Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как социальный феномен, ее основные функции.
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Часто наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента последней в целом в ее первичном — деятельностном и технологическом — понимании. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности.
! 38. Движение, пространство и время как всеобщие формы бытия материи. Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность. Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуалъное (психологическое) и концептуальное пространство и время. Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: 1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом. 2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).
Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой: - время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе» их развития; - пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени. В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат два исходных положения. Согласно первому, движение есть неотъемлемое свойство, способ существования материи. «Материя без движения, — писал Ф. Энгельс, — так же немыслима, как и движение без материи»1. Согласно второму, оно определяется как изменение вообще. «Движение, в применении к материи, — это изменение вообще»2. Движение представляет собой необходимое, существенное, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Ни при каких условиях не было, нет и не будет материального объекта, который был бы лишен движения. Движение неразрывно связано с материей, представляет собой способ существования материи. Связь движения с материей. Критика «энергетизма». Основателем этого направления был немецкий химик В. Оствальд. Он считал, что природные, общественные и психические явления сводятся к различным состояниям энергии, и поэтому вполне сознательно поставил перед собой задачу «построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не пользуясь понятием материи». В своих лекциях по натурфилософии Оствальд писал: «Мы не знаем ничего другого, кроме... энергий и не нуждаемся в «носителе» для них». Если учесть, что энергия выступает в качестве общей меры различных форм движения, то здесь речь идет о сведении всего существующего к движению, о возможности движения без материи. Движение и развитие. Все изменения, происходящие в природе, обществе и мышлении, представляют собой движение. Однако его нельзя считать каким-то простым однородным процессом. Так, довольно четко выделяются следующие три типа движения: 1) движение от низшего к высшему, то есть по восходящей линии. Таков, например, общий ход человеческой истории, процесса познания, развития техники и т. п.; 2) движение по нисходящей линии. Примером этому может служить процесс старения живых организмов, износ оборудования и т. п.;
3) движение, в котором нет ни восходящих, ни нисходящих моментов. Например, вращение ротора. Основные формы движения материи. Движение различается не только по типам, но и по формам. При этом под формами движения материи понимаются группы изменений, подчиненные определенным объективно действующим законам. Формы движения находятся в определенном соподчинении, отношении друг к Другу, и поэтому их можно классифицировать по некоторому общему признаку. Классификация форм движения материи играет особо важную роль в познании. Ф. Энгельс писал, что «различные формы и виды самого вещества можно познать... только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения». Формы движения материи теснейшим образом связаны между собой и в то же время качественно отличаются друг от друга. Сравнивая их, можно, например, выделить низшие и высшие, простые и сложные формы. Причем эти формы, по-видимому, подчиняются особой закономерности, согласно которой каждая более высокая форма движения по сравнению с более низкой связана с более узким кругом материальных объектов, выступающих в роли ее специфических носителей, то есть таких объектов, при отсутствии которых отсутствует и данная форма движения. Движение и покой. Важнейшие характеристики движения — изменчивость и устойчивость. Они необходимо присущи всем формам движения. Под изменчивостью понимается смена свойств, состояний и отношений, присущих материальным и идеальным системам. Устойчивость же есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем. ! 39. Эволюция диалектики Диалектика родилась под небом Аттики в Древней Греции и получила свое название от греческого глагола «разговаривать». Термин диалектика означал искусство вести беседу, эффективный спор. Его впервые применил Сократ, обозначая им метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Беседы или диалоги Сократа, известные по свидетельствам его ученика Платона, строились в форме вопросов и ответов. Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика понимается как учение «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком, свободном от односторонностей виде». Центральной проблемой диалектики является проблема развития.
Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса. Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с количеством элементов к структуре или элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа эл ементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений: - переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности - так называемое одноплоскостное развитие, - переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности - регрессивное развитие, - переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности в прогрессивное развитие. Суть принципа развития может быть выражена в следующем: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождением от низшего к высшему.Однако в целом - это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным. Развитие возникает с результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. Другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.195.81 (0.023 с.) |