Изменение (развитие) представлений о предмете социологии в процессе институционализации и совершенствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение (развитие) представлений о предмете социологии в процессе институционализации и совершенствования



Представления социологов о предмете и задачах науки в процессе ее исторического становления, институционализации и развития не были всегда одними и теми же – они постоянно изменялись. Изменялись не в том, однако, смысле, что прежние взгляды и мнения, которые имели место вчера, полностью отбрасывались и заменялись другими, а эти последние затем опять в полном объеме вытеснялись новыми, ничем не связанными с прежними представлениями.

Характер изменений взглядов на социологию как науку был иным: прежние представления о предмете социологии, ее задачах уточнялись, дополнялись и в этом отношении они все время обогащались, совершенствовались, становились более адекватными. А если и можно говорить об отказе от старых, прежних представлений, то это следует понимать только как «отрицание со снятием», то есть, с удержанием всего того, что было положительным в старом.

Более того, можно говорить о том, что менялся сам предмет социологии как науки в процессе ее совершенствования и развития, хотя, онтологической его части, связанной с бытийным существованием изучаемого социологией объекта, а к той его части, которую мы интерпретировали ранее как некую идеальную модель изучаемого данной наукой фрагмента действительности, в данном случае (социальной действительности). То есть, изменение предмета социологии касается главным образом его идеальной, субъективной стороны. В то же время, поскольку общество имеет исторический характер, то в известной мере изменяется и бытийная и в этом смысле содержательная сторона предмета социологии как наиболее обще из наук об обществе, о человеке как социальном существе. И все же эти изменения не касаются самой специфики предмета социологии, представляющей характерный для нее как особой (отдельной) науки угол зрения на общество как объект изучения.

Изменение представлений о предмете социологии, реальных в своих последствиях, как изменение, развитие самого ее предмета, выражалось в появлении все более новых нетрадиционных взглядов на него и на то, чем должна заниматься социология[4].

В данном отношении можно привести в качестве примера, тот факт, что первоначально, а именно О. Контом, перед социологией ставилась задача искать ответ на вопрос «Как?». Как, скажем, устроен тот или иной социальный институт? Как протекает, осуществляется тот или иной социальный процесс? Как, вообще, устроено, функционирует и развивается само общество? Затем Э. Дюркгейм (1858 - 1917), французский социолог – классик, внесший огромный вклад в становление социологии как науки, закрепляет за ней, также задачу отыскивать ответы на вопрос «Почему?». Например, почему в определенное время в обществе растет число самоубийств? И так далее. Для современной социологии существенным являются как первая, так и вторая задачи.

Еще один факт, связанный с изменением представлений о предмете социологии. Так, для О. Конта был характерен макросоциологический подход к изучению общества. То есть, за социологией закреплялось изучение общества как некой целостности, целостного социального организма, системы. И в этом отцом социологии усматривалась предметная специфика, основанной им науки. На рубеже XIX – XX вв. получил обоснование иной взгляд на предметную область, специфику предмета и задачи социологии – микросоциологический. Речь идет о понимании предмета и задач социологии еще одним классиком – немецким социологом М. Вебером (1864 - 1920), одним из основоположников так называемой понимающей социологии, основание которой составила существенно иная, по сравнению с контовской парадигма изучения общества. В соответствии с данной парадигмой в качестве предмета социологии рассматривается не общество как целостная система (организм), а социальное действие и взаимодействие (интеракция) индивидов как социальных существ. То есть, и здесь социология понимается как наука об обществе, однако и главной задачей объявляется изучение общества через исследования взаимодействия (действия) составляющих его индивидов. Взаимодействие индивидов также системно, как общество в целом, но является уже объектом не макро – а микроанализа. Сегодня же предметная область социологии органически включает в себя при изучении общества, его социальной жизни, как макро, так и микроподход.

Важным основание перемены (в смысле развития) взглядов на предмет социологии явилось в свое время реальное (фактическое) изменения структуры и организации ее предметной области. Речь идет о внутренней дифференциации предметного поля социологии на множество относительно самостоятельных сфер приложения исследовательских усилий социологов, в результате чего социология преобразовалась в комплекс самостоятельных отраслей знания, социологических дисциплин: общая социология (общетеоретическая часть социологии), частносоциологические теории и отраслевые социологические теории или дисциплины. Важное место среди этих последних принадлежит так называемым теориям среднего уровня[5].

По мнению некоторых авторов, возникла даже опасность распредмечивания социологии – утраты ею своего предмета как определенной целостности и возникновение на ее месте множества ничем не связанных между собой и как бы говорящих на разных языках социологий: социология города, социология труда, социология организаций, социология семьи, социология политики, социология молодежи и т.д.

Рассматривая вопрос об изменении представлений о предмете социологии в процессе ее развития, мы были бы все же не совсем точны, если бы ограничились одним лишь указанием на то, что представления о предмете и задачах социологии как науки изменялись касательно только субъективной стороны, то есть формы и не имели отношения к его содержанию, что обуславливается уже изменениями, историческим развитием самого объекта изучения социологии – общества.

Обратимся к истории XX века, когда социология уже конструировалась в полноценную научную дисциплину, имеющую как теоретический, так и прикладной характер. XX век ознаменовался значительным, если так можно сказать «расширением границ общества», что было связано с его резким усилением социальной интеграции, проявившейся в возникновении транснационального производства, формировании единого мирового рынка, в сближении жизненных стандартов людей разных наций, во все большем осознании значимости общечеловеческих, гуманистических ценностей. XX век ознаменован значительным ростом более открытого, неформального обмена между представителями разных стран и народов, с помощью средств массовой коммуникации. Перед мировым сообществом возник целый ряд так называемых глобальных проблем, которые если и могут быть решены, то только общими усилиями всех проживающих на планете.

Тем самым, общество стало постепенно утрачивать свои национально – государственные границы и все больше превращаться в глобальную систему (цивилизацию) как реально существующий феномен, а, следовательно, и как объект познания[6].

Верно отмечают некоторые авторы, что процесс глобализации мира, его системной связанности требует и изменения представлений социологов о своем предмете и его границах.

То есть, речь идет о том, что в предметном поле социологии все большее и большее значение приобретает та часть, которая представлена мировой общность людей (уже отмечалось, что важной задачей социологии является как раз изучение различных социальных общностей людей), обозначенной даже как четвертый предметный уровень социологии – уровень мирового сообщества людей. Кстати, все это является гарантией того, что социология никогда не будет распредмечена, как бы она не дифференцировалась, не распадалась на отдельные относительно – самостоятельные отрасли знания (отраслевые социологические теории). Ибо данная часть предметной области социологии, то есть мировое сообщество людей, глобальная цивилизация всегда будет существовать и нуждаться в изучении, пока на планете Земля будет существовать человек.

 

3. Определения социологии: классические и современные варианты

В данном разделе главы мы приведем, правда, без какого-либо специального и подробного анализа некоторые определения социологии как науки. Это будут высказывания наиболее авторитетных ученых, внесших в развитие социологии значительный вклад. Хотя применительно к современному этапу в развитии социологии и особенно отечественной, будут представлены также рабочие определения, содержащиеся в некоторых учебниках и учебных пособиях.

Все определения мы разделили на пять групп, и приводим в следующей последовательности:

1 группа – это определения, которые были даны О. Контом, а также другими основоположниками социологии (Л. Гумплович, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, Ф.Г. Гиддингс) и относятся к классическому периоду в ее развитии;

2 группа – определения, высказанные в последней трети XIX – начале XX вв. русскими социологами (П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев, Е. де Роберти)

3 группа – определения, которые были даны социологии в советское время в СССР (50- 80-е гг.);

4 группа будет представлена высказываниями (определениями), скажем так, современных западных социологов (вторая половина XX в.);

5 группа – это определения социологии как науки, которые предлагают современные отечественные социологи (конец XX – начало XXI вв.)[7].

Итак, представим первую группу определений социологии. Отец социологии, О. Конт исходил из того, что каждая наука, в том числе и социология – это социальное явление. В силу своего социального происхождения она должна иметь и социальную цель. «Конечным предметом социологии, - пишет он, - является собственно не одно из многих существующих обществ, а лишь будущее единое общество, которое охватит все человечество, в этом смысле, следовательно, предметом социологии является само человечество»[8].В о всех науках будущего, по О. Конту должен господствовать социологический дух. В будущем все науки будут переработаны с точки зрения этого духа[9].

Польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838 - 1909) в качестве предмета социологии рассматривал социальные группы, постоянная и беспощадная борьба между которыми, по его мнению, является главным фактором социальной жизни. В работе «Основания социологии» он писал, что она призвана заниматься «исследованием процесса возникновения человеческих соединений, вечное повторение которых дает содержание всякой истории... Она удовлетворяется установлением законосообразности этого процесса, исследованием рода и характера социального развития – словом она изучает закономерный процесс, возникающий из данного соприкосновения человеческих обществ и совершенствующийся благодаря этим соприкосновениям человеческих обществ и совершающийся благодаря этим соприкосновениям и взаимным влияниям»[10].

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858 - 1917) определял социологию как «... науку об институтах, их генезисе и функционировании»[11]. Под социальным институтом же он понимал «...все верования, все поведения установленные группой»[12].

Немецкий социолог создатель так называемой формальной социологии (от «формальный метод анализа человеческих взаимодействий») Г. Зиммель (1858 - 1918), учитывая, что социология это – наука об обществе, пишет: «я исхожу при этом из самого широкого представления об обществе... общество существует там, где несколько индивидов вступают во взаимодействие. Это взаимодействие всегда возникает из определенных влечений или ради определенных целей... Эти взаимодействия означают, что из индивидуальных носителей этих определяющих влечений и целей создает единство, словом, создается и общество»[13].

Американский социолог, оказавший заметное влияние на формирование эмпирической социологии США Ф.Г. Гиддингс (1855 – 1931), считал, что социология «... будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов»[14]. В качестве непосредственного предмета социологии, утверждал он, является изучение «плюралистического поведения», которое интерпретировалось в бихевиористском смысле, то есть как совокупность реакций индивидов на внешние стимулы.

Немецкий ученый, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия, общепризнанный классик социологии м. Вебер (1864 - 1920) писал, что «Социология... есть наука, стремящаяся истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить процесс и воздействие»[15]. Что касается социального действия, то М. Вебер считал: «Социальным мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей, ориентируется на него"4.

Приведем определения социологии как науки некоторых из наиболее известных русских (российских) социологов, предварительно указав на то, что русская социология, а она начала конструироваться лишь во второй половине, а, точнее, даже в последней трети XIX века, с самого начала своего зарождения характеризовалась значительным плюрализмом: она включала в себя целый ряд, порой существенно различающихся теоретико-методологических направлений и школ. В силу этого определения социологии, которые давались ей русскими социологами, весьма различаются между собой.

П.Л. Лавров (1828 - 1900) представлявший так называемую субъективную социологию, определял социологию как науку о солидарности, «другими словами» о взаимодействии людей. «Социология, - писал он, - есть наука, исследующая формы проявления солидарности между сознательными органическими особами»[16]. Социология, по его мнению, это научная дисциплина, изучающая, группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого сообщества и стремящаяся открыть ее законы.

А вот определения социологии, которое дано ей как науке наиболее видным представителем психологического направления в русской социологии Е.В. де Роберти (1843 - 1915). «Сама социология, писал он, - справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова»[17]. В результате этого социология стала трактоваться как комплексная, универсальная наука, включающая в себя многие отрасли знания. Особенно Де Роберти связывал социологию с этикой. «Этика, как мы ее понимаем, - писал он, - есть мораль, ставшая абстрактной социологией»[18].

А представитель этого же направления в русской социологии Н.И. Кареев (1850 - 1931) считал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни»[19].

К.М. Тахтарев (1871 - 1925) русский социолог-неопозитивист, считавший, что единицей социального анализа должно быть «социальное общение», писал: «Установление социальных законов предполагает всестороннее выявление и установление необходимых соотношений различных явлений, равно и изменение этих соотношений в общем ходе общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии, как особой науки о закономерностях общественной жизни. Это и является ее конечной целью.

Установлением закономерностей общественной жизни и должна заниматься научная система социологии, как особая номологическая, должным образом организованная и построенная отрасль знания...»[20]

М.М. Ковалевский (1851 - 1916), о котором Г.В. Плеханов сказал, что он относится к тем немногим русским авторам, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями, считал, что социология это наука, цель которой – установление (обнаружение) законов и тенденций общественного развития. «Социолог, - писал он, - устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими»[21]. Цель социологии заключается в том, чтобы «...раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой»[22].

Теперь обратимся к 3 группе определений социологии как науки – определениям, которые были даны ей некоторыми советскими социологами (иногда философствующими социологами, иногда пытающимися социологически мыслить философами), в период начала возрождения в стране данной науки, после того как в 30-е годы XX века она была по существу изгнана из страны как буржуазная наука. Он охватывает время с середины 50-х годов и до конца 80-х годов XX века.

Предварительно несколько слов о том, что было существенным для интерпретации социологии в этот период. Это, во-первых, отождествление социологии и исторического материализма – социальной философии марксизма – ленинизма; социология объявляется, по крайней мере, теоретическая ее часть, философским учением, философией, каковой она, как известно не является. По сути, это была попытка, лишить социологию статуса науки и объявить ее мировоззрением, философией, идеологией. Во-вторых, социологии давались урезанные определения: или только как макросоциологической или только как микросоциологической науке. В-третьих, нередко в определениях социология сводилась только к эмпирической науке. В-четвертых, появление по мере возрождения и развития социологии, освоения зарубежного опыта социологии все более адекватных ее трактовок и определений.

В 1955 году, - а это время только начинавшегося возрождения социологии в России (в СССР в целом) – академик В.С. Немчинов (1894 - 1964) – экономист и статистик – интерпретировал социологию именно как философскую науку «... исторический материализм и есть марксистская социология»[23].

Затем несколько позже стало подчеркиваться (В.Ф. Константинов, В.Ж. Келле), что исторический материализм это всего лишь общесоциологическая теория, которая включает в себя исследование законов функционирования различных социальных общностей, совокупность специальных социологических теорий различного уровня общностей и, наконец, конкретные социологические исследования[24]. А поскольку журнал «Коммунист» был теоретическим органом ЧК КПСС, такую трактовку социологии как науки можно было считать официальной и она должна быть «руководством к действию» для научной общественности.

Некоторые авторы, как уже было отмечено ранее, рассматривали социологию как эмпирическую научную дисциплину. «Социология, - писал, например пользующийся в свое время большой популярностью советский философ и социолог Ю.А. Левада, - это эмпирическая социологическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии»[25].

К 80-м годам XX века в советской литературе появляются более адекватные определения социологии, в которых подчеркивается то, что предметом данной научной дисциплины выступают общественные отношения, а также социальные общности людей. Одно из таких определений социологии дал известный социолог, внесший немалый вклад в методологию социологических исследований, В.А. Ядов (1929): «Марксистско-ленинская социология, - писал он в 1987 году, наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействиях между этими общностями, между общностями и личностью»[26].

В кратком словаре по социологии, изданном в 1988 году под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина, говорится: «социология... – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношениях и социальных общностях»[27].

Теперь четвертая из обозначенных нами ранее групп определений социологии как науки. Это определения, которые были даны социологии западными учеными в постклассический период ее развития.

Откроем мы эту группу определений определением социологии, которое дал ей русско-американский социолог, представитель бихевиористского направления, первый доктор социологии в России П.А. Сорокин (1889 - 1968). Социолог, как его называли иногда, «милостью Божьей», П.А. Сорокин завершает собой классический период в развитии социологии и одновременно, рядом с другими западными социологами стоит в начале нового, постклассического периода, который в известном отношении можно называть и современным.

П.А. Сорокин считал, что социология должна быть самостоятельной наукой, изучающей наиболее общие, родовые свойства человеческого общества. Родовым типом различных проявлений общества как «системы систем» он объчвляет «социальное взаимодействие». Поэтому социология это наука о взаимодействии людей. «Социология, - пишет П.А. Сорокин, - изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой»[28]. О семьи взаимодействий людей П.А. Сорокин говорил: «... когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют»[29].

Известный американский социолог-теоретик, представитель структурно-функционального направления Т. Парсонс (1902 -1979) считал, что «... главным предметом социального анализа является институциональный аспект социального действия. Говоря в самых общих выражениях, это область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, ожидания, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений. Эти экспектации интегрируются с мотивами деятелей в ролях, то есть с тем, что они «испытывают побуждение»сделать или «хотят» сделать в соответствующих ситуациях и обстоятельствах. Однако, поскольку социологическая система соотнесения ориентирована не на личность отдельного человека, а на социальные системы, социология интересуется, прежде всего, коллективами, составленными из людей, а не самими этими людьми, пусть даже исполняющими роли»[30].

Английский социолог, выдвинувший широко известную ныне «теорию структурации» - проект интегративного макро – микроподхода к социальным явлениям, Э. Гидденс (1938) утверждает, что «социология – наука о социальной жизни человека, групп и общества»[31]. При этом он считает, что объектом интереса социологии, как и вообще социального познания, является не индивидуальный опыт и не формы социальной тотальности, а социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве.

Н. Смелзер (Смелсер), американский социолог, представитель эволюционного функционализма (1994 году был переведен на русский язык и издан в России его учебник по социологии) дает следующее определение социологии: «социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений»[32].

Шведский социолог, - автор прекрасной книги для начинающих изучать социологию «Лодка на аллеях парка: введение в социологию» (1985) (В России она была издана в 1995 году), П. Монсон рассматривает в качестве важнейшей задачи социологии как науки «... изучение человека в обществе и изучение общества через человека»[33]. И далее: «предметом изучения (социологии – В.Л.) является не только всеобъемлющие общественные структуры, но и люди как индивидуальные экзистенции»[34]. Социология изучает «...социальную действительность, в которой мы, люди, живем – в точке пересечения нашей индивидуальной экзистенции и коллективной жизни»[35].

В 1996 году в России была издана замечательная популярная книга по социологии «Мыслить социологически». Ее автор британский социолог З. Бауман пишет в ней: «Можно сказать, что основными вопросами социологии являются следующие: в каком смысле значима зависимость одних людей от других, что бы они ни делали; в каком смысле значимо то, что они всегда живут (и не могут иначе) сообществом, во взаимосвязи, обмениваясь, конкурируя и кооперируясь с другими людьми. Все это, охватываемое такого рода вопросами, составляет особую область социологического анализа и позволяет определить социологию как относительно самостоятельную область из гуманитарных и социальных наук. Итак, мы можем заключить, что социология является первым и основным способом осмысления человеческого мира...»[36].

И, наконец, последняя пятая группа из обозначенных нами ранее определений (трактовок) социологии как науки, ее предмета и задач. Это – те определения, которые даны в последнее время отечественными авторами.

В книге С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский «Социология: парадигмы и темы» говорится: «...социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает социальную жизнь, социальное поведение и действие людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, восприятие и понимание индивидами окружающей действительности в контексте социальных изменений на макро- и микроуровнях»[37].

«Социология изучает, - говорится в учебном пособие, изданном в 200 году под редакцией А.Г. Эфендиева, - общие принципы Воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных воздействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимосвязей на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющиеся, устойчивое в этих взаимосвязях в различных сферах общественной жизни»[38].

Своеобразную трактовку социологии как науки дает Ж.Т. Тощенко. Он пишет: «... социология – это наука о движущихся силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей»[39].

Говоря о новом понимании предмета социологии, которое только еще зарождается сегодня, доктор социологических наук, профессор В.Г. Немировский в статье «Современная социология и культурные российские традиции» пишет: «предметом универсумной[40] социологии является эволюционирующих посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосмосу), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосмосу). Благодаря своему происхождению от иных, весьма «непохожих родителей» - научных дисциплин и направлений, универсумная социология использует различные категории и понятия, перешедшие как из традиционной социологии, так и восточной философии и системного анализа, современного христианства и эзотерических учений»[41].

 

 

Литература

Бауман, 3. Мыслить социологически: Учеб.пособие [Текст]/ 3. Бауман: Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филиппова // М.:Аспект Пресс, -1996.

Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003.

Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005.

Громов, И.А. Западная социология: Учеб. Пособие для вузов [Текст]/ И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. - СПб.: // М.: Изд-во ДПК, -2003.

Добреньков, В.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // М.: Инфра-М. Т-1: Теория и методология, -2003.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко II М.: Инфра-М. - Т. 1.Теория и методология, - 2003.

Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: Учеб.пособие [Текст]/ Г.Е. Зборовский /./ М.: Гардарики, - 2004.

Знанецкий, Ф. Исходные данные социологии // американская социологическая мысль: тесты / Под ред. В.И. Добренькова // М.: Изд-во МГУ,- 1994.

Колесников, Ю.С. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/Ю.С. Колесников //Ростов-на-Дону: Феникс, - 2001.

Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003.

Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

Миллс, М.Р. Социологическое воображение [Текст]/ пер. с англ. О.А. Оберенко. Под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина // М.: Изд.

Дом «Стратегия»,-1998.

Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева//

М..-ИНФРА, -2005.

Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. // М.: НОРМА(Изд.гр. НОРМАИНФРА-М), - 2002.

Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др.; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; РАН Ин-т Социально-полит, исслед. //' М.: Аспект Пресс, - 2002.

Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. И перераб. // М.: Юрайт, - 2004.

Тема 2. Категориально-понятийный аппарат социологии

 

Социология, как уже было сказано ранее, обладает всеми атрибутами вполне конституировавшейся социально-гуманитарной науки. Одним из таких атрибутов, наряду с предметом исследования, является наличие у нее, как и у всякой подлинной науки, своего понятийно-категориального аппарата. Общей характеристике данного аппарата и посвящена настоящая лекция. Кстати, в некоторых литературных источниках раздел, в котором анализируется этот атрибут социологии, озаглавливают как «Понятийный аппарат социологии»[14, с. 22].

Учитывая, что не все понятия, которыми пользуется социология, являются её родовыми понятиями, а также, что не каждое родовое понятие науки может рассматриваться как её категория, мы используем в названии этой главы термин «понятийно-категориальный аппарат».

При рассмотрении этой темы иногда обращается внимание на то, что до сих пор не прекращаются споры между социологами по поводу того, нужен ли социологии свой собственный понятийный аппарат[3, с. 22]. Такие высказывания сбивают с толку, и особенно тех, кто только начинает изучать социологию, как учебный предмет, и запутывают дело, подменяя один (весьма актуальный и трудный) вопрос другим, - принципиально давно решенным специалистами: вопрос о характере и специфике понятийного аппарата социологии вопросом о целесообразности социологии иметь свой специфический, характерный только для неё одной, как особой науки понятийный аппарат. Сегодня перед социологами-теоретиками, методологами стоит, прежде всего, задача, связанная с рефлексией данной науки, - задача разработки и обоснования надежного, эффективно работающего понятийно- категориального аппарата. Что же касается вопроса о том, нужен ли социологии такой аппарат – это вчерашний день – пройденный этап в развитии и институционализации социологии как науки. Спорить по поводу данного вопроса, значит идти не вперед, а назад.

План

 

1. О терминах «понятие» и «категория» и их роли в науке.

2. Понятия и категории социологии: особенности, многообразие и развитие.

3. Проблема построения понятийно-категориальной системы социологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.084 с.)