Тема 8. Международная торговля услугами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Международная торговля услугами



 

Основные понятия

Изъятие из национального режима – это инструмент внутренней экономической политики, дискриминирующий на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Мобильность покупателя – покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны.

Мобильность продавца – продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны.

Международные поездки (международный туризм) – это товары и услуги, приобретаемые путешественниками за рубежом, если они находятся там меньше года и считаются нерезидентами.

Международный транспорт – это услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

Национальный режим – режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих физических и юридических лиц.

Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги – и продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через правительство в третьей стране.

Отрасли, ориентированные на ресурсы – в основном, добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого он производится. Поскольку конечный продукт легче и дороже сырья, такие отрасли располагаются в местах нахождения природных ресурсов. Продукцию таких отраслей называют «теряющей вес». Это горнорудная, алюминиевая и химическая промышленности.

Отрасли, ориентированные на рынок – это отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта выше, чем на перевозку сырья, из которого он производится. Продукцию таких отраслей называют «набирающей вес ». В основном, это обрабатывающие отрасли, которые располагают сборочными предприятиями вблизи рынков сбыта, поскольку стоимость перевозки частей для сборки ниже, чем стоимость перевозки готовой продукции (автомобилестроение).

Путешественник – человек, находящийся менее года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения (посольства, военной базы) другой страны или членом его семьи и не работает на резидента.

Свободно ориентированные отрасли – это территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам ресурсов, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие очень дорогие, но лёгкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю от их цены (драгоценности, электронные компоненты).

Транспортные издержки – это все затраты на доставку товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Услуги – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров услуги представляют собой потребительную стоимость, которая преимущественно не принимает овеществлённой формы. В связи с этим услуги, в отличие от товаров, в значительной своей части неосязаемы, невидимы, не поддаются хранению. Классификация услуг:

1) факторные услуги – это услуги, возникающие в связи с международным движением факторов и производства, прежде всего капитала и рабочей силы;

2) нефакторные услуги – это остальные виды услуг (транспорт и прочие нефинансовые услуги);

3) услуги, связанные с инвестициями – это услуги, предоставление которых происходит одновременно с осуществлением инвестиций в ту или иную страну (в данную группу включают банковские, гостиничные, профессиональные услуги);

4) услуги, связанные с торговлей – это услуги, предоставление которых происходит одновременно с продажей товара (включают транспорт, страхование);

5) услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей – это услуги, предоставление которых происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные, рекреационные).

 

Вопросы для повторения

1 Что такое услуги и в чем их отличие от товаров?

2 Какие виды услуг выделяются в статистике платежного баланса?

3 В чем различие факторных и нефакторных услуг?

4 Какие теории торговли услугами вам известны?

5 Определите понятие международных транспортных услуг и дайте их классификацию.

6 Что включается в транспортные издержки и как они влияют на международную торговлю?

7 Как транспортные издержки влияют на размещение предприятий?

8 Что такое международные поездки, и какие их виды вам известны?

9 В чем, с точки зрения международной экономики, заключается различие между туристом и экскурсантом?

10 Какие меры государственной политики используются для ограничения доступа иностранных услуг на внутренний рынок импортирующей страны?

11 Какие изъятия из национального режима считаются дискриминацией против иностранных услуг?

Проблемы для обсуждения

1 Значительная часть нового строительства осуществляется в Укриане иностранными компаниями. Правительство намерено помочь укринским строительным компаниям занять большую долю на рынке. Какой инструмент экономической политики – импортную квоту, импортный тариф или внутреннюю субсидию – вы бы посоветовали использовать для этого и почему?

2 Как сказался вывод российских войск из Германии на балансе торговли услугами России?

3 Торгово-промышленная палата рассматривает способы продвижения украинских товаров на мировой рынок: увеличение объема рекламы, создание зарубежных консультационных пунктов ТПП, разработка типовых внешнеторговых контрактов. Какой из этих способов отрицательно повлияет на баланс торговли услугами и почему?

4 Правительство озабочено тем, что баланс услуг по международным поездкам сводится с отрицательным сальдо. Какие способы улучшения этого баланса можно было бы рекомендовать?

5 Приватизированное предприятие выплачивает своим сотрудникам командировочные расходы (суточные, гостиничные, представительские) на поездку за рубеж. Входят ли они в данном случае в государственный баланс торговли услугами?

6 Приведите примеры пяти торгуемых услуг, пяти неторгуемых услуг и пяти видов услуг, которые, в зависимости от обстоятельств (каких?), могут быть либо торгуемыми, либо неторгуемыми, или и теми и другими одновременно.

 

Задачи

1 В международном аэропорту путешественник сдал чемодан в камеру хранения. Является ли услуга по хранению:

а) торгуемой, если путешественник находится на родине;

б) неторгуемой, если путешественник находится за границей;

в) торгуемой, если путешественник является нерезидентом;

г) торгуемой, если путешественник является резидентом?

2 Самолеты Аэрофлота, совершая перелет из России в США, садятся для дозаправки в Ирландии. В этом случае покупка топлива считается для России:

а) импортом транспортной услуги;

б) импортом товара;

в) импортом обеспечивающей и вспомогательной услуги?

3 Грузовое судно под либерийским флагом следует из Лондона в Сингапур с заходом в российские порты Санкт-Петербурга и Владивостока. Этим судном петербургский завод отгрузил станки во Владивосток. Перевозка отечественных станков либерийским судном является для России:

а) импортом транспортной услуги;

б) экспортом товара;

в) арендой перевозчика с экипажем.

4 Российское торговое судно с экспортным грузом на борту пришвартовалось на Канарских островах с целью покраски и профилактического ремонта. Ремонт осуществляется совместным российско-испанским предприятием. Услуги по ремонту относятся Россией:

а) к обеспечивающим и вспомогательным услугам;

б) экспорту транспортной услуги;

в) импорту товара.

5Украинская фирма обсуждает возможность закупки телефонных аппаратов в Германии. Стоимость 1 аппарата 20 марок, стоимость перевозки 100 штук 5 марок за штуку, 500 штук – 4 марки за штуку, 1000 штук – 3 марки за штуку, 10000 штук – 2 марки за штуку, 20000 штук – 1 марка за штуку. Такой аппарат можно продать в Украине за 23,5 марки за штуку. Если предположить, что других расходов нет, какой минимальный объем импорта обеспечивает прибыль в 10%?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.009 с.)