Дихотомия язык/мышление. Гипотеза лингвистической относительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дихотомия язык/мышление. Гипотеза лингвистической относительности.



Дихотомия языка и мышления

Взаимосвязь языка и мышления - одна из наиболее сложных проблем философии, культурологии, лингвистики и ряда других научных дисциплин.
Попытки изучения человеческого разума, мышления и тех ментальных процессов и состояний, которые с ними связаны, очерчивают предметную область когнитивизма - современного междисциплинарного подхода к исследованию познания.
С точки зрения мышление есть форма практического и теоретического освоения (познания) действительности. Язык же служит средством мышления, способом его существования, является одной из важнейших форм активности сознания.
Несомненно, вопрос о соотношении языка и мышления не только лингвистический, но и психологический. Мыслительная деятельность, по утверждению психологов, происходит в языковой форме.
Язык лишь искажает мысли, чем объясняется наличие множества бессмысленных предложений.
По мнению ряда философов, язык отнюдь не является зеркалом мышления человека, ибо зачастую людям удается скрыть скудость своих мыслей за обилием слов. Известно также, что нередко сознание может создавать такие элементы, которые не поддаются языковому кодированию. Многие ученые считают, что в некоторых случаях переход к вербальным формам мышления не обязателен. Кроме того, такой тип мышления, как творческое, вполне возможен и без языковой актуализации, что совпадает с мнением антивербалистов.
Утверждая, что «язык является той объективной материальной оболочкой, в форме которой и существует мышление», лингвист одновременно критикует всех тех, кто считает язык лишь средством фиксации мысли, оформившейся без его участия.

Гипотеза лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы.

Выделяют две формулировки этой гипотезы:

Строгая версия: язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.

Мягкая версия: мышление наряду с лингвистическими категориями определяет влияние традиций и некоторые виды неязыкового поведения.

Концепция лингвистического релятивизма предполагает, что когнитивные процессы, такие как мышление и приобретение опыта, могут находиться под влиянием тех категорий и паттернов, которые предлагаются человеку языком.


Социолингвистическая классификация русского национального языка. Понятие этноязыка.

Социолингвистическая классификация русского национального языка.

1) Литературный язык

Книжный язык: Разговорная речь:

· Художественный Полный стиль произношения

· Публицистический Нейтральный стиль произ-ия

· Научный Разговорный стиль произ-ия

· Официально-деловой

2) Территориальные диалекты:

· Севернорусский

· Среднерусский

· Южнгорусский

3) Просторечие

4) Жрагоны

· Профессиональные

· Социальные

 

В социолингвистике необходимо различать понятия национальный язык, язык народности, литературный язык. Национальный язык – это язык определенной нации в совокупности всех его форм существования (территориальных и социальных диалектов, обобщенных типов устной речи – просторечия и койне, литературного языка). Доминирующее положение в архисистеме национального языка занимает литературный язык – высшая форма существования национального языка, характеризующаяся: 1) обработанностью и упорядоченностью; 2) нормативностью и кодифицированностью; 3) стабильностью и непрерывностью традиций; 4) развитой стилистической дифференциацией; 5) обязательностью для всех членов коллектива; 6) универсальностью (обслуживание всех сфер общения); 7) наличием устной и письменной разновидности.

Понятие этноязыка

Этноязык язык определенной нации. Включает в себя литературный язык, территориальные диалекты, просторечия, жаргоны.

Причины неоднородности языка – экстралингвистический характер (внешний), язык лишь отражает общественное устройство:

А) Этноязык используют на больших территориях

Б) Этноязык используют люди различного уровня образования, социального статуса, различных профессий.

В) Этноязык используют в разных ситуациях общения (письменная, устная, электроння разновидности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.004 с.)