Тема 03. Методология и методика экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 03. Методология и методика экономического анализа



Тема 03. Методология и методика экономического анализа

1. Цель и задачи

Цель – изучение основных приемов экономического анализа, ознакомление с особенностями построения системы аналитических показателей и их оценки.

Задачи:

1. Определить особенности метода и методики экономического анализа;

2. Охарактеризовать многообразие приемов экономического анализа: традиционных, детерминированного, факторного и стохастического анализа;

3. Изучить возможности использования приемов элиминирования для оценки экономико-математических (факторных) моделей.

2. Оглавление

3.1 Определение методологии и методики. 2

3.2 Количественный и качественный экономический анализ. 3

3.3 Основные приемы экономического анализа. 4

3.4 Система аналитических показателей и их классификация. 6

3.5 Прием сравнения. 12

3.6 Прием группировок и детализации. 15

3.7 Виды взаимосвязей, изучаемых в экономическом анализе. 17

3.8 Прием элиминирования. 19

3.9 Экономико-математические методы в экономическом анализе. 34

 

Контент

Определение методологии и методики

Методология представляет собой общенаучный подход к изучения предмета. Методологической основой экономического анализа можно считать философию, а точнее законы диалектики.

Под методом экономического анализа следует понимать способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на показатели производственной, финансовой и хозяйственной деятельности с целью изыскания неиспользованных резервов повышения эффективности всех видов деятельности и принятия управленческих решений.

Особенности метода экономического анализа:

1. Изучение системы экономических показателей;

2. Выявление (определение) причин изменения показателей;

3. Определение и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями.

Метод экономического анализа находит свое конкретное выражение в методике.

Методика экономического анализа представляет собой совокупность специфических приемов исследования, применяемых при обработке экономической информации в соответствии с поставленными целями.

Методика подразделяется на общую и частную.

Общая методика отражает процедуру аналитического исследования в общем виде, без учета отраслевой специфики хозяйствующих субъектов, то есть может применяться для изучения любого хозяйственного процесса.

Соответственно, частная методика является конкретизацией общей применительно к определенным, конкретным процессам и учитывает их отраслевые особенности.

Прием сравнения.

Сравнение — важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.

Анализ начинается именно со сравнения. Для того чтобы ответить на вопрос, каковы результаты деятельности организации, нужно знать, как она использует свои производственные возможности и выполняет бизнес-план по основным показателям, т.е. сравнить достигнутые результаты с производственной мощностью, плановыми показателями по объему продаж, сумме прибыли, уровню рентабельности и т.д.

Характеристика технологического процесса дается путем сравнения достигнутых технологических параметров с параметрами, установленными технологическими инструкциями.

Фактические расходные коэффициенты по отдельным видам сырья, фактические затраты труда на изготовление отдельных изделий или проведение конкретных операций сравниваются с нормативными. Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:

- отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным критерием для оценки результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации;

- плановых показателей с показателями предыдущего периода. Это дает возможность определить оптимальность плановых заданий, качество бизнес-плана;

- отчетных показателей с показателями предыдущих периодов. Это дает возможность наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;

- плановых и фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами. Это обеспечивает возможность объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации и выявления неиспользованных резервов;

- показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;

- показателей организации с показателями аналогичных предприятий в России и странах со стабильной рыночной экономикой. Результаты сравнения представляются как абсолютные отклонения, отклонения в процентах к базисным показателям, в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.

Основными условиями сопоставимости можно назвать следующие:

1. По периоду расчета, невозможно сравнивать моментные и интервальные показатели;

2. Единицы измерения должны быть одинаковыми;

3. Единство методики расчета;

4. Устранение влияния количественного или качественного фактора, в зависимости от базы сравнения.

К основным способам приведения показателей к сопоставимости относятся следующие:

1) устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактические объемы продаж предыдущего и отчетного периодов времени выражаются в единой оценке, т.е. в ценах отчетного периода;

2) устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции;

3) приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления. Инструкции, регламентирующие методику исчисления отдельных показателей, систематически меняются. В этих случаях для обеспечения сопоставимости показатели, исчисленные до изменения методики, пересчитываются по методике отчетного периода;

4) тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.

В практике экономического анализа используются и другие способы приведения показателей к сопоставимости в зависимости от специфики отрасли (например, устранение сезонных особенностей, территориальных различий и др.), но указанные выше способы являются важнейшими.

Результаты сравнения могут быть представлены либо абсолютными показателями (абсолютное отклонение), либо относительными (темпы поста и темпы прироста).

Прием элиминирования

Важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего анализа факторов невозможно сформулировать обоснованные выводы о результатах деятельности организации, выявить резервы повышения ее эффективности, обосновать управленческие решения.

Факторный анализ – это анализ влияния факторов на изменение результативного показателя. Методы факторного анализа применяются в тех случаях, когда поставлена задача: рассчитать влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя.

Основными задачами факторного анализа являются:

1) отбор факторов, которые определяют динамику результативных показателей;

2) классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода;

3) определение вида зависимости и моделирование взаимосвязей факторов с результативными показателями;

4) расчеты влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

5) принятие управленческих решений на основе результатов факторного анализа.

К методам детерминированного факторного анализа экономических показателей относятся:

1) метод экономико-математического моделирования,

2) метод сравнений,

3) метод элиминирования,

4) индексный метод,

5) метод цепных подстановок,

6) интегральный метод,

7) метод выявления изолированного влияния факторов и др.

Важным способом изучения и оценки результатов деятельности организаций является экономико-математическое моделирование.

Экономико-математическое моделирование позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между результативным показателем и факторами, влияющими на его величину. Данная взаимосвязь может быть представлена в виде экономико-математической (факторной) модели.

Построение экономико-математической модели включает следующие этапы:

- изучение динамики результативного показателя и выявление факторов, влияющих на эту динамику;

- построение модели функциональной зависимости результативного показателя от определяющих его факторов;

- разработка различных вариантов прогноза результативного показателя;

- анализ и экспертная оценка возможной величины результативного показателя в будущем.

К основным видам математических моделей, используемых в экономическом анализе, относятся:

- аддитивные;

- мультипликативные;

- кратные;

- комбинированные.

Общая формула аддитивной модели:

Q = a + b – c + d – f +... + n.

В аддитивной модели результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму факторов-слагаемых.

Примером аддитивной модели может служить методика расчета суммы прибыли до налогообложения в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Прибыль до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму следующих слагаемых:

прибыль от продаж,

+ проценты к получению,

- проценты к уплате,

+ доходы от участия в других организациях,

+ прочие доходы,

- прочие расходы,

Общая формула мультипликативной модели:

В мультипликативной модели результативный показатель представляет собой произведение факторов – сомножителей.

Примером мультипликативной модели может служить выручка от продаж в торговой точке, реализующей один вид товара.

, где:

B – выручка от продаж;

q – количество проданного товара в натуральном выражении;

p – цена продажи единицы товара.

Общая формула кратной модели:

.

В кратной модели результативный показатель представляет собой относительную величину, отражающую соотношение факторов.

Примерами кратной модели могут служить различные коэффициенты рентабельности. В частности, рентабельность собственного капитала (RCK) выражается формулой:

, где:

П – сумма прибыли за период;

CK – средняя величина собственного капитала за период.

Общая формула комбинированной модели:

.

При решении аналитических задач экономико-математические модели можно преобразовывать из одного вида в другой.

Рассмотрим пример преобразования кратной модели в комбинированную.

Рентабельность капитала организации (R):

, где:

П – сумма прибыли за период;

К – средняя величина капитала организации за период.

Среднюю сумму капитала организации можно представить в виде двух факторов-слагаемых:

, где:

F – средняя величина собственного капитала;

Е – средняя величина заемного капитала.

Следовательно, формула рентабельности капитала усложняется:

Рассмотренный вариант преобразования коэффициента рентабельности капитала принято называть процедурой удлинения экономико-математической модели. Возможна и обратная процедура – сокращение экономико-математической модели.

В ходе экономического анализа необходимо выявлять не только количество факторов, оказывающих воздействие на результативный показатель, но и определять размер влияния каждого из них на изменение результата.

В процессе исследования устанавливается, какие факторы являются наиболее значимыми, а какие второстепенными, т.е. каково их значение (большее или меньшее) в изменении результативного показателя.

Различные факторы оказывают разнонаправленное воздействие: на результаты деятельности организации одни влияют положительно, а другие — отрицательно. Вместе с тем воздействие одних факторов может быть нейтрализовано влиянием других. В связи с этим возникает необходимость количественного измерения влияния каждого фактора на изменение результативного показателя.

Для осуществления этой задачи используется прием элиминирования, которое является одним из элементов методики экономического анализа. Элиминирование представляет собой логический прием, при помощи которого исключается (устраняется) влияние ряда факторов и выделяется какой-либо один фактор, являющийся объектом изучения.

Элиминирование применяется в тех случаях, когда взаимосвязь между результативным показателем и определяющими его факторами выражается мультипликативной, кратной или комбинированной моделью.

При элиминировании в основу расчетов могут быть положены два принципа:

1) последовательного изменения факторов;

2) одновременного изменения факторов.

Этим принципам соответствуют различные методы разложения величины изменения результативного показателя по факторам.

Первому принципу соответствуют:

- индексный метод факторного анализа;

- метод цепных подстановок.

Второму принципу соответствуют:

- интегральный метод;

- метод выявления изолированного влияния факторов.

При расчетах индексным методом и методом цепных подстановок влияние фактора, изменение которого предполагается происходящим в первую очередь, определяется при базисных значениях остальных факторов; воздействие фактора, изменение которого предполагается происходящим во вторую очередь, оценивается исходя из значений первого фактора в отчетном периоде и остальных факторов в базисном, и т.д. Влияние же фактора, изменение которого предполагается происходящим в последнюю очередь, определяется исходя из отчетных значений всех предшествующих факторов.

Индексный метод и метод цепных подстановок обеспечивают множественность различных вариантов разложения результативного показателя. С формальной точки зрения все варианты равноправны. Однако результаты разложения величины изменения результативного показателя на составляющие его факторы не одинаковы по различным вариантам. В зависимости от порядка расположения факторов в модели может быть несколько различных ответов на вопрос о роли одного и того же фактора. Выбор определенной схемы расположения факторов сводится к выбору последовательности их изменения.

Интегральный метод факторного анализа применяется в тех случаях, когда результативный показатель может быть представлен как функция от нескольких аргументов. Изменение функции в зависимости от изменения аргументов описывается соответствующими интегральными уравнениями.

Использование интегрального метода позволяет получить однозначные результаты расчетов влияния факторов на изменение результативного показателя независимо от места расположения факторов в модели.

Сущность метода выявления изолированного влияния факторов заключается в том, что воздействие каждого фактора на изменение результативного показателя определяется при базисных значениях остальных факторов в модели, т.е. ко всем факторам применяются одинаковые условия расчетов, результаты которых не зависят от места расположения факторов в мультипликативной модели. Недостатком данного метода является то, что сумма влияния факторов не равна величине изменения результативного показателя, т.е. образуется «неразложенный остаток», который распределяется по факторам пропорционально величинам их изолированного влияния.

Рассмотрим применение названных методов факторного анализа на примере мультипликативной модели.

Поставлена задача: провести факторный анализ выручки от продаж за два рабочих дня в торговой точке, реализующей один вид товара, и выявить влияние основных факторов на изменение выручки.

1.Применяем метод экономико-математического моделирования.

Модель взаимосвязи результативного показателя (выручки) и факторов, обусловивших его изменение, имеет следующий вид:

где: B – выручка от продаж;

q – количество проданного товара в натуральном выражении;

p – цена продажи единицы товара.

2. Применяем метод сравнений.

Зафиксируем в виде формулы сумму выручки от продаж за два рабочих дня.

Базовый вариант (выручка за первый день):

Отчетный вариант (выручка за второй день):

Изменение выручки за второй день в сравнении с первым:

3. Применяем метод элиминирования.

Элиминирование представляет собой логический прием, при помощи которого устраняется (исключается) ряд факторов и выделяется один, влияние которого требуется измерить. Это позволяет последовательно и раздельно рассмотреть каждый фактор изолированно от других.

Рассчитаем влияние факторов на изменение выручки:

- влияние на выручку изменения количества проданного товара; при этом влияние изменения цен устраняется:

- влияние на выручку изменения цены единицы товара; при этом влияние изменения количества товара устраняется:

При использовании в анализе метода элиминирования в классическом варианте возникает затруднение, состоящее в том, что сумма влияния факторов не равна величине изменения результативного показателя.

Образуется так называемый «неразложенный остаток» (H). Математически его можно представить следующим образом:

Экономистов не устраивало наличие «неразложенного остатка», и они постоянно вели поиск новых методов факторного анализа, которые позволили бы разложить изменение результативного показателя по факторам без остатка.

В связи с этим обстоятельством появились такие методы факторного анализа, как индексный метод, метод цепных подстановок, интегральный метод, метод выявления изолированного влияния факторов и др.

Метод цепных подстановок

Его суть состоит в следующем. Для расчета влияния факторов на изменение результативного показателя определяется условная величина (подстановка), отражающая, каков был бы результативный показатель, если бы один фактор изменился, а другие остались бы неизменными.

Если в модели число факторов – сомножителей более двух, то приходится определять несколько взаимосвязанных подстановок (цепочку подстановок). Отсюда название – метод цепных подстановок.

 

Алгоритм

расчетов влияния факторов методом цепных подстановок

Сумма влияния двух факторов равняется изменению результативного показателя:

 

Достоинство метода цепных подстановок, как и индексного метода, состоит в том, что изменение результативного показателя раскладывается по факторам без остатка.

Вместе с тем методу цепных подстановок также присущ элемент субъективизма, который заключается в выборе порядка расположения факторов в цепочке сомножителей.

При практическом применении цепных подстановок возникли различные модификации этого метода, предназначенные для упрощения расчетов.

Такими модификациями являются: способ абсолютных отклонений, способ относительных отклонений, способ процентных разниц.

Алгоритм

расчетов влияния факторов методом упрощенных цепных подстановок (способом абсолютных отклонений) для решения трехфакторной мультипликативной модели

 

Базовый вариант:

Отчетный вариант:

 

Расчеты влияния факторов:

1)

2)

3)

Выводы

Под методом экономического анализа следует понимать способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на показатели производственной, финансовой и хозяйственной деятельности с целью изыскания неиспользованных резервов повышения эффективности всех видов деятельности и принятия управленческих решений.

Метод экономического анализа находит свое конкретное выражение в методике.

Методика экономического анализа представляет собой совокупность специфических приемов исследования, применяемых при обработке экономической информации в соответствии с поставленными целями.

Все процессы, изучаемые в экономическом анализе, должны иметь конкретное цифровое выражение, то есть характеризоваться системой аналитических показателей.

Аналитический показатель – это цифровая характеристика одной или нескольких сторон деятельности организации. Содержание показателя отражает его экономическую сущность (это качественная характеристика), а числовое значение – его измерение (количественная характеристика).

Аналитические показатели могут быть получены непосредственно из источников информации, а так же в результате обработки информации.

Анализ начинается именно со сравнения. Сравнение — важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть плановые показатели, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих периодов времени, показатели аналогичных объектов, среднеотраслевые показатели.

Важнейшим приемом экономического анализа является взаимосвязанное изучение производственных, финансовых и хозяйственных процессов. При изучении взаимосвязей принято различать два их основных вида: детерминированные и вероятностные (корреляционные).

К методам детерминированного факторного анализа экономических показателей относятся:

8) метод экономико-математического моделирования,

9) метод сравнений,

10) метод элиминирования,

11) индексный метод,

12) метод цепных подстановок,

13) интегральный метод,

14) метод выявления изолированного влияния факторов и др.

помимо этого в экономическом анализе широко применяются экономико-математические методы, основу которых составляют элементы высшей математики и математической статистики. Это корреляционный и регрессионный анализ, дифференциальные и интегральные исчисления, линейное программирование, экономико-математическое моделирование, теория игр, теория массового обслуживания и др.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как характеризуются количественные (формализованные) и качественные (неформализованные) методы экономического анализа и условия их применения?

2. В чем заключается сущность методики экономического анализа и каковы ее основные элементы?

3. Какие существуют виды сравнений, используемых в экономическом анализе?

4. С помощью каких основных способов можно привести показатели к сопоставимости?

5. Что представляют собой приемы детализации и группировок как элементы методики экономического анализа?

6. Каковы основные характеристики детерминированных и вероятностных взаимосвязей?

7. Что такое прием элиминирования с точки зрения методики экономического анализа и какие основные методы расчетов влияния факторов основаны на этом приеме?

8. Какие статистические и экономико-математические методы применяются при экономическом анализе?

9. Как характеризуются основные виды экономико-математических моделей и каковы основные этапы их построения?

10. В чем заключаются основные задачи факторного анализа и какова краткая характеристика его основных методов?

11. Какова сущность индексного метода факторного анализа, в чем заключаются его достоинства и недостатки и какие алгоритмы расчетов влияния факторов применяются в этом методе?

12. Какова сущность метода цепных подстановок, в чем заключаются его достоинства и недостатки и какие алгоритмы расчетов влияния факторов применяются в этом методе?

13. Какова сущность интегрального метода факторного анализа, в чем заключаются его достоинства и недостатки и какой алгоритм расчетов влияния факторов применяется в этом методе?

14. Какова сущность метода выявления изолированного влияния факторов, в чем заключаются его достоинства и недостатки и какой алгоритм расчетов влияния факторов применяется в этом методе?

Библиография

1. Баканов, М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т. Б. Бердникова. — М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Калинина А.П., Курносова В.П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2005.

4. Калинина А.П., Курносова В.П., Игнатьева С.Н. Основы экономического анализа. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2002.

5. Калинина, А.П., Мазурова И.И., Муравьев А.И., Сысоева Г.Ф. Вопросы теории исследования экономической эффективности хозяйственной деятельности объединений (предприятий) - Л.: ЛФЭИ, 1981.

6. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 1997.

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. — М.: Проспект, 2000.

9. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. — 2-е изд. — М.: Дело и сервис, 2001.

10. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2002.

11. Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / под ред. А. Д. Шеремета. — М.: Прогресс, 1982.

12. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. — М.: Маркетинг, 2001.

13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.

14. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. Учебник / Под ред. Войтоловского Н.В., Калининой А.П., Мазуровой И.И. Издание 2-е доп. и перераб. - М.: Высшее образование, 2006..

Тема 03. Методология и методика экономического анализа

1. Цель и задачи

Цель – изучение основных приемов экономического анализа, ознакомление с особенностями построения системы аналитических показателей и их оценки.

Задачи:

1. Определить особенности метода и методики экономического анализа;

2. Охарактеризовать многообразие приемов экономического анализа: традиционных, детерминированного, факторного и стохастического анализа;

3. Изучить возможности использования приемов элиминирования для оценки экономико-математических (факторных) моделей.

2. Оглавление

3.1 Определение методологии и методики. 2

3.2 Количественный и качественный экономический анализ. 3

3.3 Основные приемы экономического анализа. 4

3.4 Система аналитических показателей и их классификация. 6

3.5 Прием сравнения. 12

3.6 Прием группировок и детализации. 15

3.7 Виды взаимосвязей, изучаемых в экономическом анализе. 17

3.8 Прием элиминирования. 19

3.9 Экономико-математические методы в экономическом анализе. 34

 

Контент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.123 с.)