Французский материализм и просветительство 18 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французский материализм и просветительство 18 века.



Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции. Просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли.

Просвещение во Франции прошло три этапа развития:

На первом этапе выступают Монтескье и Вальтер. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

На втором этапе основную роль играли Дидро(1713-1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства.

Третий период выдвинул Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). В трактате «Об общественном договоре», или «Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть.

Французский материализм 18в. - идейное движение, представляющее новый, высший этап в развитии материалистической мысли, не только в национальном, но и во всемирном масштабе.

Основной признак, основная идея материализма этого периода заключается в признании чувственности не только основой сознания, но и свойством, присущим всей материи, всем материальным явлениям. Чувственность — одно из свойств неорганической природы. Она инертна в них, но становится активной в человеке. Весь мир более или менее одушевлен (Дидро). Механистическая точка зрения Декарта доводится до крайности в теории Ламетри. Машиной является не только животное, но и человек.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела есть не что иное, как материя. Все явления - это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем французские материалисты полагали, что материя - это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя - это также и бесконечное количество элементов (атомов), из которых образованы все тела. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.

Дидро, Гольбах, Ламетри были материалистами. Крупнейшим произведением французского материализма была книга Гольбаха "Системы природы".


 

Философское учение Гегеля.

Гегель (1770–1831) Гегель – философ-идеалист. Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории», «Лекции по истории философии» и др. Для Гегеля философия представляет собой высшую форму теоретического знания о мире и его познания. Он говорил о философии как о науке, науке об истине мира и познании этой истины. Поскольку именно с философией Гегель связывал постижение сущности мира, то он считал философию особой наукой, наукой наук.

Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития.

«Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени. 1) В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. 2) Идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира.

Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития: переход количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.1.144 (0.006 с.)