Георгий Валентинович ПЛЕХАНОВ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Георгий Валентинович ПЛЕХАНОВ



(1856—1918)

 

“Социализм и политическая борьба” (1883),

“Наши разногласия” (1884),

“Очерки по истории материализма” (1894),

“К вопросу о развитии монистического взгляда на историю” (1895),

“К вопросу о роли личности в истории” (1898),

“Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии” (1905),

“Пролетарское движение и буржуазное искусство” (1905),

“Основные вопросы марксизма” (1908),

“О так называемых религиозных исканиях в России” (1909),

“Искусство и общественная жизнь” (1912—1913),

“История русской общественной мысли” (1914—1917)

Первая попытка марксистского анализа русской экономики

Критиковал методологические основы буржуазной и мелкобуржуазной социологии, противопоставил им марксистскую социологию — исторический материализм

Совершенный Марксом и Энгельсом переворот в науке привел к тому, что теперь “нет ни одной отрасли социологии, которая не приобретала бы нового и чрезвычайно обширного поля зрения, усваивая их философско-исторические взгляды”

Исторический материализм, по его мнению, был марксистской социологией, его методологическим инструментом выступал диалектический метод

Исследовал такие проблемы, как социология личности, социология искусства, социальная психология (социология на психологической основе), социология познания и другие

Плеханов указывал, что социология марксизма, в отличие от социологии буржуазных теоретиков, наука предвидящая

“Законы общественного развития также мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы без посредства материи

Но это вовсе не значит, что ”личность“ может игнорировать законы общественного развития. В самом лучшем случае она будет наказана за это тем, что станет в положение смешного Дон-Кихота”

Революция — это не заговор группы интеллигентов, а движение самих масс

Историю делают народные массы, а не “критически мыслящие” личности по их произволу и фантазии

“Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменять индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами”

“Социология становится наукой лишь в той мере, в какой ей удается понять возникновение целей у общественного человека (общественную "телеологию") как необходимое следствие общественного процесса, обусловливаемого в последнем счете ходом экономического развития”

 

Неокантианство в русской социологии

 

Александр Сергеевич

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ

(1863 —1919)

“Методология истории”

 

Выступил за переход от “публицистического любительства” в социологии к ее специализации, т.е. к научному профессионализму

Цель гуманитарной науки — это выяснение психического содержания социальных и культурных фактов, а на основании этого построение типологической конструкции

Существует два основных типа методов в исследовании общества:

номотетические, направленные на отыскание закона, и

идиографические, направленные на фиксацию фактов

Социология — “номотетическая” наука

Социология — это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики

Она изучает психологическую форму законосообразности, каузальности и необходимости, т.е.

абсолютно безусловную цель, которая определяет структуру массовой человеческой деятельности, а также формы ее развертывания и реализации

Исторический прогресс заключается в осознании людьми этой цели и все более последовательной ее реализации

Общество, состоящее из индивидов, осознает конечную идеальную цель и выступает как сгусток воли, общность

 

Богдан Александрович

КИСТЯКОВСКИЙ

(1868—1920)

“Общество и личность” (1899),

“Социальные науки и право” (1916)

 

Общество — это психическое взаимодействие людей

Его нельзя рассматривать при помощи пространственных категорий, ведь психические процессы очень отличаются от физических процессов и количественно неизмеримы

Психика индивида под воздействием общества изменяется

Соотношение социальных законов и законов развития общества такое же, как физических и химических законов, с законами геологии

Социальная эволюция — это сложный результат пересечения ряда различных причин, которые можно проанализировать в отдельности и объяснить при помощи основных социальных законов

Большинство понятий социологии были или некритически перенесены из сферы донаучного, обыденного сознания, или взяты из сферы других наук, отсюда их бессодержательность, неопределенность, произвольность

“Область социологии есть область безусловно достоверного в социальных явлениях”

Значительную часть духовной культуры составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности, среди которых ведущую роль играет право

Дисциплинирование человека происходит в большей мере благодаря праву, чем, например, систематическим упражнениям воли

Социальная дисциплина может быть создана только правом

Внутренняя свобода человека достигается благодаря праву, игнорирование же его ведет к власти силы и росту несвободы

В России общество никогда не уважало право, люди не осознавали, что условием нормального общественного развития является прочное правосознание

Дальнейший путь России — в признании вместе с абсолютными ценностями также относительных ценностей, а именно, обыденного, но в то же время прочного и нерушимого правопорядка

 

Павел Иванович

НОВГОРОДЦЕВ

(1866—1924)

 

Логика социальной науки не фиксирует “ни социальный закон, ни объективное состояние социальных явлений, как думают позитивисты, а это есть не что иное, как систематизация построений нашей мысли, различных абстрактных гносеологических типологий”

Мы отличаемся от животных не тем, что наши нормы меняются со временем, а тем, что они у нас в отличие от них есть

Если нормы и “образуются закономерно, то через людей и при посредстве их воли”

Нравственность (как и право) может и должна изучаться не только историческое и общественное явления, но также как внутреннее, психическое переживание, как норма или принцип личности

Нравственно-правовые императивы — посредники в отношении “среда — личность”

Личность выступает единственным источником сознательных решений, поэтому общество есть не что иное, как сознание отдельных лиц

В праве заключено идеальное нравственное начало

 

Вениамин Михайлович

ХВОСТОВ

(1868 —1920)

Социология — основная и наиболее общая наука об обществе

Социология является одной из “наук о духе”, так как социальный мир состоит из психических взаимодействий

Общество и личность, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, будут только лишь теоретическими абстракциями

Если же взять их в жизненном единстве, то они выступают реальностью особого психо-материального ряда онтологических явлений и важным является при этом то, что решающую роль в этом единстве играет духовное

Личность — это социокультурное образование, общество и культура накладывают свою печать даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол

За революцией всегда следует реакция

Революция ведет к разрушению культуры и гибели людей

Реформы должны быть построены на социологическом знании и учитывать общественное мнение, социальные идеалы и частные интересы

Социальные законы — это общие схемы порядка протекания человеческого общения, и они тождественны законам психики

Социальную психологию необходимо рассматривать как часть социологии, которая изучает формы коллективного сознания — осмысливает мир с позиций данной социальной группы и вырабатывает понятия, характеризующие социальную организацию общества

 

Лев Иосифович ПЕТРАЖИЦКИЙ

(1867 —1931)

«Очерки философии права»

«Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология»

«Теория права и государства в связи с теорией нравственности»

 

Социология – это наука, которая призвана изучать человеческое участие в процессах социальной жизни, а именно, особого рода психическую деятельность индивидуального характера

Социология должна опираться на субъективную психологию человеческих мотивов, теорию “естественного права” и принцип “интроспекции”, т.е. внутреннее наблюдение, самонаблюдение

Выступал против тех, кто видел в обществе игру сверхчеловеческих сил

Основным методом изучения и познания предметов и явлений является наблюдение, то есть восприятие с помощью внешних чувств“

Центральным научным термином социологии” является “социальное поведение” и его “мотивы” (импульсы)

Предметом социологии становится понимание социального действия

Социальные отношения можно свести к явлениям психического взаимодействия

Классификация эмоций:

эмоции “голода-аппетита”,

эмоции “жажды”,

“охотничья эмоция”,

“сонная эмоция”,

“благожелательные эмоции”,

“злостные эмоции”,

“одиозные эмоции” и т.п.

“Хозяином” человеческой жизни, факторами, которые являются решающими и управляющими как в области телодвижения, так и осуществления функций психики являются “эмоции”

Эмоции, носящие двусторонний, пассивно-активный характер, являются истинным двигателем, мотивом поведения

Познание, чувства и воля выступают только как добавочные, вспомогательные и подчиненные психические процессы и служат эмоциям в качестве средства для более совершенного эмоционального приспособления

Основой социального выступают бессознательные эмоции, а не воля как сознательный процесс односторонне активного начала, не разум с его ясными и твердыми категориями, стремлением к единству, несвободное творчество личности

Бессознательный процесс жизни является основным и первичным

Социальные нормы (“нормы—законы”) являются посредником между конкретным поведением человека и “народной психикой”

Сверхгрупповые, общеклассовые нормы (право, мораль) являются подлинной детерминантой социальных институтов и отношений

Нормы — это продукт прогресса “народной психики”

Они выполняют две функции:

импульсивную, т.е. создают препятствия или способствуют действию мотивов, и

педагогическую, т.е. способствуют развитию или ускорению определенных психических склонностей

Поэтому любая социальная система выступает ступенью социального поведения и социального воспитания

Выполнив свои функции, она неизбежно заменяется новой социальной системой, которая будет соответствовать стоящей уже на более высоком уровне народной психики

Каждая последующая система норм будет выступать в виде идеала по отношению к уже достигнутому уровню

“Идеалом является достижение совершенно социального характера, совершенное господство действенной любви в человечестве”

История человечества – постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.027 с.)