Биологически активные высокомолекулярные вещества. Контрольная работа № 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологически активные высокомолекулярные вещества. Контрольная работа № 2.



Значение темы:

Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК–1; ОК–5; ОПК-1; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5

Цель занятия: после изучения темыстудент должен

Знать:

ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;

ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений.

Уметь:

ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;

ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.

Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература.

План проведения занятия:

1. Организационная часть 5 мин
2. Разбор тематического материала 40 мин
3. Выполнение практической работы 60 мин
4. Выполнение контрольной работы 70 мин
5. Домашнее задание 5 мин
     

Вопросы для изучения темы:

1. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Образование пептидной связи. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов. Качественные реакции на аминокислоты и белки.

2. Углеводы. Гомополисахариды. Пектины. Структура, свойства. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов.

3. Гетерополисахариды. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.). Структура, свойства, биологическая роль.

4. Структура важнейших высших жирных кислот, входящих в структуру природных липидов: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, эйкозапентаеновая, докозагексаеновая. Систематическая номенклатура и индексы высших жирных кислот. Высшие жирные кислоты ряда ω3, ω6, ω9.

5. Структура важнейших фосфолипидов. Понятие о сфинголипидах, гликолипидах. Биологическая роль.

6. Строение транспортных форм липидов.

7. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ), их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Подберите соответствие между формулой и названием соединения:

       
       
       
       
       
       
Предполагаемые ответы:
А урацил Ж тимидин Н лактоза У аспарагиновая кислота
Б цитозин З АТФ О целлобиоза Ф цистеин
В тимин И глюкоза П мальтоза Х аргинин
Г аденин К фруктоза Р крахмал Ц тирозин
Д гуанин Л галактоза С хитин Ч метионин
Е дезоксицитидин М сахароза Т треонин Ш ?

2. Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и эмпирической формулой:

 

Название ВЖК Эмпирическая формула
1. Миристиновая А - C15H31COOH
2. Пальмитиновая Б - C18H31COOH
3. Стеариновая В - C18H33COOH
4. Пальмитоолеиновая Г - C18H35COOH
5. Олеиновая Д - C15H29COOH
6. Линолевая Е - C13H27COOH
7. Линоленовая Ж - C18H29COOH
8. Арахидоновая З - C19H33COOH
9. Эйкозатриеновая И - C19H31COOH
10. Эйкозапентаеновая (тимнодоновая) К - C21H33COOH
11. Докозопентаеновая (клупанодоновая) Л - C21H31COOH
12. Докозагексаеновая М - C19H29COOH

 

 

3. Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и кратким обозначением:

 

Название ВЖК Краткое обозначение
1. Миристиновая А - 18:0
2. Пальмитиновая Б - 16:1Δ9
3. Стеариновая В - 18:2Δ9,12 ω6
4. Пальмитоолеиновая Г - 16:0
5. Олеиновая Д - 14:0
6. Линолевая Е - 18:3Δ9,12,15 ω3
7. Линоленовая Ж - 18:1Δ9
8. Арахидоновая З - 20:4 Δ5,8,11,14 ω6
9. Эйкозатриеновая И - 20:3 Δ8,11,14 ω6
10. Эйкозапентаеновая (тимнодоновая) К - 20:5 Δ5,8, 11,14, 17 ω3
11. Докозопентаеновая (клупанодоновая) Л - 22:5 Δ7,10,13,16,9 ω3
12. Докозагексаеновая М - 22:6 Δ4,7,10,13,16,9 ω3

Ситуационные задачи:

1. Напишите уравнение получения дипептида: метионил-глицин (мет-гли).

2. Глутатион представляет собой трипептид γ-глутамилцистеинилглицин. Он участвует в окислительно-восстановительных реакциях, выполняя функцию «защиты» других белков от окисления. Запишите окисленную и восстановленную формы глутатиона.

3. Приведите химизм взаимодействия α-аланина с хлороводородной кислотой и гидроксидом натрия. Какие свойства аминокислот подтверждаются с помощью указанных реактивов?

4. Напишите реакцию образования мальтозы и докажите ее принадлежность к восстанавливающим дисахаридам.

5. Покажите схему строения целлюлозы, структурным звеном которой является β-D-глюкопираноза. Приведите реакцию ацилирования целлюлозы уксусным ангидридом.

6. Запишите в виде уравнений цепочку последовательных реакций: глюкоза → глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат. К какому типу реакций относятся указанные превращения, каковы условия их протекания в организме?

7. Напишите формулу хитина, состоящего из остатков N-ацетил-D-глюкозамина, связанных между собою β-1,4-гликозидными связями. Какова его биологическая роль?

8. Выпишите формулы и тривиальные названия важнейших глицерофосфолипидов: фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилхолинов, фосфатидилинозитолов, укажите их биологическую роль.

9. Напишите уравнения реакций гидролиза триолеилглицерола, назовите продукты превращений.

10. Напишите уравнение взаимодействия фосфатидной кислоты с холином. Дайте название полученному липиду. Какова его биологическая роль?

11. Напишите реакцию гидролиза дипальмитоилфосфатидилэтаноламина. Как осуществляется реакция гидролиза «in vitro» и «in vivo»?

12. Запишите формулу липида – кефалина. Напишите реакцию гидролиза данного липида, назовите полученные продукты.

13. Расшифруйте аббревиатуру: ХМ, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП. Какова роль липопротеинов в организме?

14. Приведите формулы АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфатов (цАМФ, цГМФ). Оцените их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

15. Приведите примеры полимеров медицинского (стоматологического) назначения.

Примерные вопросы тестовых заданий к контрольной работе № 2:

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. К незаменимым аминокислотам относится:


А – серин

Б – глутаминовая кислота

В – лейцин

Г – аланин


2. Среди перечисленных белков укажите гемсодержащий:


А – цитохромы

Б – трансферрин

В – коллаген

Г – родопсин


3. К полиненасыщенным относится кислота:


А – олеиновая

Б – пальмитолеиновая

В – линолевая

Г – стеариновая


4. Вторичная структура ДНК формируется связями:


А – водородными

Б – ковалентными

В – ионными

Г – гидрофобными


5. Структурной единицей белков являются:


А – аминокислоты

Б – нуклеотиды

В – моносахара

Г – амины


6. Урацил, тимин, цитозин – это производные:


А – пиримидина

Б – пиридина

В – пиррола

Г – пурина


7. Первичным амином является вещество формула которого:


А – (CH3)3N

Б – C3H7NH2

В – CH3(C2H5)NH

Г – C3H7NO2


8. Общая формула предельных одноатомных спиртов:


А – CnH2n-1OH

Б – CnH2n+1OH

В – CnH2nO

Г – CnH2nOH


 


9. К какому классу соединений относится аланилсерин:


А – аминокислота

Б – углевод

В – липид

Г – пептид

Д – нуклеотид


10. К пуриновым нуклеиновым основаниям относится:


А – урацил

Б – аденин

В – тимин

Г – цитозин


Практическая работа №4.«Определение концентрации биологически активных высокомолекулярных соединений в плазме или сыворотке крови».

Определение концентрации общего белка

Инструкция к выполнению практической работы:

1.Ознакомьтесь с инструкцией к набору.

2. Организуйте рабочее место с учетом правил техники безопасности.

3. Подготовьте необходимую посуду, оборудование и реактивы.

4.Проведите определение.

5.Обработайте посуду с учетом правил техники безопасности.

5.Заполните бланк анализа.

6. Сформулируйте вывод о содержании общего белка в анализируемом материале.

 


Тема №11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.047 с.)