Игры в угадайку игра «угадай слово» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры в угадайку игра «угадай слово»




(1)

Лето

(2)

Зима

Осень

Весна

На доске рисунок.


Дети его рассматривают и рассказывают все, что могут: один круг, прямые (1) и (2), круг разделен на четыре равные части, в каж­дой части круга записано одно слово, всего четыре слова, любое из четырех слов обозначает название времени года.

Учитель обещает детям, что он угадает слово, выбранное ими из рисунка, задав всего два вопроса, на которые они отвечают од­носложно «да» или «нет». Слов четыре, а вопроса только два. В отсутствии учителя дети выбирают из рисунка одно слово и за­поминают его. Например, дети выбрали и запомнили слово весна.

Первый вопрос: слово, задуманное вами, записано справа от прямой (1)? Ответ: нет. Вопрос второй: слово, задуманное вами, записано под прямой (2)? Ответ: да. Вы задумали слово весна. Вы заметили, что стратегия игры очень проста. С каждым ответом на свой вопрос учитель уменьшает группу слов в два раза. После первого вопроса он уменьшил количество возможных ответов с четырех до двух, после второго — до одного.



§ 9. Игры в угадайку

Слова можно заменить другими, например, записать ночь, день, вечер, утро. Можно нарисовать геометрические фигуры

Можно написать слова минус, плюс, число, цифра.

Можно изобразить знаки действий +, — и знаки отношений >, <.

Можно написать любые разные числа.

1) Учитель должен продумать, какую работу он проведет со словом после того, как его угадает. Например. Обращаясь к словам зима, весна, осень, лето, учитель предлагает для каждого слова ука­зать тот признак, по которому оно становится «лишним» среди дан­ных четырех слов. Вопрос он задает так: почему слово зима можно назвать «лишним» среди данных четырех слов? Ответ может быть таким: в слове зима отсутствует буква Е, а в каждом из трех других слов буква Е присутствует.

2) Почему слово весна можно назвать «лишним» среди дан­ных слов? Если в слове весна переставить слоги, то полученное новое слово навес, которое имеет смысл, для остальных этот при­знак не выполняется. Проверьте!

3) Почему слово осень можно назвать «лишним» среди дан­ных на рисунке слов? В слове осень букв 5, а звуков 4. Ни одно из трех оставшихся слов не имеет такого признака. Проверьте!

4) Почему слово лето можно назвать лишним среди данных слов? Если поменять местами две буквы Л и Т, то получится но­вое слово тело. В старших классах на уроках геометрии некото­рые пространственные фигуры называют телами. Убедитесь, что три других слова таким признаком не обладают.

На примере данной группы слов можно показать состав чис­ла 4. Группу слов осень, лето, зима, весна можно разбить на две группы: в первую отнести одно слово осень (первая буква — глас­ная), а остальные три слова во вторую группу (первая буква — со­гласная), 4 — это 1 и 3. Другой способ разбиения: в первую груп­пу отнести слова зима и лето (в каждом слове 4 буквы), а во вто­рую группу отнести слова осень и весна (в каждом слове 5 букв), 4 — это 2 и 2.


Глава II. Интеллектуально-дидактические игры

ИГРА «УГАДАЙ ЛЕПЕСТОК»

Учитель на доске закрепляет плакат с рисунком разноцветной ромашки.

Дети рассказывают все, что могут сказать об этом рисунке: ромашка одна, лепестков восемь, лепестки разного цвета (пере­числяют цвета).

Учитель, обращаясь к детям, говорит: дети, я сейчас выйду или отвернусь, а вы выберете все вместе один лепесток ромашки и запомните его цвет. Я обещаю угадать цвет лепестка ромашки, а значит, и показать лепесток, который вы задумали, задав вам всего три вопроса, на которые вы мне отвечайте односложно «да» или «нет». Лепестков в ромашке 8, а вопросов я задам только три. Вас это удивляет? Пусть дети выбрали красный лепесток.

Учитель прикладывает к плакату линейку по направлению прямой (1) и задает первый вопрос: выбранный вами лепесток расположен справа от линейки? Ответ: «да». Лепестки, нарисо­ванные слева от линейки, мысленно исключаются. Затем учитель прикладывает линейку к прямой (2) и задает второй вопрос: вы­бранный вами лепесток расположен под линейкой? Ответ: «нет». Теперь исключаются лепестки розового и голубого цвета. Для вы­бора лепестка остаются только лепестки красного и белого цвета. Учитель называет любой из этих двух лепестков. Третий вопрос: вы задумали белый лепесток? Ответ: «нет». Учитель показывает и называет задуманный детьми красный лепесток.

На рисунке использовано 8 различных цветов, это дает повод вспомнить состав числа 8 заполнением таблицы:


§ 9. Игры в угадайку



 


Разбейте группу из восьми слов на две группы по-разному:

1) В первую группу отнесите слово оранжевый, которое начи­нается с гласной буквы. Во вторую группу отнесите остальные семь слов, начинающиеся с согласной буквы. 8 — это 1 и еще 7.

2) В первую группу отнесите два слова — красный и оранже­вый, каждое из которых содержит букву А. Во вторую группу от­несите слова, не содержащие буквы А. 8 — это 2 и 6.

3) В первую группу отнесите слова, ударный слог которых не первый, — зеленый, оранжевый, голубой. Во вторую группу отне­сите слова, у которых ударный слог — первый. 8 — это 3 и 5.

4) В первую группу отнесите слова, содержащие 7 букв, а во вторую группу — слова, содержащие не 7 букв. 8 это 4 и 4. Назо­вите слова 1-й и 2-й групп.

ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»

На доске в один ряд записаны слова: вторник, четверг, воскре­сенье, пятница, среда, суббота, понедельник.

Дети читают слова, говорят, что все слова обозначают назва­ния дней недели, но записаны слова не по порядку. Учитель пред­лагает детям расставить слова по порядку, выбрать одно слово, за­помнить его. Учитель обещает детям угадать задуманное ими сло­во при условии, что он задаст детям три вопроса, на которые они Должны ответить одним словом: «да» или «нет». Пусть дети заду-Мали слово среда. Учитель ставит ребром линейку так, чтобы сло­ва, записанные на доске, разбились на две группы:



(1)

Вторник, четверг, воскресенье, пятница


среда, понедельник, суббота


Первый вопрос: задуманное слово находится слева от линей­ки? Ответ: «нет». Учитель мысленно исключает слова, записан­ные слева от линейки. Для выбора остается три слова:


Глава II. Интеллектуально-дидактические игры



(2)

среда, понедельник


суббота


Учитель ставит линейку ребром так, чтобы в одной группе бы­ло два слова, и задает второй вопрос: задуманное слово справа от линейки? Ответ: «нет». Третий вопрос: задуманное слово поне­дельник? Ответ: «нет». Среда — вот тот день недели, который вы задумали.

Учитель записывает на доске названия дней недели по поряд­ку и предлагает детям заполнить таблицу

и догадаться, почему они заполняют таблицу для состава числа 7? В группе слов семь названий дней недели; дети разбивают эту группу слов на две группы по-разному, но так, чтобы в каждой группе слова имели общий признак, а в другой группе слова этим признаком не обладали.

 

Состав числа 7 Первая группа Вторая группа
7 — это 1 и 6 Суббота Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, воскресенье
7 — это 2 и 5 Воскресенье, понедельник Вторник, среда, четверг, пятница, суббота
7 — это 3 и 4 Понедельник, среда, воскресенье Вторник, четверг, пятница, суббота

§ 9. Игры в угадайку

Детям предлагается догадаться, по каким признакам назва­ния дней недели распределены в таблице по группам.

Подсказка: 1) Наличие двойной согласной в слове суббота.

2) В слове 11 букв.

3) В слове содержится не 7 букв. Укажите общий признак для слов второй группы. Интересно знать, что жрецы Древнего Египта каждому дню

недели ставили в соответствие название планеты или небесного тела. Понедельник — день Луны (Луна — спутник планеты, на которой мы живем, т. е. Земли). Вторник — день планеты Мер­курий. Среда — день планеты Марс. Четверг — день планеты Юпитер. Пятница — день планеты Венера. Суббота — день пла­неты Сатурн, а воскресенье — день богов.

ИГРА «УГАДАЙ ФИГУРУ»

На доске нарисованы фигуры:

В первой части игры дети рассматривают фигуры и рассказы­вают все, что о них знают. Учитель проводит беседу с учениками.

Во второй части игры учитель угадывает фигуру, задуманную детьми, задавая не более трех вопросов.

Ведущим вместо учителя может быть подготовленный ученик.

В третьей части игры дети выполняют задание по составу чис­ла 6. Они заполняют таблицу:

Состав числа 6 иллюстрируется разбиением данных фигур на Две группы так, чтобы фигуры одной группы имели общий при­знак и чтобы ни одна фигура второй группы не обладала этим признаком.


Глава II. Интеллектуально-дидактические игры



Состав числа 6

Вторая группа

Первая группа

6 — это 1 и 5

6 — это 2 и 4

6 — это 3 и 3

 


Детям предлагается рассмотреть таблицу и указать общий признак для первой и второй групп при каждом разбиении. Подсказка. 1) Круг нельзя начертить линейкой,...

2) Треугольник и четырехугольник — многоуголь­
ники,...

3) Общая буква У в названии фигур,...
Укажите общий признак фигур второй группы.

ИГРА «УГАДАЙ НАЗВАНИЕ ПЛАНЕТЫ»

На доске таблица с названиями планет:

 

Меркурий Венера Плутон
Нептун Земля Уран
Марс Сатурн Юпитер

Дети рассматривают таблицу и говорят, что могут сказать: таблица одна, в таблице три строки и три столбца, в каждой клет­ке таблицы записано название планеты, всего 9 названий.


§ 9. Игры в угадайку

Во второй части игры учитель или ученик отгадывает заду­манное название планеты, задавая не более четырех вопросов. Схема подскажет стратегию угадывания задуманного слова.

 

Меркурий Венера Плутон (1)
Нептун Земля Уран (4)
Марс Сатурн Юпитер  
  (2) (3)  

В третьей части игры дети выполняют задание по закреплению состава числа 9. Они разбивают девять слов по-разному на две группы так, чтобы в одной группе были записаны слова, имеющие общий признак, а в другой группе ни одно из слов не имело этого признака. Все 9 слов используются в разбивке на две группы.

 

Состав числа 9 Первая группа Вторая группа
9 — это 1 и 8 Марс  
9 — это 2 и 7 Юпитер, Уран  
9 — это 3 и 6 Венера, Уран, Юпитер  
9 — это 4 и 5 Венера, Плутон, Нептун, Сатурн, Юпитер  

Назовите названия планет второй группы. Для каждого разбиения укажите общий признак для слов пер­вой группы.

Подсказка. 1) Слово содержит один слог.

2) Первая буква слов — гласная.


Глава II. Интеллектуально-дидактические игры

3) В слове содержится гласных букв столько же, сколько и согласных.

4) В каждом слове по 6 букв.

Назовите общий признак для слов второй группы. {Нептун и Плутон имеют общую букву П, в слове Сатурн буква П отсутст­вует. Слова Сатурн и Нептун не имеют буквы О, а в слове Плутон такая буква есть. В словах Сатурн и Плутон буквы не повторяют­ся, а в слове Нептун имеются две одинаковые согласные буквы.)

Рассмотрите вторую группу слов: Уран, Марс, Меркурий, Земля. Как вы думаете, по какому признаку одно из этих слов можно на­звать «лишним»? (Например, Уран — единственное слово в данной группе, которое начинается с гласной буквы.) Исключите это слово и рассмотрите три оставшихся слова: Марс, Меркурий, Земля. Для каждого слова укажите признак, по которому его можно назвать «лишним» в данной группе. {Земля — единственное слово, первая буква которого не М, Марс — единственное слово в этой группе, ко­торое имеет одну гласную, или единственное слово в группе, в запи­си которого отсутствует буква Е, Меркурий — единственное слово в группе, в записи которого содержится две одинаковые буквы Р.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.049 с.)