Концепция этноса в отечественной этнологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция этноса в отечественной этнологии.



Вопросы по теории этнологии и этнографии.

Предмет этнологии.

В процессе антропогенеза происходит формирование Ойкумены, которая постепенно приобретает свойства и характер нового планетарного качества – ноосферы, т.е. сферы человеческого разума, уже существенно выходящей за пределы биосферы, но обладающей таким воздействием на мировые процессы, которое сопоставимо с влиянием геологических процессов. Но это развитие неравномерно в силу региональных и социально-групповых проявлений. Индивидуальные способы самореализации социальной жизни – этносы. Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.

Этнология изучает:

1) этногенез и расселение народов, их этнонимия (эндоэтнонимы и экзоэтнонимы), этнические территории и этнические границы;

2) социальные группы (этническая социология);

3) демографические процессы (динамика численности народов)

4) этнические и этнографические (не имеющие особого самосознания) группы

5) культура этносов

 

Современное направление в этнологии (постмодернизм):

 

– изучение той или иной культуры извне/изнутри

– усиление прикладного направления в этнологии

– отстаивание прав меньшинств

 

*Этнография – метод, заключающийся в полевом изучении народа, собирании мат. базы

Этнология – теоретическое обоснование полученных данных

 

Концепция этноса в отечественной этнологии.

 

Отечественная концепция этноса зародилась на основе немецкого романтизма, в котором бытовало понятие: «кровь и почва».

В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют.

 

Биологическая концепция этноса: (С.М. Широкогоров, Л.Н. Гумилев)

– восходит к традициям социал-дарвинизма

– По Широкогорову этнос – биологическое единство людей (этнос = раса)

– Гумилёв рассматривал историю как постоянную цепь этногенезов, начатую т.н. пассионариями

 

Дуалистическая концепция этноса: (Ю.В. Бромлей)

– Этникос – этнос в узком смысле, «собственно этнические» характеристики

– ЭСО (этносоциальный организм) – этнос в широком смысле, сочетание этнических элементов и условий их складывания и функционирования; ЭСО 3-х типов: племя, народность и нация

 

Информационная концепция этноса: (Чебоксаров)

– в границах устойчивых соц. общностей (этносов) информационные потоки интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами

 

Компонентная концепция этноса: (Пименов) – Этнос – исторически возникшая эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной структурой

– Человек, принадлежащий к этносу – этнофор

 

Компоненты:

 

1. Демографическая структура и самовоспроизведение (D)

2. Экономическая деятельность (для производства энергетических ресурсов) (E)

3. Социальная жизнь (S)

4. Культура в узком смысле этого слова (материальная: жилища, утварь, одежда, пища. Духовная: обычаи, традиции, религия (C)

5. Наличие коммуникации (языка) (L)

6. Территория (T)

7. Самосознание

 

Типы этнических общностей.

 

1) Народность*. Связующий фактор – государство. Основной симптом – увеличение культурно-информационных связей внутри ЭСО (отсюда – важность письменности) либо расширение рамок однородной культуры. Основной стимул к образованию народности – мобилизация на какие-нибудь работы, призыв в войско и др. Бывает разных уровней.

а) Этникос – совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, фиксированным в самоназвании. В отличие от ЭСО считается не обязательной принадлежность к определенному государству, наличие территории, экономической и социально-классовой общности.

б) Этносоциальный организм – совокупность людей одной этнической принадлежности, входящих в состав отдельного социального организма (племени в доклассовых обществах, государства в классовых).

* В советской науке примерно с начала 1950-х стал применяться для обозначения различных видов этноса, находящихся стадиально между племенами или союзом племен и нацией.

2) Метаэтническая общность – группы этносов, обладающих (хотя бы в неразвитой, зачаточной или остаточной форме) элементами общего самосознания, основанными на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии. Обычно у этих разных общностей возникает нечто общее (ср. эллинизм или позднюю римскую империю).

3) Нация. Результат либо трансформации соответствующей народности в нацию, либо объединения нескольких народностей. Более интенсивные, чем в народности, культурно-информационные связи.

4) Субэтнос. Характеризуется наличием самосознания и самоназвания. Однако по своему происхождению, языку и многим элементам культуры субэтнос представляет собой часть более широкой этнической общности, что также отражается в самосознании его членов и их втором самоназвании или этнониме.

 

5) Этнографическая группа – локальное подразделение этноса, отличающееся от аналогичных ему своим диалектом (говором) и теми или иными компонентами материальной и духовной культуры, выявляемым главным образом в результате специальных обследований. Может выделиться в результате утери субэтносом особого самосознания.

6) Локальная группа. Компактное поселение представителей некоторого этноса. Чаще всего – социально-экономические коллективы (общины) охотников и собирателей, осваивающие определенные территории. Один или несколько родов. Численность: 30-50 чел.

 

ХКТ индейцев Америки.

 

Поскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началось сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до прихода европейцев очень сложно. Ко времени начала их изучения, индейцы окончательно превратились в лубочный образ, в эссенцию индейского образа жизни, как его представляли себе американцы.

 

Принято классифицировать до-европейские народы Америки именно по ХКТ, так как это по языкам сделать это просто невозможно; сравнивая ХКТ, кроме того, можно условно сравнить разные общности по уровню развития. Итак:

 

Соотношение этноса и языка.

 

1. Понятия «язык» и «этнос» не тождественны (иногда язык меняется, а этнос остается). Два разных этноса могут иметь один язык (страны Латинской Америки и собственно Пиренейский п-ов).

2. Языковые компоненты определяют границы и своеобразие этноса. Наряду с религией, язык – основа для классификации этносов.

3. Коммуникация – важнейшее условие существования этноса. А без языка она невозможна.

4. Как и этнос, язык изменяется с течением времени (естественный процесс упрощения и адаптации, заимствования из соседних языков).

5. Родство языков обычно означает родство народов. Иногда (как в случае с индейцами Америки), получилось сделать обратные выводы: вывести родство языков из этнического родства (т.к. сложная грамматика индейских языков не позволяла их структурировать).

 

Этнологические источники.

 

Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).

 

Основные группы источников:

 

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа

2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта

3) Классические письменные нарративные источники

4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)

 

1. Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет.

2. Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было.

3. Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходе специальных экспедиций, карты и чертежи.

4. Музейные собрания. Женские головные уборы – очень характерная черта любого этноса. Также – костюмы, муз. инструменты и проч.

5. Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенно информативны обряды (свадьба, похороны).

6. Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родство народов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различаться по хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальные этносы.

7. Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическим данным устанавливается принадлежность к одной из рас.

 

Вопросы по регионам.

1. Происхождение народов Австралии.

 

К моменту прихода в AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек. Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время).

Сунда – протоEURAZ

Сахул – протоAUS

Данные серологического анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга.

14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бόльшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и была выработана совершенно особенная когнитивная культура.

AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек).

Сейчас аборигенное население AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива), что составляет ~ 2% от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье).

1788 г. – первый флот с капитаном Артуром Филиппом, привёзший несколько сот английских каторжан. А с 1851 года здесь началась знаменитая «золотая лихорадка».

60% населения – потомки англичан (=> англиканцы)

25% населения – потомки ирландцев (=> католики)

12% населения – потомки шотландцев (=> пресвитериане)

 

Меланезия

– в свою очередь делится на 3 района: Папуасия (New Гвинея), Мелано-Полинезия (Фиджи), Меланезия (всё остальное).

– на New Гвинею мигранты попали не менее 30 тыс. назад

– в результате сложных миграционных процессов население Меланезии очень пестрое в языковом, этническом, культурном и антропологическом отношениях.

Папуасия

– 85% населения – папуасские народы (4,3 млн. человек)

– 85% населения говорит на языках трансновогвинейской надсемьи

– более 600 отдельных этносов

– широко развит тотемизм, вера в магию

– по своим занятиям папуасы – мотыжные земледельцы, хозяйство которых носит преимущественно натуральный характер.

– земледелие у папуасов еще не отделилось от охоты, а ремесло – от СХ

– селятся небольшими деревнями в 100-150 человек

– взрослые мужчины живут отдельно – в «мужском доме»

– наиболее распространена родовая община

Мелано-Полинезия (Фиджи)

– 0,7 млн. человек

– более половины населения – потомки индусов, работавших здесь на британских плантациях

– главная культура – кокосовая пальма

Меланезия

– почти 90% населения – австронезийские народы, говорящие в основном на восточноавстронезийских языках (0,7 млн. человек)

– более 300 отдельных этносов

– более 80% населения – христиане + вера в «ману», анимистические веры

– основное занятие – ручное земледелие (+ подсечно-огневая система), рыболовство, плетение из текстильных волокон, развитое огородство

– наиболее распространена сельская община

– на большинстве островов материнский род, но характерны и «мужские союзы»

Полинезия

– в доколонизационный период было историко-культурное единство

– полинезийцы – контактный тип между монголоидной и австралоидной расами, основные языки – австронезийской семьи

– более 40 различных народов (маори, тонга, самоа, таитяне, гавайцы)

– религия – в основном протестантизм, вера в «ману»

– основное занятие – ручное земледелие, рыболовство

– искусные ремесленники и мореплаватели

– почти везде произошло социальное расслоение (вожди и элита)

– в XVIII-XIX вв. начали складываться первые государства

Микронезия

– около 15 народов, говорящих на языках австронезийской семьи

– население делилось на сословия

– основное занятие – ручное земледелие (подсечно-огневое), рыболовство

– кое-где была пиктографическая письменность

 

Традиционные хозяйственные занятия, культура и быт народов Зарубежной Европы (кроме стран СНГ).

– сравнительно мало этнографических особенностей. Но сохранились некоторые географические и этнические особенности в сфере культуры.

Среди доиндустриальных типов хозяйства следует выделить плужное земледелие (пшеница, рожь, овес, конопля) со стойловым животноводством. В горах – отгонное животноводство альпийского типа. К тому же огородничество (репа, редька, огурец, морковь, свекла, бобы), садоводство (малина, вишня, яблоня, груша, вишня, слива), охота, рыболовство, ремесло (вплоть до кустарей).

Поселения как правило кучевыми селищами, бывают также круговые и разбросанные, уличные, веретенообразные. Есть даже землянки (сев. болгары).

Нижненемецкий дом – одноэтажная каркасная/кирпичная постройка, скаты крыши – до земли, крыша опирается на столбы внутри дома.

Средненемецкий дом – 2-х этажный, вход посередине длинной стены.

Альпийский дом – двухэтажная постройка наполовину деревянная, наполовину кирпичная, крышу утяжеляют камнями – очень пологая и большая.

Средиземноморский дом – каменная, 2-3х этажная постройка, часто не отапливается, сложная планировка, балконы, галереи.

 

В основном христианство, но, как и у восточных славян, – в смеси с древними языческими верованиями. Вампиры. День убиения петуха. Мышиные дни. В настоящее время во всех странах социализма ведется атеистическая пропаганда, борьба с вредными обычаями и пережитками прошлого. Свадьбы. Пик браков в GER – в ноябре и мае. Но в UK май – несчастливый месяц для брака. В SP самый низкий возрастной ограничитель: ♀ - 12, ♂ - 14 лет. Сохраняются христианские праздники: на севере популярен день св. Иоанна.

ROM – от фракийских племён гетов и даков, романизированных римлянами.

HUNG – от древнеугорских (мадьярских) племён

 

Вопросы по теории этнологии и этнографии.

Предмет этнологии.

В процессе антропогенеза происходит формирование Ойкумены, которая постепенно приобретает свойства и характер нового планетарного качества – ноосферы, т.е. сферы человеческого разума, уже существенно выходящей за пределы биосферы, но обладающей таким воздействием на мировые процессы, которое сопоставимо с влиянием геологических процессов. Но это развитие неравномерно в силу региональных и социально-групповых проявлений. Индивидуальные способы самореализации социальной жизни – этносы. Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.

Этнология изучает:

1) этногенез и расселение народов, их этнонимия (эндоэтнонимы и экзоэтнонимы), этнические территории и этнические границы;

2) социальные группы (этническая социология);

3) демографические процессы (динамика численности народов)

4) этнические и этнографические (не имеющие особого самосознания) группы

5) культура этносов

 

Современное направление в этнологии (постмодернизм):

 

– изучение той или иной культуры извне/изнутри

– усиление прикладного направления в этнологии

– отстаивание прав меньшинств

 

*Этнография – метод, заключающийся в полевом изучении народа, собирании мат. базы

Этнология – теоретическое обоснование полученных данных

 

Концепция этноса в отечественной этнологии.

 

Отечественная концепция этноса зародилась на основе немецкого романтизма, в котором бытовало понятие: «кровь и почва».

В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют.

 

Биологическая концепция этноса: (С.М. Широкогоров, Л.Н. Гумилев)

– восходит к традициям социал-дарвинизма

– По Широкогорову этнос – биологическое единство людей (этнос = раса)

– Гумилёв рассматривал историю как постоянную цепь этногенезов, начатую т.н. пассионариями

 

Дуалистическая концепция этноса: (Ю.В. Бромлей)

– Этникос – этнос в узком смысле, «собственно этнические» характеристики

– ЭСО (этносоциальный организм) – этнос в широком смысле, сочетание этнических элементов и условий их складывания и функционирования; ЭСО 3-х типов: племя, народность и нация

 

Информационная концепция этноса: (Чебоксаров)

– в границах устойчивых соц. общностей (этносов) информационные потоки интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами

 

Компонентная концепция этноса: (Пименов) – Этнос – исторически возникшая эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной структурой

– Человек, принадлежащий к этносу – этнофор

 

Компоненты:

 

1. Демографическая структура и самовоспроизведение (D)

2. Экономическая деятельность (для производства энергетических ресурсов) (E)

3. Социальная жизнь (S)

4. Культура в узком смысле этого слова (материальная: жилища, утварь, одежда, пища. Духовная: обычаи, традиции, религия (C)

5. Наличие коммуникации (языка) (L)

6. Территория (T)

7. Самосознание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.079 с.)