Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Понятие преемственность и её сущность.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 1. Подходы к пониманию преемственности в образовании. 2. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.
Вопрос №1 Подходы к пониманию преемственности в образовании. Глава 1. Понятие преемственность и её сущность. 1.1 Преемственность с позиции школы 1.2 Преемственность с точки зрения детского сада 1.3 Сущность преемственности. Глава 2. Проблема преемственности дошкольного и начального образования 1.2 Задача дошкольного образования 2.2 Задача начальной школы Вопрос №22. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь. Глава 1. Общие подходы вхождения в школьную жизнь. 1.1 Готовность к обучению в школе. 1.2 Методики выявления готовности к школе. Глава 2. Основные проблемы школы 1.2 Трудности адаптации к школе. 2.2 Причины и проявления дезадаптации первоклассников Глава 1.Понятие преемственность и ее сущность Преемственность с позиции школы Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. Преемственность учёные рассматривают с позиции детского сада и с позиции школы. Преемственность это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. Действительно, школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность с позиции школы– это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка на момент начала обучения. Ее главная цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Преемственность с точки зрения детского сада Взгляд на преемственность детского сада-это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школ. Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности Одним из ведущих принципов образования является принцип преемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений, который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования к другим (детский сад, начальная школа). Сущность преемственности Сущность состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника. Основные задачи преемственности детского сада и школы: — обеспечить безболезненный переход детей к школе; должный уровень готовности детей к обучению в школе; — воспитывать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к школе; — обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка. Защитная функция преемственности обеспечивает успешную адаптацию ребенка к школе. Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры: 1. Преемственность в содержании обучения и воспитания. 2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей. В основах построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. Предшкольная деятельность должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей. «Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Глава 2. Проблема преемственности дошкольного и начального образования Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового проекта Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательной-образовательной деятельности. На наш взгляд обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм Согласно новому проекту Закона «Об образовании» дошкольное образование должно стать обязательным и впервые получит статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Проект Закона предусматривает возможность подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик. Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
2.1 Задача дошкольного образования Задачи дошкольной: 1.Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста). 2.Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности). 3.Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития). 4.Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия). 5.Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий. 6.Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности. 7.Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации. 8.Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ. Выделенные задачи можно продолжать, укрупнять или, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен ряд основных задач, всегда стоящих перед наукой.Вместе с блоком постоянно действующих задач существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно.
Дошкольная педагогика как наука сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих внимания ученых-исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; решение проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.
Задача начальной школы Задачи начального общего образования: Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Исходы из вышесказанного следует, что современная начальная школа является не «школой навыка», а местом раскрытия ребенком своего образовательного и личностного потенциала. Она становится первой ступенью в образовательной вертикали человека. Поэтому, согласно общим положениям Стандарта, на ступени начального общего образования решаются следующие задачи: – становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; – укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; -принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; -формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлективности. В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках». Программы и учебные планы обеспечивают объективные условия преемственности. Список литературы 1.Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования// Сов.педагогика, 1991. N 1. 2.Кулисевич Г. Проблемы непрерывного образования// ВВШ, 1988. N 1. с. 89. 3.Саймон Б. Общество и образование. М., 1989. с.94. 4.Ягодин Г. Перестройка высшей школы и непрерывное образование// Политическое самообразование, 1986. N 7. с.37 6.В.И.Маслов, Н.Н.Зволинская, В.М.Корнилов. Непрерывное образование: подходы к сущности. 7.В.Н. Просвиркин. Преемственность в системе непрерывного образования. 8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994. 9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 1993. 10. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000. 11. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 1. Подходы к пониманию преемственности в образовании. 2. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.
Вопрос №1 Подходы к пониманию преемственности в образовании. Глава 1. Понятие преемственность и её сущность. 1.1 Преемственность с позиции школы 1.2 Преемственность с точки зрения детского сада 1.3 Сущность преемственности. Глава 2. Проблема преемственности дошкольного и начального образования 1.2 Задача дошкольного образования 2.2 Задача начальной школы Вопрос №22. Индивидуальные варианты развития (индивидуально-психологические особенности) как фактор, определяющий успешность вхождения первоклассника в школьную жизнь.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.125.112 (0.038 с.) |