Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наукова та суспільно-політична діяльність Грушевського
Политическую деятельность Грушевский начал в Галиции, где в 1899 г. стал одним из учредителей Украинской национально-демократической партии. В годы первой российской революции много времени проводил на Приднепровской Украине. В 1907 г. Грушевский организовал и возглавил Украинское научное общество в Киеве. В 1908 г., продолжая свою политическую деятельность, стал одним из инициаторов создания и председателем Общества украинских поступовцев, объеди-нившего большинство украинских партий и национально-общественных организаций. В тот период Грушевский издал ряд публикаций относительно украинского вопроса Грушевский — автор свыше 2 тыс. научных работ. Грушевский — один из редакторов многотомного издания документов “Источников к истории Украины”. Идеи народничества и федерализма преобладали в его научной и общественной деятельности. Для исторических концепций Г. было характерно верховенство социальных интересов над национально государственными. Идеалом для будущего устройства Укр. Для Г. был демократический федерализм с широкими правами граждан, выборностью всех органов управления. Велики заслуги Грушевского как учёного, который создал целостную концепцию украинского исторического процесса. Как государственный и политический деятель периода украинской национально-освободительной борьбы 1917—1921 гг. он принадлежит к числу виднейших фигур украинской истории. Первая украинская колонизация этого края началась после поражения крестьянско-казацкого восстания 1637-1638 годов, когда казацкий предводитель Острянин и с ним еще около 1000 человек поселились у Чугуева. Новая волна переселенческого движения украинском на Слобожанщине началась во время национальной революции и освободительной войны. Украинские крестьяне, мещане бежали от гнета польских феодалов, нападений татар и ужасов войн. Поселялись здесь также русские крестьяне и старообрядцы. От названия поселений-слобод эта территория стала называться Слобожанщине или Слободской Украины. Одновременно с крестьянскими переселенцами появляются на Слобожанщине и монастыри: в 1624 Святогорский, в 1652 гг. - Острогожский. В 1652 г.. Был основан город Сумы, в 1654 осадок чей Иван Каркач с 37 семьями основал Харьков, в этом же году была заселена поселенцами Ахтырка.
Переселенцы, учитывая состояние постоянной военной опасности и казацкие традиции, которые уже сложились, создали полко-во-сотенный строй Слобожанщины. Всего было 5 полков: Харьковский, Сумской, Ахтырский, Изюмский, Острогожский (Рыбинский). Однако устройство Слобожанщины несколько отличался от устройства Гетманщины: 1) здесь было единого военачальником - гетмана; 2) полковников выбирали, но пожизненно 3) власть полковников была наследственной; 4) в сотнях выбирали сотника, который сам выбирал себе всю старшину. Слободские полки подлежали власти белгородского воеводы, который сам утверждал полковников. Московское правительство специально не объединял слободские полки в единую целостность, чтобы не допустить их отделения, единой оппозиции против Москвы. К каждому полковника московские чиновники обращались отдельно, устанавливали им права и обязанности. Главным преимуществом было право казацкого устройства, а кроме него - свобода от налога с земли, право свободной торговли и производства водки. Поселенцам выделялось по 10-15 десятин земли на душу, зерно для посева, на начальном этапе освобождение от налогов. Гетман И. Самойлович хлопотал, чтобы Слободской Украины с ее полками передали в его подчинение, но Москве было невыгодно такое усиление власти гетмана и поэтому ему отказали. Сначала населения Слобожанщины было казацким и мало военное назначение. Но со временем начала увеличиваться количе ство крестьян и мещан. Около 1700 на Слобожанщине проживало 250 тыс, а через 100 лет 1 млн. Поселенцев. Кроме охраны этой территории от нападений татар, московское правительство использовал слободских казаков в походах против «своих» - войск гетманов Выговского и П. Орлика. В 1700 г.. Петр I издал указ об обязательном постоянную службу слободских казаков, что означало определенное ограничение автономии Слободской Украины. В 1724 г.. Слободские казаки ходили на Персию, в 1733 - на Польшу, в 1736 - на Крым, в 1739 - на Молдавию. В 1732 г.. Был сделан новый шаг к ограничению автономии Слобожанщины. Ограничивались права слободских полковников управлять полками. Отменялось право «заимки», то есть права занимать и обрабатывать свободные земли. В 1748 г.. Казакам запретили переходить из одного полка к другому. Начали формироваться регулярные военные роты во главе с ротмистрами, постепенно вытесняли казацкие полки.
Однако в течение XVIII в. казацкая старшина получила на этой территории большие имения, положив начало великому землевладению. Сумской полковник Кондратьев получил такие огромные «пожалования», что в 1780 г.. Его семья владела 120 тыс. Га земли. Крестьяне или «посполитые» были свободными земледельцами и могли при желании селиться, переселяться по всей территории края, да же вступать в казаки, но должны были платить налоги. Если они вступали в казацкое сословие, то могли занять свободные военные земли и должны были нести военную службу. Полковой строй слободского казачества было отменено в 1765 Вместо казацких полков было образовано 5 гусарских, казаков преобразован в «военных обывателей» и обложено по приложению. На землях Слободской Украины образована Слободско-Украинская губерния. Слобожанщина потеряла остатки своей автономии и превратилась в провинцию Российской империи
34. основні риси, особливості та досягнення культури доби Бароко Б арокко - стиль в искусстве конца 16 - середины 18 в. Оказался в архитектуре, живописи, литературе и музыке Характерной особенностью Б является проникновение светского мировоззрения во все сферы художественной деятельности. Монументальность форм, экспрессивность, введение аллегорий и символов, пышная декоративность орнаментики, парадность и торжественность, присущие Б, нашли воспроизведения в искусстве этого периода. Слияние принципов Б с национальной народной традиции определило своеобразие его вариантов. Специфически черты Б, которые оказались во всех видах искусства - архитектуре, живописи и графике, скульптуре, художественном металле и шитье. Развитию искусства способствовало подъема философской мысли, науки, литературы. Придя на смену художественной культуре Возрождения и маньеризма, Б открыло новые возможности для искусства, особенно ярко проявилось в синтезе искусств, в создании грандиозных городских и парковых ансамблей. Для Б характерны торжественность и впечатляющие эффекты, динамичность композиции и декоративная пышность. В архитектуре это оказалось в капризных планах, больших контрастах объемов, перегруженных скульптурных украшениях, светотеневых и цветовых эффектов. Живопись и скульптура Б отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения. Теоретическую основу под укр.литерат. Б подводили курсы риторики и поэтики, которые читались в тогдашних школах, прежде всего в Киевской академии. Писатели, в творчестве которых отчетливо проявились черты Б были преподавателями или воспитанниками этой академии. 1-ые его проявления заметны на Укр. на грани 16 и 17 веков. Для стиля Б в музыке характерные величество, пышность, декоративность, драматизм, углубление во внутренний мир человеческих чувств, синтез искусств (в жанрах оперы, оратории, кантаты) и одновременно стремление к отделению музыки от слова (развитие инструментальной музыки).
Отойдя от присущих ренессансной культуре представлений о четкой гармонии и закономерности бытия и безграничные возможности человека, эстетика Б строилась на коллизии между человеком и внешним миром, между идеологическими и чувственными потребностями, умом и естественными силами, которые олицетворяли теперь враждебные человеку стихии. Вместе с тем культура Б далека от сентиментальной слезливости или пассивной созерцательности. Ее герой - в основном яркая личность с развитым волевым и еще более развитым рационал.началом, художеств. одаренный и очень часто благородный в своих поступках. В Б искусстве ощущается мучительное переживание личной одиночества, "покинутости" человека на произвол судьбы в сочетании с постоянным поиском "потерянного рая". В этих поисках художники Б постоянно колеблются между аскетизмом и гедонизмом, небом и землей, Богом и дьяволом. В изобразительном искусстве для барочных произведений характерно обращение к религиозным сюжетам, где художников, прежде всего, интересуют сюжеты чудес и мученичества, где ярко проявились присущие барочной стилистике гиперболичность, афектованисть, патетика. Б - это искусство, построенное на контрастах, асимметрии. Одной из основных черт Б культуры, не только аристократической, но и городских низов и крестьянства, есть тяга к синтезу различных видов и жанров творчества. Один из представителей новой украинской историографии И. Лысяк-Рудницкий считает, что процесс украинского национально-культурного возрождения длился 130 лет - с конца казацкого государства до первой мировой войны. Всю период национально-культурного возрождения на Украине конца XVIII в. - Начатую ХХ в. он делит на три основных периода: первый - дворянский (1780 - 1840 ГГ.); второй - народническом (1840 - 1880 ГГ.); третий - модернистский (1890 - 1914 ГГ.). Дворянский период Перший период связан с культурно-просветительской деятельностью дворянства казацкого происхождения на Левобережье и польско-украинского дворянства на Правобережье. В это время в среде образованного украинского дворянства пробуждается интерес к историческому прошлому своего народа, его быта, обычаев, обрядов. Появляются труды: "История Малой России" (1822) Д. Бантыша-Каменского; "Краткий летопись Малой России с 1506 по 1770" (1777) Василия Рубана; "Краткое описание Малороссии с 1734 до 1776 рр." Александра Безбородко; "Описание свадебных украинских простонародных обрядов" (1777) Григория Калиновского; сборник "Украинские народные песни" (1834) Михаила Максимовича. Литература- Котляревский Енеида Г.Ф. Квитка-Основьяненко (1778 - 1843 ГГ.), Автор произведений: "Маруся", "Бедная Оксана", "Сватовство на Гончар" и инши. Важливим культурным центром, вокруг которого объединялись литераторы романтики, был Харьковский университет. Ведущее место среди них принадлежало Н. И. Костомарову (1817 - 1885 ГГ.) - Автору фундаментальных трудов по истории Украины периода казачества и освободительной борьбы, а также исторических драм и повестей ("Савва Чалый", "Переяславская ночь", "Черниговка" и другие).Пидвалины украинского профессионального театра были заложены в Харькове и Полтаве - важных в то время центрах театральной жизни Украины. Архитектурное искусство Украины этих суток освобождалось от чужих влияний и Шевченко развивал публицист, ученый и общественный деятель М. П. Драгоманов (1841 - 1895 ГГ.). Историческая заслуга М.П. Драгоманова заключается в том, что он встал на защиту духовности украинского народа, выступил против денационализации, против запрета царскими указами народного языка. М.П. Драгоманов создал этнографии: "Исторические песни малорусского народа" (1874 - 1875 гг.), "Малороссийские народные предания и рассказы" (1876) и ин.В 60-х гг. XIX в. "Артистическая общество" в Елисаветграде впервые в Украине поставило пьесу Т. Шевченко "Назар Стодоля", а в 70-х гг. Оперу С.Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем". В Киеве действовал любительский театр, где начинали свое творчество композитор Н. Лысенко (1842 - 1912 ГГ.) И драматург М. Старицкий (1840 - 1904 ГГ.). В 1882 г.. В Елисаветграде при активном участии М. Кропивницкого (1840 - 1910) был создан профессиональный театр. К ведущей труппы вошли известные звезды украинской сцены М. Садовский (настоящая фамилия Тобилевич, 1856 - 1933), П. Саксаганский (настоящая фамилия Тобилевич, брат М. Садовского, 1859 - 1930), М. Заньковецкая (настоящая фамилия Адасовская, 1854 - 1934 гГ.). Театр с большим успехом выступал в Киеве, Чернигове, Полтаве, Харкови. Серед архитектурных сооружений этого периода выделяются своей художественной ценностью оперные театры в Одессе (1884 - 1887 ГГ.), Киеве (1897 - 1901 гг.) И Львове (1897 - 1900 гг.), Львовский политехнический институт (1873 - 1877 гГ.). Основоположниками национальной реалистической школы в области скульптуры были Л. Позен (1849 - 1921 гГ.) и П. Забила (1830 - 1917 гГ.). Идеей национального возрождения была проникнута музыка того времени. Была создана первая украинская национальная опера "Запорожец за Дунаем" (1862), музыку к которой написал композитор С. Гулак-Артемовский (1813 - 1873 ррСвитову славу украинской музыкальной культуре принес талантливый композитор, пианист, дирижер, педагог и общественный деятель М. В. Лысенко. Широко известными стали его оперы "Наталка Полтавка", "Рождественская ночь", "Тарас Бульба", детские оперы "Коза-дереза", "Пан Коцкий", романсы на слова Ивана Франка, Леси Украинки. Модернистський периодный третьем этапе своего генезиса Украинская национально-культурное движение проникает в среду народных масс. Он продолжается до начала первой мировой вийни. Национально-культурное возрождение в Галичини Важливу культурно-просветительскую миссию в Галичине выполняли духовные учебные заведения: Греко-католическая духовная семинария во Львове и благодарностью-учительский институт в Перемышле. По инициативе галицких митрополитов и епископов П.Билянського, А.Ангеловича, М.Левицкого и других духовных деятелей при церквях Галичины были открыты парафиальные школы, которые распространяли в народе образование, пропагандировали достижения украинской культури.Яскраву страницу в национально-культурное и духовное возрождение украинского народа вписал И.Я.Франко (1856 - 1916 рр.) "На работе", "Обращенный грешник", "Борислав смеется", "Захар Беркут" и ин.М.С.Грушевський (1866 - 1934 гг.) -он является автором более двух тысяч научных работ в области истории и литературоведения. Рядом с М. С. Грушевского плодотворно работали А. Крымский, В. Гнатюк, И. Франко, М. Павлик, Ф. Вовк.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.016 с.) |