Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык художественной литературы. Тропы и фигуры.
Язык художественной литературы характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств. В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической.Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия. В художественной литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Во-первых, это тропы: Троп (греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. (Словарь-справочник лингвистических терминов.) Наиболее распространенные виды тропов: эпитет-образное определение(ЗОЛОТЫЕ руки), сравнение-троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства, выражается союзом как, но может и творительным падежом(быстрый как молния), метафора-слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.(чаша бытия), метонимия- замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей)(; Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И. Крылов.), олицетворение- вид метафоры, где перенос происходит, где неодушевленное становится одушевленным, гипербола(О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно?), ирония- употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умен-умен…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст, аллегория- выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах (весы – правосудие, крест – вера), перифраза- замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения (автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов), синекдоха - употребление названия части вместо целого и наоборот (белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль), гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого(в сто сорок солнц закат пылал), литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого (ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
Фонетические средства Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха. (в тишине шуршит) Ассонанс – повторение гласных звуков. Во-вторых, к выразительным средствам языка относятся стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора-единоначалие(повтор первого слова в строке)(Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!) Эпифора-повтор последнего слова в строке, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, Инверсия- обратный порядок слов, риторический вопрос-вопрос не требующий ответа, риторическое обращение, антитеза-противопоставление, градация Тропы и стилистические фигуры используются не только в языке художественной литературы, но и в публицистическом, научном стилях и в разговорной речи. В-третьих, к средствам художественной выразительности относятся ритм (стиха и прозы) равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов, рифма- звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце, интонация-мелодика.
Лексические средства Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи:он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя. Антитеза- противопоставление полярных ситуаций, понятий, используемое в художественной литературе. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.:Снег валил с неба пудами. Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын) Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал. Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.
27. Стиль автора и стиль эпохи. (Введение в литературоведение. Абрамович Г. Л.) Понятие «стиль» употребляется в разных значениях - от самого широкого до самого узкого: в значении, связанном с особенностями литературного развития того или иного времени (стили определенной эпохи), с особенностями различных художественных методов и литературных направлений (стили классицизма, сентиментализма, романтизма и т. п.), с особенностями творчества одного писателя (стиль Л. Толстого, Чехова, Горького), наконец, с особенностями отдельного произведения (например, стиль рассказа «Лунин и Бабурин» и стиль «Песни торжествующей любви» Тургенева, стиль повести Достоевского «Слабое сердце» и стиль его «сентиментального романа» «Белые ночи»).
Стиль автора (индивидуальный стиль) – единство, определяемое особенностями мировоззрения и эстетическими предпочтениями писателя. Индивидуальные стили писателей - результат длительного исторического развития. В древней русской литературе говорить об индивидуальных стилях было еще нельзя. Проходили процессы гораздо более общего порядка: шло отделение стиля художественной литературы от стилей канцелярской речи, церковных сочинений, «речевого» языка. Лишь позднее, в XVIII веке, внутри художественной литературы наметились различные, вначале опять-таки общие, стили - высокие, средние, низкие (о них писал Ломоносов), каждый из которых был предназначен для передачи определенного содержания. В конце XVIII века в творчестве таких писателей, как Державин, Радищев, Карамзин, Крылов, Фонвизин уже явно выступили именно индивидуальные писательские стили. Расцвет индивидуальных стилей, их огромное многообразие связаны в основном с развитием реалистической литературы. Стиль эпохи – очевидно, наиболее абстрактный уровень стилевого единства. Изнутри самой эпохи стилевое единство, как правило, ощущается слабо, люди склонны подчеркивать различия, а не сходства, но на фоне других эпох стилевое единство просматривается достаточно отчетливо. Именно поэтому мы можем говорить о едином стиле Античности, Средневековья, Возрождения и т. п.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.007 с.) |