Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды познавательной деятельности
Цель: познакомить обучающихся с деятельностью человека по познанию окружающего мира. Существует четыре вида познания мира[12,19.23, 29,30, 42] человеком: обыденное, научное, художественное и религиозное. Наиболее объективные знания добываются путем научного исследования. Так как в учебном процессе речь идет о формировании умений исследователя, то в данной теме целесообразно рассмотрим именно исследовательский метод добывания знаний. Теоретические основы познавательной деятельности. 3.1.Теория познания - это раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и его возможностей; отношения знания и реальности; выявляются условия достоверности и истинности знания (19,28.29,42.). 3.2.Познание -есть процесс постижения истины. Абсолютная истина формируется из множества относительных истин. 3.3.При познавательной /исследовательской/ деятельности следует учи тывать основные законы диалектики - законы развития природы и общества. Таких закона три. Первый закон - закон единства и борьбы противоположностей. Он заключается в том, что развитие объективного мира и его познания идут путем раздвоения единого на взаимоисключающие элементы /стороны, тенденции/ и их борьбу. Поэтому, изучение противоречий в рассматриваемом объекте, раскрытие их природы - важнейший элемент деятельности при любом научном исследовании (28, 29). К закону единства и борьбы противоположностей имеет отношение категория «взаимодействие». Она указывает на связь предметов и процессов, отражающую их взаимное изменение. 3.4.Суть второго закона сводится к следующему. Всем предметам и явлениям свойственны количественные и качественные определенности - количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. Причем, в процессе развития незаметные, постепенные количественные изменения переходят в коренные качественные. Этот переход реализуется в форме скачка. Примерами к закону могут служить переходы жидкости в газы /при изменении температуры/ и наоборот (29). 3.5.Третий закон - “закон отрицания”: развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные стороны, постольку развитие носит прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных признаков низших.
3.6.При исследовании надо помнить о категориях «причины и следствия». Явление, предшествующее другому и вызывающее его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием (18). 3.7.При исследовании вопросов жизни человека и общества необходимо учитывать следующее философское положение: «Не сознание определяет жизнь, а жизнь в основном определяет сознание людей».При этом под «жизнью» следует понимать: взаимодействие людей с природой в процессе производства материальных благ, и взаимоотношения между собой самих людей (19). 3.8. В дополнение к изложенному выше, необходимо учитывать и такое положение: «Экономический базис страны /формы собственности, производственные отношения людей и система распределения материальных благ/ является основанием, на котором формируется надстройка /политические, правовые, философские, этические, художественные, религиозные взгляды общества и соответствующие им учреждения/. 3.9.В познании мира большую роль играет «принцип отражения». Принцип отражения является краеугольным камнем теории познания. Человеческое отражение действительности реализуется в виде сознания и самосознания. Оно предполагает не просто «зеркальное отражение», а активные действия человека. Человек анализирует воспринятое, делает выводы, принимает решение и может начать действовать по преобразованию действительности /или информации о ней/. 3.10. В познавательной деятельности необходимо следить за соблюдением «принципа соответствия». Этот принцип выдвинут известным физиком Н.Бором. Смысл его заключается в том, что вновь открытые знания не должны противоречить проверенным практикой законам и теориям /например, новые знания должны соответствовать закону сохранения энергии, закону всемирного тяготения и т.д./. 3.11.В познавательной деятельности необходимо учитывать следующие положения: 3.11.1.Пользуясь какой-либо теорией в исследовании, надо знать границы ее применимости. 3.11.2.В основе познания должны лежать факты, добытые из опыта или взятые из авторитетного литературного источника.
3.113.Наши знания всегда ограничены, т.е. в большинстве случаев они не являются абсолютной истиной. 3.11.4.В исследовании очень важно правильно оценить истинность и значимость полученных результатов. 3.12.Научное познание представляет собой деятельность с идеализированными объектами. Эта деятельность нацелена на выяснение внутренних и внешних свойств, связей частей, законов отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Итальянский ученый средневековья Галилей определил четыре стадии познавательной деятельности: Чувственный опыт, привлекающий внимание к изучению определенной группы явлений. Поиск аксиомы, рабочей гипотезы, объясняющей закономерности этой частной группы явлений /событий, фактов/ - центральный момент познания, дающий ключ к решению проблемы. Математическое развитие рабочей гипотезы, или нахождение логических следствий из нее. Эксперимент - опытная проверка теоретических выводов, которая необходима, поскольку гипотеза есть лишь догадка о сущности изучаемых объектов. 3.13.Научное познание может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. Диалектика взаимоотношения эмпирического и теоретического уровней познания заключается в том, что само познание, функционируя на базе эмпирического материала, проникает в сущность последнего и тем самым позволяет подняться до уровня объяснения его. 3.14.Эмпирический и теоретический - относительно самостоятельные методы познания. Граница между ними условна. Дело в том, что теоретические знания на одном этапе науки, дают возможность познать эмпирически на следующем более высоком уровне развития науки. 3.15.Знания, добытые эмпирическим путем, дают возможность разработать теорию, в основе которой будут лежать индуктивные и дедуктивные построения. 3.16.Знания, полученные теоретическим путем, дают возможность разработать теорию, в основе которой будут лежать аксиоматические и логико-математические построения. 3.17.Необходимые элементы теории любого уровня познания - понятия, законы, идеи, принципы, правила должны отражать и отражают свойства объектов /явлений, процессов, предметов и т.п./. 3.18.На основе анализа фактов, идей, показателей и т.п. ученик в своем мозгу строит абстрактную модель изучаемого объекта. Модель - это абстрактный /иногда и материальный/ образ, воспроизводящий некоторые свойства и характеристики реально существующих вещей. Модель не может быть полностью адекватной реальному объекту. Она может быть только теоретической посредницей между исследователем и изучаемым объектом. Но все же модель должна соответствовать изучаемому объекту в основной его сути. 3.19.Для исследования объекта обычно используются несколько моделей. Вообще модель строится интуитивно, путем догадки. Догадка при этом основывается на предполагаемых свойствах, возможных взаимосвязях, предполагаемой структуре и т.д. По сути дела предполагается, что изучаемый объект является таким-то. Получается, что выстраивается гипотеза. Гипотезой, как известно, называют предположение о свойствах, структуре и связях изучаемых объектов. При этом не известно является эта гипотеза истинной или ложной.
3.20.Абстрактные модели делятся на модели представления и знаковые. К моделям - представлениям относятся модели идеального газа, планетарная модель атома и другие. К знаковым моделям относятся: система уравнений, описывающих процесс; математические формулы, изображающие физические или химические законы /процессы/ и т.п. 3.21.В процессе исследования модель изучаемого объекта выступает первоначально как догадка - гипотеза, как правдоподобное решение проблемы. Верная гипотеза несет в себе большой эвристический заряд, ее логическое развитие дает возможность предвидеть истину. Вообще познание развивается циклически: от анализа и обобщения совокупности фактов и постановки проблемы - к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам; от выводов к их интерпретации, экспериментальной проверке и практическому применению. В переходе от теории к практике много общего с переходом от эмпирических фактов к гипотезе - и то и другое требует интуиции и фантазии. То и другое происходит на основе мысленного моделирования. При этом теоретик чаще использует модель-аналогию, совпадающую с исследуемым объектом лишь только в существенном. Модель экспериментатора, реализующего теоретический подход, напротив, всегда конкретна - представлена в виде приборов и стендов. 3.22.Таким образом, можно заключить, что познать объект /предмет, вещество, процесс, явление, событие и т.д./ - это значит: -изучить его свойства, /характеристики, факты/ в целом и отдельных его частей /элементов/; -выявить функции его частей и их взаимосвязь; -описать свойства и функции; -объяснить свойства, функции и взаимосвязи объекта, сформулировать закон его существования; - составить предложения по управлению рассматриваемым объектом /или по его практическому использованию/.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.017 с.) |