Билет №37 «рама текста. Заглавие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №37 «рама текста. Заглавие»



В современном литературоведении термин рама (или рамка) употребляется в двух смежных значениях. Во-первых, его использование подчеркивает особый статус художественного произведения как эстетической реальности, противопоставленной реальности первичной. Подобно раме в живописи, рампе в театре, черному полю экрана в кино, рама литературного произведения является одним из основных условий создания художественной иллюзии. Приемом, подчеркивающим эту — всегда подразумеваемую — раму, может быть обнажение условности, как, например, введение в художественный текст сведений о биографии автора и об истории создания произведения, размышлений о персонажах и пр. Такого рода отступления от сюжета многочисленны в «Евгении Онегине» Пушкина: «Онегин, добрый мой приятель. / Родился на брегах Невы...» (гл. 1, строфа II).

Однако в тексте произведения всегда присутствует и другая «рама» — те компоненты, которые графически отделены от основного текста произведения и чья основная функция — создание у читателя установки на его эстетическое восприятие.

Наиболее полный перечень компонентов рамочного текста включает: имя (псевдоним) автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф(ы), предисловие (вступление, введение) (все эти компоненты «начала» текста в совокупности именуются заголовочным комплексом).

В драматических произведениях к рамочному тексту также относятся авторские ремарки, сценические указания (включающие словесную декорацию), список действующих лиц и др. Рамочный текст может быть как внешним (относящимся ко всему произведению), так и внутренним (оформляющим начало и конец его частей: глав, песен и др.). Эквивалентом рамочного текста может быть помещение произведения в рубрике журнала («Проза», «Поэзия») или тематическом сборнике («Московский рассказ», «День поэзии»).

Состав рамочных компонентов в тексте произведения в значительной степени определяется его жанром.

 

В процессе развития литературы изменяется не только состав рамочного текста, но и его функции. Связь рамочных компонентов с основным текстом произведения в некоторых случаях оказывается настолько прочной, что с их изъятием произведение теряет значительную часть своего семантического и образного потенциала (например, предисловие «От издателя» к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина» Пушкина).

Важнейшая «вневременная» функция рамочного текста — структурообразующая. Наличие рамочных компонентов придает произведению характер завершенности, подчеркивает его внешнее и внутреннее единство ("Миргород" Гоголя).

Компоненты рамы - заглавие, имя автора, подзаголовок, эпиграф (цитата, содержащая мораль, подходящую к произведению), посвящение (кому или чему посвящено произведение), предисловие, послесловие (заключительное слово автора), примечания.

Заглавие - именование текста, представляющее его в пространстве культуры и устанавливающее первоначальные, наиболее широкие границы его интерпретации. Как элемент композиции заглавие присуще не только художественным текстам. По сути, именно З. указывает на то, что некая совокупность знаков является текстом смысловым и композиционным целым. Оно первоначальным образом, хотя и в самых общих чертах, раскрывает читателю скрытый план произведения. Можно сказать, что заглавие является словесной транскрипцией «воплощенного» (несказанного по своей сути) смысла произведения как целого. Исследований же, посвященных З. драматических произведений, крайне мало (можно отметить разве что давнюю статью С. Кржижановского «Пьеса и ее заглавия», а также работы о заглавиях отдельных пьес).

(Из лекций)

В современной литературоведении есть термин "рама". Он вкл. в себя элементы оформления текста, т е начало текста (заглавие, имя автора, подзаголовок, посвящение, эпиграф, пролог), основной текст (авторские примечания), конец текста (примечания, оглавление, авторское послесловие)

В драме к рамочным компонентам относятся также списки действующих лиц, авторские ремарки. Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее единство. Организующая роль рамочных компонентов особенно очевидна при обращении к произведению, которое имеет сложную композицию или разный жанровый состав. Рамочные компоненты подчеркивают диалогическую природу текста (в посвящениях и эпиграфах). Большая роль восстановления контакта между автором и читателем принадлежит началу произведения, которое создает определенную установку восприятия. Умберто Эко в заметках на полях "имени Розы" писал, что "заглавие это ключ к интерпретации. Восприятие задается словами "красное и черное, война и мир". " Ламзина Алла предложила следующую типологию заглавий,

 

1. Заглавие, представляющее основную тему или проблему произведения или проблему произведения. Эти заглавия дают читателю самое общее представление о круге жизненных явлений, отображенных автором. Понимание темы может существенно расширяться по мере развёртывания худ. текста и даже приобретать символическое значение. Заглавие может указывать на острые соц. или этические проблемы действительности, которые осмысляются автором. Иногда они формулируются экспрессивным вопросом (что делать, кто виноват) или в виде философской оппозиции (преступление и наказание, отцы и дети)

• 2. Заглавие, задающее сюжетную перспективу произведения. Эти заглавия делятся на 2 типа:

А. фабульная, которая представляет весь сюжетный ряд. Фабульные заглавия были распространены в эпоху сюжетной повествовательной литры, когда авторы стремились занимательность сочетать с душевной пользой. (Даниэль Дефо) фаб. заглавия, как правило, присутствуют лишь для создания юмористического эффекта

Б. Кульминационный, выделяющий важнейший с точки зрения развития действия момент. В современной литре заглавие редко аннотирует текст, оно лишь отмечает кульминационный момент повествования. Часто делят текст на 2 части - до и после заявленного произведения события. (Рассказ Толстого "после бала") В заглавии может быть обозначена сюжетная деталь важная для развития действия.

 

3. Персонажные заглавия. Значительная часть этих заглавий - антропонимы, которые сообщают читателю о национальности родовой принадлежности или социальном статусе героя. Нередко автор выносит заглавию эмоциональную оценку героя, которое передается метафорой или сравнением. (Хамелеон Чехова). В заглавии может быть введено не одно, а несколько действующих лиц.

 

4. Заглавия, обозначающие время и пространство. Основой худ. мира явл. - хронотоп, координаты которого время и место могут указываться и в заглавии произведения.

Время действия может быть обозначено циклическими координатами, датой, соотносимыми с историческими событиями, именем реального исторического лица, с которым связано представление об эпохе. Автор, фокусируя внимание читателя на определенном временном промежутке, стремится передать и суть бытия и сгусток быта своих героев, подчеркивает типичность, описываемых им событий.

Место, пространство может быть обозначено в заглавии с разной степенью конкретности, быть реальным или вымышленным, быть определенным в самом широком смысле. Выбор топонимов обусловлен общим замыслом произведения. Самое общее название мест как правило свидетельствует о предельно широком значении образа, так деревня Бунина это не только одна орловской губернии но и российская деревня в общем. Заглавия не только моделируют пространство худ. мира, но и могут становятся основным символом произведения (Невский проспект). Топонимические заглавия могут служить скрепой произведения, объединяющий их в единый цикл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.34.64 (0.013 с.)