Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.



Формирование условий для возникновения философии Беларуси следует связать с принятием христ-ва в Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи Полоцкой. Становление же проф. философской деят-ти в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности чел. бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безгран. возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Этапы развития:

1. Предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению, что должно было обеспечить человеку душевную гармонию. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного тв-ва.

2. Гуманистическое и реформационное движение (16 - первая пол. 17 вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.

3. Доминирование схоластической философии (конец 17 - первая пол. 18 вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования.. Проблемы, традиц. для европейской схоластической философии, анализ. в трудах таких мыслителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей. Полной альтернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского.

4. Господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая пол. 18 - первая пол. 19вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической. Образование и воспитание - основной механизм формир. свободного. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания) и филоретов (друзей добродетели. Деятели: К. Нарбут, Я. Чечот, Б. Добшевич, А. Мицкевич, Т. Зан и др.

5. Национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая пол.19 - начачо 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).

6. Доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. 20 в.), в рамках которой проводились исследования в области: истории философии, философии и методологии науки, теории диалектики, социальной философии;философии культуры.

В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.43.22 (0.006 с.)