Методические условия использования печатных текстов на уроках истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические условия использования печатных текстов на уроках истории.



1. Определить цели использования конкретного текста при изучении определенной темы. Например: с целью эмоционального восприятия материала или его конкретизации; самостоятельного усвоения части параграфа; с целью формирования представлений и понятий; с целью анализа и оценки общественных явлений; с целью формирования умений работать с источниками4 подготовить доклад или реферат.

2. Необходима методическая обработка текста для изучения его на уроке с учащимися (сокращение текста, упрощение его терминологии, выразительность чтения).

3. Спланировать методические приемы работы с текстом на уроке. Существует три варианта работы: 1.сам учитель читает и комментирует текст (скрытое цитирование); 2.учащиеся под руководством учителя читают и анализируют текст по предварительно сформулированным учителем вопросам и заданиям; 3.учащиеся самостоятельно изучают, анализируют текст по заданию учителя и делают необходимые выводы.

4. Обязательно формулирование познавательной задачи, проблемного задания, вопросов для анализа текста перед чтением текста.

 

16. Методические приемы работы учащихся с текстом учебника истории.

1.Все приемы самостоятельной работы с учебником должны соответствовать требованиям программы, предъявляемым к умениям учащихся данного класса.

2.Инструктирование учащихся как работать с учебником на вводном уроке (как использовать справочный аппарат, как ориентироваться в оглавлении, найти страницу, абзац, вывод и т.д.). Например, первое знакомство с учебником начинаем с оглавления, поясняя, что будем изучать, каковы хронологические рамки учебника, Затем знакомим учащихся со структурой учебника: различными видами текста, иллюстрациями, картами, вопросами и заданиями.

3.Объяснить название параграфа, к какой теме, разделу относится.

4.Все виды работ с текстом учебника сначала демонстрируются в классе, а затем в качестве упражнений предусматриваются на последующих уроках и в домашнем задании. Эти виды работ не должны быть сложными и отнимать много времени.

5.Объяснительное чтение, комментирование текста и его анализ под руководством учителя. Перед чтением сформулировать познавательную задачу. Объяснительное чтение на уроках в 5 классе складывается из следующих связанных между собой элементов чтения: выделяются абзацы и отдельные предложения их составляющие, определяется главная мысль абзаца, разъяснение и дополнение прочитанного, разбор иллюстраций (связь текста и иллюстраций).

6.Разбивать текст на смысловые части и озаглавливать их, то есть составлять план простой и сложный, развернутый (8 класс).

7.Выделить главную мысль из прочитанного абзаца, параграфа в целом.

8.Объяснить вывод к параграфу, подтвердить его фактами из текста параграфа.

9.Найти в тексте ответы на поставленные вопросы, в том числе в заданиях к параграфу.

10.Исправить ошибку в ответе ученика по тексту учебника.

11.Словарная работа. Найти определение понятий и терминов в тексте параграфа или словаре терминов.

12.Чтение всего текста параграфа или его части без предварительного объяснения учителя – самостоятельное усвоение темы учащимися (с 8 класса).

При этом учитель должен обязательно сформулировать вопросы плана изучения нового материала, вопросы и задания.

13.Перед объяснением нового материала учитель может сформулировать учащимся задание на внимание: какие были приведены дополнительные сведения в объяснении учителя по сравнению с учебником; прочитать параграф и найти о чем не рассказал учитель.

14.Учить учащихся читать картосхемы, диаграммы, логические схемы, имеющиеся в учебнике. (не забывать использовать на уроке эти виды условно графической наглядности).

15.Выполнять задания по тексту параграфа (составлять тематические таблицы, календарь хода событий, логические схемы).

16.Анализировать иллюстрации учебника. Например, составлять описание по иллюстрации по следующему плану: 1)что изображено на рисунке (в центре, слева, справа)?; 2)чем занимаются люди?; 3)как они одеты?; 4)какие у них орудия труда?; 5)какие выводы можно сделать из содержания рисунка? (5 класс).

17.Работа с историческими картами учебника (реконструировать исторические события по карте).

18.Домашнее задание по тексту учебника. Усложнение задания и форм деятельности учащихся от 5 до 10-11 классов.

17. Памятка учащимся по самостоятельной работе над историческим источником.

Для организации четкой работы с параграфом учебника ученики могут воспользоваться специальной памяткой:

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

3. Составь развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания.

4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.

5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.

6. В случае необходимости просмотри параграфы, изученные ранее.

7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.

8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.

9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)