Глава 8 Кадровый ресурс арт-менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8 Кадровый ресурс арт-менеджмента



Кадры отрасли культуры Республики Беларусь в своей исторической динамике прошли через определенные этапы: от существования довольно разрозненных кадровых компонентов культурно-просветительной системы к сформированному целостному кадровому сообществу. Современные кадры являются главной продуктивной силой культурного процесса, они обеспечивают результативность, эффективность культурной деятельности и решение проблем культурного развития. Кадровый состав сферы культуры вносит значительный вклад в социальный прогресс страны, удовлетворяет все основные художественно-культурные потребности общества. Кадры осуществляют социокультурную деятельность в культурно-просветительных и театрально-зрелищных организациях культуры: театрах и филармониях, музеях, библиотеках, клубах и домах культуры, центрах народного творчества, ремесел, фольклора, народных традиций, школах народного творчества, детских школах искусств, средних специальных и высших учебных заведениях культуры.

Термин "кадры" - современный, это достояние ХХ столетия, однако еще в глубокой древности при рассмотрении структуры общества мыслители подразделяли людей на группы в соответствия с их профессиональными занятиями. Самая древняя классификация направлений деятельности людей дана античным философом Платоном, который разделил граждан на три основные общественные классы или разряды: работников, защитников, философов. Исторические параллели выявляются через много столетий в исследованиях немецких философов И.Г.Гердера и Ф.Гегеля и приводят к понятию социальной и профессиональной стратификации П.Сорокина.

В современной культурологической литературе выявляется широкий диапазон научных взглядов на субъектов культуры: определяется личность как совокупность всех общественных отношений, как часть рабочего коллектива в границах "малого социума" (А.Н. Андреев, А.Б. Есин, И.Я. Левяш), социальное объединение индивидов в социокультурную целостность через совокупность связей и отношений (Г.В.Дергач), социальная автономное коллективное образование (Ю.Н.Солонин), социально-профессиональные констелляции (А.Я.Флиер), носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, "коллективных представлений", коллективной памяти, коллективных решений познавательных задач (В. А. Лекторский), носители активности в отрасли создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей (М.А.Ариарский), "обобщенный субъект" социально-культурной деятельности - профессиональное сообщество многочисленных лиц - специалистов, ученых, руководителей, воспитателей (Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников); совокупный субъект культурной политики - кадры - менеджеры, специалисты культуры (В.М. и В.В.Чижиковы); компонент духовного производства - кадры специалистов, которые осуществляют основные функции по обновлению, новой интерпретации, приведению в соответствие с изменчивыми условиями бытия созданных ценностей (Б.С.Ерасов).

Значительная часть социально-экономических исследований посвящена разработке путей решения основных задач кадрового менеджмента: анализа и регулированию взаимоотношений групп и личностей, руководителей и подчиненных; кадры исследуются как социально-экономическая и политическая проблема (А.И. Абрамов, М.П. Беляцкий, Г.В. Корзенко, Р.Е. Тихонов, Г.В. Щёкин). Такие общеуправленческие разработки важны и для отрасли культуры.

В ряде научных источников рассматриваются проблемы совершенствования кадрового потенциала культуры в основном в контексте подготовки кадров. Подчеркивается ключевое место культурологического образования молодежи (Я.Д. Григорович, П.Г. Игнатович, Н.Л. Кузьминич, Л.М. Рогачева, А.И.Смолик). Определяется социально-эстетическое, ценностное содержание художественного образования как фактора становления духовной культуры Беларуси (В.В. Позняков, В.П. Прокопцова, Л.Е. Романенко).

Обращение к прошлому выявляет историческую ретроспективу развития кадровых ресурсов культуры от первых шагов Народного комиссариата просвещения БССР, который принял программу ликвидации неграмотности среди взрослого населения, развертывания культурно-просветительных учреждений, актерских и художественных студий, народных художественных школ, народных консерваторий, техникумов и училищ, к установлению качественной современной кадровой системы культуры.

Историю образования в сфере культуры в Беларуси принято отсчитывать с даты открытия Витебской народной консерватории по разрешению Наркомпроса РСФСР от 18 июня 1918 г. [1]. Через год консерватория была реформирована в специальную музыкальную школу 3-х ступеней: от начальной к профессиональной с правом преподавания в музыкальной школе первой ступени, с 1922 г. - это музыкальный техникум с исполнительским, научно-теоретическим и инструкторско-педагогическим отделами. В 1924 был основан Минский музыкальный техникум с классами музыкальных инструментов, композиции, вокала, инструкторским отделением, которое готовило учителей музыки для общеобразовательных школ, детских домов, детских садов, руководителей художественной самодеятельности (с 1935 г. - отделение музыкального воспитания). С 1928 года началась подготовка кадров культуры в Могилевском политпросветтехникуме, с 1939 года - это политшкола, которая готовила селькоров, работников домов-читален, учителей обществоведения, в дальнейшем - культурно-просветительное училище (с 1944 г.), училище культуры (с 1990 г.) со специализациями: декоративно-прикладное искусство, хореографическое и театральное искусство, инструментальная и хоровая музыка, режиссура праздников и обрядов, кинафотовидеоискусство. В 1937 г. открылось музыкальное училище в Могилеве, в 1939 г. - в Бресте. Театральное образование берет начало с 1919 г. с открытием в Гомеле Народно-пролетарской музыкально-драматической студии. Через два года в Минске был создан Дом белорусского искусства, среди задач которого была также и подготовка кадров театрального искусства, в 1921 г. - Белорусская драматическая студия в Москве, в 1931 г. - драматические курсы и техникум сценического искусства в Минске, через год - Белорусская театральная студия при Центральном театральном училище в Ленинграде [2].

Массовый выпуск специалистов в короткий срок позволил укрепить профессиональные художественные коллективы, увеличить количество профессионалов-преподавателей искусства в школах, позволил усовершенствовать систему культурно-просветительной работы в республике. Развитие среднего специального образования позволило создать в 1932 г. первое высшее учебное заведение - Белорусскую государственную консерваторию с обучением по специальностям фортепиано, пение, струнные и духовые инструменты, композиция, дирижирование. Открылись отделения клубно-инструкторское и детского музыкального воспитания (подготовка руководителей музыкального воспитания, преподавателей музыкальных техникумов), а через семь лет - отделение народных инструментов. При консерватории существовали музыкальные курсы по повышению квалификации участников художественной самодеятельности и подготовке руководителей самодеятельных музыкальных коллективов. К лету 1941 г. консерватория осуществила пять выпусков исполнительских специальностей и два выпуска теоретико-композиторского факультета [3].

Таким образом, в 1918-1940 гг. в социокультурном пространстве страны осуществлялось целенаправленное культурное строительство: создание институциональной культурно-просветительной системы, одновременно с развертыванием профессионального художественного образования как основы государственной кадровой системы.

1944-1975 гг. - период интенсивного возрождения и совершенствования культурно-просветительной системы, профессионального искусства. Одновременно возрождалась и продолжала развиваться образовательная подсистема культуры - источник пополнения кадровых ресурсов культуры. В 1945 г. был открыт Белорусский театральный институт, в 1953 г. - художественный факультет и присвоено наименование "Белорусский государственный театрально-художественный институт". В 1975 г. - создан Минский институт культуры. Вместе три ВУЗа обеспечивали кадрами высшей квалификации все типы организаций и учреждений культуры: театрально-зрелищные, культурно-просветительные и учебные. В этот период выстраивалась и подготовка научно-педагогических кадров: первая аспирантура была организованно в Белорусском государственном театрально-художественном институте в 1962 г. по специальности "режиссура и мастерство актера", в 1972 г. - по специальностям "искусствоведение" (театральное искусство, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура). В 1967 г. в Белорусской государственной консерватории была открыта ассистентура-стажировка по подготовке высококвалифицированных специалистов для педагогической работы в ВУЗах культуры и концертной деятельности.

Развивалось среднее специальное образование: были открыты музыкальные училища в Гродно, Молодечно, Новополоцке, Барановичах, Лиде, Мозыре. Осуществлялось массовое открытие детских музыкальных школ - начальных учебных заведений профессиональной ориентации.

В этот период завершилось формирование системы управления отраслью культуры: к Управлению по делам искусства при Совете народных комиссаров БССР (существовало с 1940 г.) был присоединен созданный в 1946 г. Комитет по делам культпросветучреждений при Совете Министров, в 1953 г. управленческие функции были объединены в едином Министерстве культуры в составе Совета Министров [4]. Были развернуты также соответствующие органы территориального управления культурой.

1976-1990 гг. - усиление центростремительных тенденций к объединению в профессиональные общности кадровых элементов культуры, к интеграции взаимно связанных уровней образования в единую систему непрерывного профессионального образования. Впервые был осуществлен программно-целевой подход к решения кадровых проблем: Министерство культуры Беларуси разработало "Отраслевую программу развития "Кадры" на период до 1990 г." (утверждено Постановлением коллегии от 23 января 1986 г.). Были сформулированы организационные практические меры, направленные "на полное обеспечение учреждений культуры и искусства квалифицированными специалистами, создание условий их идейно-политического и профессионального роста". Этот программный документ Министерства культуры в целом оказал положительное влияние на кадровую стратегию отрасли, он стимулировал все уровни управления к планомерной работе по формированию кадрового состава, способного системно решать проблемы культурного развития.

Для развития кадровой системы значительным документам стал принятый в конце 1986 г. "Комплексный план эстетичного воспитания населения республики до 2000 г.", один с разделов которого предусматривал обеспечение учреждений культуры и искусства кадрами квалифицированных специалистов через целевую и внеконкурсную формы обучения в ведущих союзных ВУЗах. Предусматривалась также введение новых специализаций в Белгосконсерватории и музыкальных училищах [5].

Условный отсчет начала процесса формирования единой системы непрерывного профессионального образования в отрасли культуры правомерно связать с принятием Постановления Совмина БССР от 5.08.88 № 266. Этим документам из системы Министерства высшего и среднего специального образования в подчинение Министерства культуры были переданы Белорусский театрально-художественный институт, Минский институт культуры, Минское художественное, Могилевское, Витебское, Гродненское, Минское культпросветвучилища, Могилевский библиотечный техникум. Постановлением Совмина БССР "О генеральной схеме управления Министерства культуры БССР" были утверждены основные направления деятельности отрасли, непосредственно министерству подчинялись учреждения бывшего Госкино, а также передавались средние специальные учебные заведения, размещенные в областях, в непосредственное ведение управлений культуры облисполкомов [6]. Таким образом, 3 высшие и 21 среднее специальное учебное заведение образовали единую профессиональную систему подготовки кадров культуры, которая соответствовала видовому делению художественной культуры. Были заложены единые организационно-методические основы для совершенствования всех образовательных уровней системы профессиональных учебных заведений культуры, углубления их творческих связей.

Новейший период – 1991 г.- настоящее время – формирование целостной кадровой системы отрасли культуры как совокупности взаимозависимых составляющих (подсистем): профессиональной художественно-творческой деятельности обобщенных субъектов (непосредственных создателей культурного продукта и организаторов культурного производства); непрерывного профессионального образования в отрасли культуры (подготовка и совершенствование кадров культуры); управленческой подсистемы, организующей и координирующей деятельность всей совокупной кадровой системы. Новейший период связан с принятием Верховным Советом Декларации о государственном суверенитете страны, которая приобрела политическую и экономическую независимость. Произошло усиление и дальнейшее развитие общегосударственных подходов к кадровому строительству.

Совершенствовалась структура и содержание деятельности высших учебных заведений искусства. Этим изменениям стали соответствовать их новые наименования, утвержденные соответствующими Постановлениями Совмина Республики Беларусь [7]: в 1991 г. - Белорусская государственная академия искусств (ранее - театрально-художественный институт) с обучением по специальностям актерской искусство, режиссура, театроведение, кинотелеоператорство, живопись, графика, скульптура, искусствоведение, монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн, интерьер и оборудование, проектирование выставок и рекламы, художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности; в 1992 г. - Белорусская государственная академия музыки (ранее - консерватория) с обучением по всем инструментам симфонического оркестра, народным инструментам, фортепиано, дирижированию, вокалу, теории и истории музыки, с 1996 г. также хореографии (классический танец); в 1993 г. - Белорусский государственный университет культуры (ранее - Минский институт культуры), который имел до 1990 г. только две специальности, а в первой половине 90-х годов обучение велось уже по 11 специальностям - библиотековедение, народное творчество, искусство эстрады, культурология, социальная педагогика, социальная работа, литературная работа, музейная справа, хореография (народный и бальный танец), дирижирование, режиссура массовых мероприятий и праздников.

Постепенно возрастала последовательная организационная и финансовая поддержка государством сферы культуры. Вторая половина девяностых годов - это время активных управленческих действий по совершенствованию всех направлений культурной деятельности. Минкультуры Республики Беларусь (решение коллегии от 23 декабря 1997 г., № 11 п.2) провозглашает о переходе "к полному кадровому самообеспечению отрасли" и вырабатывает стратегию дальнейшего развития художественного образования, определяет пути специализации учебных заведений, развития специальностей и специализаций, формирования контингента учащихся и студентов, преподавательского состава, совершенствования научно-методического обеспечения и системы творческого стимулирования (конкурсы, фестивали, смотры, выставки, конференции, семинары); улучшение материально-технического состояния учебных заведений [8].

Свидетельством внимания и поддержки государства стала проведенное 31 января - 1 февраля 2001 г. Республиканское совещание деятелей культуры и искусства "О мерах по решению проблем развития культуры и искусство". В докладе Президента Республики Беларусь А.Р.Лукашенко было определенно, что культура оказывает особое влияние на становление государственности, формирует благоприятное жизненное пространство нации. "Без опоры на высокую культуру мы не сможем воспитать гражданина-патриота, рачительного работника, заботливого семьянина, личность творческую и духовно богатую. <…> Культурный потенциал − важнейший показатель международного авторитета нашего государства". Очерчена задача власти: "глубокое и объективное знание тенденций, создание оптимальных условий для развития всех видов искусства и культуры с учетом реальных возможностей, которые имеются в государства и обществе. Именно общегосударственный, а не узковедомственный подход позволяет масштабно оценивать явления, видеть остроту проблем, определять наиболее важные направления деятельности". Среди отмеченных позитивных тенденций ― сохранение и приумножение системы эстетичного воспитания детей и юношества, системы высшего и среднего художественного образования [9, с. 11-15]. Этот тезис получил развитие и в итогах совещания: протоколом поручений по поддержке развития учреждений культуры, художественных коллективов было предусмотрено в том числе и увеличение приема в высшие учебные заведения культуры и искусства [9, с. 114]. Ставилась цель ― удовлетворить потребности регионов в специалистах высшей квалификации. Потому в ближайшие годы на базе областных музыкальных училищ были открыты филиалы кафедр Академии музыки и сейчас функционирует отлаженная система высшего музыкального образования, которая охватывает каждую область.

В формировании целостной кадровой системы отрасли культуры решающее значение имело установление непрерывного профессионального образования в отрасли культуры как интегрированного образовательного комплекса, в котором обеспечивается поиск и отбор одаренной молодежи, ее обучение и профессиональное развитие, совершенствование и самоутверждение в обществе. Механизмы целостности и разнообразие элементов образовательной системы сферы культуры проявляются в преемственности, взаимодополнении и взаимопроникновении разных форм и типов обучения. Отраслевые учреждения образования вобрали в себя значительные творческие силы и влияют на развитие всех видов искусства, во многом определяют художественные потребности, интересы и вкусы людей, обусловливают уровень художественной культуры слушательской и зрительской аудитории. Учреждения образования сферы культуры полностью обеспечивать потребности страны в специалистах.

Определяющее влияние на выработку кадровой стратегии каждого государственного органа управления имела принятая в 2001 г. Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь. Документ определил основные направления в формирования современных требований к кадрам разных сфер деятельности и уровней управления, совершенствованию форм и методов их оценки; подбора и рациональному использованию кадров с учетом их профессиональных и морально-психологических качеств, мотивации и созданию благоприятных условий для их эффективной работы и профессиональной карьеры; формированию действенного резерва руководящих кадров, совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов [10].

На основании этого общегосударственного документа Минкультуры приняло отраслевую программу "Кадры культуры - 2001-2005 гг." В пяти ее разделах предусматривалось создание соответствующих методик по совершенствованию работы с кадрами, разработка квалификационных характеристик специалистов, совершенствование механизмов и расширение практики диагностирования профессионально-деловых и личных качеств работников при их аттестации, выделение резерва на руководящие должности, создание банков данных кадрового потенциала, системы его мониторинга; разработка образовательных стандартов для ССНУ и ВУЗов культуры; разработка прогноза потребности в переподготовке и повышении квалификации руководящих кадров и специалистов культуры; расширение целевой подготовки научно-педагогических кадров в соответствия с нуждами регионов; создание и пополнение сводного реестра тем научных исследований (в том числе и диссертационных). В целом отраслевая программа способствовала совершенствованию системы работы с кадрами, укомплектованию учреждений культуры высококвалифицированными специалистами, способными осуществлять культурную политику государства.

Современная кадровая система сферы культуры установилась в процессе исторического развития, ее ядро - кадры культуры - является центральным слагаемым обобщенного понятия "кадровый потенциал культуры", которое характеризует субъектов социально-культурной деятельности, их собирательную творческую энергию, профессиональный уровень совместных возможностей. Кадры культуры это основной состав специалистов, которые обеспечивают функционирование учреждений культуры, осуществляют производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и организацию досуга. Кадры культуры составляют коллективное сообщество, устойчивое социально-профессиональное объединение людей на функционально-деятельной основе и с соответствующей специализацией [11]. Кадры культуры как обобщенного коллективного субъекта профессиональной социокультурной деятельности определяют признаки: общие цели (формирование благоприятной социально-культурной среды, в которой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности, создание и распространение разнообразных культурных благ); интересы (стремление к совместному творчеству в культурно-просветительной или театрально-зрелищной сфере); ценности (созданные или преобразованные материальные объекты, имеющие художественное содержание и смысл, и нематериальные проявления творчества); нормы (равенство субъектов культурной деятельности перед законом, недопустимость установления преимуществ и привилегий в отрасли культуры, ориентация на общенациональные и общечеловеческие принципы); совместная деятельность (создание, воспроизводство, сохранение, изучение, популяризация, использование и распространение культурных ценностей, удовлетворение информационных, культурных, научных, образовательных потребностей, организация досуга населения).

Положительная динамика совершенствования кадрового состава организаций культуры в современный период - итог целенаправленной деятельности органов культуры по формированию качественной профессионально-образовательной основы кадров культуры. Последние десять лет - это время усиления финансовой поддержки государством сферы культуры, активных управленческих действий по совершенствованию всех направлений культурной деятельности, качественного проявления профессиональной деятельности кадров культуры в разнообразных формах художественной практики театрально-зрелищных и культурно-просветительных организаций культуры. Содержательность функционирования учреждения культуры, художественного коллектива во многом обусловливается квалификационным уровнем специалистов, их способностями, образованностью, квалифицированностью, заинтересованностью, активностью. Профессионально-образовательный уровень кадров культуры играет определяющую роль в формирования специалиста и является значительной предпосылкой для осуществления культурной деятельности.

Кадры культуры активно и содержательно участвуют в культурном процессе. Бессмысленно представлять функциональные элементы культуры – создание ценностей и норм, их сохранение и потребление – без людей, объединенных в профессиональные сообщества и направленных на культурно-творческую деятельность. Государство, осуществляя культурную политику, заинтересовано в высоком профессиональном уровне кадров культуры, потому значительное внимание придается совершенствованию системы образования в стране, повышаются требования к образовательному уровню специалистов, осуществляется их материальное стимулирование в зависимости от уровня образования, поддерживается и требуется систематическое повышение квалификации специалистов и руководящих работников.

Заключение

 

Результаты исследования арт-менеджмента в различных сферах социально – культурной деятельности позволяют следует рассматривать его как синтез искусства и управления.Представляя арт-менеджмент как новое пространство для распространения теории управления идентифицирем саму управленческую деятельность в искусстве. Как известно, теории искусства выделяются процесс творчества (создания художественных ценностей, их интерпретацию) и процесс организации творчества (создания условий для творчества и обеспечение функционирования в обществе художественных ценностей, их потребление и распространение). Соответственно второе направление является полем профессиональной менеджерской деятельности направленных на соорганизацию, координацию действий всех участников культурного процесса для достижения эффективного результата.

Следует также подчеркнуть, что элементы менеджерства присутствуют в деятельно­сти любого специалиста сферы культуры. Связано это со способностью личности к самоменеджменту: познанию самого себя, своего места и своей роли в социальной среде, поддержанию внутреннего равновесия, формированию у себя приоритетных качеств, оценке и корректировке своей деятельности и поведения, умению рационально организовать свое творчество.

В арт-менеджменте имеют место общие принципы менеджмента, такие как: системность – использование методологии ситемного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; комплексность и последовательность организационных действий; иерхаичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации культуры искусства. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.

Система принципов арт – менеджмента в сфере культуры и искусства открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Закономерности арт-менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации культуры и искусства.

К числу важнейших закономерностей арт-менеджмента следует отнести:

1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства;

2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании технологий арт-менеджмента и системы управления организацией культуры и искусства;

3) эффективность арт-менеджмента определяется действенностью проектного менеджмента, основанного на совмещении функционального управления и управления по бизнесу

4) потенциал арт-менеджмента определяется ресурсом управленческих структур, прежде всего кадровым ресурсом;

5) преимущество сознательного (планомерного) управления культурными процессами и организационными структурами;

6) соответствие организационно-управлеческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности;

7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией;

8) оптимальное использование в процессах управления художественно-творческой деятельностью функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях культуры и искусства формируются принципы менеджмента.

Таковы основные принципы и основные технологии менеджмента в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.

Список использованных источников:

Глава 1.

1 Алексеевский,B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента/ B.C. Алексеевский// Менеджмент в России и за рубежом, 2004. − № 2. − С. 21–35.

2 Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский.– 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: Издательство «ЭГО», 2001.– 288 с.

3 Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. ― М., 1994.― С. 8−9.

4 Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш. – Мн.: Книжный Дом “Экоперспектива”, 2005. – 352 с.

5 Дафт, Р.Л. Менеджмент/ Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2002.–832 с.

6 Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке/ П Друкер. – М.: Вильямс, 2000. – 282с.

7 Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие/ Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

8 Кезин, А.В. Менеджмент: Методологическая культура/А.В. Кезин.-- М.: Гардарики, 2001. ― 269 с.

9 Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник/ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. – М.: МГУКИ, 2004.– 436с.

10 Колбер, Ф. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И.Эврар / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С. 3–7.

11 Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства /Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004. – 256 с.

12 Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности”Музыкальный менеджмент”/ С.М. Корнеева. — М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006. — 303 с.

13 Новикова, Г.Н. Социокультурные концепции управления в арт-менеджменте/ Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005. ― № 2.

14 Салмон, Р. Будущее менеджмента/ Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой.– СПб.: Питер, 298 с.

15 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. /Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 384 с.

16 Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. ― М.: МГУКИ, 2003. ― 382 с.

 

Глава 2.

1. Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье. // Вопросы социологии, 1993. − № 1.

2. Драгичевич–Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.27– 28.

3. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке-тинг/М.Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. ― Новосибирск, 2000.

4. Луков, В. А. Социальное проектирование / В. А.Луков. ― М.: Флинта: Социум, 2003.

5. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования/А.П. Марков, Г.М.Бирженюк: Учебное пособие. ― Санкт-Петербург, 1997.

6. Мескон, М. Основы менеджмента. Москва: “Дело”, 1992.

7. Управление проектами. Зарубежный опыт/ Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.

 

Глава 3.

1 Бузук, Р.Л. Беларускі тэатр і глядач на парозе ХХІ стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мінск: БелДІПК, 2004. – 254 с.

2 Белорусская культура: вопросы и ответы:Информ. Сб. Ч.1 / Научн. Ред. В.П. Скороходов. – Мн.: БелГИПК, 2002. – С. 47-53.

3 Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2007 г., № 119 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 1/8417.

4 Новаторов, В.Е. Менеджер социально-культурной деятельности: поступление, обучение, карьера / В.Е. Новаторов / Издание третье, переработанное и дополненное. Омск: ОмГУ, 2004, 115 с.

5 Пепеляев, В. Элементарные частицы / В. Пепеляев // Советская Белоруссия. – 2007.авг. – С. 12.

6 Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я. Смелянский; Рос. акад. театр. иск-ва. – М., 2000. – с. 22.

7 Позняков, В.В. Этнонациональная культура: проблема самобытности // Разнообразие языков и культур в контексте глобализации /В.В.Позняков.. Мат. междунар. симпозиума в 2-х кн.) –Т.2. – Мн.: БелСаЭс «Чарнобыль», 2003. – С.121-129.

8 Саликов, А.Э. Проблема сохранения самобытности национальной культуры Беларуси в эпоху глобализации/А.Э. Саликов // Весник Молодёжного научного общества – Мн.: ОО “Молодёжное научное общество”, 2005. - №2 - С.71-73.

9 Станишкюта, Ю. Эстетика постмодернизма в сценической игре: теоретические перспективы и методологические проблемы/Ю. Станишкюта, Б.Вашкелис // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – Мн.: БДУКіМ, 2005. - №4 - С.18-24.

10 Юркевіч, С.Ф. Тэатр лялек Беларусі 90-х гадоў (праблемы і тэндэнцыі развіцця/ С.Ф.Юркевіч. – Мн.: БелДІПК, 2002.- С.63-67.

11 Языкович, В.Р. Культуралогия: краткий курс лекций /В.Р. Языкович. – Мн.:РИВШ, 2005.- С.112- 117.

12 www.artlife.by

13 www.pravo.by

14 www.kulturmanagement.net

15 www.puppet-minsk.com

 

Глава 4.

1 Боганева, А.М., Лабачэўская В.А. Новыя тыпы ўстаноў культуры і клубных фарміраванняў у галіне традыцыйнай культуры // Веснік: нав.-мет. зб. ― Мн.: БелІПК, 1998. ― С. 88–102.

2 Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). ― СПб., 1993.

3 Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1988.

4 Концепция образовательной области «Искусство»: проект / Министерство образования Республики Беларусь, НИО; рук. Л.Е.Романенко [и др.] // Мастацкая адукацыя і культура. – 2005. − №2. – С.18-30.

5 Молодежь Беларуси: социальная политика и условия самореализации. Мн. ИСПИ. 2000. C. 116.

6 Народная художественная культура. Учебник под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. ― М., 2000.

7 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. ― М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006. ― 178 с.

8 Основы кинофестивального менеджмента. Учебное пособие. / Под ред. Г.А. Поличко. ― Москва, ГУУ, 2003.

9 Сівурава, Л.П. Фестывальная дзейнасць у галіне народнай мастацкай творчасці ў Беларусі на мяжы ХХ–ХХІ стст. Вып. 4. //Веснік БДУКіМ. — Мінск, 2005. — С. 82–86.

10 Сивурова, Л.П. Любительское художественное творчество //Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В. 3 т. Т. 3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. ― Минск: Белорус. наука, 2007. — С. 683–729.

11 Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 16–35.

12 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

13 Филармония // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В.Келдыша. – М.: Сов.энциклопедия, 1981. – Т. 5. – С. 806.

14 Цымбалюк, Е.А. Музыкальная кульутра школьников: как её оценить? / Е.А.Цымбалюк // Адукацыя і выхаванне. – 2003. − №11. – С. 45-52.

 

Глава 5.

1 Веремеева, Н.П. Белорусская молодёжь на рубеже веков: взгляд социолога / Н.П.Веремеева, Н.Я.Голубкова, Л.В.Филинская // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага універсітэта: У 7 т. / Адк. рэд. А.І.Жук. – Мінск: БДУ, 2001. – Т.1.: Педагогіка. Псіхалогія. Сацыялогія. Філасофія. – С. 256−272.

2 Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения / В.Т.Кабуш. – Минск, 1995. – 35 с.

3 Караўкін, В.І. Эстэтычныя арыентацыі сучаснай молодзі / В.І.Караўкін. – Адукацыя і выхаванне. – 2003. – №12. – С.24-27.

4 Лэтроп, Т. Промоушн музыкальных проектов / Т. Лэ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.088 с.)