Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексность применения исследовательского метода обучения
1.1.Цель: Развитие широты (дивергентность) мышления у обучающихся, всестороннее рассмотрение проблемы. Для достижения таких целей применяемых в настоящее время методов обучения школьников, по нашему мнению, недостаточно. Напрашивается применение исследовательского метода. Сущность исследовательского метода обучения, как известно, заключается в том, что учитель формулирует учащимися проблему, а последние самостоятельно ищут её решение. Конечно, работа учащихся по исследовательскому методу учит их решать отдельные проблемы. Но, в данном случае применить исследовательский метод предполагается не на уроке, а в целом на курсе. Перед обучающимися по курсу “Учебно-исследовательская деятельность школьников” преподавателем совместно с учителями-предметниками (будущими посредниками) ставится межпредметная проблема (школьники тоже участвуют в постановке проблемы). Затем школьники выбирают тему – познавательную задачу, которую они планируют исследовать, как часть общей проблемы. При этом предполагается, что частная тема школьника, её исследование внесёт вклад в решение межпредметной проблемы. В этой учебной работе исследовательский метод обучения используется наиболее полно. Кроме того, мы считаем, что в данный раздел целесообразно включить обобщающий компонент – развитие у обучающихся системности мышления. Под этим мы понимаем: - формирование умений поставить проблему (т.е. сформулировать познавательную задачу); - развитие умений подойти к проблеме со всех обычных и необычных сторон; - развитие умения решать проблему с учётом неопределённости; - развитие ассоциативного воображения; - развитие умения анализировать и обобщать; - развитие умения использовать интуицию; - развитие умения мыслить творчески. В целом общее развитие учащихся и формирование у них приёмов познавательной деятельности осуществляется путём комплексного применения исследовательского метода [7]. 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 1.2.1. Подбор межпредметной темы. Она должна отвечать определённым требованиям, а именно: - должна позволять ученикам пройти (усвоить) все этапы научного исследования (конечно, на школьном уровне);
- быть достаточно объёмной, чтобы её можно было изучать в нескольких аспектах. То есть, должна быть возможность рассматривать её широко и всесторонне. 1.2.2. Далее подбирается группа учеников 8-10 кл., активно участвующих в изучении межпредметной темы. С этой группой начинаются занятия по курсу “Учебно-исследовательская деятельность”[7]. Группа посещает занятия в обязательном порядке (другие ученики старших классов приглашаются пожеланию). Из основной группы создаётся Научное общество учащихся (НОУ). Занятия ведёт учёный или преподаватель. 1.2.3. Непосредственное руководство исследованием ученика ведёт учитель – предметник, что он занимает положение “посредника” между учеником и знаниями, между учеником и процессом добывания новых знаний. Мы считаем, что в этом случае применим метод “Учения с посредником”, разработанный учёным США Р. Фоерстейном [9,10,11], состоящий из трех основных принципов деятельности учителя – предметника, участвующего в учебной работе. Первый принцип: учитель готовится к работе по межпредметной теме, планирует программу работы с учащимся по исследованию частной темы школьника. При этом главным должно быть доброжелательность в общении и отсутствие оценок действий ученика. Второй принцип: вывод подопечного ученика за пределы исследуемой темы. УЧИТЕЛЬ ОБУЧАЕТ ШКОЛЬНИКА АНАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СРАВНИВАТЬ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ И ГРУППИРОВАТЬ ИХ, производить оценку предметов и явлений. Учитель-посредник разъясняет связь между предыдущими знаниями, и новыми, полученными при исследовании выбранной темы. Третий принцип: учитель формирует понимание школьником значимости, полезности его работы по исследованию темы. Действия учителя в этом случае заключаются в разъяснении ученику целей работы в НОУ над темой, стимулировании ученика к использованию знаний и выработанных умений в новых условиях, в новых ситуациях для решения возникших задач. Руководство исследовательской деятельностью ученика “учение с посредником” требуют от учителя непрерывного повышения и применения профессионализма и систематической работы. При этом важно для учителя самому овладеть навыками организации НИР:
1) выстраивать общение с учениками, в котором отношение к внутреннему миру другого будет занимать значимое место; 2) провоцировать появление вопросов и желания найти на них ответы: 3) учитывать интересы и мотивы школьника; 4) давать учащемуся право в принятии значимых решений; 5) развивать общее желание к творчеству. 1.3. Когда члены НОУ войдут в курс предстоящей деятельности, (это примерно шестое занятие), они выбирают темы своих личных исследований. Темы выбираются с участием руководителя занятий. Так как в последующем руководить исследованием учеников будут учителя-предметники, то в выборе тем исследования учениками они так же принимают участие. Темы учениками выбираются такие, чтобы всесторонне охватить межпредметную тему. Например, была рассмотрена тема “ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА И В НАШИ ДНИ”. (Гимназия N 18 г. Королев Московской области). По этой теме были проведены следующие исследования: 1. Социально-экономическая ситуация в России в период создания романа – ученик 10 кл. Марцинюк П. 2. Общественное движение в России в рассматриваемый период –ученица 10 кл. Тхай Л. 3. История создания романа “Отцы и дети”-ученица 10 кл. Танкова В. 4. О личности Е.Базарова (эссе) – уч. 10 кл. Шахназарова Л. 5. Нигилизм как общественно-историческое явление – ученицы 10 кл. Ершова А. и Чеснокова И. 6. Роман “Отцы и дети” – роман о любви – уч. 10 кл. Вагузова Н. 7. Общественная жизнь, отраженная в романе – уч. 10 кл. Исаева О. 8. Проблемы отцов и детей в современном обществе – уч. 10 кл. Фесенко А. Была изучена также тема: “ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА”. По этой межпредметной теме были подготовлены следующие работы: 1. Туберкулёз лёгких в современной России – уч. 11 кл. Милюков М. 2. Влияние алкоголизма на организм подростка – уч. 11 кл. Дадов И. 3. Социальный статус учащегося – уч. 11 кл. Саламова Айна. 4. Массовая культура культивизации идолопоклонства в среде молодёжи – уч. 11 кл. КИРПИЧЕВА Е. 5. Мотивация учебной деятельности – ученицы 11 кл. Симонян С. и Моторина Е. 6. Честь и честность – уч. 9 кл. Бобылёва Е. 7. Экология и нравственность – уч 9 кл. Кравчук Д. 8. СПИД в России – уч. 11 кл. Тельминов С. Была исследована ещё такая тема: “ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ”. По этой теме были подготовлены и доложены на школьной конференции следующие темы: 1 Жизнь и творчество Д.И. Менделеева – уч. 9 кл. Болдырева Н. 2. Жизнь и деятельность Пифагора – уч. 9 кл. Трегуб А. 3. Жизнь и подвиги Александра Невского – уч. 9 кл. Чухланцева Л. 4. Открытия Исаака Ньютона – уч. 9 кл. Софьина К. 5. Литературно- художественная жизнь Байрона – уч. 9 кл. Хасаншина М. 6. Бернард Шоу – писатель и драматург – уч. 9 кл. Шайдулина А. Были исследованы и некоторые другие темы. 1.4. Занятия в научном обществе проходили по специальной программе (см. приложение 2). Программа содержит все этапы научного исследования: постановку познавательной задачи, формулировку цели, выбор метода исследования, проведение исследования и разработку выводов. 1.5. На первом же занятии ученикам разъясняется, что им предстоит делать. Рассказывается, что им предстоит всесторонне изучить межпредметную тему, при этом пройти те же этапы, исследования, которые проходит и учёный. Разница в уровне и в том, что ученик добывает знания, которые уже известны (не известны только ему и классу).
Следует отметить преимущества комплексного применения исследовательского метода обучения: а) Ученик, занимаясь одной стороной комплексной проблемы, невольно вынужден думать о проблеме в целом, так как он понимает, что если он не будет вникать в содержание проблемы вобщем, то может допустить ошибки в своём индивидуальном исследовании при трактовке фактов или событий, имевших место в рассматриваемой проблеме. б) Общаясь с учащимися, исследующими ту же межпредметную тему, школьник, обсуждая с ними содержание проблемы, невольно развивает широту собственного мышления. в) Межпредметность темы заставляет ученика осмысливать взаимосвязь изучаемых предметов и тем самым обобщать знания и лучше осваивать школьный курс [8,9, 10,11.]. Обращалось внимание учеников на использование знаний, полученных на уроках, на знание теории, законов, принципов и правил той науки, по которой взята тема исследования. Особое внимание уделялось роли интеллекта в исследовательской деятельности, упражнениям по его развитию, формированию критического мышления [12,13,14]. Естественно, умение рассуждать чаще относится к критическому уму. Приведём пример критического мышления, т е. собственного аналитического рассуждения ученика. “Воспитание – это очень важный процесс в жизни человека. …Можно сказать, что это одна из сквозных тем русской литературы, анализ которой помогает увидеть самые истоки зарождения личности литературного героя. У меня к этой теме особый личный интерес. Нас три сестры, и, хотя нас воспитывали одинаково, у каждой сформировался свой, совершенно особый взгляд на жизнь. Мне захотелось узнать – почему люди, выросшие в одной среде, так индивидуальны?” (Фесенко А. ученица 9-го кл.). Работая над межпредметной темой в гимназии N 18 г. Королева (и при подготовке эссе и исследовательских работ) мы старались приблизить детей как можно ближе к жизни. На занятиях научного общества (НОУ) мы часто повторяли: наблюдайте жизнь, развивайте наблюдательность. Наблюдение - источник размышлений. В какой-то мере наши старания не прошли даром. Так, ученица 8-го класса Радченко А. в Исследовательской работе “Дятлы Лосиного острова” пишет: “Отправившись в хорошее весеннее утро в ближайший лес для прогулки, Вы с наслаждением вдыхаете свежий лесной воздух и прислушиваетесь к разнообразным голосам птичьего мира.
Вдруг над вами с высоты зелёного свода древесных ветвей раздаётся громкое “эррррр…”, подобное короткой барабанной дроби. Постарайтесь всмотреться повнимательнее и вы увидите дятла, прицепившегося к сухому суку”. Прежде всего развитию интеллекта на занятиях НОУ вообще уделялось большое внимание. Дело в том, что одной из задач курса является научить гимназистов правильно мыслить. Обученность правильному мышлению учащиеся использовали в своих исследовательских работах. Рассмотрим, например, проект ученицы 10-го класса Исаевой Оли “Общественная жизнь в романе Отцы и дети”. Она пишет: “Литература всегда была голосом эпохи. И.С. Тургенев в романе Отцы и дети чрезвычайно верно изобразил современное поколение. Это, конечно, заслуживает глубочайшего уважения. Великому художнику удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века”. Метод дедукции также был задействован. Дедукция, как известно, движение мысли от общего положения к частному событию (факту) [19,20, 23]. Дедукцию, в частности, в своём проекте также применила ученица 10 класса Исаева Ольга. В рассматриваемой учебной работе изучался и применялся метод рефлексии. Как известно, рефлексия – метод мышления, предметное рассмотрение объекта(9,11). Это деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение самого знания, критический анализ его содержания, внутреннюю специфику духовного мира человека. При исследовании рефлективное мышление – это движение мысли вперёд с тщательным анализом фактов, а затем назад, и так несколько раз до полного уяснения. Рефлексию также использовала Шахназарова Лана в эссе “О личности Е. Базарова”. Она пишет: ”Всё задаю себе вопрос: почему Базаров нет- нет да сорвётся, заговорит с преувеличенной гордостью, с подозрительным ожесточением. Это случается, например, когда речь заходит об искусстве. Не является ли его нетерпимость результатом проявлений скрытой власти искусства над его душой? Не сознаёт ли сам Базаров в музыке, искусстве, поэзии силу угрожающую его ограниченным взглядам на природу человека”? Достаточно внимания уделялось обучению самостоятельной работе с информацией, развитию навыка проникновения в сложный текст. Много внимания уделялось добыванию, “базовой информации”, то есть информации, являющейся центральной для данного исследования. Заканчивалась программа ознакомлением учащихся с учебно-научной конференцией: как она готовится, как проводится, как они должны представить свою исследовательскую работу и участвовать в дискуссии по межпредметной теме. Понятия и термины, используемые в исследовательской деятельности
Цель: показать важность осознания понятий, владения терминологией в учебно-исследовательской деятельности. Дать определение понятия и термина.
Содержание, сущность каждой науки формируется путем выделения некоторых сторон, показателей, свойств и отношений реального /или воображаемого/ мира, и мысленного отвлечения от всех других его характеристик. Эти стороны, показатели, свойства и отношения объектов, составляющих "материальную" структуру науки, являются основой формирования понятий, составляющих каркас рассматриваемой науки. Обобщенный анализ научных достижений показывает, что все объекты и явления окружающего нас мира определяются небольшим составом фундаментальных понятий. Чтобы учащемуся усвоить предмет, необходимо изучить основные понятия, сформированные в этом предмете. ПОНЯТИЕ - это отражение в человеческом сознании предметов, процессов, веществ, явлений, событий и т.п. в виде совокупности наиболее существенных показателей, свойств, связей и отношений, выделяющих эти объекты среди других единиц окружающего мира (19,20). Понятие - это необразное, выражаемое "словами" /а не картинами, как выражается образ/ представление о реальной /или общепринятой воображаемой, как, например, "структурная формула бензола", "формула разности квадратов/" или другие абстрактные элементы теоретических знаний человеком действительности. В отличие от чувственного образа, отражающего в основном внешние стороны объекта, понятие дает представление о сущности, об основном его "содержании". Необходимо различать понятия, употребляемые в широком смысле, и научные понятия. Обыденные понятия формально выделяют общие, сходные признаки объектов и закрепляют их в словах. Научные понятия содержат существенные и необходимые признаки, а слова и знаки /формулы/, их выражающие, являются научными терминами. Понятиями человек оперирует в мышлении, а затем в разговоре, при устном выступлении или при подготовке письменного текста, или вообще при передаче информации в словесном виде. Таким образом, понятие всегда имеет словесную форму. Например, возьмем понятие "апельсин". При мышлении об этом объекте мы мысленно /словами/ представляем круглый, оранжевый плод кисло-сладкого вкуса с приятным запахом. В науке человек мыслит понятиями, в искусстве - образами. Чем больше человек знает понятий, тем точнее он может словесно /устно или письменно/ обрисовать рассматриваемый объект и тем яснее его поймет слушатель или читатель. Поэтому для познания мира и его описания, а также для исследования любой проблемы необходимо знать как можно больше понятий. Эта задача решается путем образования людей, самообразования. В обычном употреблении языка слова, как правило, имеют многие значения. Их значение меняется в зависимости от контекста. Это свойство языка, естественное в его обыденном употреблении, становится проблемой в науке. Невозможно словесно определять научные истины, строить строгие рассуждения, приводить обоснованно доказательства, пользуясь многозначными, нечеткими словами. Поэтому в науке пользуются терминами - словами, которые определены точно и регламентированы. Регламентация осуществляется путем определений, например: "умения - освоенные человеком способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков"; "кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков", и т.п. В некоторых случаях научные термины пишутся и звучат, как слова разговорной обыденной речи. При этом, например, слово "соль" в химии и в обыденной речи означают разные вещи. В химии это вещество, полученное путем замещения в кислоте атома водорода на металл. В бытовом употреблении соль - это вещество белого цвета, которое мы покупаем в магазине и солим пищу. Термины в науке позволяют значительно короче выражать истины, факты, описание процессов, явлений и т.д. /не было бы терминов, пришлось бы в тексте целиком приводить определения понятий/. Таким образом, термин - это слово или словосочетание /или слово символ/, которое является наименованием понятия. В качестве примера термина символа-слова может служить "Уран-235". Этот термин используется в химии для названия понятия - одного из химических элементов. Известно, что существуют слова омонимы - одинаково звучащие, но выражающие различные понятия. Например, слово "сеть" может выражать несколько понятий, а именно: приспособление для ловли рыбы; сеть заграждения против подводных лодок и мин; сеть Internet; агентурную сеть в разведке и т.п. ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ. Содержание понятия - это совокупность более или менее существенных признаков объектов, которые обобщают их и выделяют из множества других объектов. Например, содержание понятия "параллелограмм" включает два признака: "четырехугольник", "противоположные стороны которого параллельны". Объем понятия - это совокупность /класс/ объектов, которая мыслится в понятии и существует реально вне сознании человека. Иначе - это совокупность объектов, имеющих признаки данного понятия. Например, под объемом понятия "животные" подразумевается множество всех существ, живущих сейчас, живших раньше, и которые будут жить в будущем. Отдельные объекты понятия называются его элементами. Например, объем понятия "методы исследования в школе" содержит основных шесть элементов: анализ, анкетирование, наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, моделирование. Существуют понятия с нулевым объемом - их объемы не содержат ни одного элемента. Например, понятие "кентавр" не содержит элементов. Есть единичные понятия - их объемы содержат по одному элементу, например - Луна. Объем понятия может быть бесконечным, например, понятие "натуральные числа". Чем шире объем понятий, тем уже их содержание - это закон обратного отношения между объемом понятия и его содержанием. Например, понятие "моторная лодка" имеет значительно меньший объем, чем понятие "лодка". Понятие "лодка" имеет существенно меньше объединяющих понятие признаков, чем понятие "моторная лодка". ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ - это полное описание понятия посредством известных понятий словесными средствами. Например, определение понятия "методы исследования" выглядит так: "это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения объектов действительности". Дать определение всем понятиям невозможно, да и нет необходимости. В связи с этим при обучении и в науке для введения понятия пользуются описанием, характеристиками и дают пример. Описание представляет собой перечисление отдельных черт объекта с целью дать возможность отличить его от других объектов. Например, при описании понятия "молекула" указывают, что в числе других свойств в это понятие входит свойство "быть мельчайшей частицей вещества, сохраняющей его физические и химические свойства". Понятия имеют родовидовую связь, указывающую на подчиненность. Эта связь означает, что все элементы, входящие в более узкое /нижнее/ понятие, являются частью объема более широкого понятия. "Высокое" понятие называется родовым, а узкое - видовым. Например, "методы обучения" - родовое понятие, а "исследовательский метод обучения" - видовое понятие. ПОНЯТИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ВИДОВ: -по характеру обобщаемых единиц; -на положительные и отрицательные понятия. По характеру обобщаемых единиц понятия подразделяются на два вида: -собирательные и несобирательные; -конкретные и абстрактные. Содержанием объема в собирательном понятии является некоторая совокупность отдельных единиц, мыслимых как одно целое /педколлектив, класс учащихся и т.п./. Несобирательные понятия имеют в своем объеме нечто единое целое /вербальная модель, мысленный эксперимент и др./. Конкретные понятия включают реально существующие элементы/ученик, учитель и т.д./. Абстрактные понятия - это понятия в математике /угол, кривая, ромб и т.д./ и других теоретических областях. В процессе познания мира и развития человечества понятия меняются, и абстрактные понятия могут стать конкретными. Положительные и отрицательные понятия характеризуют наличие или отсутствие каких-то качеств /обладающий способностями и не обладающий способностями/. Понятия бывают "сравнимыми" и "несравнимыми". Далекие по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми. Например, несравнимыми являются понятия"безответственность", "песня", "нитка", "камень". "Сравнимые" понятия - это понятия, имеющие общие признаки. Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые /объемы этих понятий совпадают полностью или частично/ и не совместимые /объемы этих понятий не совпадают ни в одном элементе/. Существует два типа совместимости понятий - тождественность и соподчинение. Тождественными называют понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. Примеры таких понятий: "Волга" и "Самая длинная река в Европе". "Соподчинение" /координация/ - это отношение между объемами нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих к одному родовому понятию, например: "ель", "береза", "сосна" /родовое понятие дерево/. Отношения "противоположности" имеют понятия одного рода, но объемы одних понятий имеют признаки, которые отрицаются и заменяются объемами других понятий. Термины этих понятий являются антонимами, например: "храбрость" - "трусость"; "больной человек" "здоровый человек". ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Деление понятий - это логическое действие, посредством которого объем делимого родового понятия распределяется на ряд объемов видовых понятий. Например, понятие "органы чувств" делится на понятия: "зрение", "слух", "обоняние", "вкус", "осязание". КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ. Классификация понятий - это распределение объектов по группам /классам/, где каждая группа имеет свое место. О СБЛИЖЕНИИ ПОНЯТИЙ. Сближение понятий, легкость ассоциирования отдаленных понятий это одно из слагаемых творческой одаренности. А.С.Пушкин отмечал, что именно в остроумии прослеживается сближение понятий: "Остроумием мы называем не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения". Для проверки таких способностей применяют тесты /задачи/. Например: Имеются два слова "изумруд" и "молодой". Необходимо найти слово, которое бы объединяло эти два понятия /в данном случае слово "зеленый"./ Или: три слова "небо", "кровь", "Дунай". Надо дать определение, которое подходило бы ко всем трем словам /"голубой"/. Ученые установили, что в четыре - пять этапов можно установить ассоциативный переход между двумя любыми понятиями. Возьмем, например, два таких отдаленных понятия, как "древесина" и "мяч". Достаточно четырех промежуточных ассоциаций, чтобы от "древесины" перейти к "мячу". При этом каждая из ассоциаций вполне естественна: древесина - лес поле – футбольное лес - поле футбольный - мяч Возьмем два других слова: "небо" и "чай". Связь между ними устанавливается с помощью четырех естественных ассоциаций: небо - земля вода - пить земля - вода пить - чай ХАРАКТЕР АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ОБУСЛАВЛИВАЕТ, ОГРАНИЧИВАЕТ И ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ ХОД МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ С ТЕКУЩИМИ ВОСПРИЯТИЯМИ. Мышление оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными. Анализ показывает, что в памяти человека слова группируются в "гроздья", ассоциативные заготовки, которые используются в процессе восприятия окружающего мира и в процессе мышления. ЭТИ ШАБЛОНЫ ДЕЛАЮТ МЫШЛЕНИЕ МЕНЕЕ ГИБКИМ, НО ИХ ОТСУТСТВИЕ ПРИВОДИТ К ХАОСУ В МЫШЛЕНИИ. ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН ПРОЧНОСТИ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ. КАК ЕГО ДОБИТЬСЯ? Надо читать классиков и размышлять над прочитанным, стараться общаться с людьми, умнее вас, набираться ассоциаций, содержащих мысли высокого уровня. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ Понятия формируются на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов, процессов, событий и т.д. При формировании понятия надо отбросить несущественные признаки. Чтобы это проделать, надо провести анализ показателей рассматриваемых элементов. При этом объект следует разделить на составные части, выделить наиболее существенные характеристики у этих частей. Анализ следует проделать со всеми объектами, которые предположительно войдут в объем понятия. После этого проделывают процедуру сравнения объектов - т.е. установления сходства или различия по существенным признакам. После сравнения делают обобщение - мысленное объединение объектов в формируемое понятие. Обобщение - это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующих признаков. Обобщение - мысленная операция перехода от мысли об индивидуальном, заключенном в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т.п., к мысли об общем; от мысли об общем к мысли о более общем. Обобщение - это переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности. Установление отношений между понятиями, осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации и сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании понятиями, в ходе проверки истинности понятий, соответствия их реальной /или абстрактной/ действительности. При этом понятия включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему заключений. Суждение - это высказывание какой-либо мысли. Умозаключение - процесс, в котором из нескольких посылок выводится новое суждение. Приведем определение понятий, используемых в исследованиях учащихся. НАУКА - это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, человеке и мышлении. Она включает в себя все условия и факторы /элементы/ этого производства: ученых с их знаниями и способностями; научные учреждения с экспериментальным оборудованием; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппараты; систему научной информации, а также совокупность научных знаний [18, 19, ]. В то же время наука выступает как форма общественного сознания. Общественное сознание - есть не что иное, как" осознанное бытие", т.е. отражение в сознании материального бытия, мышление и продукты мышления. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. ИССКУСТВО - это мышление в образах, эстетический способ освоения действительности. НАУКА - это мышление понятиями. Науку и искусство объединяет творческо-познавательное отношение к действительности. ЗНАНИЕ - это адекватное отражение объективной реальности в сознании людей в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание фиксируется в знаках искусственных и естественных языков. Знания подразделяются на научные и обыденные, эмпирические и теоретические. ИССЛЕДОВАНИЕ - это процесс и результат научной деятельности, направленной на добывание новых знаний о природе, обществе, человеке и мышлении. ПРОЕКТИРОВАНИЕ отличается от исследования такими качествами как: • в результате проектирования появляется не знание, а продукт, который может быть предметом, веществом или мероприятием (например, инсценировкой праздника или спектакля, или шоу и т.д.); • проект больше относится к организации какой-то деятельности (проект урока, проект развития школы и т.п.). ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - раскрывают общие закономерности, методологию науки и направлены на углубление научных знаний, на открытие новых областей науки. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - это работа по получению новых знаний о способах приложения уже открытых законов. Они служат промежуточным звеном между наукой и практикой. ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКИ - конкретная разработка приборов, механизмов и машин. ТВОРЧЕСТВО - это применение закономерностей известного явления в новых условиях, к решению новой задачи; или известного метода к решению новой проблемы; или комбинирование знакомых фактов для получения нового эффекта. ПОЗНАНИЕ - это процесс постижения /получения/ новых истинных знаний о природе, обществе, человеке и мышлении. В ПОЗНАНИИ ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: рациональное познание, осуществляемое через понятия, суждения, умозаключения и выражающееся в теориях, законах, правилах и т.п.. И ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, осуществляемое с помощью ощущений, восприятий и представлений (42). ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - это совокупность законов, принципов и правил процесса постижения истинных знаний реальной действительности. ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТ - событие, явление, какой-либо другой фрагмент реальности. НАУЧНЫЙ ФАКТ - отражение объективного факта в человеческом сознании путем описания его на естественном или искусственном языке. ТЕОРИЯ - система знаний, дающая целостное представление о закономерностях существования и основных связях объектов в целом и их элементов в некоторой области действительности. Всякая теория имеет границы применимости. ЗАКОН - внутренняя существенная и устойчивая связь объектов, процессов, явлений и их свойств, обуславливающая их упорядоченное взаимодействие, движение, изменение. ИНТЕЛЛЕКТ - совокупность всех познавательных свойств индивида от ощущения и восприятия до мышления и воображения. С помощью интеллекта человек познает действительность. СПОСОБНОСТИ - психологические свойства личности, характеризующие ее умения по быстроте, глубине и прочности овладевать приемами теоретической и практической деятельности (13). УМЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ - это способности выбрать предмет исследования, определить тему, сформулировать цель, разработать ведущий замысел, /или гипотезу /, модель исследуемого объекта, подобрать метод, провести исследование и в итоге получить новое знание. Для школьника новым считается то знание, которое не предусмотрено учебным планом. АНАЛИЗ - это выявление частей целого, установление взаимосвязей между частями, понимание принципов организации целого. При анализе может появиться новое знание, а именно: ученик может выявить скрытые связи, зависимости; увидеть ошибки и упущения в логике рассуждения, отличить факты от следствий. СИНТЕЗ - это умение комбинировать элементы для получения другого целого, обладающего новизной. Результатом исследования с помощью метода синтеза может быть подготовка отчета, доклада, сообщения, плана дальнейших исследований и т.д. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - это вопрос /задача/, или комплекс вопросов, отражающих противоречие в трактовке /понимании/ сути явления /процесса, предмета, вещества, события и т.д./, решение которых представляет практический, теоретический или учебный интерес. Проблема - это задача, алгоритм решения которой неизвестен. ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - это часть проблемы, включающая вопрос или группу вопросов определенного направления /характера/. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это процесс, предмет, вещество, явление, которое подлежит изучению, рассмотрению. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания. Метод исследования определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования. ВЕДУЩИЙ ЗАМЫСЕЛ - это концепция исследовательской работы /реферата, доклада и т.п./, руководящая идея, первоначальная общая схема научного труда. Ведущий замысел является первой ступенью творческого акта. КОНЦЕПЦИЯ - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. ГИПОТЕЗА - это пробное обобщение, представление возможного решения исследуемой проблемы. Гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные. Они могут выглядеть как отдельные утверждения или как логически связанная система. ОБОБЩЕНИЕ - это элемент исследования /изучения/ объектов с выделением каких-либо их признаков, по которым рассматриваемые объекты сводятся /обобщаются/ в систему /класс, группу и т.д./. РЕФЕРАТ /от латинского реферо - докладываю, сообщаю/ - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение (см. приложение 4). УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ДОКЛАД - вид самостоятельной письменной работы учащегося на конкретную тему, подготовленный с использованием нескольких источников информации: книг, брошюр, статей с индивидуальным толкованием содержания. В нем должны быть приведены новые, не известные учащимся сведения [38]. ТЕЗИСЫ - основополагающие утверждения в некоторой концепции или теории. Тезисы можно сравнить с естественнонаучными гипотезами. КОНСПЕКТ - фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Поэтому перед составлением конспекта должна быть мыслительная обработка информации, отбор материала по значимости, составление плана, выделение тезисов. 1.Решите задачу: В зоопарке имеется 30 голов и сто ног. Сколько зверей и сколько птиц живут в зоопарке? ОТВЕТ. Обозначим число зверей буквой "Х", а число птиц буквой "y". Известно, что x + y = 30. Тогда x = 30 - y. Это по головам. А по ногам уравнение будет 4/30-y/+2y =100. Решая уравнение дальше, находим: y=10; x=20.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.129 с.) |