Управление водными ресурсами, правовое и экономическое регулирование их использования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление водными ресурсами, правовое и экономическое регулирование их использования.



Интегрированное управление водными ресурсами определяется как процесс, который способствует согласованному использованию и управлению водой во взаимосвязи с земельными и другими ресурсами приемлемыми для всех водопользователей способами с целью достижения экономического и социального благосостояния и при этом не ставит под угрозу устойчивость жизненно важных экосистем. Сторонники данной концепции в качестве единицы управления рассматривают бассейн реки, в пределах которого поверхностные и подземные воды количественно и качественно находятся в тесной взаимосвязи между собой и территорией. Каждой такой единице управления требуется приемлемая структура управления, ясное и устойчивое распределение воды, четкие критерии оценки качества и справедливое распределение всех благ.

Управление водными ресурсами обусловливается проводимой государственной политикой в области использования и охраны вод. Она ориентирована:

- На обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства при соблюдении интересов других водопользователей с сохранением водноресурсного потенциала и биоразнообразия;

- совершенствование организационных, правовых и экономических механизмов управления использованием и охраной вод;

- проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению выноса загрязняющих веществ, внедрению безводных и малоотходных технологий.

Разработка и реализация водохозяйственых и водоохранных мероприятий координируется Министерством природных ресурсов (охраны окружающей среды), жилищно-коммунального хозяйства и др. Основным государственным предприятием, отвечающим за водоснабжение и установки по очистке сточных вод, является организация «Водоканал». Важную основу управления водными ресурсами составляют разрешения на специальное водопользование, которое регламентируют объемы забора свежей воды и сброса сточных вод, а также концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.

Правовую основу управления водными ресурсами в странах СНГ составляет действующий водный кодекс и другие нормативно-правовые акты. Задачами водного законодательства является регулирование отношений в сфере использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах, охраны вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.

При размещении, проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие рациональное использование вод, учет и контроль количества и качества забираемых и отводимых вод, охрану вод от загрязнения.

Водный кодекс устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей следующие: использование водных объектов в целях, для которых они предоставлены, и сохранение установленных условий водопользования; рациональное использование водных ресурсов, проведение необходимых работ по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов; ведение учета количества забираемых и используемых вод; осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод; поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, сохранение установленных правил их эксплуатации.

Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и других вредных воздействий.

Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды обитания животных и растительных организмов на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, прибрежные полосы строго охраняемого режима. Для охраны объектов хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора - зона санитарной охраны.

Прибрежные полосы являются природоохранной территорией. В них запрещается: распашка земель, садоводство и овощеводство; выпас скота; хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений; размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники; строительство зданий и сооружений, мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники.

Водный кодекс определяет систему контроля за использованием и охраной вод, государственного учета вод, составления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды вод, которые составляют водный фонд. Генеральная схема использования и охраны вод разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновая схема — для бассейнов рек и других водных объектов на основе генеральной схемы, региональная — для отдельных регионов страны на основе генеральной и бассейновой схем.

Законодательством устанавливается административная, уголовная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод. К числу таких нарушений относятся: самовольный захват водного объекта и самовольное водопользование; реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы; загрязнение вод или нарушение режима использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод; заборы воды с превышением установленных лимитов; самовольное проведение гидротехнических работ; использование водных объектов не по целевому назначению и некоторые другие.

Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод включает:

­ планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод;

­ установление лимитов водопользования;

­ установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

­ установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

­ предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий, проведении других мероприятий, когда они дают значительный эффект в области рационального использования и охраны вод;

­ покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.

В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану вод, особое место отводится платности водопользования. Причем внесение платы за воду не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и покрытию ущерба, нанесенного окружающей среде.

В качестве нормативов по определению объемов водопользования в целом для страны должны выступать следующие:

­ водоемкость валового внутреннего продукта;

­ интенсивность (коэффициент) водоотведения (отношение объема сброса сточных вод к стоимости ВВП);

­ интенсивность оборотного и повторно-последовательного водопользования (отношение объема оборотного и повторно-последовательного водопользования воды к стоимости ВВП).

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП. В масштабах экономики страны в целом она может рассчитываться следующим образом:

3/руб.), (5.6)

где W — водоемкость валового внутреннего продукта, R 1 — годовое потребление свежей воды, R 2 — годовой объем оборотного водоснабжения, V — стоимость годового валового внутреннего продукта.

Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП (ВНП), динамика этого показателя может служить индикатором эффективности использования водных ресурсов (в таблице 5.4 приведены расчеты расхода свежей воды на производство единицы ВНП по Беларуси и России). Аналогичные показатели можно рассчитывать также по межотраслевым комплексам и по отдельным отраслям и предприятиям.

Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение потребления в крупнейших водопотребляющих отраслях экономики, это относится, прежде всего, к потреблению свежей воды. Второе направление — ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, особенно непосредственно у водопотребителей. К этому следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.) и в быту — отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей (с учетом затрат на ее подготовку) питьевой воды.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.011 с.)