Маркетинг – рыночная концепция управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маркетинг – рыночная концепция управления



Основу рыночного хозяйствования составляют: свободный выбор любым юридическим и гражданским лицом не запрещенных законом форм хозяйственной деятельности; доступ к различным видам ресурсов, ограниченный лишь платежеспособностью, то есть имеющимися собственными или заемными средствами; свободный выбор экономических связей; свободное формирование цен, зависящее от спроса и предложения на товары; свободное движение капиталов; формирование внутри и межотраслевых пропорций под влиянием динамики цен и прибылей.

Субъектами рыночных отношений выступают предприниматели, являющиеся носителями хозяйственной инициативы. Это значит, что они обладают административной и экономической независимостью и правом распоряжаться производственными ресурсами и произведенной продукцией, тем самым полностью включается механизм рыночной конкуренции, одним из главных требований которой, является максимально возможное, причем, более полное чем у конкурентов, приспособление производственной и коммерческой деятельности товаропроизводителей и торговых посредников к потребителям рынка и складывающейся здесь конъюнктуре, и предполагает, прежде всего, необходимость организации производства и реализации продукции по принципу «предлагаем, что требует рынок», «наш товар лучше», то есть на основе изучения рынка. Игнорирование указанного принципа или недостаточное внимание к нему оборачивается не конкурентоспособностью, крайним выражением которой, является банкротство.

Требование выпуска конкурентоспособной продукции фактически связано с быстрым реагированием на изменения, происходящие на рынке. На это и нацелена деятельность производственных и управленческих структур. И тут практически невозможно различить маркетинг и управление, маркетинг и производство – они все более и более соединяются. Таким образом, маркетинг становится одной из важнейших концепций управления фирмами, предприятиями и т. д.

Назовем основные функции маркетинга: анализ окружающей среды, потребителей; рыночные исследования; планирование товара (услуги), сбыта; продвижение товаров; цены; обеспечение социальной ответственности в управлении маркетингом.

Рис. 1.1. Основные субъекты маркетинга [9]

 

 

Субъекты маркетинга включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей.

По многим причинам субъект не берет на себя выполнение всех маркетинговых функций. Ведь многие производители не располагают достаточными финансовыми ресурсами для прямого маркетинга. Прямой маркетинг часто требует от производителей выпуска сопутствующей продукции для продажи соответствующих товаров других фирм. Порой организация не хочет или не может выполнять определенные функции, поэтому и нет специалистов по маркетингу. Для других товаров и услуг уже существуют отработанные методы реализации и обойти их трудно. К тому же многие потребители в целях экономии средств могут делать покупки в больших количествах, самостоятельно забирать товар и т. д.

В современных концепциях маркетинга видны усилия фирм по обеспечению долговременной прибыли, в новых условиях экономического развития, отличающиеся быстрым процессом научно – технической революции, ростом потребностей, расширением ассортимента товаров, нововведениями в технологии, производством заменителей, колебаниями и неустойчивостью рынка, появлением новых видов деятельности.

В самом широком смысле, маркетинг – это организация управления фирмы в области стратегического планирования, направленного на удовлетворение заказов потребителей, получение прибыли.

Капиталистическая фирма, прежде чем получить право называться «маркетинговой», условно проходит 4 стадии развития внутрифирменного управления.

Первая стадия (до 50-х годов) – производственная ориентация, цель управления – увеличение объема производства за счет повышения производительности труда и эффективного использования ресурсов, главный управляющий - специалист в области производства.

Вторая стадия (с 50-х по 60-е годы) – ориентация на сбыт, цель управления – организация эффективной службы сбыта, главный управляющий – специалист по сбыту.

Третья стадия (с 60-х по 70-е годы) – рыночная стадия управления, цель- координация производственной и сбытовой деятельности с ориентацией на потребителя, главный управляющий – специалист в области маркетинга.

Четвертая стадия (с 70-х годов до настоящего времени) – принятие фирмой управленческой концепции маркетинга.

Теоретически данная концепция основана на критериях «непрерывности действия» и «гибкости функционирования системы управления», то есть быстрой реакции и адаптации к меняющимся экономическим условиям, способности к коммерческой переориентации деятельности фирмы в соответствии с требованиями экономики.

Цель управления – повышение эффективности системы управления, посредством улучшения ее качества. Главный управляющий по маркетингу – вице-президент фирмы.

Рис. 1.2. Типовая схема управления маркетинга по функциям [9]

 

 

Соответственно стадиям развития внутрифирменного управления в центре исследований по маркетингу были: производство, сбыт, потребители, ресурсы.

Усложненность рынка, обострение конкуренции, меняющиеся экономические условия, тенденция к сокращению нормы прибыли побуждают фирмы исследовать проблемы повышения эффективности управления маркетингом. Маркетинг внедряется в практику фирм с целью максимизации прибыли за счет повышения эффективности управления.

В 70-80 годы маркетинг сформировался в самостоятельную концепцию предпринимательства, главное в которой – двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов потребителей и ориентации производства на эти требования, четкая адресность выпускаемой продукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и потребительских предпочтений, или если использовать термины маркетинга – обучение потребителя.

Американские экономисты рассматривают маркетинг, как философию современного бизнеса, определяющую всю стратегию и тактику деятельности компании в условиях конкуренции. Он представляет собой ориентированную на потребителя, целеустремленную производственную политику, обеспечивающую фирме долгосрочную максимальную прибыль от реализации ее продукции.

В соответствии с современной концепцией маркетинга вся деятельность фирмы (корпорации, ассоциации), включая осуществляемые им программы капиталовложений, производства, НИОКР, дизайна, использование рабочей силы, сбыта, сервисного обслуживания потребителей, должна обязательно основываться на точном и выверенном знании потребностей рынка и покупательского спроса, оценке, учете всех условий производства и сбыта в ближайшей и более длительной перспективе. При этом, в число важнейших задач современного маркетинга входит выявление новых, еще не удовлетворенных потребностей или новых форм удовлетворения уже известных, для того, чтобы ориентировать производство на обеспечение именно этих запросов и тем самым опередить конкурентов в борьбе за потребителя. Маркетинг является своеобразной «оболочкой», объединяющей и интегрирующей все виды деятельности, которые направлены на выявление и учет потребностей, на реальное воплощение в НИОКР и производстве, стимулирование сбыта и продвижение товаров от производителя к потребителю.

Уже в 50-60 годах предложение товаров превышало спрос, и когда в начале 70-х годов произошел мощный технологический прорыв, получивший название «третьей промышленной революции», конкуренция на внутренних и мировых рынках обострилась до предела. Появление и быстрое распространение новых материало-, энерго- и трудосберегающих технологий вынудила фирмы – большие и малые – пересмотреть всю стратегию и тактику экономического поведения.

Вот только несколько цифр, характеризующих современную ситуацию в промышленно развитых странах. Если например в 1970 году у компании IBM – гиганта электронной индустрии – было всего 20 конкурентов, то сегодня ей противостоят 5 тысяч конкурирующих фирм. Два десятилетия назад существовало менее 90 фирм, производящих полупроводники, а сейчас их более 200 только в США.

Современное производство отличает высокая гибкость и маневренность, повышение доли специализированной продукции, постоянное и быстрое обновление номенклатуры. Так, в истекшем десятилетии в США, Японии, Франции, ФРГ ежегодно выпускалось в среднем до 700 новых моделей культурно- бытовых товаров, то есть примерно по две модели в день. Потребителям предлагается все более широкий выбор товаров и услуг. К примеру, по данным центра «Germany product news», который ведет наблюдение за ассортиментом потребительских товаров в розничной торговле США, за 1990-1993 гг. число новых товаров в аптеках и закусочных выросло на 60% и достигло 12056 наименований. В подобных условиях товаропроизводители вынуждены постоянно заниматься поиском «свободного места» для своей продукции в ряду конкурирующих изделий, буквально «втискиваться» в него, искать, как принято говорить, свою товарную нишу и расширять ее, в острой борьбе с конкурентами.

Ключевым вопросом функционирования системы управление предприятием, в подобных условиях, становиться максимально возможное приспособление всей его деятельности к непрерывно меняющейся ситуации на рынке и в сфере потребления, а для этого необходимо тщательное изучение и программирование всех элементов производственно-сбытовой деятельности.

Под давлением этих обстоятельств, произошли существенные изменения в хозяйственной психологии и мышлении предпринимателей и менеджеров. Если до начала 70-х годов товаропроизводители действовали, мало зная друг друга, работали, образно говоря, на неизвестный рынок, сосредотачивались преимущественно на проблемах повышения производительности труда и увеличения объемов выпуска любой продукции, которую фирма способна производить, то сейчас положение резко изменилось. Предприниматели стремятся теперь организовать производство на известный рынок, причем только таких товаров, которые целесообразно и выгодно выпускать, ориентируясь на хорошо изученные потребности рынка и конкретные группы потребителей.

Организационно-методическую основу такой системы производства и составляет современный маркетинг. Он ставит производство в прямую функциональную зависимость от рынка. Именно поэтому, маркетинг часто называют концепцией рыночного управления, а организацию производственно- сбытовой деятельности, ориентированную на маркетинг – маркетинговым менеджментом.

 

Виды маркетинга. Сущность. Содержание

Классификация различных видов маркетинга осуществляется в зависимости от различных специфических факторов, определяющих конкретную деятельность производителя (посредника).

В зависимости от выбранной стратегии производителя, существуют следующие виды маркетинга:

1. Маркетинг, ориентированный на продукт (изделие), услугу, который с успехом используют производители товаром массового, повседневного, устойчивого спроса или при производстве нового товара. Необходимо отметить, что при производстве нового товара резко возрастает экономический риск.

2. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Он начинается с глубокого и всестороннего анализа специфики различных рыночных сегментов, искомых контактных аудиторий и существующего спроса. Анализ спроса является выборочным и проводится с помощью опросов, анкетирования, анализа и т. д. Его результаты проецируются на всю ожидаемую генеральную совокупность покупателей.

3. Интегрированный маркетинг, который является синтезом маркетинга, ориентированного на (продукт) потребителя. Основная его идея состоит в том, что продукт и потребитель существуют параллельно, а между ними присутствует прямая и обратная связь. Иными словами, потребитель должен получать продукцию (услугу) для удовлетворения тех своих нужд, которые он сам еще не осознал. Для интегрированного маркетинга оптимальной является клеточно-органичная организационная структура, реализуемая путем создания временных групп, ориентированных на решение конкретных задач, достижение определенных целей.

В зависимости от контакта между потребителями и производителями, маркетинговая деятельность может быть:

1. Целенаправленной, или маркетинг «пинг-понг», распространившийся в 60-х годах с введением кодовой телефонной связи и интегрированных компьютерных сетей. Это приблизило двух основных субъектов рыночных отношений и создало возможность их личного контакта. Такого маркетинга старается придерживаться руководство фирмы IBM;

2. Двухступенчатым маркетингом, часто используемым небольшими и/или новыми в мире бизнеса фирмами. При таком маркетинге используется авторитет торгового посредника, его рынок и связи. Вариант двухступенчатого маркетинга – использование систем торговых марок или купонов. С их помощью покупатель получает скидки при повторной покупке определенного товара (услуги). Розничные торговцы получают свою компенсацию от производителей. Производители, со своей стороны, имеют достаточно полную информацию о конъюнктуре рынка, для выработки правильной маркетинговой политики и стратегии.

Интерес представляют две другие модификации маркетинга (двухступенчатого маркетинга) – совместный сбыт и пробный маркетинг.

Совместный сбыт – использование сбытовой сети и связей с посредниками больших фирм – производителей для реализации товаров новых или небольших фирм-производителей. От такой маркетинговой формы выигрывают обе стороны.

Небольшому предприятию не нужно создавать собственную сбытовую сеть и систему посредников; оно экономит на рекламе, так как его продукция входит в каталоги крупных фирм, имеет возможность использовать авторитет крупной торговой марки, что отражается на его ценовой политике. Обе фирмы объединяют свой рынки, увеличивают объем реализованной продукции и в конечном счете получают более высокую прибыль.

С помощью пробного маркетинга создается прогноз сбыта, следовательно, он влияет на стратегию и политику деятельности производителя. Составные элементы маркетинга проверяются на небольшом сегменте рынка, а полученные результаты переносятся на все, или почти все, рыночные сегменты, окна, ниши и контактные аудитории.

В зависимости от специфики производственно-коммерческой деятельности можно выделить: маркетинг закрытых систем, маркетинг открытых систем.

Любой производитель, чтобы существовать, должен обмениваться своими трудовыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами с внешней средой или использовать их для собственного производства.

В случае, когда обмен происходит с внешними элементами рынка, можно говорить о маркетинге открытых систем. Когда производственно-коммерческие связи осуществляются между различными подразделениями предприятий и банков, между их филиалами и дочерними фирмами – речь идет о маркетинге закрытых систем.

По степени и стратегии охвата рынка, маркетинг может быть:

1. Недифференцированным (массовым), который выражается в том, что производитель концентрирует свои усилия не на отличиях отдельных рыночных сегментов, а на их общих нуждах. Иными словами, адресован большим контактным аудиториям потребителей. Недифференцированный маркетинг характерен для крупносерийного, серийного и массового производства, существование конкуренции между производителями. Издержки не очень велики, товар реализуется в многочисленных торговых точках и имеет невысокую цену, то есть, доступен большому количеству покупателей. Стоимость рекламы не высока, отсутствует глубокий анализ рыночных сегментов, ниш или окон. Часто недифференцированный маркетинг производителя рассчитан на большие рыночные сегменты. Другими словами, этот вид маркетинга базируется на стратегии массового производства и массового распространения одного вида товара (групп товара) и привлечения к нему широких кругов покупателей;

2. Дифференцированным, когда производитель контролирует несколько рыночных сегментов, которые могут находиться в разных странах и/или географических районах и вынужден разрабатывать различную стратегию, политику и тактику в зависимости от их специфики.

В этом случае, фирмы производят индивидуальную или мелкосерийную продукцию, которая имеет различные модификации (упаковка, расфасовка, качество, сроки и т. п.) для конкретных рыночных сегментов. Часто издержки, а собственно и цена, довольно высока, но товар приспособлен к требованиям покупателей и находит их. Иными словами, производитель принимает стратегию и тактику разграничения различных контактных аудиторий каждого отдельного рынка и предлагает им различные модификации своего товара;

3. Концентрированным (целевым), который чаще всего используется организациями с ограниченными ресурсами. Производитель направляет усилия своей маркетинговой деятельности на один или несколько рыночных сегментов. Таким образом, он обеспечивает себе высокий авторитет в обслуживаемых рыночных сегментах, поскольку знает очень хорошо их специфику. Но нельзя забывать, что концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска в связи с изменением потребностей покупателей, появлением конкурентов и т. д.

Основными направлениями маркетинговой деятельности являются сегментирование рынка, выбор конкретных целевых сегментов и позиционирование товара на них.

Модификацией этого вида маркетинга является так называемый «кустовой» или «пучковой» маркетинг. Он сформировался в начале 70-х годов, когда многие торговые компании поняли, что создаваемые ими большие каталоги товаров не нужны широкой контактной аудитории, так как мотивация приобретения товаров зависит от многих экономических и социальных факторов. Поэтому маркетинговые службы производителей пытались классифицировать совокупность своих контактных аудиторий и предлагать те товары, которые подходят к стилю и образу жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.125 (0.029 с.)