Фонодокументы как исторический источник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонодокументы как исторический источник



Рассмотрение специфических черт ФоД также требует четкой трактовки этого понятия. Анализ показывает, что термин «фонодокумент» практически отождествляется по смыслу с понятием «звукозапись». Строго разграничивая эти понятия, мы рассматриваем звукозапись, прежде всего, как процесс документирования явлений и объектов посредством определенной системы записи и воспроизведения звуковой информации. Из этого вытекает, что звукозапись трактуется в двух органически связанных качествах: как процесс и как его результат. Термин же «фонодокумент» по своей природе однозначен, он используется для обозначения звукового документа, полученного посредством какой-либо системы записи звуковой информации. ФоД в отличие от кино- и фотодокументов, которые предоставляют в распоряжение исследователей наглядные, зримые образы, воздействуют на сферу воображения и способность человеческого мозга мысленно воссоздавать зрительные образы действительности. Передача содержащейся в ФоД информации осуществляется исключительно в звуковой форме. Сочетание в ФоД трех основных компонентов — речи, музыки, шумов — и четвертого, обеспечивающего паузу в контексте определенной акустической обстановки, предоставляет исследователю разнообразную по характеру и содержанию информацию. В этом состоит основная ценность ФоД как исторических источников.

Выделяя речь в качестве главного, наиболее существенного компонента ФоД, следует отметить не только ее значение для определения смыслового содержания документа, но и ее выразительные и информационные черты. Вместе с тем нельзя недооценивать художественную и эстетическую значимость музыкального компонента, получившего в последние годы дальнейшее развитие в связи с интенсивностью музыкальной диффузии в обществе, а также шумов (прежде всего событийного и фонового характера), имеющих место на торжественных и других мероприятиях, в производственных процессах и др.

Уже в мифологии находим упоминание о том, что слово написанное и слово звучащее неравнозначны, ибо важно не только то, что сказано, но и как сказано. Именно этот тезис, характеризующий звукозапись как документ, обладающий не меньшей силой эмоционального и ассоциативного воздействия, чем кино-, фотодокументы, является отправным при выделении наиболее существенных специфических признаков звуковых документов как исторических источников.

Первая группа этих признаков непосредственно связана с особенностями систем записи звуковой информации (механической, оптико-фотографической и магнитной), обладающих способностью, особенно последние, закрепить на материальном носителе информации многозвучие реальной жизни. Необходимо также учитывать различную степень емкости информации, обусловленной особенностями носителя информации. Здесь взаимосвязь между носителем и информативностью документов вполне очевидна.

Вторая группа определяется особенностями процесса фонодокументирования, а также техническими и художественными качествами записи звуковой информации. При характеристике признаков данной группы необходимо иметь в виду, что для ФоД характерно восприятие как прямой информации, идущей непосредственно от объекта записи, так и отраженной. Соотношение прямой и отраженной информации, фиксируемой в ФоД, постоянно изменяется, что связано с акустической обстановкой. Исходя из этого, можно говорить в более широком плане о понятии акустической атмосферы, предопределяющей во многом информативность, смысловую и эмоциональную глубину, художественно-выразительные качества, характер и значимость фонодокументов.

Самостоятельной следует назвать группу признаков, дающих возможность установить степень важности интонации в регистре записанной на пленку речи (голосовые данные говорящего, дикция, тембр голоса и др.). Как известно, интонация раскрывает смысл содержательной стороны речи, делает ее убедительной, многозначной и доступной. Изучение этих признаков при работе с ФоД носит многоаспектный характер. С внешней точки зрения исследователь четко определяет эмоциональный уровень интонации (живая, приподнятая и т. д.). С другой стороны, перед исследователем открывается внутренний мир говорящего, выражающийся в его психологическом и эмоциональном настрое, темпе речи, движении высоты и силы голоса и др., в контексте с коммуникатором. Принимая во внимание эти факторы, следует учитывать существенное различие в восприятии звуковой речевой информации в реальной жизни и посредством прослушивания фонограммы.

Следующая группа признаков характеризует назначение и особенности монтажа при подготовке радиопередач и других видов ФоД. Как и в работе с КД, монтажное мышление с различной степенью интенсивности и творческого проявления присуще радиожурналистике, начиная с организации передач до их завершения. В процессе прослушивания материала осуществляется осмысленный отбор наиболее важных по смыслу и ярких в эмоциональном отношении документов. Отображенный массив составляет ядро будущей передачи. Авторское вмешательство в интерпретацию материала очевидно и выражается в некотором, а иногда существенном, изменении порядка мыслей или порядка слов, в редактировании и правке письменного текста, определении меры гармонии шумов, музыки, речи в окончательной структуре произведения.

Все названные выше основные признаки ФоД как исторических источников взаимосвязаны и позволяют в совокупности выявить и оценить степень соответствия действительности ее отражению в звуковой форме.

Принимая их за основу, можно сформулировать общее представление о понятии ФоД как документе, содержащем звуковую информацию о событиях, явлениях и фактах реальной действительности, полученную в результате механической, фотографической или магнитной систем звукозаписи.

КФФД как гиперсистема

Эти и другие представления в единстве формы и содержания источников делают необходимым высказать некоторые соображения относительно рассмотрения КФФД в качестве современной документальной системы с учетом структурных, видовых и семантических свойств, характерных для КФФД в целом как гиперсистемы и каждого из этих видов документации в отдельности.

Исходя из изучения современных документальных систем, создаваемых в сфере управления, научно-технического документирования, высшего образования и др., предполагается в качестве основных критериев для отнесения КФФД к самостоятельной системе считать достаточно устойчивую форму этих документов (это особенно характерно для законченных производством произведений), наличие в их структуре постоянных атрибутов — определенного формуляра с соответствующим набором реквизитов, видовое и жанровое разнообразие документов и возможность систематизации их по происхождению.

КФФД как гиперсистема вмещает в себя по сути дела несколько крупных массивов документации: с одной стороны, изобразительную, звуковую и аудиовизуальную, с другой — целый комплекс письменных документов, имеющих к созданию, содержанию и техническим аспектам первой группы документации непосредственное отношение.

Эта документальная система, способная выступать в качестве исторического источника, произведения искусства, юридического доказательства или свидетельства, обладает широким спектром политических, социальных и других функций, что находит свое подтверждение в использовании информации, заключенной в КФФД, в сфере массовой коммуникации, управления, производства, научно-прикладных исследований, преподавания, криминалистике и др.

В отличие от таких унифицированных систем, как управленческая документация, КФФД и текстовая сопроводительная документация к ним не подлежат строгой регламентации, что открывает определенный простор для произвольного оформления документов. Будучи в основе своей документацией творческого характера, КФФД создаются учреждениями, организациями различного профиля и подчиненности и отдельными лицами. Они содержат в своем оформлении самый разнообразный по характеру и информационной насыщенности набор реквизитов (например, в титрах для кинодокументов и надписях для фотодокументов): обозначение авторства, даты и места создания документа; его название и краткое описание; характеристику носителя информации, время и место изготовления, технические и другие параметры, расположенные произвольно, согласно принятой в каждом учреждении или организации форме документа.

Вместе с тем трактовка КФФД как гиперсистемы с указанными выше особенностями вовсе не исключает, а, напротив, предполагает выделение внутри нее трех вполне самостоятельных документальных систем — соответственно кино-, фото-, фонодокументации, каждая из которых характеризуется сложившимися формами, видовыми, жанровыми и другими признаками.

Проблемы классификации КФФД

Генетическое сходство и различие данных систем, специфика их построений, многообразие форм проявлений требуют рассмотрения их с источниковедческих позиций. Отправным моментов в дальнейшем изучении этих систем в данном аспекте может служить всесторонняя классификация кино-, фото-, фонодокументации в целях унификации и стандартизации всей совокупности документов, входящих в состав указанных систем.

Наиболее крупным классификационным понятием применительно к КФФД выступает такая весьма распространенная категория как тип исторического источника.

Основным критерием для определения типологии К. служит способ кодирования информации, принципы их хранения и специфические черты КФФД как исторических источников. Исходя из этого, КД необходимо отнести к изобразительным (немое кино) и аудиовизуальным (звуковое кино), ФД — к изобразительным и ФоД — к звуковым источникам. Таким образом, мы располагаем тремя типами исторических источников, отличающихся различием формы и содержания в отображении действительности, что влияет на определение ценности этих источников, методики их источниковедческого анализа.

Вторая классификационная единица может быть представлена в виде рода КФФД. Родовые отличия КФФД выражаются в четком их разграничении на документальные, научные, игровые (художественные) и др. Деление КФФД на роды вытекает из объективных, присущих именно этим источникам особенностей, связанных с процессом кинофотофонодокументирования и сложившейся практики создания этих документов посредством съемки или записи реальных событий действительности (документальные), популяризации научных и научно-технических достижений (научные) и использования актерской игры и соответствующих художественных средств выражения (игровые и художественные КФФД).

Следующей классификационной единицей, предполагающей деление КФФД по назначению с учетом формы организации снятого или записанного материала можно считать группировку этих источников на три больших вида: официальные, творческие и личного происхождения. Первый вид КФФД представлен официальной документацией и включает в себя кинотелехронику и специальные кинотелевыпуски (кинодокументы), событийные съемки (фотодокументы), информационное радиовещание (фонодокументы). Особую категорию КФФД составляют кинопублицистика в виде фильмов, отдельных кинотелесюжетов (кинодокументы) или целых собраний, фотоочерки, портреты, пейзажи (фотодокументы) и радиопередачи (фонодокументы). К третьему виду относятся все КФФД, созданные или собранные кинофотолюбителями, коллекционерами, филофонистами и др.

Видовой признак КФФД является по сути дела отправным для дальнейшей их классификации. Виды КФФД, сложившиеся в кинематографе, фотографии, радиовещании и телевидении, подразделяются также и на несколько разновидностей, представление о которых необходимо для источниковедческой критики. Для определения основных разновидностей КФФД целесообразно использовать их группировку по генетическому, тематическому, структурно-типизационному и другим признакам.

Генетический подход к классификации КФФД позволяет четко разграничить все создаваемые документы по хронологии, объекту и месту съемки или записи, авторству, исполнителям и др.

Вполне объясним тематический подход, дающий возможность получить достаточно полное представление о составе и содержании выделенных для исследования КФФД.

Важнейшая роль в источниковедческой практике отводится и другим сугубо формальным признакам, на основании которых

КФФД разграничиваются по носителям информации (кинофотопленка, стекло, бумага, видеолента и др.), их размеру, цветности и др. Знание технических, изобразительных и звуковых характеристик физико-химического состояния, технологии создания КФФД значительно углубляет наше представление о внешних свойствах этих Исторических источников.

Данная классификационная схема вовсе не исчерпывает все известные типы, роды, виды и разновидности КФФД. Ее основу составляют наиболее характерные категории КФФД, с помощью которых возможно осуществить исторические исследования с использованием этих источников с целью раскрытия познавательных, эстетических и информационных возможностей КФФД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.016 с.)