Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные средства выразительности: риторические тропы и фигуры
Русский язык и культура речи Лекция 7 (2 часа) Культура ораторской речи и её особенности 1. Риторика: история вопроса. 2. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы. 3. Композиция публичного выступления. 4. Приемы изложения и объяснения содержания речи. 5. Аргументация в ораторской речи. 6. Монолог и диалог в публичных выступлениях. 7. Контакт оратора с аудиторией. 8. Как готовиться к выступлению см. в ораторском искусстве Риторика: история вопроса. Владение публичной речью является важным компонентом общественной жизни еще со времен античности. Риторика - это одно из древнейших искусств. Она возникла приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл. Вспомним Демосфена. Он имел не только физические недостатки, но и изъяны произношения. Однако стал профессиональным оратором. «Занимаясь с редкой энергией соответствующими упражнениями, Демосфен дисциплинировал свой язык и свое дыхание, а также свое плечо, пораженное тиком. Его первые речи вызывали смех у народа; однако он вскоре стал оратором, которого в народном собрании слушали более чем кого-либо другого» (Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992). Необходима риторика и в наши дни, т.к. одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, - привлечение как можно большего числа людей на свою сторону. Разностороннее профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на 1 месте стоит устная коммуникация (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%). Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: «Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляционных свойств речи и только на 7 % - от лексического наполнения доклада» (Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990)..).“ Успех многих политиков, актеров, деловых людей связан с тембром голоса ”, – пишет Мэри Спиллейн.
Итак, владение речью - важная профессиональная составляющая современного человека. Русский язык и культура речи Лекция 7 (2 часа) Культура ораторской речи и её особенности 1. Риторика: история вопроса. 2. Основные средства выразительности: риторические фигуры и тропы. 3. Композиция публичного выступления. 4. Приемы изложения и объяснения содержания речи. 5. Аргументация в ораторской речи. 6. Монолог и диалог в публичных выступлениях. 7. Контакт оратора с аудиторией. 8. Как готовиться к выступлению см. в ораторском искусстве Риторика: история вопроса. Владение публичной речью является важным компонентом общественной жизни еще со времен античности. Риторика - это одно из древнейших искусств. Она возникла приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл. Вспомним Демосфена. Он имел не только физические недостатки, но и изъяны произношения. Однако стал профессиональным оратором. «Занимаясь с редкой энергией соответствующими упражнениями, Демосфен дисциплинировал свой язык и свое дыхание, а также свое плечо, пораженное тиком. Его первые речи вызывали смех у народа; однако он вскоре стал оратором, которого в народном собрании слушали более чем кого-либо другого» (Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992). Необходима риторика и в наши дни, т.к. одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, - привлечение как можно большего числа людей на свою сторону. Разностороннее профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.
В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на 1 месте стоит устная коммуникация (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%). Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: «Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляционных свойств речи и только на 7 % - от лексического наполнения доклада» (Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990)..).“ Успех многих политиков, актеров, деловых людей связан с тембром голоса ”, – пишет Мэри Спиллейн. Итак, владение речью - важная профессиональная составляющая современного человека. Основные средства выразительности: риторические тропы и фигуры Знакомство с комплексом риторических тропов и фигур поможет вам поднять речевую культуру и способствовать формированию речевого вкуса. Внимание будет уделяться наиболее значимым формам «непрямого» (оценочного) говорения: метафоре, сравнению, эпитету, аллюзии, олицетворению, гиперболе, литоте, оксюморону, аллегории, эвфемизму и ряду других. Каждый троп и фигура речи рассматриваются а) в словарном порядке, б) в условиях текста. Риторические фигуры — обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания. Фигура всегда состоит из нескольких слов. Различают фигуры мысли и фигуры слова. К фигурам мысли относятся риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторическая поправка и т.д. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, а служащий для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо, привлекает внимание слушателей, выявляет вашу точку зрения. Например, у Цицерона: «Доколе же, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» Или у Гоголя: «Э х, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?»; Разве я не знаю его, эту ложь, которую он весь пропитан? (Л.Н.Толстой). Риторическое обращение – псевдообращение, может быть адресовано отсутствующему лицу, исторической личности, а также неодушевленному предмету. Например, у Чехова в «Вишневом саде» обращение Гаева «Дорогой многоуважаемый шкап!». Риторическое восклицание – одно или несколько восклицательных предложений, предназначенных для эмоционального воздействия на слушателей. У Пушкина: «Прошли года чредою незаметной. И как они переменили нас!». Риторическая поправка - специальный прием: сначала идет якобы оговорка, а затем предлагается важное уточнение. Цицерон: «И именно в Риме возник замысел его разрушения. И именно его граждане, да, его граждане, если им можно дать это имя, возлелеяли этот замысел».
Фигуры слова – к ним относятся: -антитеза – противопоставление различных обстоятельств, свойств, утверждений. Эта фигура используется, начиная с античности: «Ж ивые и мертвые», «Волки и овцы», «Война и мир». Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит.
-К ней примыкает оксюморон – фигура, состоящая в соединении двух противоположных друг другу понятий в одно целое: «Красноречивое молчание», «Горькая радость», «Счастливые пессимисты», живой труп; молодые старички; спеши медленно. -Нередко для усиления высказывания прибегают к такой фигуре, как повторы. Формы повтора: анафора - повтор в начале предложения: стихотворение Симонова «Жди меня и я вернусь / Только очень жди / Жди, когда идут дожди / Жди, когда метель./ Жди, когда уже не ждут / Только очень жди»; Свалился… А тот-то был в силе! Свалился… не минуть и нам… (Н.А.Некрасов); эпифора - повторение конечных частей отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям). Эпифора – повтор в конце фразы: у Гоголя – «Вот сидит он в кабаке. Несут ему водку. Жжет его водка. Противна ему водка». Соединение анафоры и эпифоры называется симплокой: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла»; звуковой повтор гласных – ассонанс: У Некрасова: «Еду по рельсам чУгУнным дУмаю дУмУ свою»; звуковой повтор согласных - аллитерация: У Пастернака: «Но нежданно по портьере пробежит вторженья дождь, тишину шагами меря, ты как будущность войдешь» (звуки Ж и Ш имитируют легкий шелест женского платья). -Очень интересная фигура – инверсия – намеренное нарушение привычного порядка слов, их перестановка с целью большей выразительности, акцентируя внимание на перестановленном слове: Он червяков накопал, удочки притащил. У Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуждал» (инверсия слова – гордый); Твоих оград узор чугунный (А.С.Пушкин). -Следующая фигура – градация – расположение синонимов в порядке возрастания или убывания признака – «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь». Восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещённых по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю. Нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путём нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М.Твен). - Зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шёл дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении.
- Каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В её твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П.А.Вяземский). -Не менее интересна фигура – хиазм – построение двух конструкций, при котором вторая становится как бы перевернутым отражением первой: «Мы признаем оружие критикой и критику оружием» (Луначарский А.В.), у Ларошфуко: «Б рат может не быть другом, но друг – всегда брат». Хиазм - "перекрещивание", переменная позиция повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: Мышка боится Мишки - Мишка боится Мышки; Поэзия грамматики и грамматика поэзии - название статьи Р.Якобсона. -Ряд фигур связан с убавлением слов – это эллипсис, силлепс и апосиопеза. Эллипсис – пропуск слов или предложений, которые легко подразумеваются, применение этой фигуры создает эффект экспрессии: «Он закурил у бензоколонки – покойнику было 22 года»; Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки - прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский). Силлепс – объединение элементов текста, по сути своей необъединяемых: «Он стирал белье с усердием и с мылом». Апосиопеза – недоговоренность: Светлов в «Гренаде» – «Я видел над трупом склонилась луна и мертвые губы шепнули: «Грена…»; Вот он вернётся и тогда….
Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать названием другого. Например, игла – швейная, у ели, у ежа. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие – переносными. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым. С понятием переносного значения слова чаще всего и связано его образное употребление. Например, в слове «заноза» выделяется прямое значение – «тонкий, острый, маленький кусочек дерева, вонзившегося в тело», и переносное – «вредный, въедливый человек».
Античная риторика противопоставляла троп как слово и фигуру как словосочетание. Троп – это поэтический оборот, употребление слов, выражений в переносном, образном смысле. Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений. В переводе с греческого «тропос» означает поворот.
Тропы делятся на две группы – тропы слов, используемых для усиления выразительности (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антономазия), и тропы украшений (эпитет, аллегория, перифраза, аллюзия, ирония, гипербола, литота).
Простейшим тропом является сравнение – сопоставление двух понятий с целью более яркой и наглядной характеристики одного из них: У Фета «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина»; Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С.Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю.Лермонтов); Самым красивейшим и наиболее употребительным тропом риторики называл Квинтиллиан метафору – это слово, которое употребляется в переносном значении на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов. Например, Ваня сущий вьюн; «человек хуже зверя, когда он зверь» (Р.Тагор); Это не кот, а бандит (М.А.Булгаков). Вынь из сравнения «как» — получится метафора. К метафорам и сравнениям примыкает метонимия – перенос наименования по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его речь «начинает седеть»; выутюженный молодой человек; дерзкие глаза. Еще один троп синекдоха – в основе его лежит соотношение части и целого. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы. Антономазия – это замена имени собственного нарицательным или наоборот: «Геркуле с» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник. Одним из самых распространенных тропов украшений является эпитет – яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «с ерый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – мармеладное настроение, у Писарева – чурбанное равнодушие. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов: хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках. Интересный троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова, - это перифраза: город на Нев е вместо Петербурга; «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку». На аллюзии – употреблении в речи широко известного выражения в качестве намека на столь же известный факт: «Я умываю руки» – намек на Понтия Пилата. Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, значения описываемого - гипербола - например, «испугаться до смерти», «р аздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский). Противоположный троп – литота – преуменьшает размеры, силу, значение описываемого: мальчик-с-пальчик, море по колено. Интересным тропом является ирония – употребление слова в противоположном основному значению. Иронию нередко использовали в бытовом общении – о хилом человеке могут сказать: «Вот это Геракл!». Ироническая окраска текста понимается читающим или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации, культурных и иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов подчеркивания автором противоположного смысла высказывания: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов).
Итак, риторические фигуры и тропы – мощные средства усиления выразительности речи, позволяющие сделать наши слова легко запоминающимися, яркими, эффективными. Способ выражения мысли часто оказывается не менее значимым, чем содержание высказывания. Гармония мысли и слова, содержания и оформления речи – важнейшее условие успешного общения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.022 с.) |