Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики



Помимо психологии, психолингвистика теснейшим образом связана и со второй образующей ее наукой – лингвистикой.

Линг­вистика (языкознание) традиционно понимается как наука о языке ‒ основном средстве коммуникации, социального общения. При этом ее предмет, как прави­ло, четко не определяется (139, с.21). Очевидно, что объектом лингвистики является ре­чевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в орга­низации всякой речи любого человека в любой ситуа­ции, то есть те средства, без которых вообще невозможно представить внутреннее строение речевого акта. Предметом лингвистики является система языко­вых средств, используемых в речевом общении (коммуникации). При этом в общем языкознании делается ак­цент на системности этих средств, характеризующих строение любого языка[2], ав прикладной лингвистике ‒ на ин­дивидуальной специфике того или иного конкретного языка (русского, немецкого, китайского и др.).

Главные тенденции в развитии современного языко­знания сводятся к следующему.

Прежде всего, изменилась сама трактовка понятия «язык». Если раньше в центре интересов линг­виста стояли сами языковые средства (т.е. звуковые, грамматические, лексические), то теперь стало очевидным, что все эти языковые средства представляют собой формальные операторы, с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (позна­вательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком и в этом качестве входит в состав разного рода когни­тивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных си­туаций и т.д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше пре­вращается в основное, ключевое ее понятие (1, 173 и др.).

Другим важным предметом исследования современной лингвистики является «природа» текста – основной и универсальной единицы речевой коммуникации. И психолингвистика все больше интересуется именно текстами, их специфической структурой, вариативностью, функциональной специализацией.

Как указывает А.А. Леонтьев, психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой). Кроме того, она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой, в особенности с той ее частью, которая занимается вопро­сами компьютерной лингвистики.

Психолингвистика ‒ наука относительно молодая, в 2013 г. ей исполнится шестьдесят лет. Для науки это почти «младенческий» возраст, самый начальный период становления и развития. Однако, несмотря на столь «молодой возраст» и на неизбежные для этого периода развития любой науки «болезни роста», психолингвистика в начале нового тысячелетия представляет собой уже достаточно сложившуюся область научных знаний. Это определяется двумя основными факторами.

Во‒первых, тем, что основу этой новой науки составили две древнейшие области научного знания, передавшие ей свои достижения по важнейшим разделам исследования. Так, из психологии в психолингвистику (разумеется, в трансформированном виде) вошли такие разделы психологии человека, как психология речи, психология общения, частично ‒ возрастная, педагогическая и социальная психология, а такжеосновополагающие теоретические концепции: теория деятельности, теория знака и символической деятельности, теория коммуникации и другие. Из языкознания в психолингвистике используется «арсенал» научных знаний структурной лингвистики, общего языкознания, практической лингвистики (теория и методика обучения родному и иностранному языку), семиотики и (почти в полном объеме) лингвистики текста.

Во‒вторых, психолингвистика, до момента своего возникновения и утверждения как самостоятельной области научного знания, имеет свою достаточно длительную и насыщенную событиями предысторию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.004 с.)