Модели коммуникации. Виды контекста. Типы речевых ситуаций. Дискурс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели коммуникации. Виды контекста. Типы речевых ситуаций. Дискурс.



Виды речевой деятельности

· Говорение – отправление акустических речевых сигналов, несущих информацию

· Слушание – получение (восприятие) аккустических речевых сигналов и их понимание

· Письмо - кодирование речевых сигналов с помощью графических символов

· Чтение – декодирование графических сигналов и их понимание

 

Все виды речевой деятельности признаются активными

 


Модели коммуникации. Виды контекста. Типы речевых ситуаций. Дискурс.

1) Простейшая (коммуникатор 1, коммуникатор 2, информация, код, контекст)

 

 


код код

К1 инф-я К2

контекст

ДИСКУРС – совокупность всех условий, в которых осуществляется коммуникация. Могут носить внешний характер.

ВИДЫ КОНТЕКСТА:

Эксплицитный – носит внешний характер. Можно воспринимать органами чувств. Например: время и место

Имплицитный – скрытый контекст. Всё что составляет структуру личности коммуникаторов. Например: цели, мотивы, настроение, уровень воспитания, состояние здоровья.

 

КОМПЛЕКСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ:

1). По условиям общения выделяют 2 типа речевых ситуаций:

1. Непосредственное общение

- Общение с активной обратной связью (характерно для устной формы. Говорящий может получить реакцию незамедлительно);

- Общение с пассивной обратной связью (характерно для письменной формы. Можно получить реакцию спустя какое-то время).

2. Опосредованное общение (существует посредник, например СМИ или микрофон)

2). По количеству участников:

1. Интрокоммуникация

2. Межличностная коммуникация

3. Групповая коммуникация

4. Массовая коммуникация

3). По цели:

1. Информативное общение

2. Предметная коммуникация

3. Развлекательное общение

4). По цели и величине психологической дистанции:

1. Социально-ролевое (статусное) общение. Участники вступают в коммуникацию с целью продемонстрировать умение вести себя в соответствии с социальной ролью. Характеризуется максимальной величиной дистанции;

2. Деловое общение. Участники вступают в коммуникацию с целью совместного решения производственных задач. Общается функция с функцией. Характеризуется средней величиной дистанции;

3. Интимно-личностное общение. Общается личность с личностью. Цель – получение взаимной поддержки, сопереживания и взаимопонимания. Величина дистанции минимальная.

 

2 модель коммуникации – Взгляд изнутри (глазами участника).

Коммуникативная личность это часть психологической личности, следовательно коммуникативное поведение это что-то, что может быть описано через понятия стратегии и тактики.

Отталкиваясь от своей коммуникативной компетенции говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и следуя коммуникативной интенции вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется или не преобразуется в коммуникативную тактику как совокупность коммуникативных задач, пополняя коммуникативный опыт говорящего.

 


3. Составляющие коммуникативной стратегии. Составляющие коммуникативной тактики.

Коммуникативная стратегия – совокупность запланированных говорящих заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели.

Коммуникативная цель – стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

Коммуникативная перспектива – реальная возможность достичь коммуникативной цели.

Коммуникативная интенция – индивидуальное представление о способе построения

Коммуникативная тактика – совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.

Коммуникативная задача (намерение) – тактических ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Коммуникативный опыт – совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Коммуникативная компетенция – рабочий набор коммуникативных стратегий, присущий индивиду.

 

К. компетенция к. опыт

 


К. цель (перспектива) к. задачи

К. интенция

 

К. стратегия к. тактика

Отталкиваясь от своей кому-ой компетенции, говорящий ставит перед собой ком-ую цель (определяя или не определяя ком-ую перспективу) и, следуя ком-ой интенции, вырабатывает ком-ую стратегию, которая преобразуется или не преобразуется в ком-ую тактику как совокупность ком-ых задач, пополняя ком-ый опыт говорящего.


4. Дихотомия язык/ речь. Понятие знака. Типология знаков (по Пирсу).

Дихтомия – особого рода отношения двух объектов, каждый их которых самостоятелен (не является частью другого), но при этом не существует в отрыве от другого.

Язык – это абстракция, речь – это конкретное материальное воплощение языка.

Будучи абстракцией, язык хорошо укладывается в определенную систему, а речь будучи материальной, ситутивной не может укладываться в систему (асистемна).

В языке хорошо выделяются единицы (языковые знаки). В речи единицы тоже выделяются, но они не универсальны.

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

Типология знаков по Пирсу

Определение знака по Пиру основывается на следующей формуле:

X понимает и использует Y в качестве представителя Z.

Х – пользователь знака (человек);

Y – внешняя материальная оболочка знака. Пользователь может воспринимать её с помощью органов чувств;

Z – закреплённое за данной оболочкой содержание или значение. Это содержание носит универсальный характер.

ТИПЫ:

1) Иконические знкаки – это такие знаки, форма и содержание которых совпадает (форма = содержание)

2) Индексальные знаки – знаки, форма и содержание которых связаны причинно-следственными отношениями, при этом содержание знака – это причина, форма – следствие.

3) Символы – такие знаки, связь между формой и содержанием которых условна.

 


Дихотомия языка и мышления

Взаимосвязь языка и мышления - одна из наиболее сложных проблем философии, культурологии, лингвистики и ряда других научных дисциплин.
Попытки изучения человеческого разума, мышления и тех ментальных процессов и состояний, которые с ними связаны, очерчивают предметную область когнитивизма - современного междисциплинарного подхода к исследованию познания.
С точки зрения мышление есть форма практического и теоретического освоения (познания) действительности. Язык же служит средством мышления, способом его существования, является одной из важнейших форм активности сознания.
Несомненно, вопрос о соотношении языка и мышления не только лингвистический, но и психологический. Мыслительная деятельность, по утверждению психологов, происходит в языковой форме.
Язык лишь искажает мысли, чем объясняется наличие множества бессмысленных предложений.
По мнению ряда философов, язык отнюдь не является зеркалом мышления человека, ибо зачастую людям удается скрыть скудость своих мыслей за обилием слов. Известно также, что нередко сознание может создавать такие элементы, которые не поддаются языковому кодированию. Многие ученые считают, что в некоторых случаях переход к вербальным формам мышления не обязателен. Кроме того, такой тип мышления, как творческое, вполне возможен и без языковой актуализации, что совпадает с мнением антивербалистов.
Утверждая, что «язык является той объективной материальной оболочкой, в форме которой и существует мышление», лингвист одновременно критикует всех тех, кто считает язык лишь средством фиксации мысли, оформившейся без его участия.

Понятие этноязыка

Этноязык язык определенной нации. Включает в себя литературный язык, территориальные диалекты, просторечия, жаргоны.

Причины неоднородности языка – экстралингвистический характер (внешний), язык лишь отражает общественное устройство:

А) Этноязык используют на больших территориях

Б) Этноязык используют люди различного уровня образования, социального статуса, различных профессий.

В) Этноязык используют в разных ситуациях общения (письменная, устная, электроння разновидности).

 


Синтаксис.

Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты применяют различные синтаксические приемы экспрессии: необычный порядок слов (инверсию), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений – номинативные, неопределенно– и обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина текста во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию.

Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, например, книжных черт больше, чем в жанре "раздумий", возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи.

 

Виды речевой деятельности

· Говорение – отправление акустических речевых сигналов, несущих информацию

· Слушание – получение (восприятие) аккустических речевых сигналов и их понимание

· Письмо - кодирование речевых сигналов с помощью графических символов

· Чтение – декодирование графических сигналов и их понимание

 

Все виды речевой деятельности признаются активными

 


Модели коммуникации. Виды контекста. Типы речевых ситуаций. Дискурс.

1) Простейшая (коммуникатор 1, коммуникатор 2, информация, код, контекст)

 

 


код код

К1 инф-я К2

контекст

ДИСКУРС – совокупность всех условий, в которых осуществляется коммуникация. Могут носить внешний характер.

ВИДЫ КОНТЕКСТА:

Эксплицитный – носит внешний характер. Можно воспринимать органами чувств. Например: время и место

Имплицитный – скрытый контекст. Всё что составляет структуру личности коммуникаторов. Например: цели, мотивы, настроение, уровень воспитания, состояние здоровья.

 

КОМПЛЕКСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ:

1). По условиям общения выделяют 2 типа речевых ситуаций:

1. Непосредственное общение

- Общение с активной обратной связью (характерно для устной формы. Говорящий может получить реакцию незамедлительно);

- Общение с пассивной обратной связью (характерно для письменной формы. Можно получить реакцию спустя какое-то время).

2. Опосредованное общение (существует посредник, например СМИ или микрофон)

2). По количеству участников:

1. Интрокоммуникация

2. Межличностная коммуникация

3. Групповая коммуникация

4. Массовая коммуникация

3). По цели:

1. Информативное общение

2. Предметная коммуникация

3. Развлекательное общение

4). По цели и величине психологической дистанции:

1. Социально-ролевое (статусное) общение. Участники вступают в коммуникацию с целью продемонстрировать умение вести себя в соответствии с социальной ролью. Характеризуется максимальной величиной дистанции;

2. Деловое общение. Участники вступают в коммуникацию с целью совместного решения производственных задач. Общается функция с функцией. Характеризуется средней величиной дистанции;

3. Интимно-личностное общение. Общается личность с личностью. Цель – получение взаимной поддержки, сопереживания и взаимопонимания. Величина дистанции минимальная.

 

2 модель коммуникации – Взгляд изнутри (глазами участника).

Коммуникативная личность это часть психологической личности, следовательно коммуникативное поведение это что-то, что может быть описано через понятия стратегии и тактики.

Отталкиваясь от своей коммуникативной компетенции говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и следуя коммуникативной интенции вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется или не преобразуется в коммуникативную тактику как совокупность коммуникативных задач, пополняя коммуникативный опыт говорящего.

 


3. Составляющие коммуникативной стратегии. Составляющие коммуникативной тактики.

Коммуникативная стратегия – совокупность запланированных говорящих заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели.

Коммуникативная цель – стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

Коммуникативная перспектива – реальная возможность достичь коммуникативной цели.

Коммуникативная интенция – индивидуальное представление о способе построения

Коммуникативная тактика – совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.

Коммуникативная задача (намерение) – тактических ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Коммуникативный опыт – совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Коммуникативная компетенция – рабочий набор коммуникативных стратегий, присущий индивиду.

 

К. компетенция к. опыт

 


К. цель (перспектива) к. задачи

К. интенция

 

К. стратегия к. тактика

Отталкиваясь от своей кому-ой компетенции, говорящий ставит перед собой ком-ую цель (определяя или не определяя ком-ую перспективу) и, следуя ком-ой интенции, вырабатывает ком-ую стратегию, которая преобразуется или не преобразуется в ком-ую тактику как совокупность ком-ых задач, пополняя ком-ый опыт говорящего.


4. Дихотомия язык/ речь. Понятие знака. Типология знаков (по Пирсу).

Дихтомия – особого рода отношения двух объектов, каждый их которых самостоятелен (не является частью другого), но при этом не существует в отрыве от другого.

Язык – это абстракция, речь – это конкретное материальное воплощение языка.

Будучи абстракцией, язык хорошо укладывается в определенную систему, а речь будучи материальной, ситутивной не может укладываться в систему (асистемна).

В языке хорошо выделяются единицы (языковые знаки). В речи единицы тоже выделяются, но они не универсальны.

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

Типология знаков по Пирсу

Определение знака по Пиру основывается на следующей формуле:

X понимает и использует Y в качестве представителя Z.

Х – пользователь знака (человек);

Y – внешняя материальная оболочка знака. Пользователь может воспринимать её с помощью органов чувств;

Z – закреплённое за данной оболочкой содержание или значение. Это содержание носит универсальный характер.

ТИПЫ:

1) Иконические знкаки – это такие знаки, форма и содержание которых совпадает (форма = содержание)

2) Индексальные знаки – знаки, форма и содержание которых связаны причинно-следственными отношениями, при этом содержание знака – это причина, форма – следствие.

3) Символы – такие знаки, связь между формой и содержанием которых условна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.059 с.)