Язык художественной литературы. Тропы и фигуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык художественной литературы. Тропы и фигуры.



Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств. В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической.Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

В художественной литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Во-первых, это тропы:

Троп (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. (Словарь-справочник лингвистических терминов.)

Наиболее распространенные виды тропов: эпитет-образное определение(ЗОЛОТЫЕ руки), сравнение-троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства, выражается союзом как, но может и творительным падежом(быстрый как молния), метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.(чаша бытия), метонимия- замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)(; Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И. Крылов.), олицетворение- вид метафоры, где перенос происходит, где неодушевленное становится одушевленным, гипербола(О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно?), ирония- употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умен-умен…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст, аллегория- выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах (весы – правосудие, крест – вера), перифраза- замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения (автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов), синекдоха - употребление названия части вместо целого и наоборот (белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль), гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого(в сто сорок солнц закат пылал), литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого (ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

Фонетические средства

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха. (в тишине шуршит)

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Во-вторых, к выразительным средствам языка относятся стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора-единоначалие(повтор первого слова в строке)(Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!)

Эпифора-повтор последнего слова в строке, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, Инверсия- обратный порядок слов, риторический вопрос-вопрос не требующий ответа, риторическое обращение, антитеза-противопоставление, градация

Тропы и стилистические фигуры используются не только в языке художественной литературы, но и в публицистическом, научном стилях и в разговорной речи.

В-третьих, к средствам художественной выразительности относятся ритм (стиха и прозы) равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов, рифма- звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце, интонация-мелодика.

Лексические средства

Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи:он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

Антитеза- противопоставление полярных ситуаций, понятий, используемое в художественной литературе.

Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.:Снег валил с неба пудами.

Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

 

27. Стиль автора и стиль эпохи. (Введение в литературоведение. Абрамович Г. Л.)

Понятие «стиль» употребляется в разных значениях - от самого широкого до самого узкого: в значении, связанном с особенностями литературного развития того или иного времени (стили определенной эпохи), с особенностями различных художественных методов и литературных направлений (стили классицизма, сентиментализма, романтизма и т. п.), с особенностями творчества одного писателя (стиль Л. Толстого, Чехова, Горького), наконец, с особенностями отдельного произведения (например, стиль рассказа «Лунин и Бабурин» и стиль «Песни торжествующей любви» Тургенева, стиль повести Достоевского «Слабое сердце» и стиль его «сентиментального романа» «Белые ночи»).
Чем более широко понятие стиля, тем меньшее количество черт и признаков раскрывается при анализе: в огромном многообразии литературных произведений выявляется и отмечается только то общее, что присуще всем этим произведениям. Неисчислимые же богатства индивидуального, неповторимого неизбежно в этих случаях опускаются. И наоборот, чем уже понятие стиля, тем более конкретный, разомкнутый, как говорят, в бесконечность анализ оно предполагает.
Наиболее употребительно в литературоведческих работах понятие индивидуального стиля писателя (как общих стилевых особенностей его творчества, так и своеобразия отдельных произведений). Практическая потребность в этом понятии особенно настоятельна: во-первых, потому, что именно оно содействует углубленному изучению творений литературы в их живой полноте и в свойственном каждому из них органическом единстве и взаимодействии всех составляющих его элементов. Во-вторых же, потому, что без изучения индивидуальных стилей нельзя войти в сферу более широких стилевых категорий, конкретно проявляющихся в художественной практике опять-таки отдельных писателей.
Что же следует понимать согласно современным научным воззрениям под стилем? Наиболее отвечающим существу этого понятия представляется такое определение: стиль - художественное своеобразие литературных произведений, проявляющееся во всей целостной художественной структуре этих произведений (языковой, сюжетной, композиционной), во всей их содержательной форме.

Стиль автора (индивидуальный стиль) – единство, определяемое особенностями мировоззрения и эстетическими предпочтениями писателя. Индивидуальные стили писателей - результат длительного исторического развития. В древней русской литературе говорить об индивидуальных стилях было еще нельзя. Проходили процессы гораздо более общего порядка: шло отделение стиля художественной литературы от стилей канцелярской речи, церковных сочинений, «речевого» языка. Лишь позднее, в XVIII веке, внутри художественной литературы наметились различные, вначале опять-таки общие, стили - высокие, средние, низкие (о них писал Ломоносов), каждый из которых был предназначен для передачи определенного содержания. В конце XVIII века в творчестве таких писателей, как Державин, Радищев, Карамзин, Крылов, Фонвизин уже явно выступили именно индивидуальные писательские стили. Расцвет индивидуальных стилей, их огромное многообразие связаны в основном с развитием реалистической литературы.

Стиль эпохи – очевидно, наиболее абстрактный уровень стилевого единства. Изнутри самой эпохи стилевое единство, как правило, ощущается слабо, люди склонны подчеркивать различия, а не сходства, но на фоне других эпох стилевое единство просматривается достаточно отчетливо. Именно поэтому мы можем говорить о едином стиле Античности, Средневековья, Возрождения и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.007 с.)