Билет 19. Вопрос 2. Интерактивная сторона общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 19. Вопрос 2. Интерактивная сторона общения.



Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.

Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация - основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое состояние, способствующее налаживанию отношений с другими людьми. Следует помнить, что не существует каких-либо специфических качеств, способствующих возникновению симпатии к человеку. Одна и та же черта зачастую оценивается и положительно, и отрицательно в зависимости от отношения к человеку и ситуации взаимодействия. Например, смелость может быть расценена как нахальство, а скромность и стеснительность - как скрытность и хитрость.

Взаимоотношения улучшаются, когда люди делают друг другу добро. Причем замечено, что, как это ни парадоксально, лучше относится к партнеру не тот, кто добро получает, а тот, кто его делает. Таким образом, для укрепления сплоченности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различные услуги, проявляя при этом внимание и доброту.

Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе.

Конкуренция - соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту.

Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации - наивно полагать, что в коллективе никто ни с кем не вступает в спор и не возникают противоречия. Бесконфликтная жизнь - иллюзия. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя. Стремление добиться внешнего благополучия, нежелание и даже боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и пассивность личности.


Билет 20. Вопрос 1. Ролевые сценарии и конфликты. Типы ролевых конфликтов. Интериоризация роли.

Ролевой конфликт — конфликт, обусловленный противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек. Ролевой конфликт — это одна из разновидности ролевого стресса, наряду с ролевой неоднозначностью и ролевой перегрузкой.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Типы ролевых конфликтов:

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются:

а) интраролевой — внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли;

б) интерролевой — внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид;

в) интраперсональный — внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли;

г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний.

Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.005 с.)