Модель внутриотраслевая торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель внутриотраслевая торговли.



За последние десятилетия ситуация коренным образом изменилась. И в экспорте, и в импорте Великобритании, как и в других развитых капиталистических стран, преобладают товары обрабатывающей промышленности. Для США эти показатели составляли в 1985 году соответственно 69,3 (доля в экспорте) и 67% (доля в импорте). Аналогичную структуру внешней торговли имеют почти все развитые капиталистические государства.

Международная статистика объединяет товары, которыми идет торговля в более или менее агрегированные товарные группы. Так, внутри группы «продукция обрабатывающей промышленности» выделяются, скажем, машины и оборудование, а среди оборудования особую группу составляет, например, конторское. Есть данные и по торговле отдельными видами конторских машин.

И вот оказывается, что развитые капиталистические страны ведут активную внутриотраслевую (или двустороннюю) торговлю товарами подотраслей обрабатывающей промышленности, то есть одновременно и ввозят, и вывозят товары, объединяемые международной статистикой в одну группу. Так, ФРГ крупнейший в мире экспортер и импортер полимеров.

Развитие внутриотраслевой торговли прямо противоречит модели Хекшера-Олина: страны торгуют товарами. Которые производятся при приблизительно одинаковой интенсивности затрат факторов. В 60-70-х годах в буржуазной литературе появились первые попытки теоретического обоснования международной специализации при двусторонней торговле. Авторы этих работ применили подход, который не основан на выравнивании цен факторов Однако единого понимания причин, выгод, механизма внутриотраслевой торговли в буржуазной экономической науке не появилось к середине 80-х годов.

Была выдвинута гипотеза, что существование двусторонней торговли объяснимо с позиций модели Хекшера-Олина, если учесть, что товарные категории, по которым проводятся статистические расчеты, получаются в результате агрегирования более дробных товарных групп. Отрасль или подотрасль, по которой проводятся расчеты, может содержать товары, весьма заметно отличающиеся по технологии и затраченным материалам. Мебель, например, может делаться из дерева, пластмассы, металла, но в классификации в SITS, используемой статистическими органами ООН, это одна товарная категория. Однако эта гипотеза не подтвердилась, внутриотраслевая торговля очень близкими по технологии производства товарами существует.

Американский экономист Г. Грабел и австралийский П. Ллойд предложили формулу для расчета индекса внутриотраслевой торговли:

где Хі и Мі — экспорт и импорт данной отрасли в одной из стран (і). Из суммы экспорта и импорта данной отрасли авторы предлагают вычесть чистый экспорт и импорт и полученный результат поделить на сумму экспорта и импорта. Коэффициент внутриотраслевой торговли, или ее относительный показатель, характеризует удельный вес встречного экспорта и импорта во внешнеторговом обороте. Чем выше степень соответствия между экспортом и импортом, тем выше и коэффициент внутриотраслевой торговли. «Когда экспорт равен импорту, индекс В составляет 100. Когда есть экспорт, но нет импорта (или наоборот), индекс равен 0. Когда экспорт равен половине импорта (или наоборот), индекс равняется 66,6.

Одна из первых моделей, используемых ныне для объяснения внутриотраслевой торговли, была предложена в 1961 году шведским экономистом С. Линдером. Линдер, и его последователи полагают, что главное влияние на объем и характер внешней торговли товарами обрабатывающей промышленности двух стран оказывают условия спроса и характер спроса, определяемые национальным доходом на душу населения. В. странах, с одинаковым или близким по величине национальным доходом на душу населения потребители имеют одинаковые вкусы, которым может соответствовать продукция любой из двух стран. Внешняя торговля, по мнению сторонников этой модели, позволяет лучше удовлетворить индивидуальные предпочтения, выбрать потребителю покупку из более широкого ряда товаров, отличающихся торговой маркой, стилем, действительными или воображаемыми различиями качества. Возможность выбора из более широкого набора потребительных стоимостей означает, что потребитель находится в лучшем, преимущественном положении. Экономический выигрыш от торговли может состоять в расширении доступного ассортимента даже без изменения цен.

В модели Линдера первоначально производство всегда ведется на внутренний рынок. «Необходимым но не достаточным условием для возможного экспорта товаров, является потребление данного товара в стране базирования фирмы». Таким образом, две страны могут предложить друг другу лишь то, что в них уже производится, а достаточно большой спрос на предложенные товары возникает, если структура и характер потребления двух стран предельно близки. Чем ближе уровень национального дохода на душу населения в двух странах, тем более вероятно, что товары каждой из них могут удовлетворить спрос в любой из этих двух стран; взаимная торговля между ними будет достаточно интенсивной. Обмениваемые продукты отличаются незначительно, любой производимый в двух странах с близким уровнем национального дохода товар может стать предметом экспорта.

Из модели Линдера следует такой основной вывод: «Чем более близкими представляются структуры потребления двух стран, тем более интенсивной является торговля между ними». Как уже отмечалось, в данной модели структура потребления определяется величиной национального дохода на душу населения, значит, этот фактор влияет и на интенсивность внутриотраслевой торговли.

Модель Линдера также предполагает, что каждому уровню доходов соответствует свой характер спроса, который и удовлетворяется промышленностью. Промышленность страны концентрируется будто бы на производстве товаров такого качества, которое соответствует спросу для большинства, меньшинство удовлетворяет свои запросы с помощью импорта. В действительности имеет место так называемая «сегментация рынка», то есть производство ориентировано на конкретные, даже небольшие группы потребителей, и за каждый их доллар ведется ожесточенная конкурентная борьба.

Основные идеи Линдера разрабатываются во многих современных моделях внутриотраслевой торговли. Американские экономисты, Э. Пагулатос и Р. Соренстен к основным факторам, влияющим на величину двусторонней торговли двух стран, относят:

1) Близость.уровней национального дохода на душу населения и идентичность кривых спроса, в двух.странах.

2) Близость цен факторов и издержек производства дифференцированных продуктов.

3) Близость величины тарифных и нетарифных барьеров в двух странах.

4) Величину транспортных издержек (она должна быть минимальной).

5) Степень дифференцированности конкурирующих товаров в двух странах.

Под дифференциацией продукта Чемберлин понимал, любое отличие в его качестве, упаковке, торговой марки, способе обслуживания потребителя и т.п.

 

21. Модель жизненного цикла продукта.

Модель «цикла жизни продукта» имеет несколько вариантов, но все они базируются на первом, предложенном в 1966 году американским экономистом, профессором Гарвардского университета Р Верноном.

Новый продукт, полагает Верной, проходит цикл, включающий стадии введения, быстрого роста, замедления и заката, - порядок следования, соответствующий процессу внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и производственной технологией.

На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицами с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решении о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров. Производство которых требует больших издержек, так как их технологии еще не устоялась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Что же касается экспорта нового товара, то на первой стадии он будет весьма незначительным.

На второй стадии цикла – стадии роста – спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом.

На стадии зрелости спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки и цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Зарубежные компании начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к увеличению спроса, как это было на стадии зрелости.

 

Международная торговая сделка (правовая форма, опосредующая международные коммерческие операции) - договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями.

Признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Не считается международной, если она оформлена между организациями или фирмами разной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, расположенных на территории одной страны.

В зависимости от объекта заключенных сделок последние делятся на три основных типа: сделки купли-продажи товаров, сделки купли-продажи услуг и сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.008 с.)