Литературоведение в востоковедении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературоведение в востоковедении



Современный смысл слова «литература» возник в Европе лишь чуть более 200 лет назад. Обычное для сегодняшнего дня представление о литературном произведении как о порождении творческого воображения восходит к немецким романтикам конца XVIII в. До 1800 года термин «литература» в большинстве европейских языков означал «письменные труды» или «книжность», а также «эрудицию» или «начитанность». Если же мы обратимся к неевропейским традициям, то определение того, что есть литература, становится еще более запутанным. Так у многих народов, оказавшихся в орбите арабо-мусульманской культуры, для обозначения литературы используются производные от корня «da'b», первоначально означавшему «путь», «привычка», «образ жизни», «следование достойному примеру, традиции». Само же понятие «литература», близкое к нашему сегодняшнему, появилось лишь в XIX в. сначала у турок, причем явно под европейским влиянием, а затем у арабов.

Само представление о литературе как об особом виде письменности не столь уж безусловно, как то подсказывает нам опыт. В некоторых культурах, основанных на устной традиции, литературное произведение охватывает и такие экспрессивные стратегии, как особые виды артикуляции, ритмы дыхания, жестовость и т. п., что невозможно передать с помощью любых типов письма.

Можно говорить о т. н. устности — термину, симметричному понятию «письменность». Устность не менее письменности участвует в сохранении и передаче культурного наследия и в этом смысле, конечно же, литературна. При этом «устность» следует отличать от обыденной, повседневной устной речи, узус которой далек от правил письменной речи. Устный стиль широко использует такие приемы, как рефрены, зачины, обращения, вводные связующие слова и выражения, квазисинонимы, ассонансы, аллитерации, рифмы и иные звуковые и смысловые повторы, лексические и грамматические параллелизмы, двусмысленности, различные способы ритмизации речи и иные разновидности повторений. Наличие и культивирование в культуре устного стиля, вопреки распространенному заблуждению, вовсе не свидетельствует об отсутствии или неразвитости письменной традиции, которая в таких культурах используется в иных целях; так, в Древнем Китае письмо очень долгое время использовалось лишь в ритуально-магической функции.

Устность не тождественна фольклору. Скорее, она является некой «третьей формой», имеющей общее и с письменной литературой и с фольклором, но не совпадающей с ними по ряду определяющих признаков. Не случайно иногда используют внутренне противоречивый, но показательный термин «авторский фольклор».

Исследователь, прежде всего современный, да и читатель имеют в своем сознании некое интуитивное представление о том, что есть литература, обусловленное воспитанием, образованием, личными предпочтениями, опытом и т. п., а, значит, в конечном итоге принадлежностью к определенной культуре определенной эпохи. Пытаясь определить, что есть литература, мы как бы перебираем набор тех вариантов, в отношении которых мы готовы употребить этот термин. Сталкиваясь с явления ми иного времени или иной культуры, исследователь подходит к ним со своим представлением о литературе, отчасти адаптируя их не только к особенностям изучаемого материала, но и к своим задачам и интересам.

Литература — это речевой акт или текстуальное явление, которое противопоставлено информативному сообщению, вопросу, побуждению, обещанию и т. п. Считается, что литературные тексты выходят за пределы того контекста, в который они были включены при своем создании. То есть текст является литературным, если в каком-то обществе он используется вне первоначального контекста (конкретное объяснение в любви воспринимается как вневременное выражение чувства), а значит, литература — это прежде всего результат отбора текстов на основе определенных критериев.

Короче говоря, литература, получается, есть лишь то, что таковой считается в данной культуре и в данное время. Соответственно, обращаясь к инокультурному и/или иновременному материалу, мы волей-неволей навязываем ему наши критерии литературности, производя отбор, селекцию, принципы которых могут оказаться, и часто оказываются, чужды самому материалу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.005 с.)