Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы.



Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы.

Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос «Как учить?».

Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения.

Классификация методов:

1. По дидактическим целям: методы изучения материала, закрепления, проверки знаний.

2. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

3. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся.

Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт.

Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

Методы обучения по источнику получения знаний делятся на:

1. Словесный.

2. Метод наглядности.

3. Практический метод.

Словесный метод применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использовании в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование исторической картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы.

Практический метод включает в себя действия с учебными предметами (изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем).

Беседа на уроках истории.

Беседа – диалогическая форма устного изложения материала; обсуждение материала с учащимися в целях его осмысления, систематизации, закрепления знаний, проверки их усвоения.

а). вводная беседа – подводит учащихся к усвоению нового материала, проводится в начале изучения курса или темы, часто практикуется особенно в младших и средних классах, способствует систематизации и обобщению знаний учащихся.

б). контрольная беседа – проверяет степень усвоения материала, выполнение домашнего задания, самостоятельной работы; проводится практически на каждом уроке и в ходе текущего опроса учащихся, и при изложении нового материала.

в). аналитическая беседа – направлена на осмысление изучаемого исторического материала на основе анализа документов или средств наглядности. Например, в 4 классе с целью подведения учащихся к пониманию того, что греческая культура была создана свободным населением за счет жесточайшего угнетения рабов можно провести следующий вариант аналитической беседы:

- кем были созданы замечательные памятники древнегреческой культуры?

- почему свободные греки могли создать эти замечательные произведения литературы, искусства?

- кто освобождал свободным грекам время для занятий наукой и искусством, выполняя тяжелый физический труд?

г). эвристическая беседа (от слова «эврика» - нашел) используется для углубления и расширения знаний школьников, подводит учащихся к необходимым выводам.

д). итоговая или повторительно-обобщающая беседа помогает подвести итоги по теме или разделу, систематизировать изученный материал, проверить степень его понимания и усвоения.

Беседа помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Удельный вес элементов беседы на каждом отдельном уроке зависит от содержания и цели урока, объема материала, методического замысла учителя.

Требования к формулированию вопросов беседы:

1. План беседы составляется заранее. Вопросы беседы должны быть логически взаимосвязаны и целенаправленны (подводить к выводу).

2. Точность, конкретность, доступность формулировок вопросов, их логическая однородность. В вопросе должны быть указаны место и время событий. Не ставить сдвоенных вопросов. (Например: «Кто в это время напал на Русь?», «Кто еще оказывал помощь завоевателям и в борьбе против него?»). Нецелесообразно задавать вопросы: «Ну, кто еще что-нибудь добавит?», «Ну, что ты еще знаешь?». Целесообразно поставить вопрос по той части материала, которая еще не раскрыта в ответе ученика.

3. Вопросы должны стимулировать мышление, касаться существенных сторон изучаемых событий и явлений (не только Что? Где? Когда?, но и Почему? Причины? Характер? Значение события?). Например: не «Что вы знаете о революции 1905г.?», а «Каковы причины 1 буржуазной революции в России?» или «Каковы особенности революции 1905г. в России?».

4. Нецелесообразны вопросы, требующие однозначного ответа, подсказывающие ответ. Например: «Могла ли быть предотвращена раздробленность на Руси?», «Был ли пролетариат гегемоном революции 1905г. в России?».

5. Важно, чтобы учащиеся не только воспроизводили материал, но и высказывали свои суждения, делали выводы и обобщения, анализировали исторический материал. Поэтому вопросы должны начинаться со слов: «Докажите», «Объясните», «Как вы думаете» и т.д.

6. Провести плодотворную беседу – это искусство. Необходимо помнить:

- сначала вопрос формулируется всему классу, а затем называется фамилия ученика, который будет на него отвечать;

- доброжелательно и терпеливо выслушать ответ ученика;

- целесообразно возрастание трудности вопросов беседы;

поощрять рациональные зерна в ответе ученика;

поощрять одобрением, оценивать даже за краткий ответ, но на теоретически сложный вопрос.


Подготовка учителя к преподаванию школьного курса истории.

Основные этапы подготовки учителя к преподаванию курса истории:

1. Знать хорошо исторический материал, а для этого необходимо познакомиться с источниками по изучаемому курсу, изучить периодику, следить за изменениями концепций в истории.

2. Подобрать и изучить необходимую методическую литературу:

· по общим проблемам методики;

· по отдельным методическим проблемам;

· методические пособия по курсам с поурочными разработками;

· хрестоматии;

· книги для чтения (для учителя; для учащихся);

· для организации самостоятельной работы учащихся (рабочие тетради, тестовые задания и др.).

3. Подобрать необходимые средства обучения по курсу (карты, картины, слайды, аппликации и др.).

4. Изучить программу на текущий год, проверить соответствие учебника программе.

5. Составить календарно-тематический план:

№ п/п Название раздела и темы урока Кол-во часов Срок проведения урока § Осн. понятия по каждой теме урока Умения и навыки Меж-предметные связи Ср-ва обуче-ния, оборудо-вание Тип уро-ка Литература Внеклассная работа
                       

29.Значение перспективного тематического планирования программного материала для повышения качества работы учителя.

Календарно-тематический план – это краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их понятий, умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения.

№ п/п Название раздела и темы урока Кол-во часов Срок проведения урока § Осн. понятия по каждой теме урока Умения и навыки Меж-предметные связи Ср-ва обуче-ния, оборудо-вание Тип уро-ка Литература Внеклассная работа
                       

Календарно-тематический перспективный план позволяет учителю осмыслить, проанализировать логическую структуру курса, его теоретические проблемы, понять какой вклад конкретно программный материал вносит в научное мировоззрение учащихся.

 

Подготовка учителя к уроку истории.

При подготовке к уроку учитель изучает программу, учебник, источники, литературу и составляет свой педагогический замысел предстоящего урока.

После этого можно составить тематическое планирование уроков – систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержание которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы.

Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием нового материала.

На первом этапе учитель для каждого класса подготавливает свой вариант урока. Он продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики; планируется ли опрос, если да, то как и в какой части урока; составляются или подбираются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемости учеников класса; какая будет организация повторения; что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо опросить, какие вопросы поставить с учетом предыдущих знаний, каков будет ход беседы.

Требования к уроку истории.

Требования к уроку истории заключаются в следующем:

· полноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам;

· научность знаний;

· достоверность исторических фактов;

· применение разнообразных источников знаний;

· отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем;

· мотивация и дифференцированность обучения;

· высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности;

· охват работой всех учащихся;

· воспитание интереса к истории;

· правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения;

· соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся;

· единство деятельности учителя и учащихся.

 

Образовательно-воспитательные и развивающие задачи школьных курсов истории.

Образовательные задачи – это овладение глубокими и прочными знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения; образовательные задачи каждого курса конкретны и обусловлены содержанием программного материала.

Развивающие задачи – формирование умений учащихся в соответствии с программой, а также развитие творческого и логического мышления, способностей учащихся, культуры речи.

Воспитательные задачи – вытекают из содержания каждой темы урока и обусловлены социальным заказом.

Основные направления воспитательной работы на уроках истории:

· формирование научного мировоззрения, убеждений, ценностных ориентаций личности;

· патриотическое, эстетическое, нравственное воспитание;

· экономическое воспитание;

· правовое воспитание;

· экологическое воспитание.

 


Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы.

Методы обучения – это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос «Как учить?».

Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения.

Классификация методов:

1. По дидактическим целям: методы изучения материала, закрепления, проверки знаний.

2. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

3. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся.

Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт.

Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 6017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.032 с.)