Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция этноса в отечественной этнологии.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Вопросы по теории этнологии и этнографии. Предмет этнологии. В процессе антропогенеза происходит формирование Ойкумены, которая постепенно приобретает свойства и характер нового планетарного качества – ноосферы, т.е. сферы человеческого разума, уже существенно выходящей за пределы биосферы, но обладающей таким воздействием на мировые процессы, которое сопоставимо с влиянием геологических процессов. Но это развитие неравномерно в силу региональных и социально-групповых проявлений. Индивидуальные способы самореализации социальной жизни – этносы. Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры. Этнология изучает: 1) этногенез и расселение народов, их этнонимия (эндоэтнонимы и экзоэтнонимы), этнические территории и этнические границы; 2) социальные группы (этническая социология); 3) демографические процессы (динамика численности народов) 4) этнические и этнографические (не имеющие особого самосознания) группы 5) культура этносов
Современное направление в этнологии (постмодернизм):
– изучение той или иной культуры извне/изнутри – усиление прикладного направления в этнологии – отстаивание прав меньшинств
*Этнография – метод, заключающийся в полевом изучении народа, собирании мат. базы Этнология – теоретическое обоснование полученных данных
Концепция этноса в отечественной этнологии.
Отечественная концепция этноса зародилась на основе немецкого романтизма, в котором бытовало понятие: «кровь и почва». В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют.
Биологическая концепция этноса: (С.М. Широкогоров, Л.Н. Гумилев) – восходит к традициям социал-дарвинизма – По Широкогорову этнос – биологическое единство людей (этнос = раса) – Гумилёв рассматривал историю как постоянную цепь этногенезов, начатую т.н. пассионариями
Дуалистическая концепция этноса: (Ю.В. Бромлей) – Этникос – этнос в узком смысле, «собственно этнические» характеристики – ЭСО (этносоциальный организм) – этнос в широком смысле, сочетание этнических элементов и условий их складывания и функционирования; ЭСО 3-х типов: племя, народность и нация
Информационная концепция этноса: (Чебоксаров) – в границах устойчивых соц. общностей (этносов) информационные потоки интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами
Компонентная концепция этноса: (Пименов) – Этнос – исторически возникшая эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной структурой – Человек, принадлежащий к этносу – этнофор
Компоненты:
1. Демографическая структура и самовоспроизведение (D) 2. Экономическая деятельность (для производства энергетических ресурсов) (E) 3. Социальная жизнь (S) 4. Культура в узком смысле этого слова (материальная: жилища, утварь, одежда, пища. Духовная: обычаи, традиции, религия (C) 5. Наличие коммуникации (языка) (L) 6. Территория (T) 7. Самосознание
Типы этнических общностей.
1) Народность*. Связующий фактор – государство. Основной симптом – увеличение культурно-информационных связей внутри ЭСО (отсюда – важность письменности) либо расширение рамок однородной культуры. Основной стимул к образованию народности – мобилизация на какие-нибудь работы, призыв в войско и др. Бывает разных уровней. а) Этникос – совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, фиксированным в самоназвании. В отличие от ЭСО считается не обязательной принадлежность к определенному государству, наличие территории, экономической и социально-классовой общности. б) Этносоциальный организм – совокупность людей одной этнической принадлежности, входящих в состав отдельного социального организма (племени в доклассовых обществах, государства в классовых). * В советской науке примерно с начала 1950-х стал применяться для обозначения различных видов этноса, находящихся стадиально между племенами или союзом племен и нацией.
2) Метаэтническая общность – группы этносов, обладающих (хотя бы в неразвитой, зачаточной или остаточной форме) элементами общего самосознания, основанными на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии. Обычно у этих разных общностей возникает нечто общее (ср. эллинизм или позднюю римскую империю). 3) Нация. Результат либо трансформации соответствующей народности в нацию, либо объединения нескольких народностей. Более интенсивные, чем в народности, культурно-информационные связи. 4) Субэтнос. Характеризуется наличием самосознания и самоназвания. Однако по своему происхождению, языку и многим элементам культуры субэтнос представляет собой часть более широкой этнической общности, что также отражается в самосознании его членов и их втором самоназвании или этнониме.
5) Этнографическая группа – локальное подразделение этноса, отличающееся от аналогичных ему своим диалектом (говором) и теми или иными компонентами материальной и духовной культуры, выявляемым главным образом в результате специальных обследований. Может выделиться в результате утери субэтносом особого самосознания. 6) Локальная группа. Компактное поселение представителей некоторого этноса. Чаще всего – социально-экономические коллективы (общины) охотников и собирателей, осваивающие определенные территории. Один или несколько родов. Численность: 30-50 чел.
ХКТ индейцев Америки.
Поскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началось сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до прихода европейцев очень сложно. Ко времени начала их изучения, индейцы окончательно превратились в лубочный образ, в эссенцию индейского образа жизни, как его представляли себе американцы.
Принято классифицировать до-европейские народы Америки именно по ХКТ, так как это по языкам сделать это просто невозможно; сравнивая ХКТ, кроме того, можно условно сравнить разные общности по уровню развития. Итак:
Соотношение этноса и языка.
1. Понятия «язык» и «этнос» не тождественны (иногда язык меняется, а этнос остается). Два разных этноса могут иметь один язык (страны Латинской Америки и собственно Пиренейский п-ов). 2. Языковые компоненты определяют границы и своеобразие этноса. Наряду с религией, язык – основа для классификации этносов. 3. Коммуникация – важнейшее условие существования этноса. А без языка она невозможна. 4. Как и этнос, язык изменяется с течением времени (естественный процесс упрощения и адаптации, заимствования из соседних языков). 5. Родство языков обычно означает родство народов. Иногда (как в случае с индейцами Америки), получилось сделать обратные выводы: вывести родство языков из этнического родства (т.к. сложная грамматика индейских языков не позволяла их структурировать).
Этнологические источники.
Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах. На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).
Основные группы источников:
1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа 2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта 3) Классические письменные нарративные источники 4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)
1. Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет. 2. Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было. 3. Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходе специальных экспедиций, карты и чертежи. 4. Музейные собрания. Женские головные уборы – очень характерная черта любого этноса. Также – костюмы, муз. инструменты и проч. 5. Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенно информативны обряды (свадьба, похороны). 6. Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родство народов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различаться по хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальные этносы. 7. Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическим данным устанавливается принадлежность к одной из рас.
Вопросы по регионам. 1. Происхождение народов Австралии.
К моменту прихода в AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек. Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время).
Сунда – протоEURAZ Сахул – протоAUS Данные серологического анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга. 14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бόльшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и была выработана совершенно особенная когнитивная культура. AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек). Сейчас аборигенное население AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива), что составляет ~ 2% от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье). 1788 г. – первый флот с капитаном Артуром Филиппом, привёзший несколько сот английских каторжан. А с 1851 года здесь началась знаменитая «золотая лихорадка». 60% населения – потомки англичан (=> англиканцы) 25% населения – потомки ирландцев (=> католики) 12% населения – потомки шотландцев (=> пресвитериане)
Меланезия – в свою очередь делится на 3 района: Папуасия (New Гвинея), Мелано-Полинезия (Фиджи), Меланезия (всё остальное). – на New Гвинею мигранты попали не менее 30 тыс. назад – в результате сложных миграционных процессов население Меланезии очень пестрое в языковом, этническом, культурном и антропологическом отношениях. Папуасия – 85% населения – папуасские народы (4,3 млн. человек) – 85% населения говорит на языках трансновогвинейской надсемьи – более 600 отдельных этносов – широко развит тотемизм, вера в магию – по своим занятиям папуасы – мотыжные земледельцы, хозяйство которых носит преимущественно натуральный характер. – земледелие у папуасов еще не отделилось от охоты, а ремесло – от СХ – селятся небольшими деревнями в 100-150 человек – взрослые мужчины живут отдельно – в «мужском доме» – наиболее распространена родовая община Мелано-Полинезия (Фиджи) – 0,7 млн. человек – более половины населения – потомки индусов, работавших здесь на британских плантациях – главная культура – кокосовая пальма Меланезия – почти 90% населения – австронезийские народы, говорящие в основном на восточноавстронезийских языках (0,7 млн. человек) – более 300 отдельных этносов – более 80% населения – христиане + вера в «ману», анимистические веры – основное занятие – ручное земледелие (+ подсечно-огневая система), рыболовство, плетение из текстильных волокон, развитое огородство – наиболее распространена сельская община – на большинстве островов материнский род, но характерны и «мужские союзы»
Полинезия – в доколонизационный период было историко-культурное единство – полинезийцы – контактный тип между монголоидной и австралоидной расами, основные языки – австронезийской семьи – более 40 различных народов (маори, тонга, самоа, таитяне, гавайцы) – религия – в основном протестантизм, вера в «ману» – основное занятие – ручное земледелие, рыболовство – искусные ремесленники и мореплаватели – почти везде произошло социальное расслоение (вожди и элита) – в XVIII-XIX вв. начали складываться первые государства Микронезия – около 15 народов, говорящих на языках австронезийской семьи – население делилось на сословия – основное занятие – ручное земледелие (подсечно-огневое), рыболовство – кое-где была пиктографическая письменность
Традиционные хозяйственные занятия, культура и быт народов Зарубежной Европы (кроме стран СНГ). – сравнительно мало этнографических особенностей. Но сохранились некоторые географические и этнические особенности в сфере культуры. Среди доиндустриальных типов хозяйства следует выделить плужное земледелие (пшеница, рожь, овес, конопля) со стойловым животноводством. В горах – отгонное животноводство альпийского типа. К тому же огородничество (репа, редька, огурец, морковь, свекла, бобы), садоводство (малина, вишня, яблоня, груша, вишня, слива), охота, рыболовство, ремесло (вплоть до кустарей). Поселения как правило кучевыми селищами, бывают также круговые и разбросанные, уличные, веретенообразные. Есть даже землянки (сев. болгары). Нижненемецкий дом – одноэтажная каркасная/кирпичная постройка, скаты крыши – до земли, крыша опирается на столбы внутри дома. Средненемецкий дом – 2-х этажный, вход посередине длинной стены. Альпийский дом – двухэтажная постройка наполовину деревянная, наполовину кирпичная, крышу утяжеляют камнями – очень пологая и большая. Средиземноморский дом – каменная, 2-3х этажная постройка, часто не отапливается, сложная планировка, балконы, галереи.
В основном христианство, но, как и у восточных славян, – в смеси с древними языческими верованиями. Вампиры. День убиения петуха. Мышиные дни. В настоящее время во всех странах социализма ведется атеистическая пропаганда, борьба с вредными обычаями и пережитками прошлого. Свадьбы. Пик браков в GER – в ноябре и мае. Но в UK май – несчастливый месяц для брака. В SP самый низкий возрастной ограничитель: ♀ - 12, ♂ - 14 лет. Сохраняются христианские праздники: на севере популярен день св. Иоанна. ROM – от фракийских племён гетов и даков, романизированных римлянами. HUNG – от древнеугорских (мадьярских) племён
Вопросы по теории этнологии и этнографии. Предмет этнологии. В процессе антропогенеза происходит формирование Ойкумены, которая постепенно приобретает свойства и характер нового планетарного качества – ноосферы, т.е. сферы человеческого разума, уже существенно выходящей за пределы биосферы, но обладающей таким воздействием на мировые процессы, которое сопоставимо с влиянием геологических процессов. Но это развитие неравномерно в силу региональных и социально-групповых проявлений. Индивидуальные способы самореализации социальной жизни – этносы. Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры. Этнология изучает: 1) этногенез и расселение народов, их этнонимия (эндоэтнонимы и экзоэтнонимы), этнические территории и этнические границы; 2) социальные группы (этническая социология); 3) демографические процессы (динамика численности народов) 4) этнические и этнографические (не имеющие особого самосознания) группы 5) культура этносов
Современное направление в этнологии (постмодернизм):
– изучение той или иной культуры извне/изнутри – усиление прикладного направления в этнологии – отстаивание прав меньшинств
*Этнография – метод, заключающийся в полевом изучении народа, собирании мат. базы Этнология – теоретическое обоснование полученных данных
Концепция этноса в отечественной этнологии.
Отечественная концепция этноса зародилась на основе немецкого романтизма, в котором бытовало понятие: «кровь и почва». В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют.
Биологическая концепция этноса: (С.М. Широкогоров, Л.Н. Гумилев) – восходит к традициям социал-дарвинизма – По Широкогорову этнос – биологическое единство людей (этнос = раса) – Гумилёв рассматривал историю как постоянную цепь этногенезов, начатую т.н. пассионариями
Дуалистическая концепция этноса: (Ю.В. Бромлей) – Этникос – этнос в узком смысле, «собственно этнические» характеристики – ЭСО (этносоциальный организм) – этнос в широком смысле, сочетание этнических элементов и условий их складывания и функционирования; ЭСО 3-х типов: племя, народность и нация
Информационная концепция этноса: (Чебоксаров) – в границах устойчивых соц. общностей (этносов) информационные потоки интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами
Компонентная концепция этноса: (Пименов) – Этнос – исторически возникшая эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной структурой – Человек, принадлежащий к этносу – этнофор
Компоненты:
1. Демографическая структура и самовоспроизведение (D) 2. Экономическая деятельность (для производства энергетических ресурсов) (E) 3. Социальная жизнь (S) 4. Культура в узком смысле этого слова (материальная: жилища, утварь, одежда, пища. Духовная: обычаи, традиции, религия (C) 5. Наличие коммуникации (языка) (L) 6. Территория (T) 7. Самосознание
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.079 с.) |