Комплексность применения исследовательского метода обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексность применения исследовательского метода обучения



1.1.Цель: Развитие широты (дивергентность) мышления у обучающихся, всестороннее рассмотрение проблемы.

Для достижения таких целей применяемых в настоящее время методов обучения школьников, по нашему мнению, недостаточно. Напрашивается применение исследовательского метода. Сущность исследовательского метода обучения, как известно, заключается в том, что учитель формулирует учащимися проблему, а последние самостоятельно ищут её решение. Конечно, работа учащихся по исследовательскому методу учит их решать отдельные проблемы. Но, в данном случае применить исследовательский метод предполагается не на уроке, а в целом на курсе.

Перед обучающимися по курсу “Учебно-исследовательская деятельность школьников” преподавателем совместно с учителями-предметниками (будущими посредниками) ставится межпредметная проблема (школьники тоже участвуют в постановке проблемы).

Затем школьники выбирают тему – познавательную задачу, которую они планируют исследовать, как часть общей проблемы. При этом предполагается, что частная тема школьника, её исследование внесёт вклад в решение межпредметной проблемы. В этой учебной работе исследовательский метод обучения используется наиболее полно.

Кроме того, мы считаем, что в данный раздел целесообразно включить обобщающий компонент – развитие у обучающихся системности мышления.

Под этим мы понимаем:

- формирование умений поставить проблему (т.е. сформулировать познавательную задачу);

- развитие умений подойти к проблеме со всех обычных и необычных сторон;

- развитие умения решать проблему с учётом неопределённости;

- развитие ассоциативного воображения;

- развитие умения анализировать и обобщать;

- развитие умения использовать интуицию;

- развитие умения мыслить творчески.

В целом общее развитие учащихся и формирование у них приёмов познавательной деятельности осуществляется путём комплексного применения исследовательского метода [7].

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.2.1. Подбор межпредметной темы. Она должна отвечать определённым требованиям, а именно:

- должна позволять ученикам пройти (усвоить) все этапы на­учного исследования (конечно, на школьном уровне);

- быть достаточно объёмной, чтобы её можно было изучать в нескольких аспектах. То есть, должна быть возможность рассматривать её широко и всесторонне.

1.2.2. Далее подбирается группа учеников 8-10 кл., активно участвующих в изучении межпредметной темы. С этой группой начинаются занятия по курсу “Учебно-исследовательская деятельность”[7]. Группа посещает занятия в обязательном порядке (другие ученики старших классов приглашаются пожеланию).

Из основной группы создаётся Научное общество учащихся (НОУ). Занятия ведёт учёный или преподаватель.

1.2.3. Непосредственное руководство исследованием ученика ведёт учитель – предметник, что он занимает положение “посредника” между учеником и знаниями, между учеником и процессом добывания новых знаний.

Мы считаем, что в этом случае применим метод “Учения с посредником”, разработанный учёным США Р. Фоерстейном [9,10,11], состоящий из трех основных принципов деятельности учителя – предметника, участвующего в учебной работе.

Первый принцип: учитель готовится к работе по межпредметной теме, планирует программу работы с учащимся по исследованию частной темы школьника. При этом главным должно быть доброжелательность в общении и отсутствие оценок действий ученика.

Второй принцип: вывод подопечного ученика за пределы исследуемой темы.

УЧИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ ШКОЛЬНИКА АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СРАВНИВАТЬ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ И ГРУППИРОВАТЬ ИХ, производить оценку предметов и явлений. Учитель-посредник разъясняет связь между предыдущими знаниями, и новыми, полученными при исследовании выбранной темы.

Третий принцип: учитель формирует понимание школьником значимости, полезности его работы по исследованию темы.

Действия учителя в этом случае заключаются в разъяснении ученику целей работы в НОУ над темой, стимулировании ученика к использованию знаний и выработанных умений в новых условиях, в новых ситуациях для решения возникших задач.

Руководство исследовательской деятельностью ученика “учение с посредником” требуют от учителя непрерывного повышения и применения профессионализма и систематической работы. При этом важно для учителя самому овладеть навыками организации НИР:

1) выстраивать общение с учениками, в котором отношение к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;

2) провоцировать появление вопросов и желания найти на них ответы:

3) учитывать интересы и мотивы школьника;

4) давать учащемуся право в принятии значимых решений;

5) развивать общее желание к творчеству.

1.3. Когда члены НОУ войдут в курс предстоящей деятельности, (это примерно шестое занятие), они выбирают темы своих личных исследований. Темы выбираются с участием руководителя занятий. Так как в последующем руководить исследованием учеников будут учителя-предметники, то в выборе тем исследования учениками они так же принимают участие.

Темы учениками выбираются такие, чтобы всесторонне охватить межпредметную тему. Например, была рассмотрена тема “ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА И В НАШИ ДНИ”.

(Гимназия N 18 г. Королев Московской области).

По этой теме были проведены следующие исследования:

1. Социально-экономическая ситуация в России в период создания романа – ученик 10 кл. Марцинюк П.

2. Общественное движение в России в рассматриваемый период –ученица 10 кл. Тхай Л.

3. История создания романа “Отцы и дети”-ученица 10 кл. Танкова В.

4. О личности Е.Базарова (эссе) – уч. 10 кл. Шахназарова Л.

5. Нигилизм как общественно-историческое явление – ученицы 10 кл. Ершова А. и Чеснокова И.

6. Роман “Отцы и дети” – роман о любви – уч. 10 кл. Вагузова Н.

7. Общественная жизнь, отраженная в романе – уч. 10 кл. Исаева О.

8. Проблемы отцов и детей в современном обществе – уч. 10 кл. Фесенко А.

Была изучена также тема: “ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА”.

По этой межпредметной теме были подготовлены следующие работы:

1. Туберкулёз лёгких в современной России – уч. 11 кл. Милюков М.

2. Влияние алкоголизма на организм подростка – уч. 11 кл. Дадов И.

3. Социальный статус учащегося – уч. 11 кл. Саламова Айна.

4. Массовая культура культивизации идолопоклонства в среде молодёжи – уч. 11 кл. КИРПИЧЕВА Е.

5. Мотивация учебной деятельности – ученицы 11 кл. Симонян С. и Моторина Е.

6. Честь и честность – уч. 9 кл. Бобылёва Е.

7. Экология и нравственность – уч 9 кл. Кравчук Д.

8. СПИД в России – уч. 11 кл. Тельминов С.

Была исследована ещё такая тема: “ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ”.

По этой теме были подготовлены и доложены на школьной конференции следующие темы:

1 Жизнь и творчество Д.И. Менделеева – уч. 9 кл. Болдырева Н.

2. Жизнь и деятельность Пифагора – уч. 9 кл. Трегуб А.

3. Жизнь и подвиги Александра Невского – уч. 9 кл. Чухланцева Л.

4. Открытия Исаака Ньютона – уч. 9 кл. Софьина К.

5. Литературно- художественная жизнь Байрона – уч. 9 кл. Хасаншина М.

6. Бернард Шоу – писатель и драматург – уч. 9 кл. Шайдулина А.

Были исследованы и некоторые другие темы.

1.4. Занятия в научном обществе проходили по специальной программе (см. приложение 2).

Программа содержит все этапы научного исследования: постановку познавательной задачи, формулировку цели, выбор метода исследования, проведение исследования и разработку выводов.

1.5. На первом же занятии ученикам разъясняется, что им предстоит делать.

Рассказывается, что им предстоит всесторонне изучить межпредметную тему, при этом пройти те же этапы, исследования, которые проходит и учёный. Разница в уровне и в том, что ученик добывает знания, которые уже известны (не известны только ему и классу).

Следует отметить преимущества комплексного применения исследовательского метода обучения:

а) Ученик, занимаясь одной стороной комплексной проблемы, невольно вынужден думать о проблеме в целом, так как он понимает, что если он не будет вникать в содержание проблемы вобщем, то может допустить ошибки в своём индивидуальном исследовании при трактовке фактов или событий, имевших место в рассматриваемой проблеме.

б) Общаясь с учащимися, исследующими ту же межпредметную тему, школьник, обсуждая с ними содержание проблемы, невольно развивает широту собственного мышления.

в) Межпредметность темы заставляет ученика осмысливать взаимосвязь изучаемых предметов и тем самым обобщать знания и лучше осваивать школьный курс [8,9, 10,11.].

Обращалось внимание учеников на использование знаний, полученных на уроках, на знание теории, законов, принципов и правил той науки, по которой взята тема исследования.

Особое внимание уделялось роли интеллекта в исследовательской деятельности, упражнениям по его развитию, формированию критического мышления [12,13,14].

Естественно, умение рассуждать чаще относится к критическому уму. Приведём пример критического мышления, т е. собственного аналитического рассуждения ученика.

“Воспитание – это очень важный процесс в жизни человека. …Можно сказать, что это одна из сквозных тем русской литературы, анализ которой помогает увидеть самые истоки зарождения личности литературного героя.

У меня к этой теме особый личный интерес. Нас три сестры, и, хотя нас воспитывали одинаково, у каждой сформировался свой, совершенно особый взгляд на жизнь. Мне захотелось узнать – почему люди, выросшие в одной среде, так индивидуальны?” (Фесенко А. ученица 9-го кл.).

Работая над межпредметной темой в гимназии N 18 г. Королева (и при подготовке эссе и исследовательских работ) мы старались приблизить детей как можно ближе к жизни. На занятиях научного общества (НОУ) мы часто повторяли: наблюдайте жизнь, развивайте наблюдательность. Наблюдение - источник размышлений.

В какой-то мере наши старания не прошли даром. Так, ученица 8-го класса Радченко А. в Исследовательской работе “Дятлы Лосиного острова” пишет: “Отправившись в хорошее весеннее утро в ближайший лес для прогулки, Вы с наслаждением вдыхаете свежий лесной воздух и прислушиваетесь к разнообразным голосам птичьего мира.

Вдруг над вами с высоты зелёного свода древесных ветвей раздаётся громкое “эррррр…”, подобное короткой барабанной дроби. Постарайтесь всмотреться повнимательнее и вы увидите дятла, прицепившегося к сухому суку”.

Прежде всего развитию интеллекта на занятиях НОУ вообще уделялось большое внимание.

Дело в том, что одной из задач курса является научить гимназистов правильно мыслить.

Обученность правильному мышлению учащиеся использовали в своих исследовательских работах.

Рассмотрим, например, проект ученицы 10-го класса Исаевой Оли “Общественная жизнь в романе Отцы и дети”. Она пишет: “Литература всегда была голосом эпохи. И.С. Тургенев в романе Отцы и дети чрезвычайно верно изобразил современное поколение. Это, конечно, заслуживает глубочайшего уважения.

Великому художнику удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века”.

Метод дедукции также был задействован. Дедукция, как известно, движение мысли от общего положения к частному событию (факту) [19,20, 23].

Дедукцию, в частности, в своём проекте также применила ученица 10 класса Исаева Ольга.

В рассматриваемой учебной работе изучался и применялся метод рефлексии. Как известно, рефлексия – метод мышления, предметное рассмотрение объекта(9,11).

Это деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение самого знания, критический анализ его содержания, внутреннюю специфику духовного мира человека. При исследовании рефлективное мышление – это движение мысли вперёд с тщательным анализом фактов, а затем назад, и так несколько раз до полного уяснения.

Рефлексию также использовала Шахназарова Лана в эссе “О личности Е. Базарова”. Она пишет: ”Всё задаю себе вопрос: почему Базаров нет- нет да сорвётся, заговорит с преувеличенной гордостью, с подозрительным ожесточением. Это случается, например, когда речь заходит об искусстве.

Не является ли его нетерпимость результатом проявлений скрытой власти искусства над его душой? Не сознаёт ли сам Базаров в музыке, искусстве, поэзии силу угрожающую его ограниченным взглядам на природу человека”?

Достаточно внимания уделялось обучению самостоятельной работе с информацией, развитию навыка проникновения в сложный текст.

Много внимания уделялось добыванию, “базовой информации”, то есть информации, являющейся центральной для данного исследования.

Заканчивалась программа ознакомлением учащихся с учебно-научной конференцией: как она готовится, как проводится, как они должны представить свою исследовательскую работу и участвовать в дискуссии по межпредметной теме.

Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности

 

Цель: показать важность осознания понятий, владения терминологией в учебно-исследовательской деятельности. Дать определение понятия и термина.

Содержание, сущность каждой науки формируется путем выделения некоторых сторон, показателей, свойств и отношений реального /или воображаемого/ мира, и мысленного отвлечения от всех других его характеристик. Эти стороны, показатели, свойства и отношения объектов, составляющих "материальную" структуру науки, являются основой формирования понятий, составляющих каркас рассматриваемой науки.

Обобщенный анализ научных достижений показывает, что все объекты и явления окружающего нас мира определяются небольшим составом фундаментальных понятий. Чтобы учащемуся усвоить предмет, необходимо изучить основные понятия, сформированные в этом предмете.

ПОНЯТИЕ - это отражение в человеческом сознании предметов, процессов, веществ, явлений, событий и т.п. в виде совокупности наиболее существенных показателей, свойств, связей и отношений, выделяющих эти объекты среди других единиц окружающего мира (19,20).

Понятие - это необразное, выражаемое "словами" /а не картинами, как выражается образ/ представление о реальной /или общепринятой воображаемой, как, например, "структурная формула бензола", "формула разности квадратов/" или другие абстрактные элементы теоретических знаний человеком действительности.

В отличие от чувственного образа, отражающего в основном внешние стороны объекта, понятие дает представление о сущности, об основном его "содержании".

Необходимо различать понятия, употребляемые в широком смысле, и научные понятия. Обыденные понятия формально выделяют общие, сходные признаки объектов и закрепляют их в словах. Научные понятия содержат существенные и необходимые признаки, а слова и знаки /формулы/, их выражающие, являются научными терминами.

Понятиями человек оперирует в мышлении, а затем в разговоре, при устном выступлении или при подготовке письменного текста, или вообще при передаче информации в словесном виде. Таким образом, понятие всегда имеет словесную форму. Например, возьмем понятие "апельсин". При мышлении об этом объекте мы мысленно /словами/ представляем круглый, оранжевый плод кисло-сладкого вкуса с приятным запахом.

В науке человек мыслит понятиями, в искусстве - образами.

Чем больше человек знает понятий, тем точнее он может словесно /устно или письменно/ обрисовать рассматриваемый объект и тем яснее его поймет слушатель или читатель. Поэтому для познания мира и его описания, а также для исследования любой проблемы необходимо знать как можно больше понятий. Эта задача решается путем образования людей, самообразования.

В обычном употреблении языка слова, как правило, имеют многие значения. Их значение меняется в зависимости от контекста. Это свойство языка, естественное в его обыденном употреблении, становится проблемой в науке. Невозможно словесно определять научные истины, строить строгие рассуждения, приводить обоснованно доказательства, пользуясь многозначными, нечеткими словами. Поэтому в науке пользуются терминами - словами, которые определены точно и регламентированы. Регламентация осуществляется путем определений, например: "умения - освоенные человеком способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков"; "кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков", и т.п. В некоторых случаях научные термины пишутся и звучат, как слова разговорной обыденной речи. При этом, например, слово "соль" в химии и в обыденной речи означают разные вещи. В химии это вещество, полученное путем замещения в кислоте атома водорода на металл. В бытовом употреблении соль - это вещество белого цвета, которое мы покупаем в магазине и солим пищу.

Термины в науке позволяют значительно короче выражать истины, факты, описание процессов, явлений и т.д. /не было бы терминов, пришлось бы в тексте целиком приводить определения понятий/. Таким образом, термин - это слово или словосочетание /или слово символ/, которое является наименованием понятия.

В качестве примера термина символа-слова может служить "Уран-235". Этот термин используется в химии для названия понятия - одного из химических элементов.

Известно, что существуют слова омонимы - одинаково звучащие, но выражающие различные понятия. Например, слово "сеть" может выражать несколько понятий, а именно: приспособление для ловли рыбы; сеть заграждения против подводных лодок и мин; сеть Internet; агентурную сеть в разведке и т.п.

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ.

Содержание понятия - это совокупность более или менее существенных признаков объектов, которые обобщают их и выделяют из множества других объектов. Например, содержание понятия "параллелограмм" включает два признака: "четырехугольник", "противоположные стороны которого параллельны".

Объем понятия - это совокупность /класс/ объектов, которая мыслится в понятии и существует реально вне сознании человека.

Иначе - это совокупность объектов, имеющих признаки данного понятия. Например, под объемом понятия "животные" подразумевается множество всех существ, живущих сейчас, живших раньше, и которые будут жить в будущем.

Отдельные объекты понятия называются его элементами. Например, объем понятия "методы исследования в школе" содержит основных шесть элементов: анализ, анкетирование, наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, моделирование.

Существуют понятия с нулевым объемом - их объемы не содержат ни одного элемента. Например, понятие "кентавр" не содержит элементов. Есть единичные понятия - их объемы содержат по одному элементу, например - Луна. Объем понятия может быть бесконечным, например, понятие "натуральные числа".

Чем шире объем понятий, тем уже их содержание - это закон обратного отношения между объемом понятия и его содержанием.

Например, понятие "моторная лодка" имеет значительно меньший объем, чем понятие "лодка". Понятие "лодка" имеет существенно меньше объединяющих понятие признаков, чем понятие "моторная лодка".

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ - это полное описание понятия посредством известных понятий словесными средствами. Например, определение понятия "методы исследования" выглядит так: "это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения объектов действительности".

Дать определение всем понятиям невозможно, да и нет необходимости. В связи с этим при обучении и в науке для введения понятия пользуются описанием, характеристиками и дают пример. Описание представляет собой перечисление отдельных черт объекта с целью дать возможность отличить его от других объектов. Например, при описании понятия "молекула" указывают, что в числе других свойств в это понятие входит свойство "быть мельчайшей частицей вещества, сохраняющей его физические и химические свойства".

Понятия имеют родовидовую связь, указывающую на подчиненность. Эта связь означает, что все элементы, входящие в более узкое /нижнее/ понятие, являются частью объема более широкого понятия. "Высокое" понятие называется родовым, а узкое - видовым. Например, "методы обучения" - родовое понятие, а "исследовательский метод обучения" - видовое понятие.

ПОНЯТИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ВИДОВ:

-по характеру обобщаемых единиц;

-на положительные и отрицательные понятия.

По характеру обобщаемых единиц понятия подразделяются на два вида:

-собирательные и несобирательные;

-конкретные и абстрактные.

Содержанием объема в собирательном понятии является некоторая совокупность отдельных единиц, мыслимых как одно целое /педколлектив, класс учащихся и т.п./.

Несобирательные понятия имеют в своем объеме нечто единое целое /вербальная модель, мысленный эксперимент и др./.

Конкретные понятия включают реально существующие элементы/ученик, учитель и т.д./.

Абстрактные понятия - это понятия в математике /угол, кривая, ромб и т.д./ и других теоретических областях.

В процессе познания мира и развития человечества понятия меняются, и абстрактные понятия могут стать конкретными.

Положительные и отрицательные понятия характеризуют наличие или отсутствие каких-то качеств /обладающий способностями и не обладающий способностями/.

Понятия бывают "сравнимыми" и "несравнимыми".

Далекие по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми. Например, несравнимыми являются понятия"безответственность", "песня", "нитка", "камень".

"Сравнимые" понятия - это понятия, имеющие общие признаки. Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые /объемы этих понятий совпадают полностью или частично/ и не совместимые /объемы этих понятий не совпадают ни в одном элементе/.

Существует два типа совместимости понятий - тождественность и соподчинение.

Тождественными называют понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. Примеры таких понятий: "Волга" и "Самая длинная река в Европе".

"Соподчинение" /координация/ - это отношение между объемами нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих к одному родовому понятию, например: "ель", "береза", "сосна" /родовое понятие дерево/.

Отношения "противоположности" имеют понятия одного рода, но объемы одних понятий имеют признаки, которые отрицаются и заменяются объемами других понятий. Термины этих понятий являются антонимами, например: "храбрость" - "трусость"; "больной человек" "здоровый человек".

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Деление понятий - это логическое действие, посредством которого объем делимого родового понятия распределяется на ряд объемов видовых понятий. Например, понятие "органы чувств" делится на понятия: "зрение", "слух", "обоняние", "вкус", "осязание".

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ.

Классификация понятий - это распределение объектов по группам /классам/, где каждая группа имеет свое место.

О СБЛИЖЕНИИ ПОНЯТИЙ.

Сближение понятий, легкость ассоциирования отдаленных понятий это одно из слагаемых творческой одаренности.

А.С.Пушкин отмечал, что именно в остроумии прослеживается сближение понятий: "Остроумием мы называем не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения".

Для проверки таких способностей применяют тесты /задачи/.

Например: Имеются два слова "изумруд" и "молодой".

Необходимо найти слово, которое бы объединяло эти два понятия /в данном случае слово "зеленый"./ Или: три слова "небо", "кровь", "Дунай". Надо дать определение, которое подходило бы ко всем трем словам /"голубой"/.

Ученые установили, что в четыре - пять этапов можно установить ассоциативный переход между двумя любыми понятиями. Возьмем, например, два таких отдаленных понятия, как "древесина" и "мяч".

Достаточно четырех промежуточных ассоциаций, чтобы от "древесины" перейти к "мячу". При этом каждая из ассоциаций вполне естественна: древесина - лес поле – футбольное лес - поле футбольный - мяч

Возьмем два других слова: "небо" и "чай".

Связь между ними устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций:

небо - земля вода - пить

земля - вода пить - чай

ХАРАКТЕР АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ОБУСЛАВЛИВАЕТ, ОГРАНИЧИВАЕТ И ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ ХОД МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С ТЕКУЩИМИ ВОСПРИЯТИЯМИ. Мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.

Анализ показывает, что в памяти человека слова группируются в "гроздья", ассоциативные заготовки, которые используются в процессе восприятия окружающего мира и в процессе мышления.

ЭТИ ШАБЛОНЫ ДЕЛАЮТ МЫШЛЕНИЕ МЕНЕЕ ГИБКИМ, НО ИХ ОТСУТСТВИЕ ПРИВОДИТ К ХАОСУ В МЫШЛЕНИИ.

ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН ПРОЧНОСТИ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ. КАК ЕГО ДОБИТЬСЯ?

Надо читать классиков и размышлять над прочитанным, стараться общаться с людьми, умнее вас, набираться ассоциаций, содержащих мысли высокого уровня.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

Понятия формируются на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов, процессов, событий и т.д. При формировании понятия надо отбросить несущественные признаки. Чтобы это проделать, надо провести анализ показателей рассматриваемых элементов. При этом объект следует разделить на составные части, выделить наиболее существенные характеристики у этих частей. Анализ следует проделать со всеми объектами, которые предположительно войдут в объем понятия. После этого проделывают процедуру сравнения объектов - т.е. установления сходства или различия по существенным признакам.

После сравнения делают обобщение - мысленное объединение объектов в формируемое понятие. Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующих признаков.

Обобщение - мысленная операция перехода от мысли об индивидуальном, заключенном в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т.п., к мысли об общем; от мысли об общем к мысли о более общем. Обобщение - это переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности.

Установление отношений между понятиями, осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации и сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании понятиями, в ходе проверки истинности понятий, соответствия их реальной /или абстрактной/ действительности. При этом понятия включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему заключений.

Суждение - это высказывание какой-либо мысли.

Умозаключение - процесс, в котором из нескольких посылок выводится новое суждение.

Приведем определение понятий, используемых в исследованиях учащихся.

НАУКА - это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.

Она включает в себя все условия и факторы /элементы/ этого производства: ученых с их знаниями и способностями; научные учреждения с экспериментальным оборудованием; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппараты; систему научной информации, а также совокупность научных знаний [18, 19, ]. В то же время наука выступает как форма общественного сознания. Общественное сознание - есть не что иное, как" осознанное бытие", т.е. отражение в сознании материального бытия, мышление и продукты мышления. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.

ИССКУСТВО - это мышление в образах, эстетический способ освоения действительности.

НАУКА - это мышление понятиями. Науку и искусство объединяет творческо-познавательное отношение к действительности.

ЗНАНИЕ - это адекватное отражение объективной реальности в сознании людей в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание фиксируется в знаках искусственных и естественных языков. Знания подразделяются на научные и обыденные, эмпирические и теоретические.

ИССЛЕДОВАНИЕ - это процесс и результат научной деятельности, направленной на добывание новых знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ отличается от исследования такими качествами как:

• в результате проектирования появляется не знание, а продукт, который может быть предметом, веществом или мероприятием (например, инсценировкой праздника или спектакля, или шоу и т.д.);

• проект больше относится к организации какой-то деятельности (проект урока, проект развития школы и т.п.).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - раскрывают общие закономерности, методологию науки и направлены на углубление научных знаний, на открытие новых областей науки.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - это работа по получению новых знаний о способах приложения уже открытых законов. Они служат промежуточным звеном между наукой и практикой.

ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКИ - конкретная разработка приборов, механизмов и машин.

ТВОРЧЕСТВО - это применение закономерностей известного явления в новых условиях, к решению новой задачи; или известного метода к решению новой проблемы; или комбинирование знакомых фактов для получения нового эффекта.

ПОЗНАНИЕ - это процесс постижения /получения/ новых истинных знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.

В ПОЗНАНИИ ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: рациональное познание, осуществляемое через понятия, суждения, умозаключения и выражающееся в теориях, законах, правилах и т.п..

И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, осуществляемое с помощью ощущений, восприятий и представлений (42).

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - это совокупность законов, принципов и правил процесса постижения истинных знаний реальной действительности.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТ - событие, явление, какой-либо другой фрагмент реальности.

НАУЧНЫЙ ФАКТ - отражение объективного факта в человеческом сознании путем описания его на естественном или искусственном языке.

ТЕОРИЯ - система знаний, дающая целостное представление о закономерностях существования и основных связях объектов в целом и их элементов в некоторой области действительности.

Всякая теория имеет границы применимости.

ЗАКОН - внутренняя существенная и устойчивая связь объектов, процессов, явлений и их свойств, обуславливающая их упорядоченное взаимодействие, движение, изменение.

ИНТЕЛЛЕКТ - совокупность всех познавательных свойств индивида от ощущения и восприятия до мышления и воображения. С помощью интеллекта человек познает действительность.

СПОСОБНОСТИ - психологические свойства личности, характеризующие ее умения по быстроте, глубине и прочности овладевать приемами теоретической и практической деятельности (13).

УМЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ - это способности выбрать предмет исследования, определить тему, сформулировать цель, разработать ведущий замысел, /или гипотезу /, модель исследуемого объекта, подобрать метод, провести исследование и в итоге получить новое знание. Для школьника новым считается то знание, которое не предусмотрено учебным планом.

АНАЛИЗ - это выявление частей целого, установление взаимосвязей между частями, понимание принципов организации целого.

При анализе может появиться новое знание, а именно: ученик может выявить скрытые связи, зависимости; увидеть ошибки и упущения в логике рассуждения, отличить факты от следствий.

СИНТЕЗ - это умение комбинировать элементы для получения другого целого, обладающего новизной. Результатом исследования с помощью метода синтеза может быть подготовка отчета, доклада, сообщения, плана дальнейших исследований и т.д.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - это вопрос /задача/, или комплекс вопросов, отражающих противоречие в трактовке /понимании/ сути явления /процесса, предмета, вещества, события и т.д./, решение которых представляет практический, теоретический или учебный интерес.

Проблема - это задача, алгоритм решения которой неизвестен.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть проблемы, включающая вопрос или группу вопросов определенного направления /характера/.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это процесс, предмет, вещество, явление, которое подлежит изучению, рассмотрению.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания. Метод исследования определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

ВЕДУЩИЙ ЗАМЫСЕЛ - это концепция исследовательской работы /реферата, доклада и т.п./, руководящая идея, первоначальная общая схема научного труда. Ведущий замысел является первой ступенью творческого акта.

КОНЦЕПЦИЯ - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

ГИПОТЕЗА - это пробное обобщение, представление возможного решения исследуемой проблемы.

Гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные.

Они могут выглядеть как отдельные утверждения или как логически связанная система.

ОБОБЩЕНИЕ - это элемент исследования /изучения/ объектов с выделением каких-либо их признаков, по которым рассматриваемые объекты сводятся /обобщаются/ в систему /класс, группу и т.д./.

РЕФЕРАТ /от латинского реферо - докладываю, сообщаю/ - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение (см. приложение 4).

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ДОКЛАД - вид самостоятельной письменной работы учащегося на конкретную тему, подготовленный с использованием нескольких источников информации: книг, брошюр, статей с индивидуальным толкованием содержания. В нем должны быть приведены новые, не известные учащимся сведения [38].

ТЕЗИСЫ - основополагающие утверждения в некоторой концепции или теории. Тезисы можно сравнить с естественнонаучными гипотезами.

КОНСПЕКТ - фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Поэтому перед составлением конспекта должна быть мыслительная обработка информации, отбор материала по значимости, составление плана, выделение тезисов.

1.Решите задачу:

В зоопарке имеется 30 голов и сто ног. Сколько зверей и сколько птиц живут в зоопарке?

ОТВЕТ. Обозначим число зверей буквой "Х", а число птиц буквой "y". Известно, что x + y = 30. Тогда x = 30 - y. Это по головам.

А по ногам уравнение будет 4/30-y/+2y =100. Решая уравнение дальше, находим: y=10; x=20.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.129 с.)