Лев ильич мечников (1838—1888) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лев ильич мечников (1838—1888)



Социология в России

 

1. Становление российской социологии во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Социология в СССР и современной России

 

Становление социологии в России по времени практически совпадает с этим же процессом в европейских странах

Субъективное направление в российской социологии

возникло в конце 60-х годов XIX в.

 

П.Л. Лавров (1823–1900)

“Исторические письма” (1870)

Позитивизм О. Конта является тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента — личности

Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал

“Социология — есть наука, исследующая формы проявления солидарности между сознательными органическими особями”

 

Подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества

Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития

В социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы

«Личность, действующая на общество на основании научного знания необходимого и нравственного убеждения о справедливейшем, есть источник истории»

Существуют принципиальное различие между явлениями природными (закономерными, повторяющимися) и общественными (прогрессивно изменяющимися, неповторимыми)

Прогресс общества – процесс переработки «культуры» (традиционных, склонных к застою общественных форм) в «цивилизацию» (сознательное историческое движение, осуществляемое посредством критической мысли, которая реальна лишь в личности)

Благодаря мысли человечество вышло из животного царства

Критерии прогресса Лавров видел

в развитии личности «в физическом, умственном и нравственном отношении»,

в росте человеческой солидарности,

во все более полном воплощении идей равенства и справедливости, содержание которых, в свою очередь, обусловлено внутренними идеалами человека

Отсюда общественная роль образованного, наиболее развитого меньшинства – интеллигенции: она, используя знания и творчество, должна возглавить борьбу против косного начала, за обновление культурных и социально-политических форм, быть двигателем исторического процесса

В этом ее неоплатный долг перед народом, которому она обязана за свое просвещение, «цивилизованное положение» в обществе

В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости

 

Идеи субъективной социологии продолжал развивать Н.К. Михайловский (1842-1904)

В работе “Что такое прогресс?” он доказывал необходимость оценивать развитие с точки зрения известного идеала

Идеал Михайловского – развитая личность

Проблема человеческой личности в обществе составляет важный предмет социологических исследований

Михайловский заинтересован вопросом об отношении между отдельной личностью и массой

Основная единица общества — не класс, группа или коллектив, а личность

На социальную деятельность личности влияют субъективные помыслы и цели, а не разные внешние факторы

Субъект познания (социолог) может изучать личность, только используя принцип “сопереживания”, когда “наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого”

Он должен дополнить свой личный опыт сочувственным опытом, т.е. переживанием чужой жизни как своей, ставить себя на место другого

“...Мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины, когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не различится с ним, т.е. войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, переплачет его слезами”

Предмет социологии – исследование процессов борьбы за индивидуальность как целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами

С конца 70-х годов в социологии Михайловского ведущее положение заняла проблема психологии “толпы”

Михайловский проводил различие между понятиями “герой” и “великая личность”

Под героем он понимал “...человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело”

Это зачинатель

Это может быть человек, несущий народу высокие благо родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него “толпа”, и повести за собой других

Великие люди в отличие от “героев” — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества

Михайловский противопоставлял “героя” “толпе”

Под толпой он понимал “массу, способную увлекаться примером... высоко-благородным или низким, или нравственно безразличным”

Механизм воздействия “героя” на “толпу” заключен в подражании, массовом гипнозе (внушении), психозе

У “толпы” круг интересов узок, духовное развитие скудное, поэтому любой эмоциональный толчок может поднять ее как на высокое, так и на самое низкое дело

Она пойдет за вождем без всяких размышлений все равно куда

Народ до тех пор будет “толпой”, легко впадающей в гипнотическое состояние, безрассудное подражание, пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания

Натуралистическое направление социологии

 

Психологическое направление

 

Николай Иванович КАРЕЕВ

(1850—1931)

 

“Сущность исторического процесса и роль личности в истории” (1889),

“Историко-философские и социологический этюды” (1895),

“Старые и новые этюды об историческом материализме” (1896),

“Введение в изучение социологии” (1897),

“Историка. Теория исторического знания” (1913),

“Историология. Теория исторического процесса” (1915),

“Общие основы социологии” (1919)

“Между биологией и социологией,— писал Кареев,— мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную”

Коллективная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии

Все общественные явления в конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между отдельными людьми

Общество — это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, “надорганическая среда”

Эта среда делится на культурные группы и социальную организацию

Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии

Это настроения, представления, стремления людей

Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия привычек, подражания, воспитания

Социальные организации — это результат коллективной психологии, и его изучением занимается социология

В данном случае идет изучение социальных форм и институтов, воплотивших психологические отношения людей

Социальные организации — совокупность политической, юридической и экономической среды

Данная структура обосновывается положением личности в обществе в трех измерениях: политический строй — место личности в самой социальной организации;

юридический строй — защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам;

экономический строй — роль личности в экономической жизни общества

Таким образом, социальная организация выступает показателем предела личной свободы

 

Николай Михайлович КОРКУНОВ

(1853—1904)

по образованию юрист, преподавал в Петербургском университете государственное право

“Связь, соединяющая членов общества воедино, духовного, психического характера, и этим вполне объясняется отсутствие между ними материальной связи”

Общество является результатом “психического единения людей”

Государство порождено стремлением к единству и солидарности, выступает орудием сглаживания классовой борьбы

Государство и право выражают психологические связи между людьми

 

Плюралистическая школа

 

Ортодоксальный марксизм

 

Александр Сергеевич

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ

(1863 —1919)

“Методология истории”

 

Выступил за переход от “публицистического любительства” в социологии к ее специализации, т.е. к научному профессионализму

Цель гуманитарной науки — это выяснение психического содержания социальных и культурных фактов, а на основании этого построение типологической конструкции

Существует два основных типа методов в исследовании общества:

номотетические, направленные на отыскание закона, и

идиографические, направленные на фиксацию фактов

Социология — “номотетическая” наука

Социология — это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики

Она изучает психологическую форму законосообразности, каузальности и необходимости, т.е.

абсолютно безусловную цель, которая определяет структуру массовой человеческой деятельности, а также формы ее развертывания и реализации

Исторический прогресс заключается в осознании людьми этой цели и все более последовательной ее реализации

Общество, состоящее из индивидов, осознает конечную идеальную цель и выступает как сгусток воли, общность

 

Богдан Александрович

КИСТЯКОВСКИЙ

(1868—1920)

“Общество и личность” (1899),

“Социальные науки и право” (1916)

 

Общество — это психическое взаимодействие людей

Его нельзя рассматривать при помощи пространственных категорий, ведь психические процессы очень отличаются от физических процессов и количественно неизмеримы

Психика индивида под воздействием общества изменяется

Соотношение социальных законов и законов развития общества такое же, как физических и химических законов, с законами геологии

Социальная эволюция — это сложный результат пересечения ряда различных причин, которые можно проанализировать в отдельности и объяснить при помощи основных социальных законов

Большинство понятий социологии были или некритически перенесены из сферы донаучного, обыденного сознания, или взяты из сферы других наук, отсюда их бессодержательность, неопределенность, произвольность

“Область социологии есть область безусловно достоверного в социальных явлениях”

Значительную часть духовной культуры составляют ценные формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности, среди которых ведущую роль играет право

Дисциплинирование человека происходит в большей мере благодаря праву, чем, например, систематическим упражнениям воли

Социальная дисциплина может быть создана только правом

Внутренняя свобода человека достигается благодаря праву, игнорирование же его ведет к власти силы и росту несвободы

В России общество никогда не уважало право, люди не осознавали, что условием нормального общественного развития является прочное правосознание

Дальнейший путь России — в признании вместе с абсолютными ценностями также относительных ценностей, а именно, обыденного, но в то же время прочного и нерушимого правопорядка

 

Павел Иванович

НОВГОРОДЦЕВ

(1866—1924)

 

Логика социальной науки не фиксирует “ни социальный закон, ни объективное состояние социальных явлений, как думают позитивисты, а это есть не что иное, как систематизация построений нашей мысли, различных абстрактных гносеологических типологий”

Мы отличаемся от животных не тем, что наши нормы меняются со временем, а тем, что они у нас в отличие от них есть

Если нормы и “образуются закономерно, то через людей и при посредстве их воли”

Нравственность (как и право) может и должна изучаться не только историческое и общественное явления, но также как внутреннее, психическое переживание, как норма или принцип личности

Нравственно-правовые императивы — посредники в отношении “среда — личность”

Личность выступает единственным источником сознательных решений, поэтому общество есть не что иное, как сознание отдельных лиц

В праве заключено идеальное нравственное начало

 

Вениамин Михайлович

ХВОСТОВ

(1868 —1920)

Социология — основная и наиболее общая наука об обществе

Социология является одной из “наук о духе”, так как социальный мир состоит из психических взаимодействий

Общество и личность, взятые отдельно и противопоставленные друг другу, будут только лишь теоретическими абстракциями

Если же взять их в жизненном единстве, то они выступают реальностью особого психо-материального ряда онтологических явлений и важным является при этом то, что решающую роль в этом единстве играет духовное

Личность — это социокультурное образование, общество и культура накладывают свою печать даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол

За революцией всегда следует реакция

Революция ведет к разрушению культуры и гибели людей

Реформы должны быть построены на социологическом знании и учитывать общественное мнение, социальные идеалы и частные интересы

Социальные законы — это общие схемы порядка протекания человеческого общения, и они тождественны законам психики

Социальную психологию необходимо рассматривать как часть социологии, которая изучает формы коллективного сознания — осмысливает мир с позиций данной социальной группы и вырабатывает понятия, характеризующие социальную организацию общества

 

Лев Иосифович ПЕТРАЖИЦКИЙ

(1867 —1931)

«Очерки философии права»

«Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология»

«Теория права и государства в связи с теорией нравственности»

 

Социология – это наука, которая призвана изучать человеческое участие в процессах социальной жизни, а именно, особого рода психическую деятельность индивидуального характера

Социология должна опираться на субъективную психологию человеческих мотивов, теорию “естественного права” и принцип “интроспекции”, т.е. внутреннее наблюдение, самонаблюдение

Выступал против тех, кто видел в обществе игру сверхчеловеческих сил

Основным методом изучения и познания предметов и явлений является наблюдение, то есть восприятие с помощью внешних чувств“

Центральным научным термином социологии” является “социальное поведение” и его “мотивы” (импульсы)

Предметом социологии становится понимание социального действия

Социальные отношения можно свести к явлениям психического взаимодействия

Классификация эмоций:

эмоции “голода-аппетита”,

эмоции “жажды”,

“охотничья эмоция”,

“сонная эмоция”,

“благожелательные эмоции”,

“злостные эмоции”,

“одиозные эмоции” и т.п.

“Хозяином” человеческой жизни, факторами, которые являются решающими и управляющими как в области телодвижения, так и осуществления функций психики являются “эмоции”

Эмоции, носящие двусторонний, пассивно-активный характер, являются истинным двигателем, мотивом поведения

Познание, чувства и воля выступают только как добавочные, вспомогательные и подчиненные психические процессы и служат эмоциям в качестве средства для более совершенного эмоционального приспособления

Основой социального выступают бессознательные эмоции, а не воля как сознательный процесс односторонне активного начала, не разум с его ясными и твердыми категориями, стремлением к единству, несвободное творчество личности

Бессознательный процесс жизни является основным и первичным

Социальные нормы (“нормы—законы”) являются посредником между конкретным поведением человека и “народной психикой”

Сверхгрупповые, общеклассовые нормы (право, мораль) являются подлинной детерминантой социальных институтов и отношений

Нормы — это продукт прогресса “народной психики”

Они выполняют две функции:

импульсивную, т.е. создают препятствия или способствуют действию мотивов, и

педагогическую, т.е. способствуют развитию или ускорению определенных психических склонностей

Поэтому любая социальная система выступает ступенью социального поведения и социального воспитания

Выполнив свои функции, она неизбежно заменяется новой социальной системой, которая будет соответствовать стоящей уже на более высоком уровне народной психики

Каждая последующая система норм будет выступать в виде идеала по отношению к уже достигнутому уровню

“Идеалом является достижение совершенно социального характера, совершенное господство действенной любви в человечестве”

История человечества – постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия

 

Социология в России

 

1. Становление российской социологии во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Социология в СССР и современной России

 

Становление социологии в России по времени практически совпадает с этим же процессом в европейских странах

Субъективное направление в российской социологии

возникло в конце 60-х годов XIX в.

 

П.Л. Лавров (1823–1900)

“Исторические письма” (1870)

Позитивизм О. Конта является тем учением, благодаря которому возможен синтез беспристрастного и свободного от оценочных суждений анализа (т.е. истинно научного анализа) существующей действительности с возможностью вмешательства в нее субъективного элемента — личности

Задачей данной личности является переустройство мира на основании рациональных, разумных и справедливых начал

“Социология — есть наука, исследующая формы проявления солидарности между сознательными органическими особями”

 

Подлинными историческими деятелями оказываются «развитые, критически мыслящие личности» – прогрессивные и революционно настроенные представители образованного слоя общества

Эти личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития

В социологии действует именно субъективный метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они результат усилий личности, и объективные научные методы здесь неприложимы

«Личность, действующая на общество на основании научного знания необходимого и нравственного убеждения о справедливейшем, есть источник истории»

Существуют принципиальное различие между явлениями природными (закономерными, повторяющимися) и общественными (прогрессивно изменяющимися, неповторимыми)

Прогресс общества – процесс переработки «культуры» (традиционных, склонных к застою общественных форм) в «цивилизацию» (сознательное историческое движение, осуществляемое посредством критической мысли, которая реальна лишь в личности)

Благодаря мысли человечество вышло из животного царства

Критерии прогресса Лавров видел

в развитии личности «в физическом, умственном и нравственном отношении»,

в росте человеческой солидарности,

во все более полном воплощении идей равенства и справедливости, содержание которых, в свою очередь, обусловлено внутренними идеалами человека

Отсюда общественная роль образованного, наиболее развитого меньшинства – интеллигенции: она, используя знания и творчество, должна возглавить борьбу против косного начала, за обновление культурных и социально-политических форм, быть двигателем исторического процесса

В этом ее неоплатный долг перед народом, которому она обязана за свое просвещение, «цивилизованное положение» в обществе

В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде личностям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправедливости

 

Идеи субъективной социологии продолжал развивать Н.К. Михайловский (1842-1904)

В работе “Что такое прогресс?” он доказывал необходимость оценивать развитие с точки зрения известного идеала

Идеал Михайловского – развитая личность

Проблема человеческой личности в обществе составляет важный предмет социологических исследований

Михайловский заинтересован вопросом об отношении между отдельной личностью и массой

Основная единица общества — не класс, группа или коллектив, а личность

На социальную деятельность личности влияют субъективные помыслы и цели, а не разные внешние факторы

Субъект познания (социолог) может изучать личность, только используя принцип “сопереживания”, когда “наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого”

Он должен дополнить свой личный опыт сочувственным опытом, т.е. переживанием чужой жизни как своей, ставить себя на место другого

“...Мыслящий субъект только в таком случае может дойти до истины, когда вполне сольется с мыслимым объектом и ни на минуту не различится с ним, т.е. войдет в его интересы, переживет его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, переплачет его слезами”

Предмет социологии – исследование процессов борьбы за индивидуальность как целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами

С конца 70-х годов в социологии Михайловского ведущее положение заняла проблема психологии “толпы”

Михайловский проводил различие между понятиями “герой” и “великая личность”

Под героем он понимал “...человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело”

Это зачинатель

Это может быть человек, несущий народу высокие благо родные идеалы, а может быть негодяй, полоумный, это тот, кто способен сделать первый шаг, которого ждет от него “толпа”, и повести за собой других

Великие люди в отличие от “героев” — это люди, которые внесли какие-то ценности в мировую сокровищницу человечества

Михайловский противопоставлял “героя” “толпе”

Под толпой он понимал “массу, способную увлекаться примером... высоко-благородным или низким, или нравственно безразличным”

Механизм воздействия “героя” на “толпу” заключен в подражании, массовом гипнозе (внушении), психозе

У “толпы” круг интересов узок, духовное развитие скудное, поэтому любой эмоциональный толчок может поднять ее как на высокое, так и на самое низкое дело

Она пойдет за вождем без всяких размышлений все равно куда

Народ до тех пор будет “толпой”, легко впадающей в гипнотическое состояние, безрассудное подражание, пока каждый человек не станет развитой индивидуальностью

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания

Натуралистическое направление социологии

 

Лев Ильич МЕЧНИКОВ (1838—1888)

 

“Цивилизация и великие исторические реки.

Географическая теория развития современного общества”

 

Социологические законы не сводимы к законам природы, с их помощью нельзя внести ясность в сложный мир социальных взаимоотношений людей

“Основать социологию на дарвинском законе борьбы за существование также немыслимо, как разрешить вопрос о солнечных пятнах на основании пифагоровой теоремы”

Мерилом прогресса в общественной жизни выступает солидарность

Она развивается, и поэтому с помощью метода аналогии ее можно измерить

Постепенно солидарность вытесняет первичную борьбу за существование, которая господствует в природе

Главный показатель социального прогресса – это степень свободы при образовании кооперации

Солидарность воплощалась в различных кооперациях

“Наследственность могучий фактор, в союзе с ней приспособление формирует человечество, но влияние ее не в состоянии освободить человека от еще более могучего влияния среды”

“Надлежит помнить, что общая форма земли и моря, и вообще географические особенности влияют в истории человечества различным образом, сообразуясь с состоянием культуры, которого достигла данная нация

Та же самая река, которая составляет непобедимое препятствие для некультурного народа, преображается в удобный путь для торговых сообщений у народа, вкусившего от плодов культуры и наконец может обратиться просто в ирригационный канал, направление которого управляется произволом человека — властелина природы

Та же самая гора, которая в начале истории была доступна одним охотникам и пастухам, на высшей степени культуры начинает привлекать рудокопов и промышленников, а вскоре и вовсе перестает быть препятствием благодаря пересекающим ее дорогам

Точно также и морская бухта, некогда ужасавшая своей величиной мореходные скорлупки наших предков, благодаря культурным ухищрениям, волнорезам является убежищем для громадных современных судов...”

Мечников пытался объяснить неравномерность общественного развития как результат изменения значения одних и тех же географических условий (а именно, водных ресурсов и путей сообщения), происходивших в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса

Он выделял три периода в истории цивилизации:

1) речной (возникновение первых рабовладельческих государств в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата...),

2) средиземноморский (основание Карфагена),

3) океанический (открытие Америки)

Основной закон развития культуры:

На земле постепенно происходит эволюция культурно-географической среды, сначала она ограничена небольшими бассейнами нескольких культурно-исторических рек, постепенно расширяется и принимает характер средиземноморской, со временем охватывает Атлантический океан, с тем чтобы в конечном итоге распространиться на всех обитаемых местностях земного шара

Причину прогресса древнего общества он видел в реках, но не во всех, а только в тех, которые могли обогатить человека и в то же время угрожали его развитию и жизни

Для борьбы со стихиями рек люди должны совместно трудиться, соединяться в кооперации

“Исторические реки” Нил, Тигр и Евфрат могли за короткий срок сделать плодоносными огромные области, которые могли прокормить миллионы людей или уничтожить все созданное человеческим трудом, привести к разорению и голоду

Поэтому жизнь вдоль этих рек требовала от множества людей кооперированного труда

При этом малейшая неточность или небрежность при возведении дамб или рытье каналов могли привести к огромным общественным бедствиям

Поэтому в долинах этих рек сложились крупнейшие цивилизации древности

Другие же реки мира, даже более крупные, окруженные плодородными землями, так и не смогли стать очагами древней цивилизации, так как условия жизни для селящихся вдоль них племен были слишком благоприятными и не требовали совместных усилий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.11 с.)