Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии.



Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).

Возникает в 7-6 в.до н.э.в др. Греции, Китае, Индии.Тогда же возникают первые попытки объяснить философские знания: 1)Платон (идеи): фил-я возн. из удивления перед неизвестн. 2)Аристотель: философия возникает из мифа; 3)философия возникает как продолжение научного знания о действит. Особенности философии Древнего Востока определяются спецификой его культуры. Основные черты культуры: деспотизм гос. власти; патернализм общ. отношений (культура Китая); власть старшего; культ личности. Философия – это вид творчества, творчество возможно исключит. в условиях свободы, а личной свободы Восток не знает. Философия на Востоке имела специфические формы своего выражения и долгое время развивалась в русле мифологич.х и религ. представлений. Философия на Востоке именуется пред-философией или дофилософским знанием. Философия Древней Индии. Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде: 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить.

Философия Древнего Китая. Направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, общ-во). Основные школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Главным понятияем философии Древнего Китая является Дао – (путь богов) универсальность закономерности бытия. Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуц. идеал политич. и гос. устройства наход. в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общ., которое исключает несправедливость и невежество.

 

 

Философский смысл понятий движения, пространства, времени. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.

Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств. В Новое время складывается механистический взгляд на движение.

Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.

Основные формы движения:

· Механическая: Пространственное перемещение различных тел.

· Физическая: Движение элементарных частиц, включающее процессы превращения и рождения атомных ядер.

· Химическая: Взаимодействие атомов и молекул, в ходе которого рождается и изменяется молекула.

· Биологическая: Результат постепенного усложнения молекул углеродных соединений, который привел к образованию органических соединений, результатом чего явилась жизнь. Жизнь – закономерный итог развития совокупности химических и биологических процессов на поверхности Земли.

· Социальная: Общество – одухотворенная материя. Ее выражение осуществляется в субъективно-объективных отношениях (человек и природа).

 

Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

В широком смысле слова природа – это всё, что нас окружает. В узком смысле: природа – это то, что не сотворено человеком. Бытие природы противопоставл. человеческому.Полноценное функционирование и развитие человека и общества базируется на трех типах природных предпосылок:

· Географические – солнечный свет, тепло, излучение; ландшафты Земли и рельефы местности; природные климатические условия; минеральное сырье.

· Биологические – растительный мир; животный мир; микроорганизмы; конституция человека (способность мозга к логическому мышлению, гортани к членораздельной речи, тела к прямохождению, кистей рук к трудовой деятельности и творчеству).

· Демографические – народонаселение; воспроизводство человека; генетический багаж популяции, обеспечивающий силу и здоровье этносов; возрастная структура; половая структура; профессиональная структура; социальная структура; национальная структура.

Всё большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Увеличивая свою власть над природой, люди попадали во всё большую зависимость от неё. Масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды человеческого существования, в быстром уменьшении её ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человечества. В настоящее время отмечают следующие экологические проблемы: рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;рациональное использование возобновимых природных ресурсов; борьба с загрязнениями;защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в её процессы.Действия человека носят всё более некомпенсируемый х-р. Потребность в нефти, угле растёт, а процесс их образования занимает миллионы лет. Необходима защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась с активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Особо остро стоит проблема наличия пресной воды, необходимой для жизни, промышленности, транспорта, поливов и ирригации. Встаёт вопрос о защите атмосферы и ближайшего космоса.

 

 

18. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

Антропогенез - процесс формир. человека и человечества как особого биологич. вида. Поскольку возн. физического типа человека происходило одновременно с образ. общества как надприродной сист. связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпрет. одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза. Антропогенез изуч. комплексом наук, где исследования строятся преимущ. на анализе генетически закрепленных признаков, сост. специфику человечества как биологич. вида (прямохождение; кисть, способная изготавливать орудия труда; высокоразв. мозг, обеспеч. возможность абстрактного мышления и язык). Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские (рассм. человека как продукт специального божественного тв-ва, наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие») и эволюционные. Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как иного по сравнению с остальной природой образования, соотв. для его появления необх. участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. В кач-ве современных модификаций креационизма выступают уфологические концепции антропогенеза, объясняющие возникн. человека участием внеземного разума. Так же, как и в классическом креационизме, акцент делается не на естественную эволюцию человека из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс.

 

 


 

Проблема будущего в духовной культуре человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием людей.

В ряду вечных проблем человеческой культуры особое место занимает проблема будущего. Люди всегда хотели проникнуть в тайны его с тем, чтобы сделать свою жизнь в настоящем более предсказуемой и защищенной. Вопрошание духов, магия, колдовство, гадания – все это примеры таких попыток уже на ранних этапах социальной эволюции. В античное время – достаточно вспомнить обращение к оракулу за пророчеством. Нарицательным в истории стало имя предсказательницы Кассандры, жены легендарного царя Приама. В Тибете и по сей день существует особая должность государственного оракула, единственная в своём роде. «Конструированием» будущего занимались также философы, религиозные деятели, писатели, ученые. Среди них – Платон, Августин Блаженный, Томас Мор, Мишель Нострадамус, Карл Маркс, Ф.Достоевский и др. В их произведениях конструировалась картина будущего с учетом мельчайших деталей, но отсутствовали механизмы его достижения. Существует несколько подходов к предвидению будущего: Будущее непредсказуемо в принципе. Такое мнение исходит от религиозных мыслителей, утверждающих о невозможности распознать замысел божий в ближайшем будущем (Мор, Толстой). Ученые же утверждают о невозможности предугадывания напора жизненного потока или нестабильности универсума, что лишает нас основания для сколь-либо точных предвидений. Будущее есть проявление повторяемости исторических событий, имеющих циклическую динамику (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, Л.Гумилёв). Будущее может корректироваться деятельностью людей, которые делают свой выбор в критических ситуациях истории и тем самым влияют на его осуществление. Общим понятием объединяющим все виды информации о будущем является предвидение. Предвидение делится на ненаучное (интуитивное, каждодневное, религиозное) и научное. Интуитивное предвидение строится на интуиции человека; каждодневное – на жизненном опыте; религ. – на вере в сверхестественные силы. Активизация пророчеств наблюдается в переломные эпохи, в периоды смут и великих перемен. Именно в такие периоды широко распространяются религиозно-мистические учения, появляются пророки. Когда говорят о научном предвидении обычно употребляют термин «прогнозирование». Прогнозирование, в отличие от предвидения, это уже не просто знание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития с помощью научных методов. Основными методами социального прогнозирования являются: экстраполяция (мысленное продолжение в будущее какого-либо процесса и на этой основе составление прогноза. Пример: увелич. Численности населения); историческая аналогия (аналогия с явлениями и проц., уже имевшими место в прошлом); сценарии будущего; компьютерное моделирование. Прогнозы, которые содействуют собственной реализации, обычно называют «самоорганизующимися». Пример «самоорганизующегося» прогноза приводит исследователь Мертон. Он пишет, что беспочвенные слухи (прогнозы) об ожидающемся банкротстве способны вызвать биржевую панику, отток вкладов, падение курса и в конце концов привести к тому самому банкротству, которое эти слухи предрекали. К числу «самоорганизующихся прогнозов» относят и медицинские предсказания. Благоприятный или неблагоприятный прогноз, сделанный врачом, став известен больному, может оказать решающее воздействие на исход болезни. «Саморазрушающиеся прогнозы» – когда в р-те прогноза возникает образ нежелательного будущего и начинают прилагаться усилия по недопущению реализации» этого прогноза. Выходит верой в будущее можно спекулировать. Но прогнозы могут и должны выполнять совершенно иные функции. Подлинная, гуманистически оправданная задача прогноза состоит в том, чтобы не только показать варианты возможного развития личности и общества, но и в том, чтобы пробудить творческую энергию людей ради достижения действительно высоких и благородных целей. Человек никогда не должен быть рабом обстоятельств или заранее запрограммированного будущего; согласно Ясперсу, он сам должен участвовать в борьбе за будущее, создавать («конструировать») новые возможности, которых без него не было бы. Таким обр., представления о будущем могут оказывать как стимулирующее воздействие на поведение людей, так и вызывать соц. пассивность и безволие.

 


 

 

Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии.

Мировоззрение – с-ть взглядов, оценок, принципов, определяющих самое об­щее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородн. «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, соединяясь в мировоззрении, образуют более целостное понимание людьми мира и самих себя. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (мировосприятием), познавательно-интеллектуальную его сторону - миропониманием. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием. Мифология - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как мировоззрение. Мифы - древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происх. и устройству космоса. Не прекратился и начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека. Религия - более сложный тип мировоззрения; в отличие от мифа разграничивает мир на божественный и земной. Религия - форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастич., искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существ. одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Религия мобилизует веру—тот способ который даёт человеку возможность познать божественный мир. Философия буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреч. математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящ. к высокой мудрости и достойному образу жизни. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логич. анализ, обобщения, выводы постепенно вытесняют фантастический вымысел, образы и дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчтва. С другой стороны, мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолков. Развитие философской мысли означало прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, и преодоление узких рамок обыденного сознания. Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, форма общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления Роль философии определяется тем, что она выступает в качестве теоретич. основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Функции философии: мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир); теоретико-познавательная – выработка категорий, отраж. наиболее общие связи и отношения вещей; ценностно-ориентационная - выработка, изучение ценностей, регулир. поведение человека/соц. группы. Методологические функции философии: рациональной обработки и систематизации, теоретич. выражения результатов конкретных наук; критическая - преодоление устаревших догм и взглядов; интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (практического, познавательного, ценностного опытов); прогностическая (построение моделей будущего).

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.014 с.)