Составьте из палочек модель цифры 0 ( 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составьте из палочек модель цифры 0 (



Выполните упражнения

а) В модель цифры 0 положите еще три палочки таким обра­
зом, чтобы получилась буква, обозначающая гласный звук в слове

) Как вы думаете, каким другим словом можно заменить слово ПЛЮС? Как называется арифметическое действие, при записи которого применяется знак плюс?

б) В модели цифры 0 переложите одну палочку и одну уберите,
чтобы получилась гласная буква в ударном слоге слова МИНУС.

) Какими другими словами можно заменить слово МИНУС?

в) В модели цифры 0 переложите одну палочку и одну палоч­
ку уберите, чтобы получилась буква, обозначающая ударный глас-

) Что обозначает слово СУМ­МА? Разбейте слово СУММА черточками для переноса. Объясните.

г) Из модели цифры 0 уберите одну палочку и из оставшихся
палочек составьте ударную гласную букву в слове СЛАГАЕМОЕ.

) Что обозначает слово СЛАГАЕМОЕ? Сколько всего букв в слове СЛАГАЕМОЕ? Сколько звуков? Почему в слове СЛАГАЕМОЕ такое несоответствие между количеством букв и количеством звуков?

д) Из модели цифры 0 уберите две палочки, чтобы получилась

третья буква в последнем слоге слова РАЗНОСТЬ. (

е) В модели цифры 0 переложите две палочки и уберите одну,
чтобы получилась модель цифры для обозначения количества
слогов в слове ВЫЧИТАЕМОЕ.

ж) В модели цифры 0 уберите три палочки, чтобы получилась
модель цифры, обозначающей количество согласных звуков
в слове УМЕНЬШАЕМОЕ.

ПЛЮС. (
(I
ный звук в слове СУММА. (
(
)

).


§ 1. Игры с цифрами 1-9,0

Логические упражнения

1. Запишите слова: ПЛЮС, МИНУС, СУММА, СЛАГАЕ­МОЕ, РАЗНОСТЬ, ВЫЧИТАЕМОЕ, УМЕНЬШАЕМОЕ. Дети записывают слова в тетрадях, проверяют правильность написа­ния, сравнивают их и отвечают на вопросы.

а) Догадайтесь, по какому признаку слово РАЗНОСТЬ в дан­
ной группе слов можно назвать «лишним»? {РАЗНОСТЬ — един­
ственное слово с мягким согласным в конце слова.)

б) Мысленно исключите это слово из данной группы слов.
Как вы думаете, по какому признаку группу слов ПЛЮС, МИ­
НУС, СЛАГАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, УМЕНЬШАЕМОЕ можно
разбить на две группы? Это можно сделать по-разному

Например, так: в первую группу можно отнести слова МИ­НУС, ПЛЮС, СУММА, содержащие по три согласные буквы, слова СЛАГАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, УМЕНЬШАЕМОЕ содер­жат по четыре согласных буквы, их отнести во вторую группу.

Догадайтесь, какое слово первой группы можно назвать «лишним» и по какому признаку?

а) СУММА — единственное слово в этой группе с двойной
согласной;

б) ПЛЮС — единственное слово в этой группе, содержащее
одну гласную букву;

в) МИНУС — единственное слово в этой группе, содержащее
букву И.

Догадайтесь, какое слово в группе слов: СЛАГАЕМОЕ, ВЫ­ЧИТАЕМОЕ, УМЕНЬШАЕМОЕ можно назвать «лишним» и по какому признаку?

а) СЛАГАЕМОЕ — единственное слово в этой группе, обо­
значающее название компонентов при сложении;

б) СЛАГАЕМОЕ — единственное слово в этой группе без ши­
пящего звука;

в) СЛАГАЕМОЕ — единственное слово в группе с пятью
гласными буквами.

Сравните слова ВЫЧИТАЕМОЕ и УМЕНЬШАЕМОЕ. Ука­жите сходство и различие. Узнайте, сколькими способами каждое из данных слов можно перенести?


Игра «Может — не может»

Организация игры: учитель задает вопросы устно, дети показы­вают ответ с помощью светофора: зеленый (может), красный (не может). Для доказательства используются геометрические фигуры, черчение и раскрашивание фигур, запись выражений и равенств, даются устные объяснения. В формулировке вопросов применя­ются слова: может, отрицание «не», названия признаков предметов (форма, размер, цвет), названия геометрических фигур и компо­нентов действий сложения и вычитания.

Варианты вопросов

1. Может ли квадрат быть большим и красным? (Большой и крас­ныйразные признаки предмета, значит, квадрат может быть боль­шим и красным.) Найдите из своего набора большой красный квадрат и еще маленький квадрат. Какого цвета вы возьмете маленький ква­драт?

2. Может ли треугольник быть круглым?

(У треугольника есть углы и стороны, он не катится, а круг ка­тится, у круга нет ни сторон, ни углов.)

3. Может ли не синий круг быть зеленым? Какое слово из во­проса надо исключить, чтобы ответ был «не может»? Скажите во­прос.

4. Может ли маленький круг быть такого же цвета, как и боль­шой? Найдите из своего набора два таких круга.

5. Может ли не квадратная пластинка быть круглой?

6. Может ли прямоугольная пластинка быть квадратной? (Да, квадратэто прямоугольник с равными сторонами. Если стороны прямоугольной пластинки разные, то пластинка не может быть квадратной.)


§ 2. Игра «Может — не может»

7. Может ли быть среди четырех квадратов три больших и три
красных?

Найдите из своего набора четыре таких квадрата. Объясните, какие квадраты ты выбрал.

8. Может ли быть среди четырех квадратов 2 красных и три синих? (Признаки фигур разные: форма и цвет. Всего должно быть не меньше пяти квадратов.)

9. Может ли быть среди трех треугольников два больших, один синий и два красных?

(Признаки разные: цвет и размер, поэтому два больших тре­угольника могут быть красными, а третий — синим или может быть так: один большой — синий, а оставшиеся треугольники, боль­шой и маленький,красные.)

Найдите из своего набора такие треугольники.


Игра «Верно — неверно»

Организация игры: учитель говорит предложение, которое начинается со слов «верно ли». При ответе дети используют кар­точки с записью символов «1» и «О»: «1» — верно, «О» — неверно. Для доказательства истинности своего ответа дети составляют выражения, находят значение выражений, записывают равенст­ва, читают их, сравнивают полученное число с данным, делают вывод. При ответе на вопрос по мере необходимости используют зависимость между компонентами и результатом действия, связь между сложением и вычитанием, приводят контрпримеры, ис­пользуют числовой луч.

Варианты вопросов

1. Верно ли, что 11 без 4 — это 4?

2. Верно ли, что число 12 можно записать в виде суммы двух одинаковых чисел?

3. Верно ли, что 8 и еще 4 — это 13?

4. Верно ли, что если к 7 прибавить 7, то получится 13?

5. Верно ли, что если из 13 вычесть 8, то получится 5?

6. Верно ли, что разность чисел 11 и 8 равна 3?

7. Верно ли, что сумма чисел 8 и 4 равна 12?

8. Верно ли, что число 15 можно заменить двумя меньшими равными числами?

9. Верно ли, что число 13 можно заменить двумя меньшими числами?

 

10. Верно ли, что значение выражения 8 + 9 равно 17?

11. Верно ли, что разность чисел 14 и 6 равна 8?

12. Верно ли, то 15 - 3 = 15 + 3?

13. Верно ли, что 17-0= 17 + 0?


Игра «Истинно — ложно»

Организация игры: игра проводится коллективно. Выслушав высказывание, дети догадываются, истинно оно или ложно. Свой ответ записывают буквой И, если высказывание истинно, и бук­вой Л, если высказывание ложно. Свой ряд символов сверяют с записью на доске и сами себе выставляют оценку: за один вер­ный ответ — один балл.

Примеры высказываний

1. Юре 8 лет. Он старше Кати. Я думаю, что Кате 10 лет.

2. Красных яблок 12, это на 3 больше, чем зеленых. Я думаю, что зеленых яблок 15.

3. Из пяти равных треугольников можно построить два рав­ных треугольника.

4. В каждом треугольнике три угла и четыре стороны.

5. По 7 взять два раза, получится 14.

6. Если 6 яблок раздать двум девочкам, то каждая получит 3 яблока.

7. Треугольник, круг, квадрат — это многоугольники.

8. Число 16 можно заменить двумя равными числами.


Игра «Каждый — не каждый»

Слова «каждый», «любой», «всякий», используемые в матема­тике и называемые квантором общности, имеют один и тот же смысл. Когда говорят, что в вазе 5 красных яблок, то можно ска­зать, что каждое яблоко в вазе красное или любое яблоко в вазе — красное. На первом уровне усвоения смысла квантора общности, с целью доказательства истинности высказывания с кванторами, достаточно привести пример или контрпример, дать объяснение или определение понятия. Высказывания, содержащие слова «любой», «каждый» и «всякий», вводятся с целью развития у уча­щихся логического мышления, речи, увеличения словарного за­паса детей, закрепления математических понятий, реализации одного из дидактических принципов обучения математике «о ве­дущей роли теоретических знаний».

Форма организации игровой деятельности детей может быть коллективной, групповой, индивидуальной. Предпочтение отда­ется групповой форме. Учитель читает высказывание, дети в группе обсуждают истинность его и в зависимости от своего вы­бора пишут букву В — верно или Н — неверно. По окончании иг­ры дети проверяют свой ряд букв с записью на доске. Учитель ор­ганизует обсуждение выбранных учениками ответов.

Примеры высказываний

1. Любое число имеет следующее число. (Дети приводят при­мер любых двух соседних чисел и пишут букву В.)

2. Каждое следующее число на единицу больше предыдуще­го. (8 - 7 = 1)(В)

3. Каждое число меньше следующего на единицу. (В)


§ 5. Игра «Каждый — не каждый»

4. Каждое число можно заменить двумя меньшими числа­
ми. (Н) (Неверно, так как единицу нельзя заменить двумя меньши­
ми числами.)

5. Каждое число можно заменить двумя равными меньшими числами. (Н) (Так как, например, 5 нельзя заменить двумя равными числами: 5=1 + 4 или 5 = 2 + 3 — других способов нет.)

6. Любое число состоит из единиц. (В) (Например, 4 это 1, 1, 1 и еще 1.)

7. Любое число, меньшее 7, меньше 9. (В) (Достаточно ис­пользовать какой-нибудь из способов сравнения чисел.)

8. Каждое число, большее 5, больше 8. (Н) (Так как, напри­мер, 6 > 5, однако 6<8.)

9. Любое однозначное число записывают одной цифрой. (В)
10. Не каждое число состоит из единиц. (Н)


Игра «Все — некоторые»

Слово «все» используется в математике как квантор общнос­ти, а слово «некоторые» как квантор существования. Разъяснить конкретный смысл этих слов можно ученикам первого класса. Групповая форма деятельности детей наиболее целесообразна при выполнении упражнений, направленных на понимание слов «все» и «некоторые».

Примеры высказываний

1. Все геометрические фигуры — многоугольники. (Н) (Так как, например, кругне многоугольник.)

2. Некоторые прямоугольники — квадраты. (В) (Так как квадрат — это прямоугольник с равными сторонами.)

3. Все прямые бесконечны. (В)

4. Некоторые отрезки имеют длину более пяти сантиметров. (В)

5. Некоторые квадраты равны. (В)

6. Все круги равны. (Н)

7. Все отрезки равны между собой. (Н)

8. Некоторые суммы двух чисел меньше 10. (В) (Например, 1 +8< 10.)

9. Некоторые неравенства верные. (В) (Например, 6>3 — вер­ное неравенство.)

10. Все равенства верные. (Н) (Например, 3 + 5=7— неверное равенство.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.021 с.)