Исследовательская работа ученицы 9 кл. Гимназии №18 бачуриной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательская работа ученицы 9 кл. Гимназии №18 бачуриной



 

Муниципальная гимназия N 18 г Королева

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

“СВОБОДА ЛИЧНОСТИ ВО ВРЕМЕНА А.С.ПУШКИНА И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ”

Исполнитель: уч. 9 –го Кл. “В ”Бачурина Настя

Руководитель: к.т.н., с.н.с. Волков А.Е.

ВСТУПЛЕНИЕ

Нам, живущим в 21-ом веке, стало очевидно, что судьба цивилизации (во всяком случае, европейской) вот уже две с половиной тысячи лет тесно связана с развитием идеи свободы личности. Анализируя исторический опыт многих демократических государств, мы обнаруживаем, что с момента своего возникновения и по сей день идеи свободы (слова, мысли, печати, вероисповедания и т.д.) подвергаются или ожесточённой критике, или пропаганде полной анархии.

Российский путь к построению демократического государства, как и во многом другом, был полон национальных особенностей. Этот извилистый путь, как известно, «умом не понять» и «аршином общим не измерить». Целью настоящей работы является исследование идей свободы личности в лирике А.С.Пушкина и последующее сравнение их с современностью.

Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:

• Подобрать и проанализировать стихотворения А.С.Пушкина, в которых особенно ярко отражается мнение автора о свободе личности в России первой половины Х1Х века.

• Провести сравнение идей свободы личности, провозглашённых в вольнолюбивой лирике А.С.Пушкина с состоянием демократических свобод в России наших дней.

ИДЕИ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.

... Человечество со времён рабовладельческого стоя, а может быть и много ранее, со времени осознания одним индивидуумом самого себя личностью, мечтало о свободе. Лучшие философы великих цивилизаций и стран сочиняли многотомные опусы, пропагандируя или отрицая её ценности, лучшие полководцы собирали многотысячные армии под её знамёна, лучшие поэты посвящали ей свои бессмертные творения.

Одним из тех, кто своим гением воспел идеалы свободы, был величайший поэт Х1Х века Александр Сергеевич Пушкин. Пожалуй, сейчас каждый в России знает, что поэт родился 6 июня 1799 года и был потомком древнейшего дворянского рода Пушкиных - Ганнибалов. Но далеко не всем известно, что в своей семье маленький Саша был нелюбимым ребёнком и особую нежность получал (помимо родной бабушки) лишь от няни Арины Родионовны и «дядьки» Никиты Козлова («дядькой» в дворянских семьях называли слугу юного отпрыска). Таким образом, оба так горячо любимых будущим поэтом человека были бесправными крепостными, почти рабами в его доме. Возможно именно тогда, в раннем детском возрасте, видя несправедливость по отношению к дорогим людям, в душе у маленького Пушкина зародились первые ростки свободолюбия. Дальнейшее пребывание его в Царскосельском Лицее обеспечило этим «росткам» благодатнейшую почву.

Лицейская юность Пушкина.

Уже в первые часы нахождения в Лицее Александр Пушкин был поражён пламенной речью молодого профессора Куницына, в которой тот ни разу не упомянул имени царя. Поэт часто вспоминал своего наставника:

«Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена»…

(из рукописной редакции стихотворения «19 октября» 1825 год)

Под влиянием Куницына в Лицее возникла атмосфера свободомыслия и ненависти к рабству. Горячие, увлекательные лекции «профессора нравственно-политических наук» явились для юного Пушкина первой школой политического вольнолюбия.

Через год мирная жизнь России была прервана начавшейся войной с Наполеоном. Юные лицеисты, переполненные, как и вся страна, патриотическим воодушевлением, мечтали о подвигах и славе. Они жадными взглядами провожали проходящие через Царское Село регулярные воинские части, по-юношески завидуя каждому офицеру, гусару или драгуну…

Ранняя дворянская революционность.

Но вот война кончилась…Из побеждённого Парижа возвратились войска, ожили дворцы и парки Царского Села, вновь закипела жизнь. Однако победоносная война принесла не только ликование, над всем возник вопрос: как могло получиться, что народ, который принёс на своих плечах победу, возвращается к помещику, чтобы вновь надеть крепостные цепи? Юность А.С.Пушкина пришлась на особое время. Война 1812 года, перебросив русскую армию за границу, познакомила массу дворян с западноевропейской политической системой, уже включавшей в себя многие демократические свободы и предоставлявшей гражданам определённые конституционные права. Всё вокруг поэта дышало вольностью и ожиданием больших перемен. Создавались политические общества, в которых зрел заговор против монархии, против крепостного права, против всего реакционного уклада жизни прежней России.

А Пушкин? Каковы были в тот момент его политические взгляды? Был ли он тогда либералом, то есть свободомыслящим человеком? Да как же не быть вольнодумцем восемнадцатилетнему мальчику, только что вырвавшемуся на волю, с пылким поэтическим воображением и кипучей африканской кровью в жилах да в такую эпоху? Пушкин был знаком со многими будущими декабристами ещё по Лицею, семь его одноклассников, т.е. почти четверть класса, были привлечены позднее к следствию по делу декабристов (среди них и два ближайших друга поэта: И.И.Пущин и В.К.Кюхельбекер). Поэтому неудивительно, что именно в такое бурное время выпускник Царскосельского Лицея Александр Пушкин пишет едва ли не самое популярное среди передовой молодёжи того времени стихотворение – оду «Вольность».

Смысл жизни и творчества – вольность.

Это стихотворение переписывали и учили наизусть, оно являло собой как бы стихотворный манифест будущих декабристов. Уже в первых строках этого пламенного произведения поэт определил цель его создания:

«Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок».

Всю свою недолгую жизнь Пушкин придерживался тех взглядов, которые он в 18 лет изложил в оде «Вольность», более того, всё, что создано им в тот период, можно смело объединить под общим названием - «Вольность».

Предлагаю внимательнее прочесть отрывки из этого гениального произведения, пронизанного гражданским негодованием против деспотизма и угнетения народа:

«Увы! Куда не брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор, -

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная власть»…

«Неправедная власть» - это, прежде всего царь, правивший самодержавно, и бывший самым большим помещиком, а, значит, и самым крупным рабовладельцем в стране.

«Владыки! вам венец и трон

Даёт закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон».

Вот она – мечта декабристов и юного Пушкина! ЗАКОН! Совсем не случайно это слово упоминается в оде 7 раз! ЗАКОН! Лишь он должен властвовать в обществе, лишь ему должны подчиняться все его граждане независимо от происхождения и всего прочего. Остаётся только удивляться тому, как далеко простёрлись либеральные взгляды восемнадцатилетнего поэта, ведь в этом четверостишии наличествует явный намёк на необходимость выборов главы государства по закону, а не по праву рождения. Не о таких ли, справедливых, законах мечтаем и мы сегодня, не о равенстве ли всех граждан перед законами и в наши дни идёт постоянная дискуссия??? Но и это ещё не всё! Пушкин продолжает поражать нас, говоря о том, какими должны быть чиновники, вершащие закон:

«Где неподкупна их рука

Ни алчной скупостью, ни страхом».

Как тут не вспомнить наше, мягко говоря, не совсем беспристрастное судопроизводство, да и не слишком бескорыстное чиновничество?!

«Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье»:

То есть ЗАКОН должен охранять ВОЛЬНОСТЬ, должен охранять СВОБОДЫ, только это «сочетанье» сделает закон справедливым!!!

Конец же стихотворения – это предостережение всем последующим царям и диктаторам:

«И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой».

После подобного пророчества разве можно удивляться отношению Александра 1 и Николая 1 к поэту? Эти стихи по личному распоряжению последнего подлежали беспощадному уничтожению. Но, как известно, «рукописи не горят», один из списков «Вольности» сохранил для потомков поэт и друг А.С.Пушкина, Пётр Андреевич Вяземский.

Другое вольнолюбивое стихотворение Пушкина «К Чаадаеву»(1818 год) тоже просачивалось к современникам по строчкам, но каким строчкам! В них каждое слово буквально дышит мечтами о свободе народа и личности в самодержавной России:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

Юношеская дружба поэта и «просвещённого гусара» (так называли Петра Яковлевича Чаадаева современники) была не просто озарена «огнём свободы», она вселяла в них, как и во всех прогрессивно мыслящих людей того времени уверенность в том, что несмотря ни на что…

«…………....взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

«Пушкин наводнил всю Россию возмутительными стихами!»,- восклицал Александр 1 (в то время слово «возмутительный» имело другой смысл: царь говорил о стихах, которые призывали к возмущению, т. е. восстанию, мятежу). Самодержец был прав: вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина («К Чаадаеву», «Деревня») «огненными струями» разлетались во все концы Петербурга, а потом и по всей стране, быстро заучивались наизусть, будили в душах «прекрасные порывы».

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли, наконец, прекрасная заря?»

В который уже раз задаёт поэт себе этот вопрос, теперь уже в стихотворении «Деревня»(1819 год), после описания «пустынного уголка» российской деревни, где «барство дикое, без чувства, без закона…влачится по браздам неумолимого владельца», где «тягостный ярем до гроба все влекут». И такой силы строки были написаны Пушкиным, когда до восстания декабристов оставалось ещё более пяти лет.

Уже немногими годами позже и в Петербурге и в южной ссылке поэт, долгое время чувствовавший себя учеником декабристов, начал понимать, что обгоняет их, да и само время. Он называет себя «свободы сеятелемпустынным», слишком рано бросающим в «порабощённые бразды» её «живительное семя». Пушкин стал сомневаться в возможности победы революции без участия в ней народа, который, по, его мнению, ещё не разбужен:

«Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич».

(из стихотворения «Свободы сеятель пустынный». 1823 год)

Сам народ был непонятен Пушкину: его удивляло в нём странное сочетание несметной силы и рабского терпения.

Под угрозой репрессий и в тисках цензуры.

Восстанием декабристов закончилась старая эпоха Александра 1 и начиналась новая - более страшная – эпоха Николая 1. Он начал свою жизнь на Российском престоле с казней и ссылок, для поддержания людей в постоянном страхе была учреждена тайная канцелярия, так называемое 3-е Отделение (сыскная полиция). Всё это не могло принести популярности новому императору, и он решил «бросить кость» обществу – вернуть из ссылки любимого поэта. Николай 1 пытался «приспособить» Пушкина к своему царствованию, и поэт попадает в беспощадные объятия шефа жандармов Бенкендорфа, из которых ему не суждено будет выбраться до самой смерти. Тот стал постоянным посредником между Пушкиным и царём. Необразованный, ничего не смыслящий в литературе, шеф жандармов контролировал буквально всё, что писал и делал великий поэт, и даже позволял себе давать ему свои советы. По приказу Бенкендорфа гнусный и продажный писака того времени Фаддей Булгарин постоянно оскорблял и клеветал на великого поэта в своей газете.

Но даже в обстановке всеобщего уныния, под строгим оком жесточайшей цензуры из-под пера бессмертного гения выходят благословенные строки, обращенные в Сибирь к декабристам:

«…Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

И хотя эти годы были очень трудными и для самого поэта, он находит в себе силы в конце стихотворения пропеть очередной гимн неизбежному торжеству свободы:

«…Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут».

(из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» 1827 год)

В канун первой годовщины казни декабристов Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором бесстрашно подтверждает свою приверженность прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». Вместе с восхитительным по силе протеста против угнетения человека человеком стихотворением «Анчар» в этих трёх произведениях гениальный поэт ёще раз подчёркивает незыблемость своих убеждений.

Его «нерукотворный» памятник.

Особое место среди вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина занимает стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Оно написано в 1836 году. Принято считать, что поэт предчувствовал свою скорую гибель и в этом стихотворении подвёл итоги своей жизни. Если это так, то и в итоговом своём поэтическом послании Пушкин в очередной раз подтвердил свою неколебимую во времени верность идеалам свободы:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.»

А.С.Пушкин был не только гениальным поэтом, но и гениальным человеком, настоящим гражданином. Несмотря ни на какие удары судьбы, он до последней своей минуты не изменил своим свободолюбивым взглядам, не изменил самому себе, остался гениальным творцом своей жизни.

Пушкин стал бессмертен в ту же минуту, как закрылись его глаза. И с того рокового мгновения и по сей день про всех современников великого поэта (будь то император, учёный, художник или простой крестьянин) мы говорим: «Он жил в эпоху А.С.Пушкина». Это имя сопровождает нас по жизни, начиная с первых детских сказок, и плавно переходит с нами во взрослую жизнь, плотно сливаясь с пониманием слова «свобода» (по крайней мере, по отношению к России), и, я думаю, именно по этому «Пушкин наше всё!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.032 с.)