Факторный анализ прибыли и рентабельности продаж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторный анализ прибыли и рентабельности продаж



Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно осуществить привлекая аналитическую таблицу 9.10.

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием следующих факторов: объема реализации продукции; структуры реализации; изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.

Таблица 9.10 –Изменения прибыли от продаж продукции

Показатели Базисный год Отчетный период
В базисных ценах и себестоимости В фактических ценах
1. Выручка от продаж, т.р.      
2. Себестоимость реализованной продукции, т.р.      
3. Прибыль от продаж, т.р.      

 

За счет роста цен предприятие реализовало дополнительно продукции на сумму 21302 т.р., а за счет роста ее себестоимости недополучило прибыли в размере 11242 т.р.

Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:

- отпускных цен на продукцию;

- объема продукции;

- структуры реализованной продукции;

- себестоимости продукции;

- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;

- цен на материалы и тарифов на услуги;

- затрат на 1 рубль продукции.

Кроме вышеназванных факторов исследуются случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и других.

Значительное место в анализе результативности деятельности отводится факторному анализу рентабельности продаж. Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и ее себестоимости). С этой целью модифицируем формулу:

(где S - себестоимость реализации, включая коммерческие и управленческие расходы) и составим аналитическую таблицу 9.11.

 

Таблица 9.11 - Расчет рентабельности объема продаж

Показатели Значение за год Отклонение
Предыдущий Отчетный
1. Выручка от продаж, тыс.р.      
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс.р.      
3. Прибыль от продаж, тыс.р.     -6903
4. Рентабельность объема продаж, доли ед. 0,17 0,15 -0,02

 

Для расчета влияния изменения цены и себестоимости реализованной продукции применяют метод цепных подстановок.

По данным таблицы определяют изменение рентабельности объема продаж за счет изменения объема реализации, используя формулу:

.

Рассчитывают изменение рентабельности объема продаж за счет изменения себестоимости реализации по формуле:

.

 

Проверяют соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов:

0,082 - 0,103 = -0,021

На снижение рентабельности объема продаж наибольшее влияние оказал рост выручки в отчетном периоде, что связано с увеличением объемов производства и продаж в отчетном годе. Прирост исследуемого показателя за счет роста выручки от продаж составил 0,082.

В то же время рост объемов производства и реализации сопровождается увеличением издержек. Поэтому увеличение себестоимости реализованной продукции вызвало снижение рентабельности объема продаж на 0,103.

Следующий этап анализа - исследование взаимосвязи между показателями рентабельности активов, их оборачиваемости и рентабельности реализованной продукции:

Этот показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как политикой ценообразования на продукцию предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции (уровень рентабельности). Кроме того, через рентабельность активов можно оценить деловую активность предприятия через оборачиваемость активов.

Формула указывает на пути повышения рентабельности средств:

1) при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;

2) низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.

Следующим этапом анализа является оценка влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж). Такой анализ позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации.

Анализ проводят в следующей последовательности:

1. Определяют удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации.

2. Рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции.

3. Определяют влияние рентабельности отдельных изделий на ее средний уровень для всей реализованной продукции путем умножения индивидуальной рентабельности на долю изделия в общем объеме реализации.

4. Определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной рентабельности выпускаемых изделий, путем умножения разности между рентабельностью отчетного периода и базисного на долю изделия в отчетном периоде.

5. Определяют влияние структурного фактора путем умножения рентабельности базисного периода на разность удельного веса изделия отчетного и базисного периодов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.006 с.)