Происхождение восточных славян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение восточных славян.



Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и древнерусских авторов.

1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские историкиVI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и “давлением” других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с “вавилонским столпотворением”, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их “рассеиванию” по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

 

Образование Древнерусского гос-ва. Норманнская теория.

Существует несколько теорий возникновения гос-ва у восточных славян.

1. Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варя­гов в образовании древнерусского гос-ва и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

2. Норманнская. Древнерусское гос-во создано нор­маннами (варягами) с добровольного согла­сия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

3. Центристская (современная). Древнерусское гос-во возникло как результат внут­реннего обществен­ного развития сла­вян, но и при уча­стии варягов (большинство современных историков).

Норманнская теория вполне несправедлива. Эта теория придаёт русскому народу несамостоятельности и нерешенности во всех отношениях, даже в плане собственной национальности. Норманнскую теорию сочли нужным принять в исторические недра и придали ей уверенности.. Но во второй половине 20 века теория потеряла своё выгодное положение в науке.

В послевоенное время в России сложилось четыре трактовки в норманнской теории:

Древнерусское гос-во создали норманны – самая выгодная теория, по сути которой русский народ становится второстепенным в создании своегогос-ва.

Норманнская колонизация, которую сочинил Т. Арне.

Связь политики шведов с политикой Русского гос-ва – самая нереальная и не основана норманнская теория.

Высший класс населения в Древнерусском государстве создали варяги, и без их участи не было б гос-ва (А.Стендер-Петерсен).

 

4. Деятельность первых древнерусских князей (правление Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха).

В 972–980 гг. происходит «первая усобица» между сыновьями Святослава – Ярополком и Владимиром, результатом которой стало утверждение последнего на Киевском престоле.

Реформы Владимира Святого (Красное Солнышко) (980–1015):

1) изгнание из Киева варягов-наемников;

2) 980 г. – языческая реформа: создание пантеона языческих богов во главе с Перуном;

3) 988 г. – принятие христианства;

4) введение новой административной системы: во главе союзов племен вместо «светлых князей» Владимир сажает своих сыновей – таким образом, происходит полная ликвидация племенных княжений;

5) от Киева к отдаленным городам прокладываются «дороги прямоезжие»;

6) создание оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное вторжение печенегов; это была первая в истории Руси засечная черта.

Военные походы Владимира укрепили положение древнерусского гос-ва. Киевский князь покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. Борьба с печенегами отвечала интересам всех социальных слоев древнерусского гос-ва.

1015–1024 гг. – вторая междоусобная война между сыновьями князя Владимира – Святополком, Ярославом и Мстиславом, завершившаяся победой Ярослава.

Годы княжения Ярослава Мудрого (1019–1054) – время наивысшего развития Киевской Руси. Основными задачами правления были: усиление единства, центр-я гос-ва, его европеизация. Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ гос-ва: в 1036 г. окончательно разбил печенегов, вернул земли на западе, захваченные поляками, подчинил прибалтийские племена. Для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра, что обеспечивало мир с ними и защиту северных земель.

В международной политике делал ставку на «семейную дипломатию», т. е. заключение выгодных союзов и соглашений путем династических браков, что дало Ярославу возможность стать влиятельным европейским политиком и повысило международный авторитет Руси.

Внутренняя перестройка гос-ва связана с изданием закона о престолонаследии, согласно которому наследование шло не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему; с созданием первого писаного свода законов «Русская Правда», регламентировавшего внутригосударственные феодальные отношения; с развитием образования и культуры; с укреплением церкви (1036 г. – образование Киевской митрополии, активное строительство монастырей и храмов, 1051 г. – назначение главой русской церкви русского по происхождению Иллариона); с основанием новых городов (Юрьев, ныне Тарту, Ярославль, Новгород-Северский). Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки.

Владимир Всеволодович Мономах (1113–1125) – князь смоленский (1073–1078), черниговский (1078–1094), переяславский (1094–1113), великий князь киевский (1113–1125), он:

– организатор успешных походов князей против половцев в 1103, 1109, 1111 гг.;

– ввел в действие «Устав Владимира Мономаха», где в законодательном порядке облегчено положение холопов, запрещено обращать в холопство за долги;

– устранил месть за убийство и заменил ее денежным штрафом;

– ограничил взимание процентов при займе;

– продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

– организовал новый большой поход на Византию в 1119 г., результатом которого были невиданные уступки: Византия преподносила Владимиру II титул царя, вручала ему скипетр, державу, в 1122 г. внучка Мономаха стала женой византийского императора;

– занимался активным строительством храмов, покровительствовал развитию древнерусской культуры и переводам на славянский язык греческих книг;

– написал «Поучение» своим детям, в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.024 с.)