Социология в СССР и современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология в СССР и современной России



 

После революции немарксистские coциологи продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступили против советской власти.

В 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содержания курсов по общественным наукам, в результате чего многим профессорам была запрещена преподавательская деятельность из-за их открытого выступления против советской власти.

Вместо них стали привлекаться новые ученые-марксисты.

Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России.

Это П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин и многие другие.

Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке

Среди них Н.И. Кареев, Н.А. Гредескул, К.В. Тарле, М.К. Лемке, К.М. Тахтарев, В.В. Святловский, B.C. Серебренников, Н.С. Державин, А.Ф. Кони, Н.Я. Марр

Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России

Это А. Звоницкая, Т. Райнов, К. Пожитков и др.

Ряд марксистов перешли на преподавательскую работу в университет и другие петербургские вузы (М.В. Серебряков, Н.Н. Андреев, В.А. Быстрянский, Э.Э. Эссен, И.С. Плотников, Б.А. Фингерт, А.И. Тюменев и др.), что повлияло на изменение характера и содержания преподавания общественных наук, положило начало разработке новых лекционных курсов и семинаров

Содержание нового курса раскрыто в работе К. М. Тахтарева “Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм” и работе Н. Андреева и И. Плотникова “История общественных форм”

Эта новая учебная дисциплина преподавалась до 1924 г.

Иногда ее называли генетической социологией, т.к. это был искусственно разработанный вариант социологизированной истории

С 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму, которые читали М. Серебряков, В. Быстрянский, Н. Андреев, Э. Эссен, Б. Фингерт, И. Плотников и другие марксисты

В 20-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма, исследованию соотношения русской социологической мысли социологии марксизма, а также определению места социологии марксизма среди других общественных наук

Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И. Бухарина “Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии”, изданной в 1921 г., стала отождествлять социологию с историческим материализмом

Бухарин писал, что исторический материализм “это есть общее учение об обществе и законах его развития, т.е. социология”. Его последователи также считали, что социология — это самодеятельная, нефилософская наука.

С.А. Оранский пришел к выводу, что исторический материализм — это марксистское направление в социологии и что марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией

Другая часть философов (С.Я. Вольфсон, З.Е. Черняков, С.З. Каценбоген, А.Ф. Вишневский), опираясь на идею Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, заявила, что социология — это составная часть философии

Существовала также концепция, представители которой в историческом материализме выделяли философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты (В.В. Адоратский, И.П. Разумовский)

Часть ученых считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология

Крайней степенью нигилистического отношения к социологии было то, что они исторический материализм сводили лишь к методологической науке (Н. Карев, В. Сарабьянов, A.M. Деборин, И.К. Луппол)

В 20-е годы, как в марксистской, так и в немарксистской литературе, широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений

Суть “позитивного метода” и позитивистской социологии заключалась в признании натурализма, т.е. при изучении общества опирались на аналогичные законы развития природы, а социология рассматривалась как часть естествознания, говорилось о биологизации общественных процессов

Делались попытки соединить дарвинизм с марксизмом.

Такие взгляды свидетельствовали о переходе социологов на позиции бихевиоризма, когда психическая деятельность человека сводилась к чисто биологической, а взаимодействие организма с внешней средой рассматривалось как “стимул-реакция”.

Даже П. Сорокин в этот период главной причиной социальных изменений считал биологический фактор.

Одновременно с этим имели место и механистические взгляды на общественные явления.

Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности, замена причинной связи функциональной и т.д.

Теоретическими источниками механицизма являлись субъективно-идеалистические взгляды А.А. Богданова

Появились такие течения, как “социальный дарвинизм”, “фрейдизм”, “социальная рефлексология”, “фитосоциология”, “зоосоциология”, “социология эмпириомонизма”, “физиологическая социология”, “социальный энергетизм”, “ликвидаторство философии и социологии”

П. Сорокин в “Системе социологии” (1921) доказывал:

“ Социолог может и должен строить свою дисциплину на данных биологии, он обязан считаться с ними; больше того, там, где это возможно, он должен сводить изучаемые им процессы к их биологическим основам”

Биологические основы общественной жизни, по мнению Сорокина, зависят в основном от физиологии высшей нервной деятельности людей, так как психологические явления в “чистом” виде невозможно объективно научно наблюдать, то социолог должен ограничиться только изучением наблюдаемого поведения людей

Представителями “физиологической coциологии” были Г.П. Зеленый и В.В. Савич

По мнению В.В. Савича, возникновение и развитие религии связано с “типом сексуальности”, а крупного производства, буржуазии и классовой борьбы — с “пищевой реакцией”

“Нами управляют инстинкты, или условные связи, вырастающие на почве их”

Он не видел никакого принципиального отличия человека от животного

«Человек есть горилла, вооруженная пулеметом

Обезьяной его можно назвать потому, что в конечном счете им руководят все те же инстинкты, как и гориллой»

Распространению социал-дарвинизма способствовала активная поддержка этого направления Л.Д. Tpoцким.

В 1923 г., выступая перед слушателями Свердловского института, он открыто утверждал, что марксизм является не чем иным, как применением дарвинизма к человеческому обществу

Сторонники “фитосоциологии” (М.А. Бубликов, В.В. Алехин, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, И.Г. Сыркин) считали, что объектом изучения социологии является не только человеческое общество, но и вся живая природа, вплоть до амеб и луговых растений

Социология вообще является частью или разделом биологии

М.А. Бубликов в работе “Борьба за существование и общественность. Дарвинизм и марксизм” (1926) отмечал, что “социология — есть часть биологии, социальные формы существуют и у растений, и у животных”

Социальные отношения животных изучала и “зоосоциология”

Представитель “зоосоциологии” М.А. Мензбир своей работе “Формы общественного строя у животных (1922) отмечал, что биология исследует общество вообще “как биологическое, так и социальное”

Он считал, что для того чтобы начать изучать общественную жизнь человека “надо исходить из изучения общественной жизни низших животных”, даже зачатки душевных явлений надо искать в начальных звеньях цепи животных организмов

Изучение общественной жизни М.А. Мензбир начинает с рассмотрения семейной жизни у насекомых

Уже в пчелином роде он видит соединение двух начал: семейного и государственного

Пчелиный рой состоит из царицы (плодущая самка), трутней (самцы) и рабочих пчел (недоразвитые самки)

Рабочие пчелы в свою очередь делятся на две категории: работниц и нянек

Таким образом, пчелиный рой представляет собой монархию

Пчелиная царица становится главою в результате победы, одержанной в борьбе над своими соперницами, так как обыкновенно в улье их рождается несколько, а остается одна

У муравьев он отмечает республиканскую форму правления

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.008 с.)