Основные средства выразительности: риторические тропы и фигуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные средства выразительности: риторические тропы и фигуры



Русский язык и культура речи

Лекция 7 (2 часа)

Культура ораторской речи и её особенности

1. Риторика: история вопроса.

2. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы.

3. Композиция публичного выступления.

4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

5. Аргументация в ораторской речи.

6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

7. Контакт оратора с аудиторией.

8. Как готовиться к выступлению

см. в ораторском искусстве

Риторика: история вопроса.

Владение публичной речью является важным компонентом общественной жизни еще со времен античности. Риторика - это одно из древнейших искусств. Она возникла приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

Вспомним Демосфена. Он имел не только физические недостатки, но и изъяны произношения. Однако стал профессиональным оратором. «Занимаясь с редкой энергией соответствующими упражнениями, Демосфен дисциплинировал свой язык и свое дыхание, а также свое плечо, пораженное тиком. Его первые речи вызывали смех у народа; однако он вскоре стал оратором, которого в народном собрании слушали более чем кого-либо другого» (Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992).

Необходима риторика и в наши дни, т.к. одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, - привлечение как можно большего числа людей на свою сторону. Разностороннее профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.


В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на 1 месте стоит устная коммуникация (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%). Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: «Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляционных свойств речи и только на 7 % - от лексического наполнения доклада» (Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990)..).“ Успех многих политиков, актеров, деловых людей связан с тембром голоса ”, – пишет Мэри Спиллейн.

Итак, владение речью - важная профессиональная составляющая современного человека.

Русский язык и культура речи

Лекция 7 (2 часа)

Культура ораторской речи и её особенности

1. Риторика: история вопроса.

2. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы.

3. Композиция публичного выступления.

4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

5. Аргументация в ораторской речи.

6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

7. Контакт оратора с аудиторией.

8. Как готовиться к выступлению

см. в ораторском искусстве

Риторика: история вопроса.

Владение публичной речью является важным компонентом общественной жизни еще со времен античности. Риторика - это одно из древнейших искусств. Она возникла приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл.

Вспомним Демосфена. Он имел не только физические недостатки, но и изъяны произношения. Однако стал профессиональным оратором. «Занимаясь с редкой энергией соответствующими упражнениями, Демосфен дисциплинировал свой язык и свое дыхание, а также свое плечо, пораженное тиком. Его первые речи вызывали смех у народа; однако он вскоре стал оратором, которого в народном собрании слушали более чем кого-либо другого» (Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992).

Необходима риторика и в наши дни, т.к. одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, - привлечение как можно большего числа людей на свою сторону. Разностороннее профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.


В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на 1 месте стоит устная коммуникация (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%). Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: «Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляционных свойств речи и только на 7 % - от лексического наполнения доклада» (Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990)..).“ Успех многих политиков, актеров, деловых людей связан с тембром голоса ”, – пишет Мэри Спиллейн.

Итак, владение речью - важная профессиональная составляющая современного человека.

Основные средства выразительности: риторические тропы и фигуры

Знакомство с комплексом риторических тропов и фигур поможет вам поднять речевую культуру и способствовать формированию речевого вкуса. Внимание будет уделяться наиболее значимым формам «непрямого» (оценочного) говорения: метафоре, сравнению, эпитету, аллюзии, олицетворению, гиперболе, литоте, оксюморону, аллегории, эвфемизму и ряду других. Каждый троп и фигура речи рассматриваются а) в словарном порядке, б) в условиях текста.

Риторические фигурыобороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Различают фигуры мысли и фигуры слова.

К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание​, риторическая поправка и т.д.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Э х, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»; Разве я не знаю его, эту ложь, которую он весь пропитан? (Л.Н.Толстой).

Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!».

Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!».

Риторическая поправка - специальный прием: сначала идет якобы оговорка, а затем предлагается важное уточнение. Цицерон: «И именно в Риме возник замысел его разрушения. И именно его граждане, да, его граждане, если им можно дать это имя, возлелеяли этот замысел».

 

Фигуры слова – к ним относятся:

-антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Ж ивые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир». Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит.

-К ней примыкает оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты», живой труп; молодые старички; спеши медленно.

-Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повторы. Формы повтора: анафора - повтор в начале предложения: стихотворение Симонова «Жди меня и я вернусь / Только очень жди / Жди, когда идут дожди / Жди, когда метель./ Жди, когда уже не ждут / Только очень жди»; Свалился… А тот-то был в силе! Свалился… не минуть и нам… (Н.А.Некрасов); эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям). Эпифора – повтор в конце фразы: у Гоголя – «Вот сидит он в кабаке. Несут ему водку. Жжет его водка. Противна ему водка». Соединение анафоры и эпифоры называется симплокой: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла»; звуковой повтор гласных – ассонанс: У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою»; звуковой повтор согласных - аллитерация: У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья).

-Очень интересная фигура – инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентируя внимание на перестановленном слове: Он червяков накопал, удочки притащил. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова – гордый); Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин).

-Следующая фигура – градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака – «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь». Восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещённых по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю. Нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путём нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М.Твен).

- Зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении.

- Каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В её твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П.А.Вяземский).

-Не менее интересна фигура – хиазм – построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы перевернутым отражением первой: «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Б рат может не быть другом, но друг – всегда брат». Хиазм - "перекрещивание", переменная позиция повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка боится Мышки; Поэзия грамматики и грамматика поэзии - название статьи Р.Якобсона.

-Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза. Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года»; Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский). Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом». Апосиопеза – недоговоренность: Светлов в «Гренаде» – «Я видел над трупом склонилась луна и мертвые губы шепнули: «Грена…»; Вот он вернётся и тогда….

 

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием другого. Например, игла – швейная, у ели, у ежа. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие – переносными. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым. С понятием переносного значения слова чаще всего и связано его образное употребление. Например, в слове «заноза» выделяется прямое значение – «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившегося в тело», и переносное – «вредный, въедливый человек».

 

Античная риторика противопоставляла троп как слово и фигуру как словосочетание. Тропэто поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений. В переводе с греческого «тропос» означает поворот.

 

Тропы делятся на две группытропы слов, используемых для усиления выразительности (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антономазия), и тропы украшений (эпитет, аллегория, перифраза, аллюзия, ирония, гипербола, литота).

 

Простейшим тропом является сравнение – сопоставление двух понятий с целью более яркой и наглядной характеристики одного из них: У Фета «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина»; Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С.Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю.Лермонтов);

Самым красивейшим и наиболее употребительным тропом риторики называл Квинтиллиан метафору – это слово, которое употребляется в переносном значении на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов. Например, Ваня сущий вьюн; «человек хуже зверя, когда он зверь» (Р.Тагор); Это не кот, а бандит (М.А.Булгаков). Вынь из сравнения «как» — получится метафора.

К метафорам и сравнениям примыкает метонимия – перенос наименования по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его речь «начинает седеть»; выутюженный молодой человек; дерзкие глаза.

Еще один троп синекдоха – в основе его лежит соотношение части и целого. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы.

Антономазия – это замена имени собственного нарицательным или наоборот: «Геркуле с» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник.

Одним из самых распространенных тропов украшений является эпитет – яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «с ерый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – мармеладное настроение, у Писарева – чурбанное равнодушие.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов: хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках.

Интересный троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова, - это перифраза: город на Нев е вместо Петербурга; «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку».

На аллюзии – употреблении в речи широко известного выражения в качестве намека на столь же известный факт: «Я умываю руки» – намек на Понтия Пилата.

Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, значения описываемого - гипербола - например, «испугаться до смерти», «р аздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский).

Противоположный троп – литота – преуменьшает размеры, силу, значение описываемого: мальчик-с-пальчик, море по колено.

Интересным тропом является ирония – употребление слова в противоположном основному значению. Иронию нередко использовали в бытовом общении – о хилом человеке могут сказать: «Вот это Геракл!». Ироническая окраска текста понимается читающим или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации, культурных и иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов подчеркивания автором противоположного смысла высказывания: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов).

 

Итак, риторические фигуры и тропымощные средства усиления выразительности речи, позволяющие сделать наши слова легко запоминающимися, яркими, эффективными. Способ выражения мысли часто оказывается не менее значимым, чем содержание высказывания. Гармония мысли и слова, содержания и оформления речи – важнейшее условие успешного общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.022 с.)