Основные проблемы экономической реформы: демонополизация и приватизация, развитие предпринимательства, финансовая зависимость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы экономической реформы: демонополизация и приватизация, развитие предпринимательства, финансовая зависимость



Демонополизация и приватизация России: итоги и перспективы. В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 — первую половину 1994 г.

Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70% малых предприятий перешли в частные руки. Это свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта.

Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем акции сразу или постепенно продавали. Из 19 тыс. средних, крупных и крупнейших предприятий, подлежавших акционированию, на 1 апреля 1994 г. АО стали 15 тыс. Продажа акций осуществлялась за деньги и за ваучеры, причем большие льготы при приобретении акций предприятий имели их собственные работники.

Неоднозначными оказались и качественные перемены в отношениях собственности. Использование ваучеров не смогло решить те задачи, которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности. Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. руб., за который каждый получатель уплачивал 25 руб. Благодаря ваучерам и уплате за акции наличными в стране появилось 40 млн. акционеров. Однако это не значит, что все они стали полноправными собственниками средств производства.

Во-первых, ваучеры не являлись именными. Это повлекло за собой свободную их передачу из рук в руки. В результате большая часть ваучеров застряла во многих наскоро созданных инвестиционных фондах, которые никаких инвестиций не осуществили. Во-вторых, широкое распространение получила скупка ваучеров администрациями предприятий и представителями различных фирм и организаций, не имеющих никакого отношения к этим предприятиям. В-третьих, даже те работники, которые сумели превратить ваучеры в акции, не стали в совокупности обладателями контрольных пакетов акций, и, следовательно, их отчуждение от управления предприятиями было преодолено.

Что касается экономической реализации собственности акции, то эта проблема тоже оказалась чрезвычайно сложной. Акции должны приносить доход в виде дивидендов. А дивиденды формируются за счет прибыли. При достаточно высокой рентабельности предприятия имеют возможность выплачивать доходы по акциям. Но на данном этапе движения к рынку такая рентабельность была явлением редким. Большинство предприятий испытывали огромные финансовые трудности. Остро стоял вопрос о достаточной и своевременной выплате не дивидендов, а заработной платы. Поэтому доходы по акциям для работников большинства предприятий явились иллюзорными. А, следовательно, выгода от приватизации для непосредственных производителей не могла стать реальностью.

Следует, наконец, сказать и о том, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

Все это обусловило необходимость перехода к новому, второму этапу приватизации. Его основные положения определены в Программе Правительства РФ “Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах”.

Эта программа была дополнена и конкретизирована Указом Президента РФ "Об основных направлениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации после 1 июля 1994 г." № 1535.

Второй этап приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: во-первых, инвестиционная ориентация продаж; во-вторых, обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Учет этих принципов позволяет считать, что второй этап приватизации направлен на решение не столько социальных задач, сколько задач, связанных с преодолением кризисного спада производства. В реализации этих принципов предусмотрен дифференцированный подход к определению способов продажи акций и предприятий, обладающих повышенной привлекательностью и в то же время требующих значительных инвестиций. Устанавливается право приобретения земельных участков, на которых расположены предприятия. Очень важно, что 51% выручки от продажи акций предприятия переводится на счет самого предприятия для инвестирования.

Учитывается и фискальный интерес государства. Реализация приватизационных планов предполагает существенные поступления в бюджет.

Программа нового этапа приватизации может быть конкретизирована с учетом специфики регионов. Например, Правительство Москвы в апреле 1994 г. одобрило свою программу приватизации, в которой есть существенные особенности по сравнению с Федеральной программой.

Как известно, приватизация означает переход собственности из рук государства в руки индивидуальных или объединенных частных субъектов. Вместе с тем возможен и обратный ход. Речь идет о тех предприятиях, которые, будучи приватизированными, не смогли справиться с экономическими трудностями, добиться необходимой эффективности и потеряли финансовую устойчивость. Такие предприятия могут стать банкротами, и их могут приобрести обратно государство или муниципальные органы (как произошло с АМО “ЗИЛ”, контрольный пакет акций которого был выкуплен в 1996 г. Правительством Москвы).

Некоторые предприятия после банкротства или с самого начала создания могут получать статус казенного предприятия. В Программе Правительства РФ “Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах” записано: “Казенные предприятия будут создаваться на базе предприятий, производство продукции которых неэффективно по рыночным критериям, однако жизненно необходимо для общества”. Чем характеризуется статус казенного предприятия? Оно является юридическим лицом, но государство несет субсидиарную ответственность за его финансирование, а имущество предприятия используется на условиях оперативного управления Госкомимуществом.

Промежуточные итоги второго этапа приватизации можно проиллюстрировать следующими показателями. На 1 января 1996 г. всего в России было полностью и частично приватизировано более 122 тыс. предприятий. В частном секторе, т. е. на полностью приватизированных или с самого начала созданных как частные предприятиях, работало 36%, в полугосударственном секторе (на частично приватизированных предприятиях) — 25%, в государственном секторе — 39% от общего числа занятых. В результате негосударственный сектор доминирующим по занятости и выпуску продукции.

Нельзя требовать от нарождающихся новых форм хозяйства незамедлительных положительных результатов. Вероятно, этим новым формам необходимо какое-то время для того, чтобы окрепнуть, вписаться в рыночные отношения. Но ясно, что изменение структуры собственности в масштабе страны может считаться положительным только в том случае, если станет более эффективной вся система хозяйства.

Пока еще рано утверждать, что в России основные макроэкономические показатели в настоящее время стали выше, чем они были в условиях административно-командной системы. В связи с падением производства, применением принудительных отпусков на большинстве предприятий промышленности снизилась производительность труда. Сокращение загрузки основных фондов привело к падению фондоотдачи. Крайне неравномерным стал уровень рентабельности. Хотя прибыль в текущих ценах значительно выросла, но каждое третье предприятие остается убыточным. Медленно развивается инвестиционный процесс, обновление оборудования ведется на крайне низком уровне.

Как видно из приведенных данных, у предприятий государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных организаций доля в численности работников значительно превысила их долю в общем объеме производства. В тоже время на предприятиях смешанных форм собственности соотношение обратное. Здесь доля в производстве выше, чем в численности промышленно-производственного персонала. Значит, тут выше производительность труда, являющаяся одним из важнейших показателей экономической эффективности.

Развитие предпринимательства. Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги. Остается весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры.) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстного.

Нельзя не отметить специфику состава формирующего российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой скрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

Довольно пестрым является и "неноменклатурный" сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и "челночной" торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего "теневого" бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне "чистый" бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-х гг.

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и "цивилизованных" предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор – осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача – перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

Финансовая зависимость. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование займов и кредитов, нарушение сроков выполнения долговых обязательств обусловили значительный рост внешней задолженности развивающихся стран.

За период с 1985 по 1995 г. внешняя задолженность России увеличилась почти в 5 раз – с 28,3 млрд. до 129,4 млрд. долл., и по объему внешнего долга Россия вышла на одно из первых мест в мире.

Основная часть внешнего долга России образовалась после взятия ею на себя обязательств от имени стран СНГ по задолженности бывшего СССР около 103 млрд. долл.).

Анализ источников возникновения внешней задолженности России показал, что 58,3% приходится на банковские кредиты, 20,5% - задолженность по клирингу и текущим расчетам с бывшими социалистическими и развивающимися странами, 10,1% - другие операции (коммерческие кредиты, аккредитивы, инкассо), 5,2% - задолженность по полученным госкредитам от бывших социалистических стран, 3,1% - задолженность международным финансовым организациям, 1,4% - облигационные займы, 1,3% - задолженность организациям бывшего СССР.

Среди отдельных стран наибольшую задолженность Россия имеет перед Германией (23,2 млрд. долл.), затем следуют Италия (10,7 млрд.), Япония (6,6 млрд.), Франция (5,1 млрд.), США (4,0 млрд.), Австрия (3,4 млрд.), Великобритания (1,9 млрд.), Канада (1,5 млрд.), Южная Корея (1,4 млрд. долл.). Задолженность бывшим социалистическим странам составляет около 30 млрд. долл.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время Российская Федерация не в состоянии осуществлять погашение внешнего долга в сроки и объемах, предусматриваемых ее обязательствами. В этой связи проводится работа по урегулированию проблемы внешней задолженности России в отношении основных групп кредиторов: стран – членов Парижского и Лондонского клубов.

Парижский клуб был образован в 1956 г. из представителей ряда западноевропейских стран – кредиторов Аргентины, которые собрались в Париже для выработки единой позиции по урегулированию внешней задолженности Аргентины. В начале 80-х годов разразился кризис внешней задолженности развивающихся стран и регулярные заседания Парижского клуба стали основной формой согласования общих подходов на двусторонних переговорах со странами-должниками.

Суммарная задолженность России странам парижского клуба на середину 1996 г. оценивалась в 38,7 млрд. долл. В период с 1992 по 1995 г. Россия заключила с Парижским клубом ряд временных соглашений о реструктуризации платежей, приходящихся на указанные годы. В 1992-1993 гг. Россия получала лишь краткосрочные трехмесячные отсрочки платежей.

В 1994 г. впервые удалось добиться реструктуризации части просроченных и текущих платежей на 7,3 млрд. долл. На достаточно выгодных для России условиях.

В апреле 1996 г. России удалось добиться от официальных кредиторов Парижского клуба консолидации долговых платежей текущих и долгосрочных и беспрецедентной реструктуризации задолженности, как по объемам, так и по срокам. Общий объем долга, попадающий под реструктуризацию, составляет около 38 млрд. долл., а согласованная отсрочка по уплате – 25 лет, включая 6-летний льготный период.

Кроме того, на сопоставимых условиях предстоит урегулировать задолженность бывшего СССР перед странами-кредиторами, не вошедшими в Парижский клуб – Саудовской Аравией, ОАЭ, Кувейтом, Уругваем, Южной Кореей и др.

На встрече лидеров ведущих капиталистических стран в Галифаксе (Канада) в 1995 г. были достигнуты договоренности о необходимости всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, что позволяет России завершить переговоры с другими кредиторами, такими, как Лондонский клуб, региональные клубы, и завершить процесс реструктуризации всей суммы внешнего долга бывшего СССР.

Лондонский клуб объединяет около 600 коммерческих банков-кредиторов. В начале 1995 г. было подписано соглашение между Россией и Лондонским клубом о порядке и графике выплаты процентов по задолженности бывшего СССР частным банкам, которую Россия признала как собственную.

В 1995 г. Россия выплатила банкам Лондонского клуба 500 млн. долл. в счет погашения просроченных за 1992-1994 гг. процентов. Для этого открыт специальный счет в Банке Англии, который будет играть роль доверительного посредника между Россией и Лондонским клубом.

Общая задолженность России Лондонскому клубу составляет 28 млрд. долл. в 1996 г. достигнута договоренность о реструктуризации российского долга Лондонскому клубу, согласно которой выплата основной части долга будет производиться в течении 15 лет.

Однако даже глубокая реструктуризация внешней задолженности России не меняет кардинальным образом ситуацию, а лишь откладывает решение серьезной проблемы на более длительный срок.

Для решения проблемы внешней задолженности России изучаются такие возможности, как использование дебиторской иностранных государств бывшему СССР, продажа акций и облигаций приватизируемых отечественных предприятий и иных активов, включая зарубежную собственность; условия списания части долга и др.

Следует подчеркнуть, что с точки зрения движения ссудного капитала и внешней задолженности Россия занимает весьма специфическое место. С одной стороны, Россия является одним из крупнейших должников мира, а с другой – иностранные государства (более 50) должны России почти 132 млрд. долл., которые на 75% связаны с военными кредитами на поставки вооружений и военного имущества бывшим Советским Союзом ряду зарубежных государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.52.45 (0.021 с.)