Возникновение и развитие сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие сознания.



Психика человека представляет собой систему различных уровней психического отражения (ощущение, восприятие, память, мышление), которые организованы наиболее высоким из них – сознанием. Согласно А. Н. Леонтьеву, сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мерс включения человеческой деятельности в усложняющиеся общественные отношения. Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. На уровне сознания у человека появляется способность выйти за пределы наличной ситуации и планировать свою будущую деятельность на основе обобщенного прошлого опыта.

Перефразируя Гегеля, можно сказать, что в сознании, наконец, душа открывает мир и саму себя. В этом смысле говорят о беспристрастности сознания, так как оно отражает мир "сам по себе", а нс в связи с тем или иным потребностным состоянием субъекта.

Главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому результату, например добывают животное для питания всей группы. Другие же совершают на первый взгляд биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты. Сами по себе орудия охоты – копья, луки и т.д. – не способны удовлетворить никакой биологической потребности, но выступают условием ее удовлетворения.

Чтобы пояснить это положение, перенесемся в первобытные времена. Представьте себе, что голодные женщины и старики, которые обычно и занимались изготовлением орудий, увидев, что их соплеменники собираются на охоту, бросятся за ними следом. Даже если у мужчин уже есть оружие для добычи зверя (например они захватили его при набеге на соседнее племя), скоро им понадобится новое. Л его-то лишенные сознательного отражения (идеального предвосхищения результата своих действий) люди и не смогут изготовить. Другими словами, часть членов племени должна остаться дома и продолжать заниматься своим делом, ожидая, что охотники поделятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а нс съесть все на месте. И тем и другим необходимо сознание, чтобы конструировать идеальный образ будущего, иначе они просто одичают и вернутся к животной форме существования. Конечно, нам очень трудно представить, что за картина мира была у первобытного человека, но можно предположить, что в нее были включены образы жилища, охотничьих пространств, членов племени и т.д.

Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы обнаруживаем, что начинают обособляться виды активности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А. Н. Леонтьев называет действием. Действие направляется не напрямую на предмет потребности (мотив), побудивший деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Причем, как уже отмечалось, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (особенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность становится социально "разделенной", а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей – участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленною действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания.

Важнейшим условием формирования сознания является язык, причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человеческий язык – истинный носитель сознания. Сам термин "сознание" включает в себя две составляющие: co-знание, т.е. совместное, общественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное значение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга. Таким образом, "сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений" (А. Н. Леонтьев).

Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопоставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.

Структура сознания

Сознание имеет сложное строение. Представления о структуре души как конфигурации разнородных сущностей восходят к античности. Вспомним хотя бы миф о вознице Платона или трехкомпонентную теорию души Аристотеля (см. гл. 2). По А. Н. Леонтьеву, следует творить о трех различных по своему функциональному значению образующих сознания.

Чувственная ткань сознания

Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Основная ее функция заключается в создании "чувства реальности" внешнего мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его. С помощью чувственной ткани сознания преодолевается слитность субъекта и внешнего мира. А. Н. Леонтьев при работе в госпитале во время Великой Отечественной войны с ранеными минерами, которые потеряли кисти рук и зрение, заметил, что они, утратив визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали странное состояние – "утрату связи с реальностью". Чувственная ткань – это необходимая, но во многом второстепенная образующая сознания. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноценно, равноправно сознанию зрячего. Люди, страдающие дефектом цветового зрения (дальтонизмом), видят мир лишенным ряда цветов и соответственно располагают чувственной тканью сознания, отличной от обычной, что, однако, не оказывает фатального влияния на их картину мира.

Значение

Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.п. В универсальных значениях, которыми оперирует сознание, в свернутой форме представлен весь опыт культуры, важные для всех людей ("общественные") свойства предметов. Однако при одной и той же предметной отнесенности значения слов достаточно сильно различаются для разных людей. Эти различия коренятся в первую очередь в несовпадении культурного опыта. Кроме того, значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. За счет того или иного положения в системе индивидуальных значений слова приобретают коннотации, т.е. дополнительные значения, которые не зафиксированы в словарях. Например, слово "немец" еще долго после окончания Второй мировой войны для жителей СССР было тесно связано с понятиями "враг", "плохой человек".

Личностный смысл

В отличие от универсального значения "для всех" личностный смысл фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, как оно относится к его системе мотивов. Например, одно дело рассуждать о росте преступности и соглашаться с тем, что нужно принимать меры по ее искоренению, и совсем другое – стать жертвой уличного ограбления. Одно и то же понятие "преступление" в нервом случае будет иметь универсальное беспристрастное значение, а во втором окрасится субъективным личностным смыслом. Таким образом, личностный смысл задает пристрастность сознанию и делает его "моим", поскольку личностные смыслы отражают опыт индивидуальной деятельности.

"Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла – значения для индивидуальной жизни" (А. Н. Леонтьев).

Генезис, строение и функционирование конкретных систем значений изучает психосемантика (см. параграф 1.3). С помощью метода построения субъективных семантических пространств специалисты в данной области выясняют, какова картина мира у отдельных людей или представителей определенных социальных групп. Поясним технологию выявления структуры семантического пространства на примере конкретного и крайне информативного для методологов психологии исследования (Петренко, 2010). В данном исследовании испытуемым предъявлялся перечень направлений психологии. Каждое из направлений следовало оценить по 16 значимым для понимания сути этих направлений шкалам (например, по шкалам "эволюционизм – неизменность", "знаковое опосредствование – непосредственность", "активность субъекта – реактивность", "суверенитет психики как особой реальности" и т.д.). Поскольку ряд ответов показывал высокую корреляцию между собой (так, например, если какое-то из направлений получало высокие баллы по шкале "активность", то велика была вероятность, что ее также высоко оценят по шкале "эволюционизм"), группы шкал объединяли в факторы (подробнее о принципах факторного анализа см. гл. 10). Таким образом, каждое из направлений психологии получило свои координаты в семантическом пространстве методологических признаков.

Рассмотрим пространство, сформированное двумя факторами, которым были присвоены названия "активность и произвольность человека" (ордината) и "ориентация на исследование познавательных процессов – ориентация на исследования личности" (абсцисса). В первый фактор вошли пять шкал, а во второй фактор – три (рис. 3.5).

 

Рис. 3.5. Размещение направлений психологии в семантическом пространстве (Ф1, Ф2) методологических признаков (адаптировано из Петренко В. Ф., 2010)

Если проанализировать полученное пространство, станет видно, что респонденты воспринимают психоанализ, когнитивную психологию и гештальтпсихологию как достаточно близкие друг другу. При этом традиционный вариант деятельностного подхода А. Н. Леонтьева кажется им схожим со школой Ж. Пиаже с точки зрения ориентации на исследование познавательных процессов, а вот современное его состояние скорее тяготеет к гуманистической психологии, т.е. концентрирует свой интерес па исследованиях личности. Семантические пространства позволяют увидеть, насколько психологически "близки" или "далеки" друг от друга объекты, которые подверглись испытанию.

Аналогичный прием можно использовать для выяснения отношения, например, к политическим деятелям или партиям, странам или маркам товаров, размещая их в семантическом пространстве интересующих категорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.011 с.)