сал-Сал разрешил балынцам уйти из города, крепость же просто разобрал по бревнам. Так подсказывало ему его благородное сердце рыцаря. В средние века на Западе и на Востоке у рыцарей был свой этикет, да к тому же они верили приметам и знакам.

Тогда Владимир перенес войну на север, где в течение нескольких лет войска из галиджийцев и балынцев (новгородских русичей и северных славянских племен) стали строить крепости вокруг Коба-Кюля, а булгары – их громить. Наконец, в 1015 году всё балынское войско во главе с беспокойным Владимиром численностью в 14 тысяч человек, безмятежно спавшее у станции Тангра-Майдан на перекрестке Артанской и Коба-Кюльской дорог (Прибалтийско-Ладожской дороги), было окружено Сал-Салом и прекратило свое существование. Потом Сал-Сал взял крепость Балык на верхней Волге. Здесь пленных, получивших прозвище «рыбари», погрузили на корабли и плоты и перевезли по Волге в Булгар. В память данного события этот русский мензель (крепость) получил название Йоклие, а старое его название дали крепости в Байтюбе, построенной 30 тысячами пленных балынцев (русичей). Кроме Тангра-Майдана они построили еще в Байтюбе Аккерман, Айдар, а на Агидели в Кашане – Балыклы... А при Тимаре-кане пленные балынцы, выкупленные у буртасов (части массагетского племени, вошедшей в состав булгарского народа) и батышцев (славянского племени, образовавшегося вследствие слияния части булгар с иранцами и славянами и называвшегося в Киевской Руси«вятичами»), Вятичи являются предками донских, воронежских и рязанских казаков, были построены: г. Сал-Сал, названный в честь славного полководца, а также города Шонкар, Арслан, Лачын (ныне нижегородский населенный пункт Лысково). Лач – прозвище Сал-Сала, данное ему чирмышами за удачливость.

Это была война между Древней Русью и Волжской Булгарией за свои интересы, а печенеги были в этой войне лишь наемной силой как с одной стороны, так и с другой. Когда она только начиналась, Тимар-кану пришлось вернуть г. Кашан стареющему Кукче, отцу Сал-Сала, ибо в противном случае курсыбай отказывался сражаться, так был велик авторитет этогочирмышского военачальника среди войска, которое он основал. Да и в самой армии курсыбай ак-чирмышей и кара-чирмышей было многовато. Но в 1014 году, когда скончался Кукча, а его сын Сал-Сал сражался на севере, Тимар уступил интригам казанчиев – передать Кашан уланскому губернатору, тем самым ослабить и принизить славный род чирмышских князей рода Була. Сын Сал-Сала, совсем маленький еще Васыл, был привезен в г. Булгар и закован в цепи, после чего отряд казанчиев двинулся к Кашану...

Лист 14

Город Кашан стоял на правом берегу р. Камы выше устья. Город находился на самом юге границы одноименной Кашанской губернии, занимавшей территорию на северо-востоке державы вдоль правого берега р. Кама. В нее входило нижнее течение р. Вятка до г. Малмыж, дальше на север граница проходила через Кильмезь. С запада Кашанская губерния граничила с губернией Мартюба, которая занимала правую и левую, то есть горную и луговую стороны среднего течения р. Волги, в Булгарах именуемой Кара-Иделью. Также в Мартюбскую губернию входило среднее течение р. Вятка (Нукрат-Су), города Уржум и Малмыж. Еще севернее клином между двумя этими губерниями врезалась губерния Бийсу с центром в г. Колын. На верхнем течении р. Вятка в этой же губернии на правом ее берегу был г. Котельнич и Алтын Казан. По левому берегу р. Кама чуть ниже устья Вятки на восток и юго-восток простиралась территория губернии Тамта. Тамта включала в себя Яр Чаллы (Набережные Челны), Мензель, Бугальма, на р. Белая г. Чирмыш-Сафар, Моджар, Стерле, Каргалы. Южнее губернии Кашан и западнее Тамта на обоих берегах р. Волга (Агидель) находилась в самом центре державы провинция со столицей г. Болгар – губерния Булгарбай… Юго-восточнее – маленькая губерния Байтюба с г. Буляр. С юга она граничила с губернией Мардан-Беллак с печенежским населением и с центральным городом Банджа. Еще южнее начинался Хазарский каганат со столицей Саркел. На западном береге р. Волга в районе среднего течения р. Сура с Болгарбай тюбой граничила губерния Сувар. С севера и запада она соседствовала с губернией Мартюба, а с юга – Мардан-Беллак. Выше по р. Вятка в провинции Бийсу, там, где р. Вишера впадает в р. Кама, стоял г. Чуртан (впоследствии ставший русским г. Чердынь с одноименным Чердынским княжеством).

Так выглядела Булгарская держава в VШ-XI вв. во времена своего наивысшего расцвета и могущества, многоязыкая, разноплеменная, с различным укладом жизни в силу географических условий, принявшая как государственную религию ислам, но при том преимущественно населенная язычниками финно-уграми и тюркоязычными племенами с их богом Тенгре, а также ирано-славянскими племенами, вобравшими в себя остатки гуннов и тюркутов, кочевавших степняков, включающих в себя печенегов, половцев, башкир, куман и др.

...Когда отряд казанчиев появился в Кашане, дочь Сал-Сала Шукрия с ополченцами загородила все проходы к городу. Тут подоспел Сал-Сал, получивший известие о смерти отца... Казанчии при приближении чирмышской армии (курсыбая) поспешно убрались восвояси, но Сал-Сал неожиданно попал под обстрел отряда собственной дочери. Отец и дочь долгое время не видели друг друга, и Шукрия не узнала собственного отца и приняла его за главаря казанчиев. К счастью, один из пожилых чирмышей Шукрии узнал своего князя и успел предотвратить кровопролитие.

Обрадованные прибытием Сал-Сала кашанцы тут же подняли его на трон улугбека (губернатора). Тимар не признал законность этого акта, чем вызвал негодование кашанцев. Их тут же поддержали недовольные всей страны: субаши и чирмыши, курсыбаевцы, возмущенные чрезвычайными военными поборами, мартюбинцы, ненавидящие кана за попирание их вольностей, байтюбинцы, опасавшиеся передачи земель Буляра в руки казанчиев. Тихий Масгут немедленно воспользовался всеобщим возмущением и двинулся с отрядом марданцев на столицу в г. Болгар. Казанчиевское ополчение перед этим было послано на борьбу с булярцами, изгнавшими вон уланского улугбека, а Тимар кан оставался в Болгаре лишь с небольшой дружиной. Масгут окружил цитадель «Мумин» – ставку кана и предложил кану мирно оставить трон и удалиться в Нур-Сувар. Тимар поневоле подчинился. Но едва он выехал из ворот, как стрела одного из кара-чирмышских повстанцев убила его наповал (Отметим, что довольно часто верховная власть в Волжской Булгарии, менялась путем мягкого захвата власти кем-либо из родственников кана).

Масгут был поднят на трон Булгарского государства. Он немедленно освободил Васыла и утвердил Сал-Сала, отца его, губернатором Кашана. Взбодренный этим, улугбек Сал-Сал, посланный новым каном на войну с Русью, разгромил войско князя Мстислава (сына князя Владимира) у города Мурома и поставил его перед выбором: либо договариваться с Булгарами, либо погибнуть под копытами тулпаров и мечами чирмышских бахадиров. Мстислав, находясь на грани полного отчаяния, через своего брата Ярослава обратился к новому претенденту на булгарский трон – Ибрагиму, симпатизировавшему ему, с мольбою немедленно занять трон в Булгаре и прекратить войну, обещал за это удвоить размер джирской дани, отказаться от претензий на хазарские территории и открыть для булгарских купцов все города и дороги Руси.

Пока Сал-Сала не было в Булгарском государстве, на троне оказался Ибрагим. По возвращении с войны курсыбай был сокращен до тысячи человек новым каном Ибрагимом. Всем им

Лист 15

он дал наделы и льготы. При его правлении держава была в спокойствии и изобилии, ибо он правил по законам Алмуша. Спокойствие державы при Ибрагиме поддерживал сардар курсыбая Мардан, сын Сал-Сала, который к тому времени в звании эмира уже отошел от дел в силу возраста. Его сыновья Васыл и Мардан – славные чирмышские князья (беки) из рода все того же князя Була. История сохранила имена династии Була – одного из богатейших родов средневековых марийских князей, славных не только богатством, но также военными походами – настоящих лидеров и вождей древних марийцев – чирмышей.

После смерти Владимира – великого князя Киевского, на Руси началась война за главенство между его сыновьями, которые были от разных жен. Мстислав, сидевший в Тмутаракани и пользовавшийся поддержкой Византии, одержал верх. В борьбе за власть другой сын, Ярослав, должен был вероломно умертвить одного из сыновей Владимира (Булымера) от булгарки-красавицы Бозок – Глеба, а слуги Мстислава заодно зарезали и другого сына Бозок – Бориса, как главных претендентов на отцовский престол. Владимир надеялся, поставив князьями в Киеве и Новгороде княжичей Бориса и Глеба, тем самым укрепить политические и экономические отношения с мощной Болгарской державой на северо-восточных рубежах... Мстислав перестал выплачивать джирскую дань Булгарам, что вынудило Ибрагима-кана направить на Русь брата Васыла сардара Мардана со своей армией – курсыбаем. Мусульмане его называли именем Гилас. Мардан сходу взял Хин и утвердил здесь одного из своих военачальников (хаддаров) – Курдана. Ярослав, вопреки просьбам брата Мстислава не двинулся ему на помощь, за что Булгарский кан Ибрагим помог ему справиться с сильнейшим голодом в Балыне (северо-восточная Русь), посылал голодающему Балыну в верховья Кара-Идели (Волга) хлеб и мясо, производимые булгарскими сабанчи (булгарами, чувашами, мордвой, вотяками). «Но больше всех хлеба и мяса дают черемисы. Князь черемисский Казань кормит», – так отвечал царю Ивану III Васильевичу в Москве татарский царевич Касим в 1468 году, когда русский царь замыслил покорить Казанское ханство и ему нужна была информация об экономическом положении в ханстве. Об этом говорят совершенно непредвзятые источники.

С самого основания Булгарской державы чирмышская земля (читай – марийская), управлявшаяся своими князьями, вассалами булгарских канов, занимавшая территории по обеим берегам средней Волги с бассейнами рек Кокшага и Ветлуга, называемая губернией Мартюба с центром в Кумоле (позже – Газан; Казан), а также бассейн реки Вятка до впадения в Каму и низовье р. Белой, называвшаяся булгарами Бершуд, позже переименованная в губернию Кашан, а еще позднее в Казанском ханстве – в Агидельскую иль, была и производителем и кормилицей державы. Это подтверждали позднее участники и очевидцы военных походов на Казань князья А. Курбский, И. Шереметьев, стратег этих походов Алексей Ардашев.

С самого основания державы у власти Кашанской провинции была династия чирмышских князей Куша, из рода Асыл, а затем династия князя Була, богатейших феодалов и воевод булгарской державы. Чирмышская земля управлялась чирмышами, и это устраивало тех и других. Но со временем эти земли чирмышей все больше и больше уходили в руки Казанской феодальной верхушки.

Многие чирмышские феодалы и крестьяне принимали мусульманство, меняли родной язык на татарский и становились татарами, пополняя мусульманское население.

В 1026 году Булгарский кан Ибрагим, поощряя князя Ярослава на свержение брата Мстислава, послал ему канскую шапку – копию своей. Всего три шапки изготовил дом мастера Атрак бинэ Мусы. Другую шапку Ибрагим – миролюбивый кан Булгар, незадолго до своей смерти послал вместе с копией «записок» Бакира, украшениями и немалыми деньгами на постройку мечети султану Хорасана Махмуду, ибо этот султан считался потомком самого Посланника, и кан надеялся получить от него за это исцеление от своего тяжелого недуга. Но отправленные из Хорасана в ответ лекарства не успели дойти: кан скончался после нескольких месяцев мучений и был погребен в своем замке Алмир-Султан в городе Болгаре. Подаренную Ибрагим-каном шапку русские князья и цари (после Ярослава) сделали атрибутом царской власти в Русском государстве и назвали Шапкой Мономаха.

Перед смертью Ибрагим объявил своим наследником сына Тимара – Ашрафа, ухаживавшего за ним, так как у него не было своихсыновей. Но когда Ашраф был поднят на трон, чирмыш Васыл, к тому времени бек Кашана, потребовал от него за поддержкукурсыбая г. Буляр. Васыл со своей провинцией обеспечивал материальную часть армии. Ашраф отказал, и обиженный Васыл помог занять трон сыну Мазгута, родственнику прежнего кана Азгару. Несостоявшийся кан Ашраф без боя

Лист 16

удалился из Булгар в г. Буляр и за это получил прозвище Булук. А Васыл сохранил за собой Кашанскую губернию и получил в придачу и Дяуширский округ Байтюбы – от Ахтая до Дяу-Шира или Шепше. Благодаря этому табун лошадей чирмышского бека Васыла достиг 300 тысяч голов. А это всё были отличные дорогие верховые лошади, которые на Руси назывались «моджарскими» и ценились выше других.

В 1028 году Мстислав, задумавший все же подчинить Хазарский каганат, велел галийджийцам (новгородцам) и наемным садумцам (варягам) захватить Булгар и затем проплыть вниз по Идели (Волге), а сам решил захватить Хин (Саркел или Белая Вежа) и соединиться с ними в Бехташе. Булгарский флот на Идели разгромил плывущий на хазар флот врага, но Мстислав при помощи византийцев овладел Хином. Эта потеря возмутила булгарское купечество, и оно, когда к городу Болгару в том же году подошел изгнанный кан Ашраф, проживающий в г. Буляре, отказалось защищать законного кана Азгара. Казанчии, булгарские вотчинники и аристократия также вооружились против кана Азгара, так как были недовольны им, в том числе его благоволением к курсыбаю с чирмышским главой беком Кашана Марданом. Но внезапно городская беднота поднимает мятеж в защиту кана Азгара и выходит с оружием и руках на стены г. Болгара. Мардан со своим войском-курсыбаем также подходил к городу. В таких условиях кан Азгар, поразмыслив о превратностях судьбы, решил добровольно передать царскую шапку Булуку (Ашрафу). За это он выпросил себе пост улугбека Сувар иле (территория современной республики Чувашия). Восстановленный на троне Ашраф так и не решился въехать в г. Болгар, но в отместку объявил столицей державы г. Буляр и велел назвать его «Болгаром», а Болгар переименовал в «Ибрагим».

Курсыбай чирмыша Мардана снова был послан в Хин на помощь хазарскому каганату и быстро выбил оттуда русского князя Мстислава. Люди этого беспокойного балынского князя добрались до Джураша и в 1032 году захватили там при помощи касожского князя Редея власть. Пришлось посылать туда армию и Булгарский флот и водворять верного державе эмира Тимер-Кабака на свое место. Здесь опять свою роль сыграл курсыбай под командованием чирмыша Мардана. При этом в свалке случайно стрелой был убит Устабий – воевода(?) князя Мстислава. Когда курсыбай вернулся, то вместо награды за труды узнал, что подлежит немедленному роспуску. Чирмышский бек Мардан был снят с должности сардара, а на место четырех тысяч курсыбаевцев, где большинство к тому времени составляли чирмыши и арские люди со своими конями и вооружением, кан нанял кыргызов. Во главе новой армии был поставлен кара-оймекский (западно-оймекский) хан Куман. Он начал служить Болгарской державе. Булгарцы стали кыргызов называть куманами, хотя звали и по-персидски – кыпчаками, и по-сабански – кыргызами. Улугбек Азгар, чтобы не вызвать возмущение среди чирмышей, дал Мардану округ Кермек, спорный с Беллаком. Мардан было возмутился, но когда ему разрешили выставлять со своего округа для курсыбая две тысячи воинов-чирмышей под своим командованием за беллакцев, смирился и закрепил округ за собой. Кан Ашраф, вновь увидев Мардана – чирмышского военачальника в курсыбае – теперь уже в качестве беллакского посланца – не нашел возражений и махнул рукой.

Часть субашей, входивших в сословие привилегированных государственных людей (мусульмане, мелкие собственники, уволенные язычники-курсыбаевцы, в том числе чирмыши Мардана), бросив все, бежали в Кермек. И не пожалели, так как оставшихся в Кашане и Дяу-Шире Шепше кан велел обратить в разряд кара-чирмышей, которые растили хлеб и, будучи язычниками, платили двукратный налог в казну, а провинившись, могли лишиться собственности и оказаться в курмышах – безземельных батраках.

Многие воспротивились этому и предпочли уйти на свои древние земли Мартюбы и в междуречье Арсу и Меша. Но уже поселившиеся и жившие здесь мусульмане-субаши, крайне озлобленные такими обстоятельствами, изгоняли оттуда почти всех аров, так как сидели на их землях. За уволенными курсыбаевцами сюда же стали стекаться отовсюду беглые чирмыши, здесь они самовольно становились субашами (мелкими землевладельцами-собственниками), захватывая свободные земли по берегам притоков р. Вятки.

Губернатором Мартюбы в то время был Алай – сын бывшего улугбека Болгара и Нар-Сувара Юсуфа. Алай в 1028 году основал крепость-балик на Сура-су, которую стали называть его именем –Алай-Тура. Но после того как кан узнал о потворстве Алая беглецам чермышам, мишарам и другим, то перевел его на место управляющего в Тухчи, а на его место поставил Кумана. На место Кумана и его кыргызов, ушедших с ним, Ашраф нанял новую орду из башкир и кара-оймеков во главе с ханом Ишимом. Говорили, что это было сделано по совету визиря кана Ашрафа, потому что Ишим очень

Лист 17

мечтал стать сардаром Булгарского кана. Ишим послал к Булуку свою дочь Минлебику с целью добиться с помощью ее чар желанной должности. Ханыш Минлебика совершенно очаровала Ашрафа своей красотой, и обезумевший от любви кан Булгарский велел зачислить Ишима на пост сардара курсыбая, а его людей – на места чирмышей князя Мардана и кыргызов Кумана. Дворцовые интриги были во все времена одним из способов делать карьеру, а использование женских чар – безотказный, старый как мир способ добиться желаемого.

В 1036 году князь Мстислав вновь задумал напасть на Хин. Как и в первый раз, этот князь велел 16 тысячам садумцев (варягов) и галийджийцев (новгородцев) во главе с варяжским беком Хин-Кубаром захватить Болгар и после этого соединиться с ним в Бехташе. Ишиму стало это известно, и он попросил дочь помочь ему. Минлебика сама прибыла к отцу из столицы и отправила Мстиславу под Хин следующее письмо: «Хочу быть твоею, славный воин, приди и улови меня с ближними друзьями…».

Получив письмо от дочери Ишима красавицы Минлебики, князь Мстислав засобирался в путь... К тому времени война между братьями после смерти отца за Киевский трон закончилась. Мстислав написал брату Ярославу так: «Ты, старший брат, сиди в Киеве, а мне пусть будет левая сторона Днепра», когда тот был еще в Новгороде. Мстислав сам сел в Чернигове. С тех пор они не воевали. Русские источники утверждают, что Мстислав умер, выехав на охоту. Но та охота была пуще охоты на дичь... Он поскакал к указанному месту у Шира (р. Дон), нарядившись в лучшие свои доспехи и сообщив своим домочадцам, что едет на охоту. Но подъехав и увидев жену булгарского кана Ашрафа всего с тремя воинами курсыбая, оставил дружину и устремился к ней с десятком своих слуг. Закованный в свои красивые латы, в накинутом поверх них шитым золотом варяжском дорогом плаще, он был уверен в своей безопасности. Балынцы (русичи) не знали о тех длинных стрелах с железными наконечниками, которые стали изготавливать оружейники в Булгаре. При приближении балынского князя брат Мардана (бывшего сардара курсыбая) один из воинов – чирмышский княжич Савр выстрелил такой стрелой. Острый наконечник стрелы пробил золоченые латы князя Мстислава и его душа отправилась к предкам. Пока балынцы приходили в себя от потрясения, Минлебика со своими спутниками ускакала прочь. Со смертью этого князя разом рухнул его дом, а брат его Ярослав присоединил Чернигов к Киеву. Восток был коварен во все времена.

В том же 1036 году Хин-Кубар – варяг, наемник русичей со своими варягами и новгородцами высадился с 40 кораблями у города Болгар и стал громить его посады. Кан Ашраф послал ему навстречу из Буляра чирмышей Мардана, кыргызов Кумана и флот, возглавляемый Каф-Урусом и сыном Туки Кадылом. До этого флот был у Кашана (на Каме), осажденного субашами, возмущенными канскими указами и действиями, но кан решил, что город Болгар важнее…

Булгарская конница обрушилась на врага одновременно с флотом. Галийджийцы (новгородцы) вероломно оставили садумцев (варягов) и отплыли вниз по Идели, и курсыбай растоптал и расстрелял рать Хин-Кубара (Хакун).

Чирмыш Мардан хотел пощадить садумского вождя за его храбрость. Но кермекцы успели повесить израненного в бою Хин-Кубара на дереве по древнему обычаю язычников Бершуда и Пармы. Галийджийцы же были пленены Каф-урусом и Кадылом у мензеля Тимер-Кабак в устье Самар-су, который потом стали называть Самар. После этого, по договоренности с Ярославом, чтобы помочь сесть тому в Киеве, кан послал на столицу Руси чирмыша Мардана с частью беллакских (булгарских) печенегов.

По пути к нему примкнул отряд эсэгелов. Они сначала осадили Киев, но потом печенегов, пришедших во главе с Марданом, рассказами о своей привольной жизни сманили их же соплеменники, сидевшие в Киеве. Вождь булгарских баджанаков ночью сообщил своим, что баджанаки уходят из-под Киева, снял осаду, и под утро тихо увел своих домой в Булгары. Русичи немедленно атаковали опустевший лагерь Мардана. Обманутый чирмышский князь со 150 сородичами-воинами стал отступать к Харька, но там был окружен анчийцами (киевлянами) и сдался из-за нежелания проливать кровь тех, с кем была договоренность. Ярослав не замедлил прибыть в Киев и предложил чирмышу князю Мардану, бывшему сардару курсыбая булгарской державы, службу... Мардан, считая себя опозоренным, согласился остаться в Киеве и был назначен воеводой Киева. Это случилось в 1037 году. Неисповедимы пути господни, и такое бывало в темных задворках истории.

Князь Ярослав немедленно заключил мир с Ашрафом – каном Булгар, обязавшись прилежно

Лист 18

выплачивать ему ростовскую дань. Нуждавшийся в средствах кан Ашраф удовлетворился этим и даже не потребовал выдачи своего бывшего улугбека – сардара Мардана, всегда раздражавшего его отказом увеличить в Беллаке дань в два раза, но тело убитого чирмышами-язычниками варяжского вождя Хин-Кубара обменял на золото, равное ему по весу. Новый беллакский улугбек, сын Мардана Бали принужден был подчиниться Ашрафу, но затаил чирмышскую обиду за это унижение, потому что он любил своего отца, а кан махнул рукой на Мардана, так много сделавшего для державы...

Между тем, в самом Булгаре продолжались волнения. Продолжалась война Кумана с восставшими субашами и примкнувшими к ним кара-чирмышами и другими племенами в Кашанской провинции. Опасаясь снятия с поста, Куман воевал всерьез, но не добивался успеха, и в 1038 году был заменен Ахадом, сыном Азгара. Новый улугбек быстро сообразил, что победить собственный народ никак нельзя и заключил с вождями субашей договор о перемирии. Согласно этому договору земледельцы и скотоводы субаши-мусульмане остались в прежнем состоянии на приобретенных ими землях, налог в казну платили самый низкий из всех сословий мелких собственников, а остальные возвращались в прежние разряды: чирмыши, кара-чирмыши, ак-чирмыши и прочие не субаши. Это раскололо восставших, и Ахад усмирил оставшихся без поддержки субашей. Так закончилось это восстание, которое получило название «пятитопорного», ибо возглавляли его пятеро вождей пяти основных племен булгарской державы: мишарского, сербийского (чувашского), арского (удмуртского), чирмышского (марийского), мурдасского (мордовского), и вооружены были все они древними для этих народов боевыми топорами-калтай (калтайса – «человек с топором»).

Люди арской стороны

Калта й (топор) во множестве изготовляли апшатчи. Калтай представлял собой грозное оружие. Он имел довольно узкое лезвие, клиновидно заточенное и насаженное на длинный черенок с крючковидным концом. Конечно, у восставших было и другое вооружение, но калтай пользовался огромной популярностью, ибо все они, а особенно кашанские племена, считали его своим древним оружием, как и умдо – короткое копье с втулчатым железным острым концом.

В тарих-китапах (исторических книгах) булгарских бакши описываются обычаи, нравы, одежда, оружие арских людей. Из них вышли племена чирмышей, кара-чирмышей (западных), ак-чирмышей (восточных), удмуртов полуденных и удмуртов полуночных (южных и северных), мордвы – эрзя и мокша. К ним же можно отнести мишар и маджар, которые больше других смешались с хуннскими племенами сабанов и тюрков. Из угров выделились угро-маджары (мадьяры). Сами маджары с баджанаками (печенегами), хазарами, бурджанаками (племена севера Кавказа) ушли за Буй-Чай (Днепр) и осели на Дунае. Там они приняли румскую религию.

Когда-то, задолго до появления Булгарской державы, некоторые арские племена пришли с верховьев Чулман-Су (р. Камы), Нукрат-Су (Вятки), выйдя с берегов Бий-Су (р. Печеры), что несет свои холодные воды в Чулман дингызы (Северный ледовитый океан). Дойдя до Идели (р. Волги), арские люди осели по берегам рек и речушек в бассейнах Какшаги, Ветлуги, Вятки, Камы до ее устья.

Они освоили территорию по правому берегу Ак-Идели (р. Белой) от ее устья до р. Уфа и правый берег этой реки до ее среднего течения. На крутых берегах этих рек они строили срубные насыпные укрепления – балики (городища). В этих городищах у них был свой вождь (что-то вроде князя), т.е. глава рода – оньыжа (оза). Занимались охотой, рыбалкой и собирательством. Они были лучшими пчеловодами, иногда называли свою землю Мушмаа – «земля пчел». Устройство пчелиной семьи для них было образцом и примером для устройства жизни в своих племенах.

Арские люди были прирожденными охотниками и рыболовами, а также смелыми и умелыми воинами. Они верили в судьбу, заранее предопределенную каждому человеку в этой жизни. Они верили в продолжение жизни после смерти и встречу там со своими умершими предками. Поэтому смерти они не боялись. У них был «зимний закон» – этот суровый обычай был необходим для выживания племен. Попадая зимой в экстремальные обстоятельства на охоте или на войне, когда всем членам группы в силу различных обстоятельств (кончалась еда, много раненых или обессиленных, пали все олени, лошади) невозможно было вести и нести раненых и обессиленных, арские племена прибегали к этому суровому закону. Кто-то из них, наиболее сильный духом, выкрикивал: «Зимний закон!». На реке или речке рубилась прорубь, к ней подносили раненых, и те

Лист 19

по очереди добивали друг друга, повинуясь року, а последнего убивал вождь. Это было необходимо для того, чтобы выжили оставшиеся. В противном случае гибли все.

На вооружении у этих племен было короткое копье с металлическим острым концом с опереньем. На поясе у каждого мужчины и женщины всегда висел в ножнах короткий острый нож, точило, кресало, подвешенные за отверстие на ремешок. Мужчины никогда не расставались со своим калтай – топором, который был одинаково необходим как в лесу, так и в бою. Носили его на спине за поясом. Они были прекрасными лучниками и этому учили своих детей с малых лет. Арские люди еще в булгарское время летом и зимой ездили на оленях. Они, арские люди, чирмыши и др. любили держать собак, которых они называли пий. Это небольшие лайки преимущественно рыжеватого окраса – древний спутник арских людей.

Арских людей: чирмышей, удмуртов, мордву - делает близкими друг другу схожесть языков, обычаев, домашний уклад, убранство одежды, жилища, сказки, былины, предания. Они были упрямые, трудолюбивые люди. Сказанное слово для них свято, и поэтому они были бесхитростными. Зная об этом, в Булгарской Державе их тюркоязычные соседи и казанчии ловко этим пользовались. Чирмыши, мордва, удмурты, немного замкнутые в себе, нелегко шли на сближение. Лес их научил быть осторожными и осмотрительными, но стоило завоевать их доверие, и они становились преданными, не бросающими друзей в беде людьми. В Булгарской Державе говорили: «Сделай чирмышу одно доброе дело, и ты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.043 с.)